План урока всеобщая история 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2122 0

Сидерякова Надежда Васильевна

Учитель истории и права

Цель урока: развить знания учащихся о политике, организации феодального общества, ее формах на различных этапах средневекового общества, сформировать знания об особенностях средневековой цивилизации.

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории;

раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

Развивающие:

активизация терминологических знаний позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.

развивать умения систематизировать материал, делать выводы.

обеспечить приобретение учащимися опыта установления причинно-следственных связей исторических процессов под руководством учителя.

Воспитательные:

тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Учебно-методический комплекс:

Оборудование: ноутбук, учебник.

б) Брандт М.Ю. История Средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2004.

в) Брандт М.Ю. История Средних веков. 6кл.: Рабочая тетрадь. – М., 2003.

г) История Средних веков: в 2 т.: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. – М., 1998.

2) Словари и энциклопедии: Школьная энциклопедия “Руссика”. История Средних веков. – М., 2003.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: информационная лекция-беседа

Познавательная деятельность учащихся

Проверка домашнего задания:

1.Устный фронтальный опрос:

А) Какой период называют золотым веком Римской империи?

Б) Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи.

В) В каком году христианство было принято как официальная религия? При ком?

Таким образом, мы с вами узнали, каким образом Рим подходил к своему упадку; выяснили, какие факторы повлияли на переселение народов, как христианство при Константине стало официальной религией Рима.

А) II в. н.э при Траяне, когда Рим достиг своего расцвета.

Б) Ухудшение климатических условий отрицательно сказавшие на урожайности, тем самым приведшее к голоду и восстанию среди армии.

В) в 313 г. при Константине

Принципы периодизации Средних веков

Периодизация истории средних веков.

2) Мир глазами средневекового европейца

3) Доколумбовы цивилизации Америки

4) Древние цивилизации Африки

Изучение нового материала:

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

этап целепологания и мотивации:

План изучения нового материала:

Принципы периодизации Средних веков

Мир глазами средневекового европейца

Доколумбовы цивилизации Америки

Древние цивилизации Африки

Античность и Возрождение – две точки взлёта человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века”. Со временем учёные разрушили представление о Средних веках как о посредственности, серости, упадке человеческой культуры, доказав значимость данного периода для всего дальнейшего хода развития

Периодизация:

Раннее средневековье - V-середина XI вв.

Развитое средневековье - вторая половина XI-XV вв.

Позднее средневековье, или начало нового времени - XVI в. - первая половина XVII в.

Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века, прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории.

- Что такое феодализм?

Феодализм и его основные черты:

- утверждение и оформление крупной феодальной собственности;

- захват крестьянских земель светскими и церковными крупными землевладельцами;

- разорение крестьянства, их личная зависимость от феодала;

- усиление форм внешнеэкономического принуждения;

- заинтересованность феодалов в прикреплении крестьян к земле.

Сравнительная таблица

Древний мир

Средние века

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

Чтобы оценить подлинные масштабы великих открытий и героизм путешественников XV–XVI вв., нужно представить себе уровень знаний о мире и технические возможности европейцев к концу средневековья.
Завоевание западной части Римской империи варварскими племенами привело к тому, что для жителей этой части Европы горизонты известных географических областей сузились. Многие, вполне достоверные сведения о дальних странах, принесенные греками из походов Александра Македонского в Персию и Индию и римлянами из их военных экспедиций, были совсем забыты или затуманены в памяти европейцев. Дороги Западной Европы, особенно в IX–XII вв. пришли в запустение, торговля сократилась.

Работа с документом:

Доколумбовы цивилизации — цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до появления там европейских колонистов в XV веке. Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива.

Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия. До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

- Существовала ли жизнь в Америке до его официального открытия? Если да, то приведите доказательства

- Почему мир узнал о существовании жизни в Америке только после путешествий Колумба? С чем это связано?

- Почему многие развитые цивилизации со временем теряли свое могущество и в конце концов исчезали?

- Могли ли государства, существовавшие на территории Африки с III до X века, остаться такими же развитыми и в наши времена?

Таким образом, сегодня на уроке мы с вами узнали, что средние века – это время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, он проходил в отдельных странах по-разному; выяснили, каким представлялся мир средневековому человеку.

Записать дату, тему урока в тетради

Записать в тетради определение понятия средневековье - время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй

Сделать конспект в тетради про периодизацию средних веков.

На основании таблицы сделать вывод, о том, какие изменения произошли в мире.

Предполагаемые ответы учащихся на вопрос что такое феодализм. Учитель дает точное понятие.

Необходимо записать основные черты феодализма

На основе таблицы выявить основные отличия древнего мира от средних веков.

Дать конкретный ответ чем они отличаются.

Опираясь на текст документа необходимо охарактеризовать географические знания средневековых европейцев.

Предполагаемые ответы учащихся.

Первичное повторение и закрепление знаний на воспроизводящем уровне.

Каким образом религия (церковь) влияла на людей?

Какие цивилизации существовали на территории Америки?

Какие крупные цивилизации существовали на территории Африки?

Сегодня на уроке мы узнали о том, как развивался мир в эпоху средневековья, какие изменения произошли в это время; и как развивались цивилизации на различных континентах.

Оно возникло в эпоху Возрождения, а введено Ф.Бьендо.

Потому что в это время наука не развивалась как таковая, и средневековые люди были неграмотными.

Церковь владела многими тайными, про которые не знали обычные люди, она внушала им вести себя должным образом, чтобы спасти свои души.

В свое время расцветала цивилизация ольмеков, ацтеков, инков и майя.

Царство Аксум, империя Эфиопия, государство Гана.

Прочитать §14, ответить на вопросы и выполнить задания на стр.136.

1.Подведение итогов урока по содержанию: «Сегодня мы на уроке мы рассмотрели еще одну тему, и выяснили, что представлял собой мир в эпоху средневековья.

Читайте также: