Как происходило развитие школ управления и эволюция управляющих систем в обществе

Обновлено: 04.07.2024

На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (см. рис. 2.2).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Административный подход.Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль, 1841 – 1925 гг.).

Бюрократические модели.Главная идея – четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер, 1864 –1920 гг.).

Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт, 1832 –1920 гг.).

Школа человеческих отношений.Идея – изучить как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо, 1880 – 1949 гг.).

Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетика, методов и аппарата точных наук (М. Бир, 1959 г.).

Традиционные Модифи- Интеграция Ситуацион- Целостное

подходы кации ное восприятие

обособление организации

Классический

менеджмент Формаль-

ные


Промышленная подходы

Инженерия

Административ- Системный Ситуацион- Консистент-


ный подход подход ный подход ный подход







Бюрократичес-

кие модели Поведен-

ческие

П сихотехника подходы

Human

отношений

Начиная с 1900г. с 1945г. с 1950г. с 1965г. с 1975г.

Рис. 2.2. Подходы к управлению

Школа социальных систем. Идея – природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон, 1916 г.).

Эмпирическая школа. Идея – главная задача ученых сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим. (Т. Кубичек, 1946 г.).

На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления:

Промышленная инженерия. Составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гильберт, 1868 – 1925 гг.).

Исходные понятия, раскрывающие сущность эволюции менеджмента:

Разделение труда — форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы выполняют различные и притом дополняющие одна другую трудовые операции.

Специализация — избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания и т. д., сосредоточение на каком-либо занятии и приобретении соответствующих знаний и умения.

Кооперация- форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Порядок перечисления указанных подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке достаточно объективны. Они кроются в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие периоды и в том, какие факторы выдвигаются на первый план в тот или иной период (табл.1).

Стадии Содержание методов управления Характеристика и критерии управления
Пионерная 1820-1890 гг. Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера
Организационная, начало ХХ в. Научный подход к организации управления, администрирование Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и индустрий. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом
Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в. Поведенческие подходы к организации управления Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной и предпринимательской деятельности


На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рис. 1).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Классическая школа.Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 2). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.





Таблица 1 История возникновения современного менеджмента

Классификация подходов в науке управления XX в.

История возникновения и развития науки менеджмент.

Исходные понятия, раскрывающие сущность эволюции менеджмента:

Разделение труда — форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы выполняют различные и притом дополняющие одна другую трудовые операции.

Специализация — избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания и т. д., сосредоточение на каком-либо занятии и приобретении соответствующих знаний и умения.

Кооперация- форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Порядок перечисления указанных подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке достаточно объективны. Они кроются в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие периоды и в том, какие факторы выдвигаются на первый план в тот или иной период (табл.1).

Стадии Содержание методов управления Характеристика и критерии управления
Пионерная 1820-1890 гг. Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера
Организационная, начало ХХ в. Научный подход к организации управления, администрирование Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и индустрий. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом
Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в. Поведенческие подходы к организации управления Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной и предпринимательской деятельности


На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рис. 1).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Классическая школа.Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 2). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.

Читайте также: