Организация проектной деятельности в доу белая к ю

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемых в работе

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Структура проекта

(основные этапы разработки проекта)

1. Выбор цели проекта : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование.

3. Выполнение проекта – выполняется практическая часть проекта.

4. Подведение итогов – проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Структура проекта обязательно включает:

• насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии);

• активизацию прошлого опыта детей (беседы, драматизации);

• обязательное участие родителей (запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, изготовление костюмов, подарков);

• презентация с показом того, что научились делать дети.

Классификация проектов

В настоящее время проекты классифицируются по следующим признакам:

а) по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные);

б) по целевой установке;

в) по тематике (исследовательские, игровые, информационные, и творческие);

г) по срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные).

Типы проектов

1. Исследовательско-творческие. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-либо объекте или явлении, анализируют, обобщают и реализуют ее, путем ознакомления других участников проекта с этой информацией.

4. Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, которая только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, интересам участников проекта. После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, совместной газеты, драматизации, спортивной игры).

По продолжительности проекты бывают :

• краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы – развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

Этапы проекта

1. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

2. На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.

Включает несколько шагов.

Совместное составление плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы:

- Что мы знаем? (Ответы детей записываются).

- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Ответы зачитываются и обобщаются).

3. На третьем этапе воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

4. Четвертый этап. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта, а дети активно помогают, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Существуют и другие возможные выходы проектной деятельности : выставка, газета, журнал, игра, коллекция, макет, модель, оформление группы, пакет рекомендаций, праздник, серия иллюстраций, сказка, экскурсия, историческая лента времени, альбом, коллаж, драматизация, реклама, концерт…

Составляющие проекта

Проект состоит из : описания, диагностики, пакета документов, обеспечивающих реализацию проекта

1. В описание проекта входит :

- тип проекта;

- сроки исполнения проекта;

- масштаб проекта (внутри учреждения, в масштабах города, личный, групповой,кто является участником проекта);

- этапы реализации проекта;

- виды деятельности (методы и приемы);

Любой проект должен начинаться с диагностики и ею же заканчиваться, чтобы можно было определить, насколько эффективной оказалась вся проделанная работа.

• первоначальной (для установления проблемы или при определении уровня развития до начала проектной деятельности);

• промежуточной (если проект среднесрочный или долгосрочный, проводится для установления и корректировки используемых методов работы;

• заключительной (если проект завершен, проводится для определения эффективности проекта. После проведения диагностики на всех этапах проводится сравнительный анализ ее результатов, делаются выводы.

3. Далее оформляется приложение к проекту, в которое входит полное теоретическое обеспечение проекта. Это могут быть конспекты, разработки, перспективные планы, результаты анкетирования и т. д.

Требования к работе над проектом

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Эта проблема может быть обозначена воспитателем или детьми.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т. е. определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т. е. поиска информации, которая затем будет обработана и представлена участникам всей проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт. Это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Советы воспитателю по работе над проектом

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Познавательно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Проектный метод как вариант интеграции.

Организация проектной деятельности в дошкольном образовании, К. Ю. Белая, Н. В. Теселкина, М. Р. Мурзина, Т. Т. Щеткина, О. И. Прокопович, Л. В. Рымаренко

Пособие знакомит читателей с организацией проектной деятельности в московских образовательных учреждениях и их структурных подразделениях - семейных детских садах. Авторы разработали и апробировали на практике темы детско-взрослых проектов по разным направлениям педагогической деятельности. Практический материал поможет педагогам в организации такой увлекательной и результативной технологии, как проектная деятельность с дошкольниками. Данное пособие предназначено для педагогов, родителей, старших воспитателей ДОО. Обо всём этом и не только в книге Организация проектной деятельности в дошкольном образовании (К. Ю. Белая, Н. В. Теселкина, М. Р. Мурзина, Т. Т. Щеткина, О. И. Прокопович, Л. В. Рымаренко)

Средний балл:
Средний балл:

Белая К.Ю.: Организация проектной деятельности в дошкольном образовании

Пособие знакомит читателей с организацией проектной деятельности в московских образовательных учреждениях и их структурных подразделе­ниях — семейных детских садах. Авторы разработали и апробировали на практике темы детско-взрослых проектов по разным направлениям педаго­гической деятельности. Практический материал поможет педагогам в орга­низации такой увлекательной и результативной технологии, как проектная деятельность с дошкольниками. Данное пособие предназначено для педагогов, родителей, старших вос­питателей ДОУ.

Проектная деятельность в ДОУ. Методическое сопровождение (алгоритм построения проекта, библиография).

Проектная деятельность в ДОУ.

Методическое сопровождение

(алгоритм построения проекта, библиография).

Дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, принимают на себя роль основного помощника родителям в переходе ребёнка из семьи в более широкое социальное пространство, и, естественно, при этом необходимо идти в ногу со временем. Это позволяет осуществить использование инновационных педагогических технологий.

Инновационные технологии в ДОУ открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является необходимыми составляющими разностороннего развития личности.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), и долгосрочные (на учебный год).

По составу участников - индивидуальные, групповые, фронтальные.

По тематике - творческие, информационные, игровые, исследовательские. Темой проектов могжет стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В практике работы ДОУ используют такие виды проектов:

Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.

Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

Структура проекта:

- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

Этапы работы над проектами:

I. Подготовительный этап. (На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.)

II. Организация проектирования. (На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.)

III. Проектирование. (Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.)

IV. Презентация. (Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.)

Методическое сопровождение проектной деятельности. Список литературы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Методическое сопровождение проектной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации носит комплексный характер и сформулировано на базе исследований К.Ю.Белой, Н.А.Виноградовой, Л.М.Волобуевой, Н.В. Микляевой, Л.В.Поздняк, Л.Д.Морозовой, Битюковской Н.П., Н.Е.Веракса, В.А.Деркунской и др.

Предлагаем здесь список рекомендуемой по освещаемой теме литературы:

1. Близнецова, В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] / В.С. Близнецов справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.

2. Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Давыдова, Л.Ю. Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности [Текст] / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

6. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова – М,: ТЦ Сфера. 2006 – с. 64.

8. Бутенко, Н. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребенка // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 35-42

10. Гладковская, Л. М. Проектная деятельность логопедической работе с дошкольниками 6-7 лет // Логопед. – 2013. - № 5. – С. 26-31

11. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28

12. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27

15. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47

16. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118

17. Салпыкова, И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 65-69

18. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104

19. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67

Читайте также: