Лаборант в школе это педагогический работник

Обновлено: 02.07.2024

Всем добрый вечер! В прошлых статьях мы начали сравнивать две самые популярные профессии, куда можно устроиться после химического факультета - лаборанта и учителя химии в школе. Мы уже обсудили достоинства и недостатки работы в школе, теперь рассмотрим работу в лаборатории. Начнём, конечно же, с плюсов.

Основное преимущество работы лаборантом по сравнению с работой учителем - работа происходит только на работе . Если ты что-то не успел доделать, то доделываешь в следующую смену либо передаёшь задание по смене и доделывает другой лаборант. За пределами лаборатории ты свободен о мыслях о работе и от самой работы.

Второе достоинство больше для интровертов - это отсутствие необходимости общения с людьми . Да, люди есть везде и какие-никакие рабочие взаимодействия в смене присутствуют. Но большую часть времени на работе ты проводишь один в лаборатории. И именно в сравнении со школой необходимость в общении с людьми меньше.

Если ты интроверт, то гораздо проще находиться одному в лаборатории, чем с кучей учеников в классе. Источник - Яндекс. Картинки

Если ты интроверт, то гораздо проще находиться одному в лаборатории, чем с кучей учеников в классе. Источник - Яндекс. Картинки

Ещё один плюс - работа лаборантом не является призванием , им может быть по сути любой человек. Это для работы в школе необходимо уметь держать аудиторию, интересно преподносить материал и т.д, то для работы в лаборатории нужно просто обладать необходимыми навыками обращения с химической посудой и приборами, а также иметь элементарную соображалку.

Теперь поговорим о недостатках

Один из главных недостатков работы лаборантом - материальный. Да, сама зарплата будет примерно одинаковой, но при работе в школе до 28 лет сотруднику будет платиться надбавка молодому специалисту , в то время как лаборанту не доплачивается ничего, поскольку эта выплата положена сотрудникам на инженерных должностях. А инженером-химиком без опыта работы в лаборатории вряд ли возьмут.

Ещё один недостаток работы лаборантом, который является недостатком почти во всех работах кроме школ и вузов - отсутствие такого большого отпуска летом . Да, возможно удастся брать каждый год отпуск на пару недель летом, но две недели - не полтора месяца. Плюс далеко не факт, что отпуск летом будет даваться каждый год, так как отдохнуть летом хотят все. А у учителей отпуск летом гарантирован.

Также в лаборанты лучше не идти людям со слабым здоровьем, ибо работа в лаборатории считается вредной . Здесь есть и ядовитые вещества, парами которых можно отравиться, и вещества, способные вызвать химический ожог, да можно элементарно при отборе проб поскользнуться и свалиться в колодец. В школе всё же безопаснее.

В любой лаборатории должен быть вытяжной шкаф, чтобы избежать отравление парами ядовитых веществ. Источник - Яндекс. Картинки

В любой лаборатории должен быть вытяжной шкаф, чтобы избежать отравление парами ядовитых веществ. Источник - Яндекс. Картинки

Работа в лаборатории, так же, как и в школе, и в любом другом месте, имеет свои достоинства и недостатки. Главное - при устройстве на работу взвешивать все "за" и "против", принимать осознанное решение и выбирать работу с умом. Тогда и работа не будет превращаться в каторгу.

Должен ли лаборант образовательной организации, ответственный за различные по своему назначению лаборатории и мастерские, иметь педагогическое образование?

ГАПОУ Торгово-технологический техникум

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н, не содержит квалификационных характеристик должности "лаборант". Должность "лаборант" не поименована в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678, поэтому к педагогическим должностям не относится.

Квалификационные требования к должности "лаборант" установлены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 № 37:

"Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет".

Вывод: лаборант, работающий в образовательной организации, не обязан иметь педагогическое образование.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция лаборанта

1.7. Лаборант образовательного учреждения должен знать положения должностной инструкции лаборанта школы, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!


2. Функции лаборанта
2.1. Оказание помощи учителю (учителям) в организации и проведении учебных занятий в образовательном учреждении, обслуживании и поддержании в рабочем состоянии оборудования учебных кабинетов.
2.2. Наладка и поддержание приборов, лабораторного оборудования и ТСО в исправном состоянии, подготовка к его использованию во время проведения плановых лабораторных, практических и демонстрационных работ в кабинете.
2.4. Правильное хранение и рациональное использование приборов, лабораторного оборудования, химических реактивов и препаратов.

3. Должностные обязанности лаборанта

3.1. Внимательно следит за исправностью лабораторного оборудования, приборов, технических средств обучения.
3.2. Тщательно контролирует наличие и исправность ученических рабочих мест, розеток, освещения, индивидуальных средств защиты, первичных средств пожаротушения, содержимого медицинской аптечки.
3.3. Осуществляет в соответствии с должностной инструкцией лаборанта в школе и указаниями учителя, заведующего кабинетом и расписанием занятий необходимые подготовительные и прочие вспомогательные операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ.
3.4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру, химические реактивы, лабораторную посуду и другие технические средства обучения) к проведению экспериментов, опытов, занимается осуществлением его проверки, наладки и простой регулировки согласно разработанным инструкциям и другой имеющейся документации.
3.5. При проведении лабораторных и практических работ обеспечивает учеников школы всеми необходимыми для их проведения оборудованием, материалами, реактивами и тому подобное.
3.6. Дает консультации учащимся, по возможности корректирует их действия во время выполнения лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
3.7. Контролирует соблюдение учениками образовательного заведения правил поведения в кабинете при выполнении лабораторных и практических работ.
3.8. Выполняет различные вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми занятиями.
3.9. Ведет учет всех расходуемых материалов, составляет отчетность в соответствии с установленной формой.
3.10. Размножает по указанию заведующего кабинетом, необходимые дидактические материалы.
3.11. Собирает после окончания лабораторных, практических и экспериментальных работ используемое лабораторное оборудование, химические реактивы, приборы, раздаточный материал, проводит внимательную проверку его количества и исправности.
3.12. Приводит в надлежащий порядок оборудование после проведения лабораторных, практических, демонстрационных работ; при необходимости осуществляет его мытье и чистку с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации.
3.13. Осторожно помещает отработанный материал и химические реактивы в специальную тару для отходов и по необходимости нейтрализует их.
3.14. Осуществляет правильное хранение имеющегося лабораторного оборудования, препаратов, приборов, а также правильную маркировку и аккуратное хранение реактивов.
3.15. Строго соблюдает установленные правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности.
3.16. Проявляет заботу о расширении материальной базы обслуживаемого кабинета (кабинетов), составляет по поручению заведующего кабинетом заявки на необходимое оборудование и расходуемые материалы, поддерживает связи с методическим кабинетом.
3.17. Принимает активное участие в разработке инструкций по охране труда при проведении лабораторных и практических работ в специализированном кабинете школы.



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 4 февраля 2022 года!

4. Права лаборанта

4.1. Категорически запрещать пользоваться неисправным оборудованием (приборами, инструментами, лабораторной посудой, техническими средствами обучения и т.д).
4.2. Незамедлительно пресекать явные нарушения школьниками правил техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при пользовании оборудованием и материалами.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся общеобразовательного учреждения во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, различных реактивов и препаратов.
4.4. Принимать участие в процессе разработки инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ.
4.5. Принимать активное участие в разработке необходимых изменений технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ.
4.6. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности кабинета, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ.
4.7. Получать от непосредственного руководства и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, которые необходимы для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Требовать от учеников школы соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил поведения и требований техники безопасности в специализированном кабинете.
4.9. Периодически повышать свою квалификацию.

5. Ответственность лаборанта в школе
5.1. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение без наличия уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции лаборанта, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, в том числе за неиспользование прав, которые предоставляются настоящей инструкцией, а также принятие решений, повлекших дезорганизацию образовательной деятельности, лаборант школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
За грубое нарушение своих трудовых обязанностей, должностной инструкции лаборанта в школе в качестве дисциплинарного наказания может быть применено немедленное увольнение.
5.2. За нарушение существующих правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы лаборант школы привлекается к административной ответственности в том порядке и в случаях, которые предусматриваются административным законодательством.
5.3. За виновное причинение учебному заведению или участникам образовательных отношений (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих прямых должностных обязанностей, а также неиспользование прав, которые предоставляются настоящей должностной инструкцией для лаборанта в школе, работник несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, лаборант освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации".



скачать: Документация по Пожарной безопасности в Школе
43 документа с учетом законов на 8 сентября 2021 года!


6. Взаимоотношения. Связи по должности лаборанта
6.1. Лаборант работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть под строгим руководством заведующего специализированным кабинетом, план работы представляет на утверждение директору общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Исполняет обязанности других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их вынужденного временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.).
6.4. В период каникул, которые не совпадают с отпуском, выполняет (с учетом квалификации) различные хозяйственные и оформительские работы по распоряжению заведующего кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.5. Проходит обязательный инструктаж по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности, изучает требования своей должностной инструкции лаборанта школы под руководством заведующего соответствующим кабинетом или заместителя директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе.
6.6. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового, а также организационно-методического характера, осуществляет знакомство под расписку с соответствующими документами.
6.7. Занимается профессиональной деятельностью в тесном контакте с учителями соответствующих предметов.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.



скачать: Документация для кабинета Химии
52 инструкции с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

День добрый!Я работаю в школе лаборантом кабинета химии (имею высшее экономическое образование), недавно прошла курсы классного руководителя (о чем имею соотвуюший документ гос.обраца) и взяла классное руководство над 5-м классом. Отработав ровно неделю в данной должности, меня сегодня вызывает директор и говорит, что я не имею права работать классным руководителем, т.к. я не являюсь педагогическим работником и настаивает, чтобы прошла курсы переподготовки или же поступила на высшее педагогическое образование. Имеет ли право директор снять с меня данную должность? Обязана ли я быть педагогическим работником для ведения классного руководства?

Здравствуйте! Да, классным руководителем может быть только лицо, имеющее специальное педагогическое образование.

В соответствии с Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях":

Таким образом, классное руководство предоставляется только педагогическим работникам общеобразовательной организации.

Читайте также: