Кукла проект для детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг.
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, речи ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Может ли кукла быть средством воспитания и социализации ребенка? Кукла – средство общения и приобщения к народному культурному опыту, а значит, является своеобразным средством социализации дошкольников. Посредством игры с куклой идет приобщение ребенка к нормам и правилам поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, приобщение маленького человека к культуре. Для детей младшего дошкольного возраста, которые только входят в мир человеческих отношений эта проблема является актуальной.

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав. Можно сказать , что одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых – в неразборчивости их выбора. по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле

Задачи проекта:

Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;

Вызвать интерес и желание играть с игрушками, использовать игрушку по назначению

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

Развивать речевую активность детей.

Формировать умение включать в сюжетно-ролевые игры различные игрушки.

Способствовать формированию у родителей потребности в игровом общении с детьми; оказывать родителям практическую помощь в выборе игр и игрушек для детей, в организации совместной игровой деятельности с детьми в кругу семьи, развивать умение видеть окружающий мир глазами ребенка.

Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте. Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

Ожидаемый результат:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Этапы реализации проекта:

1.Организационно – подготовительный этап:

1.Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с куклами.

2.Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

3.Определение цели и задач проекта; Составление плана работы над проектом.

6. Разработка проекта.

2 этап – Реализация проекта

- Рассматривание кукол (строение куклы). Знакомство с куклами: девочка и мальчик;

Работа с родителями:


Полный текст материала Игровой практико-ориентированный проект "Кукла, куколка моя – ты похожа на меня" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы.

Задачи проекта:
1. Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы.
2. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
3. Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками.
4. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
6. Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.
7. Раскрыть творческие способности родителей. Вовлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность.

Подготовительный этап:
• Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
• Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
• Изготовление воспитателем образцов народных кукол;
• Подбор природного и бросового материала;
• Подбор дидактических игр;
• Подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
•Анкетирование по теме;
•Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала;
•Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
•Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность;
•Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

СЕНТЯБРЬ.
•Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
•Художественное творчество (лепка) “Пугало”. Изготовление куклы-оберега .
•Консультация для родителей “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”.
•Чтение русской народной сказки “Василиса Прекрасная” в обработке А.Н. Афанасьева.

ОКТЯБРЬ.
•Беседа о мире кукол и просмотр презентации “Русская народная кукла” – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
•Изготовление детьми игровой куклы “Пеленашка” по схеме.

НОЯБРЬ
•Знакомство с куклами разных народов.
•Консультация для родителей “История народной куклы”.
•Игры детей с народными тряпичными куклами.
•Раскрашивание шаблонов народных кукол.

ДЕКАБРЬ
•Составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”.
•Художественное творчество (рисование) “Кукла моей мечты”.
•Консультация для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”.
•Разучивание танца “Кукла”.
•Разучивание стихов о кукле.
•Изготовление самодельной куклы из пластиковых бутылок совместно с родителями.

Презентация проекта: Создание мини-музея “Такие разные куклы”.

Результат работы по проекту:
В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей “Такие разные куклы”. Располагался музей в небольшом уголке и состоял из нескольких экспозиций: “Мамины куклы”, где были представлены куклы, в которые играли мамы. “Современные куклы ”, были представлены куклы, в которые дети играют сейчас. “Куклы своими руками”, уголок, где желающие могли сами изготовить куклу по представленным схемам. Здесь же располагались куклы ,выполненные руками детей и родителей из разных материалов. Так же в мини-музее для родителей и педагогов были представлены информационные стенды, рассказывающие об истории куклы.

Автор: Мягкова Анна Александровна

Населенный пункт: Владимирская область, Судогодский район, п. Бег

Пояснительная записка

Интерес к народным ремёслам в современном мире возрастает. Заинтересованность дошкольников в познании какой же была народная игрушка бабушек, как с ней играли, и что она значила закономерен – это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Народная кукла – это источник творчества, который является объектом духовной культуры народа и его представлений о прекрасном. Приобщая дошкольников к традициям, обычаям и истории народов посредством ознакомления с народной куклой педагог воспитывает уважениек истории края, народному костюму, развивает интерес к народной культуре, творческие способности дошкольников.

В каждой странесо своеобразной культурой бережно относятся к традициям, обычаям, народнымпраздникам. Наша задача - создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину и толерантно стоящейся к традициям других народов. Значит, проблема патриотического воспитания в переменчивом мире сохраняет свою актуальность и длянашего ДОУ.

Одна из форм взаимодействия с родителями – творческие мастерские, мастерская народной игрушки.Семья играет главную роль в решении задач воспитания. Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума; при этом важно подчеркнуть, что каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.

Актуальность

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность, особенности народной культуры. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Быт народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха. Виды народной куклы подразделялись на обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных); куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек (главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов), и игровая народная кукла. Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Традиционная народная кукла обладает рядом особенностей: ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы, они безлики (нарисованного лица у них нет, за исключением некоторых народностей), но не безличны. В каждой кукле проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Гипотеза: В результате реализации проекта дети приобретают знания о народных традициях, узнают об основах народных праздников, сформируется познавательный интерес к особенностям народной культуры и традициям народов.

Цельработы творческих мастерских:знакомство с народной игрушкой как средство приобщения дошкольников к истории и традициям народа.

Задачи:

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

- развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторных навыков, ловкости, смекалки;

- проявлению любви к родному краю через ознакомление с русскими и народными традициями и обычаями;

Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Воспитывать активную личность, способную понимать окружающий мир.

Развивать умения и практические навыки работы с различными видами материалов. Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Методы: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Ожидаемые результаты работы творческих мастерских

Главным результатом является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, особенная и неповторимая кукла, которая выражает характер исполнителя, а главным критерием оценки работы обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность добиваться достижения итогового результата, взаимодействовать в команде. Обучающиеся знаюттрадиции и обычаи народов посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;способы изготовления народной куклы. Обучающиеся умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, преобразовывать практическую задачу в познавательную;ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.Обучающиеся имеют навык решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации. Обучающиеся принимают участие в конкурсах, выставках; используют работы в играх.


Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, - в этом ему помогают педагоги.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Поэтому для обеспечения познавательно-речевой активности детей широко используют проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

- в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка;

- исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;

- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.

Для реализации проекта был осуществлен интегрированный подход в разных видах деятельности. (Речевая, игровая, театральная, изобразительная, продуктивная, познавательная, исследовательская).


Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приёмы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • проблемно-поисковой;
  • исследовательский;
  • сюрпризный момент;
  • элементы загадочности;
  • создание воображаемой ситуации;
  • использование воображаемой ситуации.


Как же родилась идея исследования этого проекта.

Вечером того же дня я была свидетелем такой картины.

Так у детей появился интерес больше узнать о самой распространенной в мире игрушке – кукле.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

ЦЕЛЬ : развитие у детей основных компонентов познавательной и речевой деятельности, а также познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с выдвинутой идеей.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

Данный проект средней продолжительности.


Участники проекта : дети и воспитатель старшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Проект проходил в три этапа:

Сбор информации в рубрику «Кукла

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, родители, дети

Продуктивная деятельность (оберег – домовёнок Кузя для своего дома из солёного теста)

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, родители, дети

Игры – драматизация с театральными куклами.

уголок этикета – фея вежливости; центр физической культуры – гимнастка Ася; центр творчества – Карандашкин; театрализованный уголок – Петрушка.

Организация сюжетно- ролевых игр в игровых зонах:

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательно-речевой деятельности детей.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка дошкольника.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания об окружающем мире.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных и коммуникативных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки - они стали внимательнее друг другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.



В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ, дети получают практические навыки создания этих работ.


Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.

2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М.: Школьная Пресса, 2010. -64с.

3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. -М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.

4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Ребенок в детском саду. -2010.№2. - с.7.

Фото из архива детского сада

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: