Лента времени в доу как сделать

Обновлено: 05.07.2024

Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего. Но только для того, чтобы лента действительно работала и помогала ребенку хорошо ориентироваться в истории, ему нужно самому принимать участие в создании и ведении ленты времени.

Существует масса вариантов оформления ленты времени, и мы сейчас расскажем о большинстве из них, однако, сколько бы их ни было, они делятся всего на два типа - настенную и переносную.

НАСТЕННАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Настенный вариант ленты времени потребует от вас пространства. Если лента времени ограничена только Древним миром, Средневековьем, историей Московской Руси или другим коротким промежутком времени, то вам хватит, пожалуй, и одной стены. Можно даже на постере уместить основные события. А вот если вы решили подойти к изучению истории основательно, то ленте времени придется отдать гораздо больше места, возможно, не одну стену и даже не одну комнату.

Расположить историю в хронологическом порядке можно на бумаге, это самый первый вариант, который приходит на ум. Рулон недорогих обоев, разрезанный вдоль пополам, или много склеенных листов плотной бумаги разместите на уровне роста ребенка, чтобы он мог работать с лентой времени, просто подходя к ней: читать, приклеивать картинки, подписывать даты и события. Можно заменить бумагу пробковыми панелями, однако, это сильно дороже.

Цель: развитие у детей познавательных интересов к истории предметов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:
-систематизировать и углубить знания детей об истории предметов, которые их окружают;
-научить детей устанавливать пространственно-временные связи;
-пополнять и активизировать словарь соответствующими понятиями;
-развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять;
-воспитывать любовь к истории, культуре родной страны.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель данной технологии: дать детям представления о времени: глубина, неразрывность, быстротечность, систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам, а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.

• Постановка цели исследования (узнать)

• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

• Сборка общей таблицы (ленты времени), сопоставление результатов исследования

• Вывешивание таблицы на стене группового помещения

• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

ВложениеРазмер
opyt_goliusovoy_n.i._mdou_no4_mayskiy.docx 69.66 КБ
prilozheniya.docx 53.71 КБ

Предварительный просмотр:

Голиусова Наталья Игоревна

Раздел I. Информация об опыте…………………….……………..……….

Раздел II. Технология опыта …………………………………..……………

Раздел III. Результативность опыта ………………………………………..

Информация об опыте

1.1. Условия возникновения, становления опыта

Основная задача образовательной политики государства на современном этапе – это достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества .

Взаимодействие с социальными партнерами помогает педагогам детского сада в формировании у дошкольников опыта взаимодействия с окружающим миром, осознания ими смысла социальных явлений.

Образовательное пространство дошкольной организации обеспечивает максимальный психологический комфорт, создает возможности для реализации права ребенка на свободный выбор деятельности, степени участия в ней. В целях личностного роста педагогами организованы: игровые центры в группах и на территории детского сада; научно-исследовательский, экологический и краеведческий модули, зоны и центры безопасности жизнедеятельности.

Одним из приоритетных направлений центра развития является познавательное развитие дошкольников.

1.2. Актуальность опыта

Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит его приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.

В федеральном государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, в соответствии с которыми на этапе завершения дошкольного образования :

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связям; склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между необходимостью формирования познавательной активности и недостаточной теоретической и практической разработанностью доступных для применения в дошкольной организации современных методов и технологий, которые удовлетворяли бы образовательные потребности современных детей.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с апреля 2014г. по август 2017г.:

I этап. Подготовительный (апрель 2014 – август 2014 г.): подбор материалов для мониторинга, проведение мониторинга, планирование мероприятий системы нравственно-патриотического воспитания.

II этап. Основной или внедренческий (сентябрь 2014 г. – апрель 2017г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ.

III этап. Итоговый (май 2017 г.) – мониторинг результатов реализации опыта, обобщение опыта на уровне ДОУ.

1.5. Диапазон опыта

1.6. Теоретическая база опыта

Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия:

Социальная действительность - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы [10] .

Социальная действительность (социальный мир) создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями [5].

Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса.

В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности, начиная с дошкольного возраста, рассматривался К.Д.Ушинским, Л. Н. Толстым. Они считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать ощущение полного слияния со своим народом.

Советские педагоги (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Г. М. Лямина, Н. В. Мельникова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Г. И. Григоренко, Л. А. Таллер) отмечали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

Изменения политической ситуации в стране оказали влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л. А. Венгер, В. А. Петровский, Н. Я. Михайленко, Л. А. Парамонова) личностно-ориентированная модель воспитания, которая ознаменовала поворот к развитию личности ребенка.

Эта модель позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка.

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира.

Познавательная активность – это динамический, целенаправленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, необходимых для реализации каких-то жизненных планов. В психолого – педагогической литературе познавательная активность рассматривается как деятельность и как черта характера личности обучающегося.

Познавательная активность как психолого-педагогическое явление исследована Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Ю.М. Колягиным, А.Н. Леонтьевым, Г.Л. Луканкиным, С.Л. Рубинштейном, Г.И. Щукиной. Процесс управления познавательной активностью учащихся отражен в работах В.В. Давыдова, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина.

Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность.

Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка [7,c.22-24]. Под познавательной активностью Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях [11].

В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

1.7. Новизна опыта

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития современных детей и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

1.8. Характеристика условий

Материалы опыта могут быть использованы при организации образовательной деятельности, как дошкольных образовательных организаций, так и отдельных дошкольных групп.

Технология описания опыта

Цель опыта - развитие личности дошкольника, накопление его опыта взаимодействия с окружающим миром.

- расширять представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира;

- развивать мышление умение детей устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные связи.

- формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности, познавательную активность, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию;

- способствовать формированию интересов, творческих способностей, воображения;

- формировать навыки межличностного общения, взаимодействия и сотрудничества;

- воспитывать интерес к истории и культуре своего народа и рукотворному миру, созданному человеком.

- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах познавательного развития дошкольников, включая их в образовательную деятельность.

Технология построения и реализации актуального педагогического опыта в практике работы дошкольной организации построена на принципах системно-деятельностного подхода (приложение №1).

Реализация опыта предполагается в 2 этапа:

I -й этап – подготовительный включает:

- организованную образовательную деятельность по накоплению детьми 4-5 лет (средняя группа) представлений об окружающем мире, овладение ими первоначальных навыков классификации и систематизации в игровой форме (приложение №2).

- поисково-исследовательскую деятельность самого педагога, которая заключается в сборе информации об истории возникновения предметов, литературных произведений для детей, иллюстраций и картинок исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее) и предметов материальной культуры в разные исторические эпохи, видеоинформации для мультимедиа, а также раздаточного материала (карточек с изображением различных видов предметов);

II этап – основной. Это непосредственно применение технологии в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на основе перспективного планирования (приложение №3) и системы педагогических мероприятий.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как сравнение, классификация, анализ, синтез.

Основные направления работы по опыту:

1) проектирование развивающей предметно-пространственной среды в целях развития познавательной активности;

2) организация совместной образовательной деятельности в режиме дня и в ходе педагогических мероприятий (приложение №4);

3) включение родителей в образовательную деятельность группы и детского сада.

Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает проектирование центров и зон:

- центр Краеведения, где представлены геральдика, наглядная информация, литератур, игры, пособия по развитию представлений о культуре, традициях историческом прошлом страны и региона.

В качестве центров развития познавательной активности выступают также: зоны сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр; зоны для разнообразных видов самостоятельной деятельности , а также различные выставки (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам используются следующие методы:

Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Игра - является ведущим видом деятельности и помогает педагогу соединить познавательно-исследовательскую деятельность старших дошкольников с начальным этапом учебной деятельности.

Словесный метод: р ассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

- рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций;

-схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов-презентаций;

- составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, подготовка и организация выставок, мини-музеев, коллекционирование, знакомство со способами действия.

Практическая деятельность предполагает высокую познавательную активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием данной технологии полностью соответствует алгоритму современного педагогического мероприятия.

1 этап - обсуждение реального или вымышленного события (организационный момент);

2 этап - постановка цели исследования (мотивационно-ориентировачный этап)

3 этап - анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала (поисковый этап).

5 этап - сопоставление результатов познавательно – исследовательской деятельности (рефлексивно-оценочный этап).

6 этап - дополнение таблицы детьми в дальнейшем: в самостоятельной деятельности, с помощью привлечения родителей к сбору необходимой информации.

  • Повышается познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Развиваются навыки успешного общения.
  • Совершенствуются межличностные отношения, улучшается психологический климат в группе сверстников .

Ведущую роль в подгрупповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога, который должен:

- учитывать интересы и возможности детей;

- учитывать особенности состава подгруппы (разновозрастные, по половой принадлежности, по интересам);

- уметь распределять роли между участниками подгруппы;

- организовывать коммуникацию в подгруппе и между подгруппами;

- контролировать работу в подгруппах, оказывать помощь при необходимости, анализировать способ деятельности.

Важным направлением работы по реализации актуального опыта является включение родителей в образовательную деятельность группы и детского сада.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями. Сказано, что одной из задач в области дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих познавательное развитие детей;

• повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования и воспитания детей и их социализации на основе современных форм взаимодействия и сотрудничества (приложение №5) .

Читайте также: