Культурология как гуманитарная наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

В развитии культурологического знания можно выделить три исторических периода:

- донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до ХVIII в.);

- этап становления знаний о культуре в рамках других наук (ХVIII - XIX вв.);

- формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).

Донаучный этап представлений о культуре. Эволюция природы и человека является исходным моментом культурной истории человечества. Общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении органически соединили людей в единое общественное целое, связанное с появлением повседневных задач, вызванных необходимостью и возможностью самому выбирать образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры – государство, мораль, право, науку, искусство.

Как предмет исследования наука о культуре начала формироваться еще в эпоху античности, когда древнегреческие философы Диоген, Платон, Аристотель сформулировали ряд проблемных культурологичных вопросов: в чем сущность культурных феноменов, какова роль культуры в обществе, благо или зло для человечества несет в себе культура? Ответы на многие из них пытались дать европейские ученые в различные эпохи.

Культурология как самостоятельная наука (XX в.). В конце ХIХ в., в начале XX века значительную роль в становлении и развитии современной культурологии сыграли англичанин Эдвард Тейлор (1832 - 1917), немецкий философ Карл Ясперс (1883 - 1969), немецкий социолог Освальд Шпенглер (1889 - 1936)., английский историк Арнольд Тойнби (1889 - 1975). Они разработали научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, выработали ее признаки, соотнесли понятия культура и цивилизация.

В России культурология представлена работами Н.Я. Данилевского (1822 — 1885), Н.А. Бердяева (1874 — 1948), А.Ф. Лосева, а также Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, А. Меня, Ю.М. Лотмана, В.Ю. Соловьева и др.

Украинская культурология – очень молодая отрасль гуманитарного знания, которая включает в себя несколько направлений исследований: традиционно-историческая культурология, философия культуры и социология культуры. В осмысление культурно-исторического процесса весомый вклад внесли отечественные ученые: философ Григорий Сковорода (1722 - 1794), Михаил Драгоманов, Иван Огиенко (1882 - 1972), Владимир Перетц (1870 - 1935), современные философы – Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый, В.Д. Лихвар.

Таким образом, как наука культурология имеет свой объект исследования - это культурная жизнь общества: весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов и т.д. Субъектом (от лат. subjectom) культурологии является человек, ориентирующий свое познание на культуру и являющийся ее автором, потребителем и носителем. Специфика культуры, ее содержание определяются сущностью человека, его характерными чертами, а также различными культурными явлениями, протекающими в обществе и связанными с деятельностью людей.

Предметом изучения культурологии (конкретной направленностью данной самостоятельной науки) являются:

- объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов (возникновение, развитие, функционирование в обществе материальных и духовных ценностей);

- культура как целостная ценностная система, ее генезис, морфология, структура, сущность и содержание;

- памятники, явления, события материальной и духовной культуры в различных обществах, проявляющиеся в поведении и деятельности людей;

- место и роль национальной украинской культуры, особенности ее исторического развития.

Таким образом, в современном гуманитарном знании культурология – это наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

Однако это вовсе не означает, будто выводы гуманитарных наук менее ценны. Точное знание требует окончательных положений и доказательств. Гуманитарное знание предполагает строгость рассуждения, но оно не всегда имеет форму закона, теоремы или аксиомы.

В науках о природе ценность закона связана с его общезначимостью. Химическая формула воды справедлива и для Северного полушария, и для Южного, и для созвездия Центавра. В гуманитарных науках выявленные закономерности не обладают такой безоговорочной применимостью. В своеобразных условиях той или иной культуры определенные тенденции могут получить своеобразную направленность.

1.2. Антропологический принцип в социальном познании

Многие мыслители на протяжении разных эпох проявляли интерес не к Богу, не к природе, не к человеку, а именно к обществу (социуму). Их интересовали специфические вопросы: что такое общество? Как оно рождается? Почему человечество создало такой феномен? Как общество относится к природе? Каковы механизмы, заставляющие общество развиваться? Каким будет общество в далекой перспективе?

О том, что такое общество, задумывались и философы. Таких мыслителей, которые изучают общество, называют социальными философами. Они размышляют над проблемами социальной жизни, коллективной человеческой деятельности. Социальные философы считают, что если разгадать такой феномен, как общество, то можно понять и другие проблемы – например, отчего природа вечна, что такое культура, почему человек наделен сознанием.

В прошлом веке родилась особая наука – социология. Она изучает формы совместной жизни людей и изменения этих форм. Ее представители проявили особый интерес к общим и специфическим закономерностям развития общества. В отличие от философов, которые опирались на собственный ум и фантазию и пытались скорее догадаться, ухватить путем интуиции и ума общую картину возникновения и становления общества, социологи старались более детально изучать конкретные коллективы, социальные организации. Разумеется, они опирались и на возможности интеллекта. Однако социология в своих выводах опирается на факты, наблюдения, реальные обобщения.

Интерес к обществу проявляли не только философы и социологи. Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал о том, что психология, то есть наука о закономерностях развития и функционирования психики, никогда не станет наукой. Как можно понять интимный мир человека, если наши сокровенные переживания уникальны? В глубины психики проникнуть невозможно. Если же, считал он, это случится, то психология окажется совершенно не интересной. И то, и другое оказалось неточным прогнозом. В ХХ веке психология окончательно утвердилась как научная дисциплина. К тому же она оказалась очень интересной. Некоторые исследователи полагают, что будущий век станет столетием психологии.

В минувшем столетии появилась еще одна наука, которая заметно обогатила знание об обществе. Это культурология – наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса.

Культурология (от лат. cultura – возделывание и греч. logos – учение) – гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности развития социальной жизни и выражение в культуре человеческого бытия.

В нашем изложении будет использован антропологический принцип. (Антропология – наука о человеке). Это означает, что изложение материала будет начинаться не с общих вопросов культурологии, а с человека. Прежде чем перейти к обществу, культуре, надо привести хотя бы основные сведения, которые сложились в результате философского постижения человека. Ведь это именно он чем-то обладает, за что-то борется, творит какие-то социальные формы, устремляется к будущему.

Каждый из нас осваивает культуру, живет в семье, участвует в социальных процессах, вносит свой вклад в развитие истории. Об обществе можно дать представление, рассказывая о человеке.

1.3. Культурология и антропологическое знание

Как соотносятся между собой различные научные дисциплины, посвященные теории и практике мировой культуры? Помимо культурологии, которая часто охватывает и сумму философских представлений о культуре, существуют еще социология культуры, культурная и социальная антропология, этнология и другие отрасли знания. Как разграничить их между собой?

Соотношение философии и культурологии не составляет особой загадки. Отграничение философского ракурса от конкретного знания – процедура довольно знакомая. Разные объекты познания – природа, человек, культура, общество, история, техника, знание воскрешают одно и то же противостояние между философией и наукой. Возможен взгляд на природу со стороны натурфилософии и естествознания. Человек оказывается предметом внимания в философской антропологии и в теоретической антропологии. Конкретное знание о культуре несет культурология, метафизическое – философия культуры. Об истории рассуждает философ истории, а историк описывает события. Философия техники противостоит техниковедению. Философия истории сопоставляется с социологией. Философия знания надстраивается над описанием и осмыслением знания.

Картина мира – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. Формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок.

Парадигма – исторически конкретная научная картина мира. Антропоцентризм – картина мира, в центре которой находится человек. Культурная антропология – особая область научных исследований, которая изучает, в основном, взаимоотношения человека и культуры. Эта область исследований возникла в европейской культуре в ХIХ в. и окончательно оформилась в последней четверти ХIХ в. Иногда культурная антропология понимается в узком смысле. В этом случае она изучает человеческие обычаи, разнообразные формы поведения людей. В более широком смысле культурная антропология изучает происхождение человека как творца и творения культуры.

1.4. История культурологии

Понятие культуры во множественном числе впервые было употреблено в XVIII в. Во второй половине XIX в. в немецкой общественной мысли под цивилизацией стали понимать труды, направленные на улучшение социального устройства, а под культурой – условия, сопряженные с внутренним усовершенствованием человеческой личности. В контексте XVIII–XIX вв. возникли новые вопросы: каковы закономерности развития культуры? Чем объяснить разрыв в поступательном движении исторических эпох? Отчего угасают и возрождаются отдельные феномены культуры?

1.5. Кризис европоцентризма

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. И казалось, для этого взгляда есть все основания. В Древней Греции родилась наука, философия, профессиональное искусство. Все это создавало представление о превосходстве Европы перед другими народами.

Понятно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Подобный взгляд со временем оформился в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Ведь Греция явилась отправной точкой развития европейской культуры Нового Времени.

Крестовые походы и путешествия, которые привели к великим географическим открытиям, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны – все это в конечном итоге воплощенные в реальных исторических деяниях проявления европоцентристской точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность.

В эпоху Средневековья, когда экономические, политические и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабли, а важнейшим фактором духовной и политической жизни стало христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвинулся на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Однако возвеличивание Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий.

Мысль о разъединенности людей в европейской философии поддерживалась концепцией избранности Запада. Предполагалось, что другие народы относятся к человечеству условно, поскольку еще не достигли необходимого культурного и цивилизационного уровня. Разумеется, они идут дорогой прогресса. Однако при этом народы многих стран проживают вчерашний и позавчерашний день Европы. Идущие по социально-политической лестнице народы далеко не всегда оценивались с позиции человеческой соборности, общности. Это было не человечество, а скорее народы разных ойкумен.

Гегель отводил Древнему Ирану роль первого восприятия духовного начала как огня и светоносной сущности, Индии – рассеяние этого духовного начала на многообразие внеположенных ему растительных и животных форм, Египту – самопорождение духа, но пока еще в опредмеченной, почти инстинктивной форме.

Для Гегеля дух народа – это конкретная индивидуальность, пребывающая в согласии с природой, но не в причинной зависимости от нее. История есть постепенное освобождение духа от природной стихии. И, тем не менее, в предельных случаях природа в силах блокировать всякое движение истории и прогресс духа, оглупить человека чрезмерными трудностями жизни, приковать к себе.

Культурологический подход к истории отдельных народов и всего человечества выражает идею многообразия культур. Культура многолика. Ее содержание кажется неисчерпаемым. Возьмем наугад описание культурных феноменов в разных культурах. Начнем с древних земледельческих народов. Здесь господствовала традиция. Она регулировала все стороны жизни людей. Так, было принято чтить первичное событие, которое, как предполагалось, послужило основой образа их жизни. Вся религиозная жизнь тех народов состояла в определенном воспоминании, увековечении. Как было принято считать, люди должны остерегаться того, что произошло прежде. В канун важного события нужно было соблюдать различные табу. Например, если вступавшая в период полового созревания девушка нарушала запрет молчания и начинала разговаривать, то ее признавали виновной в забвении первичного события, о котором условились молчать.

Теперь обратимся к древнегреческому мифу. Эвридика, жена великого поэта и музыканта Орфея, умерла. Орфей тщетно пытается вывести ее из преисподней. Но это ему не удается.

Мы словно побывали в трех культурах. А их гораздо больше – этих ликов культуры. Повторим: культура многолика. Однако идея множественности культур нелегко пробивала себя дорогу. Многие десятилетия исследователи полагали, что на Земле существует только одна культура, а остальные просто повторяют ее историю. В наши дни культурология рассматривается как наука о множественности культур и закономерностях культурно-исторического процесса.

Теоретическая и прикладная культурология

Изучая быт и обычаи разных народов, ученые накапливают конкретный материал – систему родства, политическую жизнь, ритуалы, материальную культуру. Например, американский ученый Э. Эриксон начал свою работу с изучения двух индейских племен, обращая особое внимание на особенности вскармливания ребенка в этих культурах. Такие исследования называются прикладными. Они дают материал для теоретических обобщений и выводов, то есть позволяют развивать теоретическую культурологию.

1.6. Исторические судьбы и перспективы культурологии

Статус культурологии в системе современного образования

Интерес к феномену культуры в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

Именно поэтому в современном образовании статус культурологии весьма значителен. Культурология сегодня представлена системой научных и образовательных организаций – отраслевыми научно-исследовательскими институтами Министерства культуры, отделами и секторами в составе многих академических и отраслевых НИИ, рядом специальных культурологических учебных заведений, несколькими сотнями культурологических кафедр, созданных фактически во всех вузах страны, как гуманитарного, так и технического профиля.

Исторические судьбы культурологии и ее горизонты

Человек, который не знаком с культурологией, живет в пространстве одной культуры. Он ничего не знает о других культурных космосах. Культурология знакомит людей с духовным богатством разных культур, всего человечества. За время своего существования культурология как учебная дисциплина и как научная специальность добилась огромных успехов. По всей стране развернулись культурологические исследования, которые превратились в весьма значительный фактор гуманитарного знания. Достаточно сказать, что в стране сложилась культурологическая школа (назовем хотя бы некоторые имена – В.С. Библер, А.Л. Доброхотов, Г.С. Кнабе, Е.М. Мелетинский), получившая всемирное признание.

Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее анализировать изучаемые культурологами проблемы, а также дает другим наукам как эмпирический материал, так и необходимые теоретические выкладки и снабжает их дополнительными методиками исследования.

Философия и философские науки. Философия является общеметодологической основой для всех частных наук. В процессе диалога с культурологией разрабатываются философия культуры, а также очень близкие по проблематике сферы – философские проблемы творчества, философия искусства, философия религии. Такие философские науки, как этика, эстетика, религиоведение, создают основы для изучения морали, искусства, религии в системе культуры.

Эстетика необходима при изучении культурологии для понимания основных характеристик и закономерностей развития художественной культуры. Со своей стороны, культурологические исследования показывают, какую роль играют эстетические представления и ценности в духовной культуре человечества, как они меняются со временем. (Каждая культура рождает свои критерии возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического и т. д. Анализ историко-культурной ситуации необходим, чтобы понять, почему в античную эпоху красивым считалось то, что пропорционально, в Средние века – то, что соответствует Священному Писанию, а в XX веке красивым стало то, что философично.)

Религиоведение теснейшим образом связано с культурологией. Одна из глубоких религиоведческих проблем – место и роль религии в системе духовной культуры, взаимодействие религии с другими элементами культуры. Анализ любой культуры будет неполным, если не учитывать особенности вероучений и деятельности религиозных организаций, характерных для данной культуры (так, например, неполной будет характеристика культуры средневековой Европы без учета специфики католицизма как одного из направлений христианства). Однако и культурологический подход помогает изучающим религию понять, каким образом и в силу каких причин и обстоятельств сформировалось и эволюционировало какое-то религиозное учение (при исследовании эволюции буддизма понять его трансформацию в различных регионах Азии возможно только при рассмотрении специфики культуры каждого из этих регионов – принципиальные отличия культуры Древнего Китая от культуры Древней Индии обусловили коренные отличия в догматике и культовой практике чань-буддизма в Китае от первоначального, возникшего в Индии).

Социальная философия получает от культурологов необходимый фактический материал и, в свою очередь, предлагает определенные выводы о некоторых закономерностях взаимодействия личности и общества, что, в свою очередь, позволяет выносить какие-то оценки деятельности тех или иных исторических персонажей.

История как наука отмечает достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. Историка интересуют конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, и это составляет эмпирическую базу для культурологии. Уместно вспомнить, что у истоков культурологии стояли историки – А. Тойнби, К. Ясперс. Но то, как отразились социально-политические изменения на духовной жизни людей, как изменились сам человек, мир повседневности, его окружающий, – это уже культурологический аспект, крайне необходимый и историкам.

Литературоведение и искусствознание показывают, как происходит через художественную среду отражение и постижение основных социально-психологических характеристик культурно-исторического контекста, нравственных ценностей, мировоззренческих ориентации и особенностей повседневной жизни эпохи. Так, в работах М.М. Бахтина (1895–1975) сложилась концепция диалога – культура проявляется только через со-бытие с другими культурами как на уровне личности, так и на уровне истории, она многопланова и многоаспектна. Поэтому через литературу, архитектуру, живопись, музыку проступают основные закономерности существования многообразных форм культуры и формирования ее различных духовных элементов, в свою очередь тесно взаимодействующих между собой. Особое место литература и искусство занимают в трудах Ю. Лотмана (1922–1993), основавшего особую, семиотическую школу в культурологии (семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы). В исследованиях по русской культуре XVIII–XIX веков он рассматривает литературу и другие виды искусства как знаковые системы, которые и являются тем языком, на котором пишется книга культуры.

Социология в отличие от названных выше наук носит характер науки скорее прикладной, чем теоретической. В рамках социологии проводится исследование структуры общества, что является основой для выделения различных субкультур в рамках исследуемого типа культуры; применение конкретно-социологических методов позволяет наблюдать динамику процессов, происходящих в культуре, а использование прикладных методов и количественного анализа дает возможность получить достаточно глубокие теоретические выводы. В свою очередь, для социолога культурологическое исследование может быть источником очень важных сведений об отражении в различных сферах повседневной жизни, в разных духовных областях тех общественных процессов, которые исследуют социологи.

Таким образом, мы убедились, что культурологическое знание – сложный комплекс гуманитарных дисциплин, изучение которых требует определенной эрудиции, овладения основами философской методологии, а также четкого понимания специфики предмета и задач культурологии.

– во-первых, расширяет кругозор будущих специалистов, знакомя их с важнейшими достижениями мировой и отечественной культуры;

– во-вторых, помогает в решении важнейших мировоззренческих проблем, которые встают перед каждым человеком: как устроен мир и каковы сущность и назначение Человека в этом мире;

– в-третьих, способствует профессиональному росту специалиста, формируя у него понимание необходимости гуманистического подхода к решению различных практических задач.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.5. Пятый вектор эволюции: гипотеза техно-гуманитарного баланса

2.5. Пятый вектор эволюции: гипотеза техно-гуманитарного баланса Первая функция, которую выполняла… мораль в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и врожденным запретом убийства. К. Лоренц История – это

1.2. Роль гуманитарного знания в подготовке специалиста

1.2. Роль гуманитарного знания в подготовке специалиста Обучаясь в высшем учебном заведении, студент готовится к овладению избранной им специальностью. Он изучает множество специальных предметов. Процесс познания носит логический, умопостигаемый характер: такова

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов,

Языковая составляющая гуманитарного образования

Языковая составляющая гуманитарного образования Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем. Одной из наиболее значимых тенденций развития отечественного образования стала его

Культурология и глобальные вызовы современности

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Значение гуманитарного знания

Значение гуманитарного знания Много лет назад я по заданию Министерства образования был направлен в Японию, чтобы изучить учебные планы Института дорожного строительства. В то время я заведовал кафедрой культурологии в институте, который готовил инженеров,

Культурология

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Э. М. Спирова. Специфика гуманитарного мышления

Э. М. Спирова. Специфика гуманитарного мышления Три модели знания В современной философии заметен весьма продуктивный процесс рефлексии над идеалом науки. Этот эталон уже не рассматривается как единственный, поскольку рождаются типологически различные представления

Л. В. Скворцов. Самость (self) как проблема гуманитарного знания

Л. В. Скворцов. Самость (self) как проблема гуманитарного знания Гуманитарное знание в широком смысле этого слова – это знание о человеке. Исторически, однако, гуманитарное знание превращается в определение состояния и качеств, делающих человека субъектом цивилизационной

Культурология- это наука, предметом исследования которой являются различные стороны развития общества: материальная, социальная, морально-политическая, художественная и другие. Как гуманитарная наука она изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь различных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Поэтому "…в порядке первого приближения можно определить культурологию как науку о наиболее общих закономерностях развития культуры, творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих ценностей; науку, изучающую структуру и особенности духовного производства, функционирования и развития духовных ценностей".Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.

Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень - эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы - описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т.п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы, - понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей.

На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей.

В гуманитарно-ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить "чисто" гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то есть обращается к экономической и социологической наукам. Анализируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием представителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук.

В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры. Возможности математического моделирования культурных процессов и принятия на этой базе соответствующих решений далеко еще не раскрыты, хотя очевидны и некоторые сложности, в частности, проблема несводимости масштабной и сложно-структурированной культурной информации к недвусмысленным и точным математическим формулам. Возникает рискогрубления, упрощения культурной ситуации и ошибки в принятии решения.

Читайте также: