Лексические нормы 10 класс план урока

Обновлено: 02.07.2024

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Методы обучения: самостоятельные наблюдения, работа в группах, работа со словарями, лингвистический анализ текста.

Оборудование: презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

I . Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II . Мотивация

На слайде портрет Д.С.Лихачёва

- Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки, используя обозначения (Р, Г). В 1,2,4 предложениях допущены речевые ошибки, т.е. нарушены лексические нормы. Задача учителя – обобщить в начале урока всё, что старшеклассники знают о речевых ошибках.

Общими усилиями ученики справляются с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха.

Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

Юбку не проплатили ещё (используется просторечное проплатили вместо общеупотребительного заплатить).

Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

III . Целеполагание (погружение в проект)

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

Работаем по группам. По ходу работы нами будет заполняться таблица. Она и станет результатом нашего урока – проекта.

Учитель: Вспомним правила успешной проектной деятельности:

В группе нет лидеров. Все члены группы равны.

Группы не соревнуются.

Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.

Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

IY . Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Результат домашнего задания. Ученица даёт ответ, используя теоретический материал учебника.

Ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись с объяснением. На слайде объяснение сразу не показано.

Письмо отправили адресанту по почте.

Y . Работа в группах

Чтобы работа по предупреждению речевых ошибок была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. Безусловно, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.

Неразличение паронимов

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках. При необходимости обращайтесь к словарю.

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель побуждает учащихся к теоретическому обсуждению фактов, стимулирует активное участие всех старшеклассников. Учащиеся обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Результат работы групп фиксируется на доске, затем словосочетания зачитываются вслух.

Лексическая сочетаемость.

Учитель: Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем этот вид ошибки под №2.

Исправление ошибок, запись примеров в графу. Слайд

Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните! Иметь значение

Играть роль

Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: три составлены с ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости, одно – правильно. Результат работы групп фиксируется на доске.

Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

Автор увеличивает впечатление о герое.

В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.

В голове у него метнулась мысль о побеге.

Дети страшно обрадовались.

Восточный Крым был полон цветения и тишины.

Лексическая сочетаемость нарушена в 1 -3 предложениях.

Ошибки при использовании слов иноязычного происхождения.

Коллективное исправление ошибок, запись примеров в таблицу. Слайд

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Задание по группам: Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём. Составьте с данными словами словосочетания.

Группа 1 Группа 2

Амбиция, вердикт, пунктуальный Реставрация, флора, экспорт

Каждая группа сообщает о проделанной работе.

YI . Лингвистический анализ текста

А денег у меня – кот наплакал. (2) Самое большое, что на три пирожных. (3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю… (4) А денег – с гулькин нос.

(5) Съела она с кремом, цоп другое. (6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть.

(10) А она говорит:

(12) И берёт третье.

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову.

(19) - Ложи, говорю, взад!

(20) А она испужалась. (21) Открыла рот, а во рте зуб блестит…

(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:

(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.

Задания по тексту

Найдите предложения, в которых допущены нарушения лексических и синтаксических норм русского языка.

Укажите стиль текста. Поясните ответ.

Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.

YII Рефлексия

Результаты деятельности и их оценка.

- Какие цели мы ставили сегодня?

- Какой результат получили?

Ученики называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы, могут отметить продуктивную работу группы. Учитель оценивает работу класса в целом.

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (К10). В целом, для развития культуры речи.

-Что нового узнали?

2. Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую

проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.

Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. - №3. – С. 32 -36.

Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Положения о различных конкурсах, мероприятиях и т.д., проводимых в школе, буклеты, различные материалы.

Материалы, документация для итоговой аттестации учащихся 9-11 классов

Методические разработки учителей английского языка

Методические разработки учителей русского языка и литературы

Методические разработки учителей истории, обществознания и права

Публикации учителя русского языка и литературы Гаврюшиной Любовь Ивановны


Визитная карточка

Тема урока: "Культура речи. Языковые нормы".

Место и роль урока в изучаемой теме: девятый урок по теме.

Цели урока:

формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой речи.

Содержание учебного материала

Беседа по поводу увиденного:

Какие впечатления вызвал данный репортаж? О чем заставил задуматься?

Знакомство с эпиграфом к уроку:

Как вы понимаете смысл этих слов? Может ли проза быть поэтичной? Судя по такому началу урока, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

Фронтально-индивидуальный опрос:

Что значит культурный? Какую речь мы называем культурной? Как определить: культурная речь или нет? Что такое языковая норма? Назовите ее основные признаки. Какие языковые нормы известны на сегодняшний момент? Как вы полагаете, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке?

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свои листы с самостоятельной работой в группе: орфоэпические нормы, лексические нормы и грамматические.

Самостоятельная работа.

Задания для 1 группы: расставьте ударения в словах, прочитайте выразительно.

1. Предприимчивый мастер из Гатчины занимался вещами значимыми. Дал приют он сиротам, научил их остротам предприимчивый мастер из Гатчины.

2. Выполняя договоры, инженеры и шоферы, столяры и маляры – потрудились все на славу, чтоб за месяцы зимы возвести домов кварталы для народа, для страны.

3. Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта.

4. Молодому шоферу из Видного все на свете было завидно. От такого недуга ни подруги, ни друга не видать у шофера из Видного.

5. Деловая зимовщица Марфа обожала банты и шарфы. И, коллекцию всю нацепив поутру, на лыжню шла красавица Марфа.

6. Черпать суп из свеклы можно, но не балуясь, осторожно.

7. Молодой столяр Василий из Америки на работу ездил затемно на велике. И в гостинице столичной сделал пол он мозаичный, чем начальника довел он до истерики.

8. Наживший загодя друзей давнишний недруг поскорей откупорить принудит вас не сливовый, без свеклы квас.

9. Клала шарфы, банты, торты, кралась затемно домой, а потом к аэропорту прибыла, слилась с толпой.

2 группа: составить словосочетания или предложения с паронимами.

Абонент – абонемент, высокий – высотный, гречишный – гречневый, надеть – одеть, предоставить –представить, рыбий – рыбный, царский – царственный, человеческий – человечный.

3 группа находит предложения с грамматическими ошибками, называет причину ошибки, дает правильный вариант ответа (по учебному тренажеру Остриковой С.П.).

Каждая группа оценивает свою работу: нам удалось узнать…., мы достигли (не достигли) поставленной цели…, нашему успеху способствовало…., нам мешало…, мы столкнулись с такими трудностями…, мы можем это преодолеть, если….

Мониторинг психологического состояния обучающихся.

(Дети оценивают свое эмоциональное состояние, свой уровень подготовки по данному вопросу перед получением контрольного задания).

Каждый ученик (в зависимости от собственной оценки своих возможностей) выбирает свой листок контроля, в котором находятся 5 заданий части А ЕГЭ (задания А1, А2, А3,А4,А5).

Самоконтроль:

Я желаю вам набраться терпения и работать не покладая рук, изучая языковые нормы, чтобы со временем вам было чем похвастаться перед родителями, друзьями и будущими детьми.

А сейчас я предлагаю вам оценить свой уровень языковой культуры и свою работу на уроке. На ваших оценочных листах две координатные прямые. На первой прямой покажите, как вы оцениваете свой уровень культуры речи:

На второй координатной прямой поставьте ту оценку, которую вы заработали на сегодняшнем уроке, выполняя разные задания. Оцените свой вклад в общее дело.

Из приведенного ряда слов выберите то, какое характеризует Ваше:

Настроение на уроке

Уровень Вашей активности на уроке

Уровень знаний после урока

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: