В педагогике высшей школы выделяют основные функции педагогического контроля

Обновлено: 07.07.2024

Педагогический контроль – это система дидактических и методических средств и принципов руководства, методистов и педагогов образовательной системы, предназначенная для оценки результатов образовательного процесса.

Такой контроль позволяет оценить учебные достижения, выявить пробелы в них, установить причинно-следственные связи целевых и достигнутых уровней образования, оценить эффективность методов обучения, работы преподавателей, принять управленческие решения.

Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности:

  • идентификация понятийных индикаторов (тем, разделов и др.);
  • идентификация понятий путем формирования вопросов, заданий и т.д.;
  • адаптация формы представления требований к задачам оценивания;
  • формулировка модели целевых результатов контроля;
  • проведение непосредственных контрольных мероприятий;
  • верификация модели на реальных ответах обучаемых;
  • формирование оценочных суждений;
  • принятие решения (на базе суждений) о необходимости контроля или возможности выставления оценок.

Перечисленные компоненты интерпретируются всегда по -разному, в зависимости от инструментальных средств и технологий. Важно уметь адекватно выделять понятийные индикаторы, определяющее как содержание контроля (обычно задается ГОС и требованиями по обязательному минимуму), так и сам предмет оценки.

В текущем (повседневном) учебном процессе важен текущий контроль усвоения знаний, оценка результатов приобретения новых знаний. Содержание контроля задает приоритеты обучения, используя требования к учебным достижениям.

Пример. С развитием ЕГЭ может наступить дисбаланс акцентов, приоритетов обучения. Некачественные тесты, ориентированные больше на знание понятий и фактов могут перенести акценты учителей к фактологическим материалам, а не к раскрытию сути этих понятий и фактов, законов, к развитию творчества.

Мотивация обучаемых – тем выше, чем полнее и четче определены оценочные критерии для учебных достижений, детальней описана процедура их достижений и больше информирован обучающий о путях и средствах достижения высоких оценок.

Традиционно выделяют входной , текущий и итоговый контроль . Самоконтроль (самооценка) в эту педагогическую классификацию не включают, она рассматривается обычно как педагогическая психология.

Текущий контроль позволяет получать оперативно информацию о состоянии учебного процесса и регулировать его. Контролируются данные по динамике усвоения нового материала, процессы (процедуры) выполнения заданий, организация учебного процесса и др.

При идентификации причин ошибок и неуспехов обучаемых анализируются различные ситуации, используется обратная связь .

Итоговый контроль (этап, рубеж, финал) оценивает учебные достижения в конце определенного этапа обучения, например, прохождения раздела. Анализ результатов такого контроля дает обучающему информацию для принятия решений и улучшения работы, выявляет систематические пробелы в подготовке обучаемых.

Формы итогового контроля – внешний и внутренний контроль . Внешний проводится независимыми (от учебного заведения) структурами (госаттестация, ЕГЭ и т.п.). Внутренний контроль – самим учебным заведением (сессионные или "переводные" экзамены и т.п.).

  • традиционные – контроль, диагностика, обучение, воспитание, мотивация;
  • современные – информирование, сравнительный анализ, прогноз, развитие.

Контролирующая функция – систематический контроль результатов обучения, усвоения знаний, привития умений и развития навыков.

Диагностическая функция – анализ причин и структур затруднений обучающихся, особенно, для нужд индивидуализации обучения.

Обучающая функция реализуется во время передачи знаний, обратной связи (при ответах), самоконтроле (самостоятельной работе), обучающего контроля (контрольные работы, опросы, тестирование).

Воспитывающая функция реализуется во время обучения, самоконтроля (самооценки) и воспитывает такие качества обучаемого, как творческий подход, интерес, работоспособность, упорство, самооценка и др. Эта функция – основная при развитии мотивационной функции, при росте мотивационных устремлений, побуждая обучаемого к новым достижениям, более высоким оценкам.

Информационная функция, полнота ее реализации зависит от данных контроля, растет при повышении меры ответственности принимаемых ( по результатам контроля) решений.

Сравнительная функция сопоставляет данные мониторинга (тестирования) образовательной структуры, например, с данными по региональному уровню. Для корректности сопоставления необходимо шкалирование, формирования представительных выборок и сравнение социально-экономических факторов (состав обучаемых, подбор преподавателей, обстановка).

Прогностическая функция выявляет способности по усвоению нового учебного материала, отражая предысторию обучения. Например, применяются тесты с подтвержденной прогностической способностью, в частности, в ЕГЭ – это КИМ.

Развивающая функция служит развитию междисциплинарности, творческого подхода, активизации, переносу знаний на незнакомую ситуацию, способностей к анализу, обобщению, композиции, агрегированию и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В традиционной отечественной дидактике используются термины: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Рассмотрим кратко содержание этих дефиниций.

Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. В отечественной педагогике контроль обучения понимается как: административно-формальная процедура проверки работы педагога и учреждений; функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений; составная часть, компонент процесса обучения, органически связанный с изучением программного материала его осмыслением, закреплением и применением; формирование навыков и умений. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний студентами, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной области знаний (программе, предмету). Предмет контроля в ВУЗе – оценка результатов организованного в нем педагогического процесса.

В кибернетическом представлении контроль рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Контроль учебной деятельности студентов обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль студентов). Он имеет место на всех этапах (стадиях, звеньях, циклах) обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Контроль трактуется в дидактике как педагогическая диагностика. В этом случае важную роль играет постановка целей обучения. В.П. Беспалько считает, что цель педагогического процесса поставлена диагностично, если соблюдаются следующие условия:

1. дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно и однозначно отдифференцировать от любых других качеств личности;

2. имеются способ, “инструмент” для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;

3. возможно количественное измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;

4. существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки, ее содержание, видах, методах и формах контроля, об измерениях, об успешности обучения и неуспеваемости студентов.

Общеизвестно, что основными задачами контроля являются: определение пробелов в обучении; его коррекция; планирование последующего обучения; рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Педагогические требования к контролю в обучении, обеспечивающие высокие результаты:

1. индивидуальный характер контроля;

2. систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности студентов;

3. разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающего выполнение воспитательной, обучающей и развивающей функций;

4. всесторонность контроля. Он должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний и практических умений и навыков;

5. дифференцированный подход, учитывающий специфику каждого учебного предмета и индивидуально-типологические особенности и интеллектуальные возможности студента;

6. единство требований педагогов, осуществляющих контроль за учебной работой студентов в данной группе (классе);

7. экономичным по затратам времени педагога и студента, обеспечивающим анализ проверочных работ и их оценку в сравнительно короткое время;

8. объективным и обоснованным.

По мнению В.С. Аванесова, к принципам педагогического контроля относятся: принцип связи контроля с воспитанием, образованием и обучением; принцип объективности; принцип справедливости и гласности; принцип научности и эффективности; принцип систематичности и всесторонности.

Содержание контроля определяется педагогическими задачами на различных этапах обучения; спецификой учебной дисциплины (предмета); уровнем подготовки и развития студентов.

В педагогической практике при осуществлении контроля обычно ставится вопрос, что именно проверяется в обучении с помощью контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения навыки студентов. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по учебному предмету.

В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. По мнению П.И. Пидкасистого, к этому направлены усилия современной отечественной дидактики.

Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формировались в терминах поведения, наблюдаемых учебных действиях студентов. В этом случае может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, т.е. может быть установлен уровень сформированности знаний, умений и навыков (компетенций).

С 50-х гг. прошедшего столетия идет разработка таксономии целей обучения за рубежом (Б. Блюм) именно на основе такого подхода: диагностично поставленные цели позволяют осуществлять объективное обнаружение и оценивание ступени их достижения.

В когнитивной области: проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним. Кроме знаний, содержание проверки достижений является:

1) социальное и общепсихологическое развитие студентов;

2) сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса. В педагогике различают следующие функции контроля:

1. Диагностическая. Направлена на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика – важнейшая часть научной системы педагогического контроля.

2. Организующая. Проявляется в его выявлении на организацию обучения. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании методической помощи неуспевающим студентам, в поощрении потрудившихся студентов и педагогов.

3. Проверочная (инспекторская) функция. Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных студентов и педагогов, но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного контроля.

4. Обучающая. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.

5. Развивающая. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности студента, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.

6. Воспитательная. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация студента и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает студентов совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.

7. Методическая. Она заключается в том, что проверка учит не только студента, но и педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.

В педагогической литературе выделяют обычно следующие виды контроля по временному признаку: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый.

1. Предварительный (диагностический) контроль необходим для успешного руководства образовательным процессом. Он позволяет определить исходный уровень подготовки студентов, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Анализ данных предварительного контроля позволяет также педагогу вносить изменения в дидактический материал, методику обучения и т.д.

2. Текущий контроль обеспечивает непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, оперативно вносить изменения в обучение. Текущая проверка − это не столько инспекция, сколько обучение, так как она связана с закреплением, повторением и анализом учебного материала. К текущему контролю предъявляются два требования: а) он не должен сводится к формальному, механическому зазубриванию учебного материала; б) он должен проводиться систематически, регулярно. Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам.

3. Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по данной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). Обычно его проводят 3-4 раза в семестр (четверть).

Примером рубежного контроля могут служить коллоквиумы, контрольные задания, рефераты по теме, графические работы, контрольные работы и т.п. В нем учитываются и данные текущего контроля.

4. Итоговый контроль служит для выявления конечных результатов обучения по отдельной учебной дисциплине или циклу дисциплин. Его задача − зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Итоговый контроль − интегрирующий. По нему судят об общих достижениях студентов. Как правило, он осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных и выпускных экзаменах, защите дипломного проекта и т.п.

Методы контроля − способы, с помощью которых определяется результативность учебной деятельности студентов и педагогической работы педагога. Методы контроля определяют и как способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения, с целью получения данных об успешности обучения, эффективности педагогического процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации о ходе процесса обучения.

Э.Г. Скибицкий, В.В. Его- ров, С.М. Ударцева, Г.М. Смирнова, И.И. Ерахтина, В.В. Готтинг предлагают следующие методы контроля:

1. Устный контроль - монологический ответ студентов или вопросно-ответная форма – беседа. Устный контроль, как текущий, проводится ежеурочно (по занятиям) в индивидуальной, фронтальной или комбинированной формах.

2. Индивидуальный опрос студентов позволяет педагогу получить более полные и точные данные об уровне усвоения. Однако он оставляет пассивным на занятиях других студентов.

3. Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения (недостатки: лотерея, субъективность).

4. Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Имеется в виду, прежде всего, проведение студентами лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарата и т.д.

5. Текущий контроль знаний - широко используется наблюдение, систематическое изучение студентов в обучении, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки обучения.

Сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения являются дидактические тесты. Они представляют набор стандартизированных заданий по определенному учебному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися.

Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля. Виды учебного контроля и их характеристика: текущий, промежуточный и итоговый. Преимущества и недостатки деловых игр. Оценка знаний обучаемых и требования к ней. Принципы справедливости оценки.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.10.2020
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кравченко Алина Андреевна

1 курс магистратура, заочная форма обучения, группа Б

к.п.н. старший преподаватель кафедры педагогики

1. Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля

2. Виды и методы учебного контроля

3. Оценка знаний обучаемых и требования к ней

Список использованных источников и литературы

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль -- это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.

В моем реферате мы выясним каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся, какие существуют формы и методы контроля, а также осуществляется контроль.?

1. Сущность, цель, функции и принципы учебного контроля

Педагогический контроль -- это единая дидактическая и методологическая система проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, направлена на оценку результатов учебной деятельности. Попытки исключить его полностью или частично из учебного процесса приводят к снижению уровня знаний, качества обучения.

Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам изучения того или иного предмета.

В области педагогического контроля можно выделить 3 основные взаимосвязанные функции: обучающую, воспитательную и контролирующую.

1. Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

2. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

3. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

В учебно-воспитательном процессе все четыре функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется контролирующая функция: высказываются различные суждения, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции. Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Помимо основных функций выделяют еще диагностическую, прогностическую, развивающую и ориентирующую.

В высшей школе выделяют четыре основных принципа педагогического контроля:

1. Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.

2. Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

3. Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.

4. Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Среди влияющих факторов выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля.

2. Виды и методы учебного контроля

В отношении видов учебного контроля есть две точки зрения. В положении о высшем учебном заведении указано два вида - текущий и семестровый контроль. В большинстве пособий по методике преподавания указывается три вида: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в форме семинара (практического занятия), контрольной работы.

Промежуточный контроль использует индивидуальное собеседование, зачет, экзамен (если по дисциплине он не один).

Итоговый контроль представляет собой итоговый зачет или экзамен по данной дисциплине, государственный экзамен, защита выпускной, дипломной работы.

По методике проведения контроль бывает:

1. Устный - проверка знаний устным опросом (традиционная методика по вопросам и билетам). Ее несомненное достоинство - прямое общение преподавателя со студентом, возможность продолжить обучение и воспитание в ходе контроля.

2. Письменный контроль - выполнение письменных контрольных работ. Преимущества - одновременный контроль всей группы, документальная отчетность по каждой оценке (письменные работы должны сохраняться не меньше трех месяцев). Самый основной недостаток - отсутствие личного общения преподавателя со студентом, потеря навыков и умений устного изложения своих мыслей.

3. Защита рефератов - в присутствии группы и комиссии преподавателей (как правило) студент защищает самостоятельно выполненную работу. Эта форма активно способствует росту инициативы, творчества и самостоятельности студентов, но вызывает опасение, что дальше проблемы реферата знания студента по дисциплине не распространяются.

4. Деловые игры - это самый молодой метод контроля. Его достоинство - максимальное приближение к реальным ситуациям и будущей профессиональной деятельности современных студентов. Самой серьезной проблемой этой формы является необходимость очень длительной и многоплановой подготовительной работы, как преподавателей, так и студентов. Надо сказать, что без солидного опыта и коллективных усилий как минимум всей предметной комиссии или кафедры такая форма внедрена не будет.

3. Оценка знаний обучаемых и требования к ней

Логическим итогом учебного контроля является оценка, выставляемая преподавателем. Основными показателями оценки выступают как ее функции, так и критерии подхода к знаниям студентов.

Оценка выполняет такие учебно-воспитательные функции:

1. показатель индивидуальных способностей;

2. свидетельство уровня подготовки студента по данной дисциплине (даже при равных способностях направленность личности, значит, наклонности в учебе у студентов будут различными);

3. сравнение предоставленных возможностей и реального уровня усвоения материала дисциплины;

4. материал для сравнительного анализа успеваемости по предмету группы, потока, курса;

5. право на стипендию и ее размер (от среднего балла за сессию 4,0 и выше).

Отсюда не только сложность, но и психолого-педагогическая важность объективности и точности выставления оценок. Разумеется, не только группы учебных дисциплин, но даже отдельные учебные курсы имеют свою специфику в оценках.

Так, главным при оценке знаний студентов является не только знание, но и глубина понимания существа вопроса, не столько уровень памяти (на определения, цифры, сравнения), сколько способность творчески осмысливать сказанное, способность анализировать современные экономические явления, не просто высказывать, но и защищать свою точку зрения. Тем не менее, в методике утвердились наиболее общие (всеобщие) критерии оценки знаний в ходе контроля.

Критерии оценки знаний находятся в органическом единстве с педагогическими требованиями к ним:

Объективность оценки - максимально возможное отражение истинного соотношения между уровнем знания и выставленной оценкой;

Справедливость оценки - полное исключение ложного великодушия и предвзятости: если оценка будет завышена, студенты перестанут работать, надеясь и на будущие поблажки; если она будет не справедливо занижена, студенты или разуверятся в своих знаниях, или будут всячески избегать этого преподавателя;

Понятность оценки - аргументы преподавателя при выставлении оценки должны быть настолько очевидны, чтобы обучаемый не только внешне, Нои внутренне был согласен с ней.

Оценка - это совесть преподавателя, она должна быть такой же честной и чистой, как его авторитет и репутация.

контроль учебный школа

Подводя итоги можно сделать вывод, что контроль является одним из неотъемлемых составных частей учебного процесса. Контроль в учебном процессе - это специфическая форма обратной связи студентов с преподавателями, объективно необходимая и закономерная.

Объективная потому, что любая деятельность предполагает контроль, независимо от воли и желания трудящегося; учебный же контроль призван объективно оценить как меру труда обучаемых, так и степень усвоения ими учебного материала. Кроме того, контроль (как и всякая оценка труда) побуждает усиливать и совершенствовать свою деятельность. Наконец, правильно организуемый и осуществляемый контроль является средством дальнейшего обучения.

Закономерность контроля заключается: с одной стороны, в естественном и логическом подведении итогов изучения темы, раздела, учебной дисциплины или обучения в целом: с другой - в формировании целей, направлений и конкретных мер корректировки дальнейшей деятельности как обучаемых, так и педагогов.

Таким образом, контроль - не только важная и объективно необходимая, но и сложная, очень ответственная и даже деликатная часть учебного процесса.

Список использованных источников и литературы

1. Туляков Ю.Т. Яковлев В.М. Методика преподавания экономики: Учеб. пособие/ Под. общ. ред. Узезнова В.Н. - С.: УЭ и У, КЭИ КНЭУ, 2003 - С.

2. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 2008.

3. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - Москва: Наука, 2015.

4. А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. Педагогика: учебник. - К.: Знание-Пресс, 2003.

5. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2015.

Подобные документы

Проблема организации контроля знаний учащихся и правильной оценки уровня их знаний. Виды контроля. Роль и значение тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, пути и методы проведения тематического контроля знаний учащихся.

дипломная работа [86,3 K], добавлен 01.05.2008

Теоретические основы понятия "контроль". Сущность понятия "контроль" как элемент учебного процесса. Функции контроля. Виды контроля в начальной школе. Методы и формы контроля. Организация эффективного контроля знаний младших школьников.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 14.02.2007

Качество знаний, его главные параметры. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся. Контроль знаний учащихся как элемент оценки качества знаний. Уровни контроля и проверки знаний по химии.

курсовая работа [33,0 K], добавлен 04.01.2010

Система проверки знаний и умений учащихся как органическая часть учебного процесса. Принципы контроля процесса обучения, его разновидности, формы и методы. Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 05.02.2014

Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся, последовательность контроля и оценки знаний и умений. Осуществление контроля знаний методом тестирования с использованием технических средств. Рейтинговая система контроля.

курсовая работа [62,4 K], добавлен 30.01.2013

Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема. Понятие и сущность рейтингового контроля. Зависимость оценки знаний учащихся от коэффициента усвоения (В.П. Беспалько). Открытый рейтинг (по В. Шаталову).

дипломная работа [3,0 M], добавлен 11.10.2011

Понятие "контроль знаний". Требования к контролю знаний, функции и этапы проведения. Методы обучения, используемые в условиях активного обучения. Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологий обучения. Интерпретация учебного материала.

Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции:

1) диагностическую – выявление уровня знаний, умений и навыков студента;

2) обучающую – активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;

3) воспитательную – направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.

В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:

экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.

Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля — показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение. Рубежный контроль – это проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как преподаватель переходит к следующему разделу дисциплины. Итоговый контроль – экзамен (зачет) по курсу; это — итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе. Заключительный контроль – государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка – способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности. Отметка – числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале. В таком подходе есть и свои недостатки, и свои достоинства. Преимущества шкалы — в относительной простоте ее применения, недостатки — в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента, а также слабая дифференцирующая возможность.

В системе высшего образования эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.

Читайте еще:

Если та часть личности Дика сказала бы, что не хочет информировать сознание о своих намерениях, то это нам совершенно не помешало бы продвигаться дальше. Тогда мы бы попросили часть Х прямо пойти к творческой части и получить от нее новый вариант поведения. В сущности, именно информирование.

Программа основных упражнений начинается с разминки. Упражнения разминки помогут снять общее напряжение с верхней части туловища, улучшить кровообращение и подготовиться к выполнению других упражнений.

— Ученые всего мира давно бьются над серьезной проблемой, но пока безрезультатно. Как формируется личность преступника? Где та грань, после которой нормальные желания становятся патологическими? Попытка все свести к наследственным факторам и к влиянию среды, особого успеха не имела. В совершенно.

После выступления на психологическом конгрессе и англоязычных публикаций Курт Левин был приглашен в Стэнфордский университет на должность профессора. После шести месяцев преподавательской деятельности Левин вернулся в Германию, но его путь пролегал не через Атлантику, а через Тихий океан. Такой.

** ‹..Одним из круписейших современинков И. П. Павлова А. А. Ухтомским, была выдвинута мысль о существовании особых физиологических, или функциональных органов нервной системы. Это органы, которые функционируют так же, как и обычные морфолотически постояимые орумил, однако они отличаются от.

С. 171. Скандинавы, торговавшие с летописным Новгородом, называли его Хольмградом. Это название сразу вызывает в памяти широко известное место Холмогоры около Архангельска. В старых источниках говорят об Архангельске, а именно о Холмогорах. Таким образом, Холмогоры — это старый порт на Белом.

Наконец, дополнительный стимул становлению новых ценностных ориентиров дает бурное развитие информационной составляющей современного хозяйства. Так как наиболее значимым качеством работника становится его способность усваивать информацию и продуцировать новое знание, ему приходится постоянно.

Узнаван!е не предпологаєть неизбёжно шповторенія всвхь ощущеній, посредствомъ которыхъ мы познаемъ объектъ; чаще мы познаемъ его по одному его качеству, невольно дополняя остальное: это-то и даетъ намъ возможность узнавать кого-нибудь по его одеждЪ или осанкіВ. Такое частичное воспр!ят1е.

Предположите, например, что вы собираетесь внести торговое предложение на рассмотрение совета директоров какой-нибудь корпорации, или же вам необходимо представить отчет в тот же совет директоров, и вы хотите составить такой документ наилучшим образом. Перед тем, как погрузиться в транс, в то же.

Утешение в будущем спасении души, характерное для ушедших культур, для персонажей Камю стало всего лишь ностальгическим воспоминанием, даже если падающие снежные хлопья превращаются в небесных голубей

Читайте также: