Ленинский план монументальной пропаганды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий.

Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году скульптором Л. А. Бернштамом.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Автором скульптурного фонтана Рыбак или Несчастный рыбак, расположенного в столице Сербии Белграде в центре кольцевого сквера в парке Большой Калемегдан является выдающийся сербский скульптор Симеон Роксандич. Скульптура была сделана в Мюнхенской и Римской мастерских художника в 1906 году, во время его годичного отъезда из Крагуевацкой гимназии, в которой он вел уроки рисования. Впервые скульптура была представлена публике на LXXII Международной художественной выставке в Риме в 1907 году. Установленный.

Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте.

Дом-музей I съезда РСДРП ― музей в память о I съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), проходившем в Минске.

Советская архитектура охватывает период 1917—1991 годов. За это время в ней отразился ряд мировых архитектурных стилей — конструктивизм, рационализм, арт-деко, являющаяся смесью ар-деко, ампира и эклектики сталинская архитектура и брутализм.

Вокруг имени Владимира Ильича Ленина в советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи в СССР прославляли так же, как и Октябрьскую революцию, а позже и И. В. Сталина (вплоть до XX съезда КПСС).

Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.

Испано-французская экспозиция прошла в Сарагосе с мая по декабрь 1908 года в ознаменование столетней годовщины первой осады Сарагосы.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка — выставка в Москве, проходившая в 1923 году. Была первой выставкой такого масштаба, проведённой на территории СССР (России). Предшественница ВСХВ—ВДНХ.

Новый элемент расселения (НЭР) — концептуальное футуристическое направление в градостроительстве, повлиявшее на развитие современного градостроительства в целом, служившее основой кандидатских и докторских диссертаций и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были изложены в книгах, ставших архитектурными бестселлерами в мире. Три стадии НЭРа экспонировались на всемирных архитектурных выставках. Тема НЭРа развивается.

Целостная реконструкция (архитектурных памятников) — это воссоздание утраченного памятника архитектуры и его прежнего облика на том месте, где оно находилось до разрушения, на основе исследований сохранившихся данных (упоминания в письменных источниках, изображения, сохранившиеся аналогичные объекты, археологические находки, обмеры и пр.) с использованием знаний старых строительных приемов.

Памятник Тарасу Шевченко — памятник украинскому поэту, писателю и художнику Тарасу Григорьевичу Шевченко, работы скульптора Леонида Григорьевича Рябцева, был открыт в Ташкенте 20 декабря 2002 года. На открытии памятника присутствовал Президент Украины Леонид Кучма.

Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.

Охтинский мыс — участок суши в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в месте впадения реки Охты в Неву.

Па́мятник — объект (как правило, сооружение), поддерживающий воспоминания о чём-либо.Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды. Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам.

Градостроительная реформа Екатерины II — стандартизация застройки российских городов в духе классицизма, одно из проявлений Русского Просвещения.

Охрана памятников истории и культуры — комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большие германские художественные выставки (нем. Große Deutsche Kunstausstellung) — восемь раз проводившиеся в период с 1937 и по 1944 год в нацистской Германии, в специально для этой цели построенном в Мюнхене Доме немецкого искусства. Выставки отражали официальный взгляд на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики.

Агитпароход (в СССР) — пароход, специально оборудованный и приспособленный для ведения агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы среди населения и войсковых частей отдаленных районов. Агитпароходы появились во 2-й половине 1918 года и действовали в период Гражданской войны. В условиях слабой связи центра с местами они, наряду с агитпоездами, были эффективной формой руководства и укрепления местных партийных органов, содействовали упрочению советской власти на местах, мобилизации.

Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы, мастера-реставраторы, руководители работы).

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому.

Памятник Сталину в Улан-Баторе — памятник государственному деятелю СССР И. В. Сталину работы скульптора Н. Томского, располагавшийся напротив входа в Центральную библиотеку им. Сталина в столице Монгольской народной республики.

Арка дружбы народов — достопримечательность Киева, расположенная в Крещатом парке на правом высоком берегу Днепра. Открытие состоялось в 1982 году после четырёхлетнего строительства и было приурочено к 60-летнему юбилею образования СССР. Скульптурно-архитектурная композиция заменила находившуюся здесь летнюю эстраду.

Раскрытие (метод реставрации культурного наследия) — вид реставрационно-восстановительных работ культурных объектов, характерен для памятников искусства. Состоит в избавлении культурной ценности от более поздних наслоений. Вмешательство может быть оправдано при наличии более поздних наслоений, скрывающих подлинную историко-культурную ценность, находящуюся в удовлетворительном состоянии. Обязательными условиями являются: отсутствие значительной диффузии между авторскими и не авторскими наслоениями.

Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930-х годов, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному.

Хроноло́гия Ви́льнюса — основные события истории Вильнюса, события истории Литвы и соседних стран, а также эпизоды биографий выдающихся деятелей культуры, имевшие место в Вильнюсе, в хронологическом порядке.

Общая краевая выставка во Львове или Галицкая краевая выставка (польск. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie) — крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галичины и Лодомерии, которая проходила с 5 июня по 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка во Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка посвящена 100-летию Восстания Костюшко, которое праздновали в 1894 году. Стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова, а также одним из.

Город искусств и наук (валенс. Ciutat de les Arts i les Ciències, исп. Ciudad de las Artes y las Ciencias) — архитектурный комплекс из пяти сооружений на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия (Испания). Дизайн принадлежит валенсианскому архитектору Сантьяго Калатраве, строительство началось в 1996 году. Комплекс является одним из выдающихся образцов современной архитектуры.

В первой части статьи вы можете прочесть как, кем и зачем уничтожались памятники Российской империи. Сегодня я дам краткий обзор на памятники, воздвигнутые советской властью и расскажу почему они не сохранились до наших дней.

Монумент Советской конституции

На месте снесенного памятника "белому генералу" Скобелеву, советская власть в 1918 году решила установить монумент советской конституции, дополнив его статуей Свободы в 1919 году.

Поскольку шла Гражданская война, хороших материалов для увековечивания новой власти не хватало, поэтому и памятник получился дешевым и ущербным, хочется добавить, что какая власть, такие и памятники. Уже к 1930 году он срочно требовал реставрации: кирпичный обелиск разрушался, штукатурка с него отваливалась, да и особой архитектурное ценности памятник не нес. Поэтому его решили просто взорвать, что и случилось в ночь на 21 апреля 1941 г. С 1954 года здесь находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Памятник Марату в Симоновской слободе

Как писал Е. Никифоров в книге "Красная Москва — героям Французской революции":

"Работа принадлежала Марку Имханицкому. Он не был профессиональным скульптором, он занимался юриспруденцией… Внешний вид памятника был своеобразен. " И далее: "время наложило свои следы на скульптуру, она утратила выразительность…".

Памятники Дантону и Робеспьеру в Москве

Двое французских революционеров,наверное, меньше всего хотели бы себе памятники, сделанные новоиспеченными советскими скульптурами.

Памятник Дантону пришлось снять, так как он пугал местных жителей, напоминая им голову богатыря из "Руслана и Людмилы" Пушкина, а памятник Робеспьеру, выполненный из гипса, развалился сам через 5 дней после открытия.

Памятник Свободы в Симферополе

В Симферополе тоже не пощадили архитектурное наследие и "свергли" с постамента Екатерину II и окружающих ее Г. Потёмкина-Таврического, В.Долгорукова, А. Суворова и Я. Булгакова. В 1920-х годах здесь установили памятник, который имел название "Освобождение Крыма как этап борьбы за торжество мирового пролетариата" или коротко "Памятник Свободы". Центром композиции был пролетарий, разбивающий молотом цепи на земном шаре, а окружением его стали новоиспеченная вездесущая троица - К.Маркс, Ф. Энгельс и В.Ленин.

В 1940 г. памятник разобрали, воздвигнув на его месте Ленина в кепке, но новый памятник был разрушен фашистами во время оккупации города.

Вскоре после Февральской революции в Киеве было решено избавиться от скульптуры все царя-освободителя Александра II.

В.И.Ленин произносит речь на открытии памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года.

Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям

2. Павшим за мир и братство народов. Красная пл. 1918. (Мемориальная доска).

В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов 7 ноября 1918 года.

Самая известная из мемориальных досок тех лет - "Павшим в борьбе за мир и братство народов", исполненная скульптором С. Т. Коненковым, была открыта 7 ноября 1918 года на стене Сенатской башни Кремля и посвящена памяти павших борцов октябрьской революции.
На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова.
Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) - в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами - восходящее солнце, лучи которого составлены из слов "Октябрьская 1917 Революция".
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года. Cейчас она хранится в фондах Музея Современной истории России

В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:

на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: "Религия - опиум для народа", на фронтоне - медальон с текстом: "Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся";

на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (архитектор С. Чернышев);

на колонне Большого театра - доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: "Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести" (не сохранилась);

на здании Малого театра - барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: "В борьбе обретешь ты право свое" (не сохранились);

на доме № 25 по Тверскому бульвару - доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Советская пл. 1918.

Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.
Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма.
В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы, которая придала памятнику новый, глубоко символический образный смысл. В ней скульптор Н. А. Андреев стремился воплотить не только пафос победившей революции, но и наивную веру своего поколения в торжество идеи Свободы в самом широком ее понимании.
Обелиск Советской Конституции, названный вскоре Обелиском Свободы, был разобран в 1939 году в связи с реконструкцией Советской площади.

4. Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.

5. Мысль. Цветной бульвар. 1918.

На фотографии на заднем плане памятник Ф. М. Достоевскому.

Гранитная статуя "Мысль" выполнена С. Д. Меркуровым в 1913 году. С 1956 года стоит на могиле автора на Новодевичьем кладбище.

6. К. Марксу. Садовая-Триумфальная ул. 1918— 1919.

7. К. Марксу. (Ульяновская ул.). 1918—1919.

8. А. Н. Радищеву. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры.

9. Робеспьеру. Александровский сад. 1918.

Бетонный памятник Робеспьеру (фигура в рост) работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, был взорван контрреволюционерами в ту же ночь.

10. А. В. Кольцову. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
скульптор С. Сырейщиков

С. А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. В. Кольцову. 1918, ноябрь, 3. Москва

11. И. С. Никитину. Театральная (Свердлова) лл. 1918.
скульптор А. Блажиевич

12. Т. Г. Шевченко. Рождественский бульвар. 1918.

Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.

13. И. П. Каляеву. Перед Александровским садом. 1918.
cкульптор Б. Лавров

14. С. Н. Халтурину. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

15. С. Л. Перовской. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

16. Ф. М. Достоевскому. Цветной бульвар. 1918.

Гранитная статуя Ф. М.Достоевского была выполнена С. Д. Меркуровым в 1914 году по заказу миллионера Шарова. По легенде моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский.Мировая война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. После опубликования 2 августа 1918 года списка лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, где, в частности, значилось и имя Достоевского, Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила работу Меркурова, и 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.
В 1936 году в связи с реконструкцией бульвара памятник был перенесен на новое место - во двор одного из флигелей бывшей Мариинской больницы, где родился писатель (улица Достоевского, 2). С 1928 года здесь размещается Музей - квартира Ф. М. Достоевского.

17. М. Е. Салтыкову-Щедрину. Серпуховская (Добрынинская) пл. 1918.

18. Ж. Жоресу. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
скульптор С. И. Страж

19. Г. Гейне. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

20. Э. Верхарну. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

21. М. А. Бакунину. Тургеневская пл. 1919.

Модель памятника М. А. Бакунину

Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять

23. Ж.-Ж. Дантону. Пл. Революции. 1919.

Н. А. Андреев создает колоссальную голову Ж. Ж. Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

24. Ж.-П. Марату. Симонова слобода. 1919.

25. А. И. Герцену. Перед Университетом. 1922.

26. Н. П. Огареву. Перед Университетом. 1922.

27. К. А. Тимирязеву. Никитские ворота. 1923.

Последние 3 памятника сохранилиь на своих первоначальных местах и по ним много общеизвестной информации.

Содержание

Строить планы

Строительство

Созданием памятников занимались известные скульпторы со всей России, в основном из Москвы и Петрограда (современный Санкт-Петербург). Таким образом, был дан мощный импульс становлению и поступательному развитию Советская школа скульптуры. Важно отметить, что государственная комиссия по монументальной скульптуре сыграла решающую роль в формировании Основной поток тенденции эволюции советской скульптуры: преобладание городских памятников, критерий социальной значимости как тематического ориентира, патриотизм, приглушенное выражение эмоций, героическое содержание, идеализация и художественная лаконичность, порой излишний пафос, грандиозность масштабов.

Прием


Кончина

Наследие

Читайте также: