Что такое изменение в биологии 5 класс определение кратко

Обновлено: 08.07.2024

Что такое обмен веществ и как он проявляется у различных живых организмов.

Обмен веществ – это совокупность процессов, в ходе которых происходит поглощение и выделение веществ из организма. Эти процессы позволяют расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.

Растениям для роста и развития необходимы свет, вода и углекислый газ, минеральные вещества. Животным такие условия недостаточны. Им необходимы питательные органические вещества.

В результате жизнедеятельности образуются ненужные отходы. Они удаляются из организма с помощью органов выделения и дыхания (углекислый газ).

Обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных. У растений есть два типа питания. Один из них получил название воздушного, или листового. Он заключается в поглощении углекислого газа и воды и выделении кислорода и осуществляется в процессе фотосинтеза. При этом растения создают органические вещества из минеральных, выполняя тем самым свою роль производителей. Другой тип питания называется минеральным, или корневым. Он заключается в поглощении из почвы необходимых для жизни минеральных веществ, растворённых в воде.

Азотофиксирующие бактерии - почвенные бактерии, преобразующие азот из воздуха в растворимую форму, пригодную для всасывания растениями; в симбиозе с бобовыми образуют клубеньки на корнях, такие бактерии называют клубеньковыми; в симбиозе обогащают почву азотом, повышая её урожайность.

Бактерии

Бактериальные заболевания - ангина, пневмония, тиф, холера, чума, дифтерия, дизентерия, менингит и другие.

Бактерии - древнейшие простейшие доядерные одноклеточные организмы.

Белки - органические вещества, основной "строительный" материал клетки.

Биология - изучает строение и жизнедеятельности организмов, их многообразие и влияние, историческое и индивидуальное развитие.

Биосфера - область распространения жизни на Земле.

Ботаника - наука о растениях.

Водоросли

Вайя (плосковетка) - листообразный побег у папоротников.

Вакуоль - окружённые мембраной пузырьки с клеточным соком (вода с растворёнными в ней веществами); может содержать пигменты (красящие вещества).

Виды бактерий - шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы.

Виды тканей - покровные, основные, механические, проводящие, образовательные.

Водоросли - древнейшие низшие растения, обитающие в разных местах с повышенной влажностью (соленая и пресная вода, кора деревьев, сырая почва, затенённые камни или здания), бывают одноклеточными и многоклеточными.

Высшие растения - растения, разделяющиеся на отдельные органы (корни, стебли, листья), сформированные из различных тканей.

Голосеменные - древняя группа высших семенных растений, включающая исключительно наземные деревья, кустарники или лианы; размножаются семенами, лежащими открыто на чешуйках шишек

Грибница (мицелий) - тело гриба, состоящее из тонких ветвящихся обычно белых нитей — гифов. Также включает в себя плодовые тела гриба (то, что мы называем грибами в быту).

Грибокорень (микориза) - симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений.

Дрожжи - одноклеточные грибы, состоящие из одной молекулы шарообразной формы, не образуют грибницы, размножаются почкованием.

Использование бактерий человеком - в сельском хозяйстве, промышленности, фармацевтике, очистке сточных вод и т.д.

Клетка - мельчайшая частица живого организма; дышит, питается, растёт и размножается.

Корневище - видоизменённый побег с недоразвитыми или отмирающими листьями, почками, придаточными корнями; служит для размножения и запасания питательных веществ.

Лишайники - группа организмов, получающихся в результате симбиоза гриба и водоросли; светолюбивы, растут медленно, но долго (50-100 лет), неприхотливы (встречаются в горах, пустыне и тундре, на деревьях, скалах, даже на стекле), но крайне чувствительны к загрязнениям окружающей среды (индикаторы чистоты воздуха).

Мхи

Межклетники - промежутки между клетками, заполненные воздухом.

Мембрана - своеобразный внутренний "фильтр" клетки, пропускающий одни вещества и не пропускающий другие, пока клетка жива.

Минеральные соли - неорганические вещества, используемые для синтеза органических молекул в клетках живых организмов.

Мукор (белая плесень) - род плесневых грибов, распространённый в верхнем слое почвы, на продуктах питания и органических остатках; мицелий мукора не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.

Мхи - древние многолетние низкорослые растения, обитающие в местах повышенной влажности; способствуют образованию болот и торфа.

Наблюдение - восприятие и фиксация объектов или явлений, без вмешательства в процесс.

Низшие растения - растения, не имеющие разделения на отдельные органы (корни, стебли, листья) и сложного тканевого строения.

Нуклеиновые кислоты - органические вещества, сохраняющие наследственную информацию и передающую её потомкам живых организмов.

Грибы

Палеоботаника - наука, изучающая ископаемые остатки древних растений.

Папоротники - древнейшие сосудистые растения травянистой или древесной формы.

Пеницилл - род плесневых грибов, поражающих грунт, растения, продукты питания; отличается от мукора многоклеточным строением.

Питание грибов - питаются готовыми органическими веществами, подобно животным, но путём всасывания, а не захвата, что роднит их с растениями.

Питание лишайника - водоросль образует органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми питается гриб, а гриб поставляет водоросли воду с минеральными веществами.

Пластиды - части растительной клетки, отвечающие за окраску растения и фотосинтез.

Плауны - вечнозеленые ветвящиеся многолетние травянистые растения.

Плесневые грибы - группа грибов, образующих ветвящиеся мицелии без видимых невооружённым глазом плодовых тел; поражают урожай и продукты питания, разрушают древесину, вызывают болезни животных и человека.

Покрытосеменные (цветковые) - самая молодая, но и самая многочисленная группа растений, отличающаяся наличием органа размножения - цветка, превращающегося впоследствии в плод с семенами внутри.

Признаки живого - клеточное строение. Дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и энергии, реагирование.

Применение грибов человеком - применяются в пищевых, хозяйственных и медицинских целях (продукты брожения, биотехнологии, антибиотики).

Размножение бактерий - бактерии размножаются делением, некоторые виды — спорами, длительно сохраняющимися в самых неблагоприятных условиях.

Размножение лишайников - кусочками слоевища или специальными клетками, разрывающими таллом, выходя наружу.

Ризоиды - прообраз корней — тонкие нити, которыми водоросли, а также мхи, лишайники и грибы прикрепляются к поверхности и получают влагу и питательные вещества.

Риниофиты - вымершие примитивные сосудистые растения, являвшиеся первыми наземным растениями, то есть переходной формой от водорослей к плаунам, хвощам и папоротникам.

Роль бактерий в природе - азлагают сложные органические вещества на простые, участвуя таким образом в круговороте веществ.

Строение клетки

Сапротрофы - живые организмы, питающиеся органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.

С ветовой микроскоп (устройство) - тубус (зрительная трубка с линзами), окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало.

Симбиоз - тесная связь между живыми организмами, полезная для каждого из них.

Спорангий - орган, производящий споры у грибов, водорослей, растений.

Среды обитания живого - наземно-воздушная, водная, почвенная, другие организмы (4).

Строение клетки - оболочка с порами, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли с клеточным соком и пигментами, пластиды.

Строение лишайника - тело лишайника образовано нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или цианобактерии.

Таллом (слоевище) - тело растения, не разделяющееся на отдельные органы и разнообразные ткани.

Ткань - группа клеток со сходным строением, происхождением и функциями.

Углеводы - органические вещества, основной источник энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки.

Фенология - наука о сезонных явлениях природы, сроках и причинах их наступления.

Фитонциды - выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.

Хвощи - многолетние сосудистые травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами.

Химический состав клетки - неорганические: вода (40-95%) и минеральные соли (1-1,5%; Органические: белки (10-20%), жиры (1-5%), углеводы (0,2-2%), нуклеиновые кислоты (1-2%).

Хлорофилл - зелёный пигмент, придающий зеленый цвет хлоропластам растений и участвующий в процессе фотосинтеза; присутствует в высших растениях, водорослях, цианобактериях и бактериях.

Хроматофор - пигментсодержащая и светоотражающая клетка организма, придающая окраску.

Царства живой природы - бактерии, Грибы, Растения и Животные (4).

Целлюлоза - нерастворимое в воде волокнистое вещество, придающее прочность оболочке клетки.

Цитоплазма - бесцветное вязкое вещество между мембраной и ядром клетки; при сильном изменении температуры разрушается, и клетка гибнет.

Экологические факторы - абиотические (климат), биотические и антропогенные (от деятельности человека).

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях с заведомо определенной целью.

Ядро и ядрышко - важнейшая часть клетки, сохраняющая и воспроизводящая наследственную информацию, а также регулирующая обмен веществ внутри клетки.


Видеоурок знакомит с жизнедеятельностью клетки. Вы узнаете, что клеткам для нормального существования необходимо питание и дыхание, благодаря чему происходит их рост и развитие. А после дифференциации клетки и выполнения ею определенных функций она делится. В данном уроке приводятся следующие понятия: цитоплазма, движение цитоплазмы, экологические факторы, питание клетки, дыхание клетки, деление клетки, хромосомы, хроматиды.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление"

Клетка — наименьшая единица жизни.

Каждая клетка питается, дышит, реагирует на воздействие внешней среды, выделяет ненужные ей вещества, размножается, то есть живет.

В состав цитоплазмы входят органические и неорганические вещества многих видов. Основное вещество цитоплазмы — вода.

В ней находятся обязательные клеточное компоненты ― органеллы, каждый из которых выполняет какие-то определенные функции.

Важнейшая роль цитоплазмы — объединение всех клеточных структур (компонентов) и обеспечение их химического взаимодействия.

Одно из важнейших проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества.

Движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. С этим водным растением вы уже знакомы. Элодею часто выращивают в аквариумах.

Чтобы увидеть движение цитоплазмы, надо приготовить препарат с живыми клетками и рассмотреть при увеличении в 300 раз. Для этого окуляр микроскопа должен иметь 20-кратное увеличение, а объектив — 15-кратное (20 х 15 = 300).

Зеленые пластиды клеток листа элодеи, перемещаясь вместе с цитоплазмой, позволяют увидеть медленное движение бесцветной цитоплазмы.

Движение цитоплазмы может замедляться или ускоряться под воздействием экологических факторов окружающей среды — света, температуры, снабжения кислородом, водой.


Если зеленый лист элодеи подсветить ярким светом или положить в слегка подогретую каплю воды, то цитоплазма в клетках такого листа будет двигаться быстрее.

И наоборот, при охлаждении листа скорость движения цитоплазмы замедляется. В этом проявляется реакция живых клеток растения на изменение условий среды обитания.

Движение цитоплазмы свойственно как клеткам растений, так и клеткам животных. Например, благодаря цитоплазматическому потоку перемещается микроскопический одноклеточный организм ─ амёба. Водится он в прудах, во влажной почве, а также во внутренностях животных.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. В клеточных оболочках есть поры, через которые нити цитоплазмы соединяются с соседними клетками.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.


Любая живая клетка питается, то есть захватывает из внешней среды съедобные для себя вещества (в виде отдельных молекул или больших групп молекул ― пищевых частиц, иногда даже целых клеток меньшего размера) и так или иначе использует эти вещества.

Питанием называют совокупность процессов, которые включают поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ. В процессе питания организмы получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций. В ходе этих реакций неорганические вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), преобразуются в органические и входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел и др.

Большая часть веществ, поступающих из окружающей среды, расходуется не для получения энергии, а на синтез новых веществ, необходимых клетке или организму.

Помимо поступления различных питательных веществ в клетку в ней происходит и другой немаловажный процесс ― дыхание.

Дыхание клетки — это сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Реакции протекают в цитоплазме и митохондриях (специальных органеллах ― энергетических станциях клетки).

В ходе этих реакций поступившие в клетку органические вещества (углеводы, липиды, аминокислоты) окисляются кислородом до углекислого газа и воды. В итоге происходит выделение энергии, которая используется клеткой и всем организмом по мере необходимости.

В результате питания и дыхания происходит рост и развитие клетки.

Клетка возникает благодаря делению другой клетки. Затем она несколько увеличивается, главным образом за счет увеличения веществ цитоплазмы.

В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Клетка увеличивается в размере (растягивается), а затем дифференцируется. Так происходит ее развитие. То есть в ней появляются какие-то отличия от других клеток. В результате чего клетки начинают выполнять определенные возложенные на них функции.

После дифференциации клетка снова делится. Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит путём деления предыдущей, материнской клетки.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

В результате деления происходит рост организмов.

Деление клетки — сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре.

Сначала ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (обычно цилиндрической формы) — это хромосомы.


Хромосомы — это очень важные структуры. В них заложена вся необходимая информация об организме. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части.

Так же происходит изменение и других клеточных структур. Исчезает ядерная оболочка и ядрышко.

Благодаря специальным структурам хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Эти структуры тянут хромосомы с двух сторон к полюсам клетки.

При этом каждая хромосома расщепляется на две хроматиды ─ половинки двойной хромосомы.

Таким образом у двух полюсов клетки оказывается одинаковый генетический наследственный материал. Такой же, как был в клетке до начала деления.

В каждой вновь образованной клетке формируются ядерные оболочки и ядрышки. Ядро молодой клетки располагается в центре.

Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост организма. Например, растения, в отличие от других живых существ, растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название ─"растения".


Понятие биологического вида

Сначала дадим определение данному понятию. Вид — это совокупность близких по происхождению организмов, относительно схожих по морфологическим и физиологическим признакам, способных свободно скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и занимающих определённый ареал в природе.

Вид по сравнению с отдельным организмом существует намного дольше. Некоторые виды насчитывают тысячи и даже миллионы лет существования.

Признаки принадлежности к одному виду

Определить, что тот или иной живой организм принадлежит к определённому виду, помогут следующие признаки.

Если кратко, особи одного вида:

  • имеют общего предка;
  • имеют сходство во внешнем и внутреннем строении;
  • обладают сходством в протекании процессов жизнедеятельности;
  • свободно скрещиваются между собой и дают потомство, которое также дает плодовитых потомков;
  • обладают общими особенностями, позволяющими жить в определенных природных условиях.

Особи, принадлежащие к одному виду, имеют общее происхождение. Поэтому они похожи внешне, но отличаются от других видов, даже близкородственных. Для сравнения можно взять северного оленя и лося.

Лось и северный олень

Рис. 1. Лось и северный олень.

Особи одного вида сходны анатомически и физиологически. В качестве примера можно взять бурых медведей с характерной зимней спячкой.

Особи разных видов обычно не скрещиваются. Скажем, пихта и лиственница, разные виды дятлов (большой пёстрый и малый пёстрый) гнездятся рядом, но смешанных пар не образуют, не скрещиваются.

Известны примеры, когда человеку удавалось получить потомство от скрещивания разных видов. Среди них хорошо известный гибрид лошадь и осла — мул. Но в естественных условиях такого не случается. И, кроме того, потомки-гибриды, как правило, бесплодны. Если же потомство и появляется, то все равно не выдерживает дальнейшего естественного отбора.

Мул и лошак

Рис. 2. Мул и лошак.

Лошак и мул — гибридные потомки лошади и осла. Но названия разные, они отражают то, к какому виду принадлежит самец и самка. У лошака мать — ослица, а отец — жеребец. У мула, наоборот, мать — кобыла, а отец — осёл.

Каждый вид обладает своим ареалом (лат. area — площадь) — территорией, в границах которой встречаются его представители. Различают ареалы сплошные и прерывистые, которые включают несколько отдельных территорий.

Ареал клюквы

Рис. 3. Ареал клюквы.

В границах ареала особи каждого вида занимают свои ниши обитания. К примеру, ареал клюквы — это умеренный пояс Евразии и Северной Америки, где обычное место её обитания — торфяные болота.

О том, что такое вид в биологии, можно рассказать в докладе на уроке в 5 классе.

Что мы узнали?

Вид — группа организмов, схожих по определённым признакам. Биология изучает, какие существуют виды живых организмов, чем они отличаются, по каким признакам можно определить принадлежность особей к одному виду. Существуют различные биологические барьеры, позволяющие сохраняться видам в чистоте и поддерживать разнообразие, присущее живой природе.

Читайте также: