В чем уникальность прикладного искусства казахов план урока

Обновлено: 30.06.2024

ЗАДАНИЕ № 2
На ваших столах находятся задания с вопросам

Оценить 1168 0

Резниченко Зоя Георгиевна

Средняя школа- гимназия №11

город Кокшетау, Казахстан

Учитель технологии, художественного труда

1 категория

Урок технологии

Тема:Традиционное декоративно-прикладное искусство и ремесла казахского народа.

Цель: Учащиеся:

* Узнают о различных видах казахского прикладного искусства;

* будут использовать различные источники информации для развития и исследования творческих идей

*Учащиеся могут применять специальную терминологию.

*Учащиеся могут анализировать полученную информацию и делать соответствующие выводы.

*Лексика и терминология, специфичная для предмета: декоративно-прикладное искусство, кожевенное искусство, ювелирное искусство, обработка камня, кузнечное ремесло, деревообработка, ковроткачество, ши току и изготовление изделий из войлока.

Тип урока: получения новых знаний

эпиграф к уроку

I .Орг. момент

-Готовность к уроку

Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Отчего же сделалась радостней жизнь? от того, что мы с вами поздоровались.

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в удивительную страну. Отправляясь в путь, мы разделились на две команды. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.

2.2. Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесла.

Для того чтобы определить тему урока и поставить цели и задачи, ответим на некоторые вопросы: (ВОПРОСЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ)

1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)

2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней.(Ювелир)

3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо.(Орнамент)

4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)

6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)

7. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия, тюбетейка)

8. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла.(резьба по дереву, вышивка, ткачество,)

Задание 2: Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 3: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

2.3. Учитель организует обсуждение результатов выполнения задания по анализу текстов.

Скажите пожалуйста , если объединить все ваши ответы в одно целое, можно ли определить тему урока и поставить перед собой цели и задачи?

Тема урока: Традиционное декоративно-прикладное искусство и ремесла казахского народа.

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. И об этом свидетельствуют археологические находки. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Вся наша земля – это земля мастеров.

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому человеку не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, шерсть, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства.

И так, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь.

На ваших столах есть следующее задание. Необходимо изучить информацию и каждая группа поделится ею с нами. А так же найти слово, которое обозначает вид ремесла. На это задание дается 5 мин.

Учитель просит сделать вывод:

-Что объединяют все виды ДПИ? Их объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился? И почему?

Презентация

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.

Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте.

Правила техники безопасности.

1.Девочки, с какими инструментами будете работать?

Ученик:ножницами.

Мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами?

Ученик:ответы детей.

Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.

Ход выполнения изделия.

Используя шаблоны подготовить эскиз работы

Выполнение самой работы.

Каждая команда представляет свою работу.

Самостоятельная работа.

(выполняют работу под музыку)

Выставка работ.(защита своей работы учащимися, выставление оценок)

Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

Ученик:(ответ…)

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Сегодняшний урок был значим для вас?

Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

Да, действительно, даже легкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать. А нам с вами нужно это знать?

Девочки, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие прошло отлично. Мы вспомнили с вами все народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке.

Домашнее задание: подготовить информацию об интерьере юрты, картинки, слайды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский вопрос: В чем уникальность прикладного искусства казахов?

Тема урока: Материальная культура казахов в XVIII веке

Исследовательский вопрос: В чем уникальность прикладного искусства казахов?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.2.4 – оценивать достижения прикладного искусства

Анализировать особенности прикладного искусства казахов в XVIII веке.

Критерии оценивания

Описывать достижения кочевников в ювелирном деле.

Анализировать виды оружия и развитие кузнечного дела у казахов.

Объяснять уникальность ткацкого дела у кочевников XVIII века.

Языковые цели

Слушают и обсуждают презентации групп (навык слушания и говорения);

Пишут краткий анализ-обзор об изменении и преемственности прикладного искусства казахов (навык письма);

Работа с раздаточным материалом (навык чтения).

Работа в парах при проведении исследования материалов информационных текстов и исторических источников, а затем предоставлять устный отчет результатов своей работы перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устных высказываний).

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Семсер, кылыш, найза, зергер, журекше, шашбау, шолпы, бойтумар, текемет, сырмак.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Значимость прикладного искусства заключается в .

Развитие ткацкого дела доказывает, что.

Уникальность прикладного искусства обсуловлена следующими факторами: во-первых . во-вторых.

Особенность кочевой материальной культуры – .

Привитие ценностей

Воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания, готовности служить интересам общества. Воспитание уважения к окружающим, формирование навыков сотрудничества между учащимися групповой и парной работе, академической честности

Межпредметные связи

Казахская литература (описывают достижения прикладного искусства казахов), география.

Применение ИКТ

Использование интернет ресурсов, видеоматериалов

Предварительные знания

На предыдущем уроке учащиеся изучали достижения материально культуры казахов в XVIII веке.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Что вы увидели? Что вам было знакомо из иллюстрации?

Что общее объединяет данные изображения?

Как вы думаете какую тему мы сегодня будем рассматривать?

У С помощью презентации объясните учащимся новую тему, цели урока и критерии оценивания.

Исследование и анализ

Задание 1. Для проведения исследования разделите учащихся на 3 группы. Возможно разделение групп по рисункам (ювелирное, ткацкое и кузнечное дело). Предоставьте учащимся соответствующие материалы (Приложение 1).

1-группа: Изучают кузнечное дело казахов XVIII века.

2-группа: Описывают особенности ювелирного искусства кочевников.

3-группа: Рассматривают ткацкое дело казахов.

Дескрипторы к заданию:

1. Определяют особенности кузнечного дела казахов;

2. Описывают уникальность ювелирного искусства;

3. Определяют продукты ткацкого дела, свойственные казахскому народу.

К Каждая группа презентует свои работы в творческой форме (постер, новостная лента, театральная постановка, статья в журнал и др.).

Интерпретация

П После анализа попросите учащихся объединиться в пары и на основе прослушанного материала создать интеллект-карту (Mind Map). Необходимо обеспечить каждую группу флипчартами формата А3 для создания Mind Map.

Интеллект карта визуализирует процесс мышления учащихся, помогает раскрыть понимание причинно-следственных связей и объяснить свои идеи и то, что они усвоили по теме урока.

Дескрипторы к заданию:

1. Определяют главную идею;

2. Определяют подидеи или мысли;

3. Описывают функции подидеи.

П Пары могут по желанию представить свою карту учащимся.

К Проведите общеклассное обсуждение. Вопрос-ответ. Учащиеся могут дополнять ответы друг-друга.


Материал поможет систематизировать знания о разновидностях декоративно прикладного искусства, раскрыть особенности традиционной мебели казахов.

Описание разработки

Цель: знать о предметах домашнего обихода в интерьере юрты и современном жилище.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания о разновидностях декоративно прикладного искусства, раскрыть особенности традиционной мебели казахов;

Развивающая: развивать познавательную активность у учащихся, формировать коммуникативные навыки;

Воспитательная: формировать эстетический вкус в обустройстве помещения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: фронтальная, работа в группах.

Методическое оснащение урока.

Материально – техническая база:

Инструменты: линейка, карандаш, рабочая тетрадь;

Текстовый материал с описанием внутреннего убранства юрты;

Макеты юрт, макеты казахской мебели;

Иллюстрации юрт: зимняя, летняя, парадная, свадебная, походная.

Рассказ, беседа с закреплением материала;

Объяснение с практическим закреплением;

Межпредметные связи: ИЗО, история, русский язык, казахская литература, казахский язык, математика.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка явки учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вначале урока мне бы хотелось узнать, какое у вас сегодня эмоциональное настроение и психологический настрой. Вы видите круг это ваше эмоциональное поле. Отметьте точкой ваше состояние следующим образом. Если ваше состояние великолепно, то поставьте точку внутри круга, если чувствуете неуверенность, дискомфорт, то на окружности, а если вам совсем плохо, то вне круга.

2. Актуализация знаний.

2. 2. (слайд 2) Цель урока: знать о предметах домашнего обихода в интерьере юрты и современном жилище.

Презентация Традиционное декоративно – прикладное искусство и ремесло казахского народа

3. Изучение нового материала.

Цель: изучить историю появления юрты и связанные с ней обычаи и традиции.

Что такое юрта и какое она имеет значение для жизни.

3. 3. Работа со стихотворением. (слайд 5)

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя ее твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне на двор.

Тень ее прекрасна под луной,

А зимой она всегда со мной.

Войлок против инея - стена,

Не страшна и снега пелена,

Там меха атласные лежат,

Прикрывая струн певучих ряд.

Там певец садится в стороне,

Там плясунья пляшет при огне.

В юрту мне милей войти, чем в дом,

Пьяный - сплю на войлоке сухом.

Очага багряные огни

Весело сплетаются в тени,

Угольки таят в себе жару,

Точно орхидеи поутру;

Медленно над сумраком пустым

Тянется ночной священный дым,

Тает тушь замерзшая, и вот

Стих, как водопад весной, течет.

Даже к пологу из орхидей

Не увлечь из этих юрт людей.

Тем, кто в шалашах из тростника,

Мягкая зима и то горька

Юрте позавидует монах

И школяр, запутанный в долгах.

В юрте я приму моих гостей,

Юрту сберегу я для детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой, -

Что они пред юртой голубой!

Я вельможным княжеским родам

Юрту за дворцы их не отдам.

3. 4. (слайд 6). Слово учителя. Своеобразна и неповторима наша Родина – наследница древних кочевых цивилизаций, уникальной и самобытной культуры.

Великая степь хранит в себе таинство мироздания, бесконечность пространства и времени.

Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры.

Юрта – знаменитый «перемещающийся дом, удобный и практичный, идеально подходящий для местных условий и образа жизни – одно из самых выдающихся изобретений кочевников. Он легко собирается и разбирается (говорят, что даже казахская женщина может сделать это за полчаса), легко переносится лошадьми и верблюдами.

Юрта состоит из трех главных элементов: расширяемая основа из решеток (кереге), купол (уық) и круглая вершина (шаңырақ).

Богатые скотовладельцы имели несколько юрт. Большая (үлкен үй), как правило, принадлежала родоначальнику или главе кочевой общины, справа от неё стояли юрты сыновей, слева – гостевая. Недалеко от них находилась юрта для приготовления пищи (асхана үй).

Наша Родина Казахстан – это многонациональная страна. Сейчас под гостеприимным шаныраком живет большая и дружная семья.

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Задания по истории Казахстана

Ф.И.О. учителя

Адешова Гульмира Дулатовна 87763353526

Урок № , тема урока

Материальная культура казахов в XVI-XVII

Цели обучения

Описывать достижение кочевников в прикладном искусстве; определять особенности хозяйственной жизни кочевников

Ф.И. учащегося (заполняется учеником)

Порядок действий

(заполняется учителем)

С поморщью презентации объяснить учащимся новую тему, цели урока и критерии оценивания

(заполняется учеником)

Оценивать достижения прикладного искусства казахов в XVI-XVIIвв. Изучить особенности достижение кочевнков в прикладном искусстве . Анализировать уникальность жилища кочевого народа. XVI-XVII самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

Вопросы учителя по иученному материалу

Классифицируйте традиционные предметы материальной культуры XVI – XVII вв казахов (10б)

Впиши свои ответы

Составить доклад жилище кочевников

Критерии к докладу:

• Описать причины использования юрты;

• Перечислить части, составляющие жилища;

• Описать роль каждой составляющей части юрты;

• Анализировать уникальность жилища кочевников.

Дескрипторы к заданию:

· Определяют 2-3 причины выбора юрты в качестве жилища казахами;

· Перечисляют составные части юрты;

· Определяют функцию каждой составной части юрты;

· Формулируют вывод об униикальности жилища кочевников.

В учащиеся могут обобщать полученные знания путем обратной связи.

* Влияние материальной культуры на экономическое развитие Казахского народа влияние .

Читайте также: