Кто является предками славянских племен кратко

Обновлено: 06.07.2024

Откуда пришли славяне? Известно ведь, что, скажем, восточные славяне - не автохтонное население Приднепровья. О происхождении славянских племен и их первоначальном расселении споры ведутся до сих пор. В письменных источниках славяне упоминаются не раньше VI века нашей эры.

Что можно сказать более-менее определенно? Прежде всего: славяне являются древнейшим населением Европы. Славяне - это индоевропейцы. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье. В середине II тыс. до н.э. славяне выделились из индоевропейской общности. Около I тыс. до н.э. начинает формироваться праславянский язык.

Славяне - древнейшее население Европы. Прас лавяне принадлежали к индоевропейской общности, из которой выделились в середине II тыс. до н.э.

Все, что известно о ранней истории славян, носит полулегендарный характер. На рубеже II-I тысячелетий до н.э. праславяне, видимо, освоили железо. До нас дошли предания о богатырях-кузнецах, выковавших огромный плуг; победивших Змея, который все время как-то являлся с юга (кочевые племена, очевидно, беспокоили. ). Со II-IV вв. н.э. славяне известны как венеды, склавины и анты . Как и другие племена и народы, в конце IV в. они переживают упадок после нашествия гуннов. Венеды / венеты на востоке Европы (рядом с сарматами) упоминаются позднеримскими писателями, например, Плинием Старшим, даже раньше - в I - начале II вв. н.э. Историк и писатель Тацит сомневался, "отнести ли певкинов , венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю…"

Авторы VI в. приводят более определенные сведения о славянах. Иногдаречь идет о прошлом. Готский историк Иордан рассказал о том, как вождь остготов Германарих (IV век) начал войну против венедов (славян), разбил их и включил в свой "союз". " Эти венеты . происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов" ("Гетика", или "О происхождении и деяниях гетов").

В памятнике древнерусской литературы " Слово о полку Игореве " упоминается "время Бусово". Винитар, преемник Германариха, обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и казнил их.

Готы в конце концов были вытеснены из причерноморских степей жестокими кочевниками из Центральной Азии - гуннами.

Вернемся к проблеме происхождения славянских народов. Ее поднимал в XII веке автор "Повести Временных лет": ". ..спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. ".

В ПВЛ в данном отрывке изложена т.наз. дунайская версия происхождения славянских народов . Согласно этой версии, славян вытеснили из Подунавья волохи - так славяне называли римлян. Применительно к IX веку - это франки . По одной из легенд, 4 года, с 819 по 822 г., велась "Людевитова война", славянское население 4 раза подвергалось нашествию франков .

Но вот вопрос: а на Дунае-то откуда появились славяне? Когда и почему они там "сели"? Описанные в летописи события связаны с эпохой Великого переселения народов (II - IV вв.). Славянские племена, увлекаемые полчищами гуннов, расселялись в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и заселили Балканы. Совместно с готами , сармато-аланами и другими племенами славяне нападали на дунайскую границу Византии. "Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый…" - об этом писал византийский автор VI века Прокопий Кесарийский в книге "Война с готами".

Вот что еще Прокопий написал о славянах: "Эти племена, славяне и анты , не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы . И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".

Однако же на фоне языковых данных, археологии и топонимики дунайская гипотеза подтверждается слабо.

Гунны - кочевники из Центральной Азии. Рядом, с мечом - гот или рос; на коленях - боспорский воин. Рис. Ангуса Мак-Брайда. Скучать в этих степях, наверное, не приходилось

Гунны - кочевники из Центральной Азии. Рядом, с мечом - гот или рос; на коленях - боспорский воин. Рис. Ангуса Мак-Брайда. Скучать в этих степях, наверное, не приходилось

В пользу ее, казалось бы, говорит черняховская археологическая культура III -н. V вв., которую археологи связывают с праславянами. Культура охватывала территорию от Северского Донца до Дуная, включая Среднее Поднепровье (огромная территория!).

Черняховская археологическая культура. Карта из книги В.В. Седова "Славяне в древности". Крупными точками отмечены славянские памятники в составе будущей Древней Руси.

Черняховская археологическая культура. Карта из книги В.В. Седова "Славяне в древности". Крупными точками отмечены славянские памятники в составе будущей Древней Руси.

Но черняховская культура являлась полиэтничной: на ее территории, помимо праславян, жили ираноязычные племена - сармато-аланы, германские племена - готы , фракийцы, и др. Ряд исследователей считает, что главную роль в ее формировании сыграли германцы; однако этому противоречит наличие в том же регионе культуры-предшественницы - зарубинецкой, которую связывают с праславянами. И здесь все не бесспорно. Ряд других исследователей связывает зарубинецкую культуру с балтами или с балто-славянами.

Есть и другая точка зрения: черняховская культура формируется ираноязычными сарматами, происходит активная ассимиляция их славянами, балтами, германцами.

Согласно второй гипотезе, прародиной славян является междуречье Вислы и Одера . На территории южной и центральной Польши была распространена пшеворская археологическая культура II - начала V вв., которую связывают с праславянами. По времени пшеворская культура предшествовала черняховской.

Пшеворская культура, как и черняховская, была полиэтничной: основными ее носителями являлись славяне, но на ее территории отмечены мелкие германские племена, некоторые исследователи считают, проживали здесь и кельты. Наследницей пшеворской культуры считается пражско-корчакская, достоверно славянская. Но и здесь нельзя говорить о полной преемственности, т.к. после нашествия гуннов в IV веке пшеворская культура в Польше прекратила существование.

Но вот римский автор II в. Птолемей называл Венедский залив предположительно там, где находится Гданьский залив в Польше. Пишет они о Венедских горах , предположительно, Карпатах. Сторонники этой версии также отмечают много общего в языках балтов и славян. Не исключено, что в древности существовала балто-славянская языковая общность или же языковой контакт между древними балтами и праславянами, а это возможно только в данном регионе.

существуют две основные гипотезы происхождения славян. Чаще всего к их прародине относят междуречье Вислы и Одера. Вторая гипотеза - дунайская - имеете меньше приверженцев.

К VI-VII вв. относятся две археологические культуры, которые бесспорно являются славянскими: пражско-корчакская и пеньковская. К первой из них относят словен , живших, как повествует Иордан, между Дунаем, Днестром и Вислой, а ко второй, по всей видимости - анты (жили между Днестром и Днепром).

К VI-VII вв. сложились две бесспорно славянские археологические культуры: пражско-корчакская и пеньковская.

О названии славян: венеды - это заимствование либо самоназвание отдельных племенных групп. Так называли славян ранние авторы. Ученые считают, что, видимо, так называли в совокупности племена формирующейся балто-славянской общности. К слову, у финнов и немцев до сих пор бытует название лужских сербов - Wendel / Wende. Возможно, так назвали славян там, где они контактировали с германцами и финно-угорскими племенами?

Откуда взялось название славяне ? Мы встретили его впервые в VI веке у Иордана и Прокопия Кесарийского. Вот что пишет Прокопий: "И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами ("рассеянными"), думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много".

Есть и другие версии происхождения этого слова. Но в большинстве ученые считают, что славяне - от слово, ясноговорящие , в отличии, например, от тех племен и народов, которые говорят непонятно или не могут говорить на понятном языке (так, немцы - немые ). Мы встречаем это название у разных славянских племен и некоторых современных народов: ильменские словене - восточнославянское племя , словаки (Словакия) и словинцы -кашубы (Польша) - западные славяне, словенцы (Словения) - южные славяне.

Термин славяне происходит от слово и обозначал ясно говорящие . Имена венеды, анты упоминаются у позднеримских, византийских, готских авторов.

В VII-VIII вв. выделяется ветвь восточных славян.

В VII-VIII вв., считают ученые, выделяется ветвь восточных славян. С этого момента можно вести речь об истории собственно восточно-славянских племен, о которых поведал нам летописец Нестор в ПВЛ - полянах, дреговичах , северянах , радимичах, уличах и тиверцах , древлянах , волынянах, бужанах, дулебах , о белых хорватах , кривичах и других - всего летопись называет их 15.


Сегодня, даже после глобальной работы, проведенной археологами, множества работ лингвистов, исследований по топонимике, этот вопрос остаётся открытым. Дело в том, что мы практически не имеем письменных источников по ранней истории протославян, и это камень преткновения всех дальнейших рассуждений. В основу данной работы положены ключевые исследования по этой теме.

Вступление

В конце VI века на дунайской границе появились новые враги, обрушившиеся на византийское государство.

Это были народы, о которых античные и византийские авторы уже были наслышаны, но теперь они стали их беспокойными соседями, ведущими постоянные боевые действия и осуществляющими опустошительные набеги на империю.

Как же смогли новые, появившееся на северной границе племена, в течение долгого времени не только составлять конкуренцию военным силам самой мощной страны в Европе, но и захватывать её земли?

Как смогли эти, ещё вчера неизвестные или малоизвестные римскому миру народы, занять столь обширные территории? Какими силами и возможностями они обладали, как и кем были вовлечены во всемирное переселение народов, как развивалась их культура?

Речь идёт о предках славян, которые расселились на огромном пространстве центральной, северо-восточной и южной Европы.

И если о боевых действиях и сражениях славян VI—VII вв. известно достаточно хорошо благодаря дошедшим до нас письменным источникам, то археологические памятники дают нам важную информацию, которая существенно дополняет картину, помогает понять многие моменты ранней славянской истории.

Столкновение или сотрудничество славян с близлежащими народами: Византийской империей, германскими племенами и, конечно же, кочевниками евразийской равнины обогатили их военных опыт и военный арсенал.

Славяне и их военное дело малоизвестны широкой публике, они долгое время находились в тени германских народов, обитавших в этих районах, а также кочевых народов, обитавших в Подунавье.

Происхождение

Долгое время этот рассказ летописи считался определяющим в картине расселения славянских племен, сегодня же, на основе археологических данных, топонимики, но особенно филологии, прародиной славян считается бассейн реки Вислы в Польше.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой семьи. Вопрос о прародине индоевропейцев пока остается открытым. Из праиндоевропейского языка самостоятельно выделились анатолийский, греческий, армянский, индоиранский и фракийский языки, в то время как италийского, кельтского, славянского, балтского и германского праязыков не существовало. Они составляли единую общность древнеевропейского языка, и разделение их происходило в ходе расселения по территории Европы.

В литературе идет спор о том, была ли изначально балто-славянская языковая общность или были длительные контакты между предками славян и балтов, повлиявшие на близость языков. Последние исследования говорят о том, что, во-первых, протославяне имели контакты только с западными балтами (предками пруссов), во-вторых, они изначально имели контакты с протогерманскими племенами, в частности, с предками англов и саксов, что фиксируется в лексике последних. Эти контакты могли происходить только на территории современной Польши, что подтверждает локализацию ранних протославян в Висло-одерском междуречье.

Эта территория была их европейской прародиной.

Первые исторические свидетельства

Происхождение славян

Ареал Пшеворской археологической культуры. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005 г.

Раннее название славян

Как мы уже сказали, древние авторы, как и древние народы, на рубеже тысячелетий предков славян называли „венеды“. Многие исследователи считают, что этот термин в античности определял не только славян, а все племена славяно-балтской языковой группы, так как для греков и римлян эта земля была далёкой и сведения о ней были урывочные, а часто и просто сказочные.

Это слово сохранилось в финских и немецком языке, так и сегодня называют лужских сорбов или западных славян — Wendel или Wende. Откуда оно взялось?

Возможно, считают одни исследователи, это было самоназвание каких-то первых племенных групп, двигавшихся из бассейна реки Вислы на запад и север, в район обитания германцев, и, соответственно, финских племён.

Другие авторы считают, что это было название неславянского племени, о чём ниже.

К VI в. „венеды“ чётко локализовались на севере Центральной Европы, на западе они выходили за границы Одера, а на востоке — до правобережья Вислы.

Собственно наименование „славяне“ появляется в источниках в VI в. у Иордана и Прокопия, когда оба автора могли реально познакомиться с представителями этого народа. Прокопий Кесарийский, будучи секретарём полководца Велисария, не раз сам наблюдал и описывал действия воинов-славян.

Есть также мнение, что если слово „венеды — венеты“ было разговорным, то „склавины“ или „славяне“ имело книжное происхождение, как, например, термин „росы“.

Современные теории предполагают два решения этого вопроса. Первая увязывает его с местами первоначального пребывания славян, людей, живущих по рекам. Производя его от слова „течь, вода течёт“, отсюда: реки Слуя, Славница, Stawa, Stawica.

Подавляющее большинство исследователей являются последователями другой теории, считают, что этноним происходит от „слово“ — verbosi: говорить, „говорить ясно“, „люди, которые говорят ясно“, в отличие от „немцы“ — не могут говорить, немые.

Его мы встречаем в названии племён и современных народов: словени новгородские (Древняя Русь), словаки (Словакия), словенцы (Словения и другие балканские страны), словинцы-кашубы (Польша).

Ранние славяне и кельты

На юге Висло-одерского междуречье древние славяне (Пшеворская археологическая культура) имели первые контакты с мигрирующими на эти территории кельтами.

Кельты к этому времени достигли больших высот в развитии материальной культуры, что нашло отражение в археологической культуре Латен (поселение Ла Тен Швейцария — La Tène). Общество кельтов Европы этого времени можно определить как „героическое“, с культом вождей и героев, дружин и милитаризацией всей жизни, состоявшего из кланов, группировавшихся в племена.

Кельты внесли выдающийся вклад в историю металлургии в Европе: археологами открыты целые кузнечные производственные комплексы.

Они владели технологией сварки, закаливания, внесли большой вклад в производство железных орудий труда, и, конечно же, оружия. Знаменательный факт развития кельтского общества — это процесс урбанизации, кстати, именно с ним археологи связывают новый важнейший момент: с середины II в. до н. э. в кельтских захоронениях не фиксируется воинское снаряжение.

Мы знаем крупные кельтские города Алезия (97 га), Бибракта (135 га) и Герговия (Клермон) (75 га) и другие.

Общество переходит на новую стадию, в условия накопления богатств, когда оружие теряет свою символическую значимость. Именно в этот период одна из волн кельтской миграции достигла в Средней Европе верховье Вислы в II в. до н. э., с этого момента начался время взаимодействия ранних славян и кельтов. С это период начала формироваться Пшеворская археологическая культура.

Пшеворскую археологическую культуру связывают с ранними славянами, хотя на её территории обнаруживаются признаки обитания и кельтов, и германцев. Памятники археологии дают большой материал о развитии материальной культуры, артефакты свидетельствуют о зарождении военного дела у славян на рубеже тысячелетий.

Важным фактором взаимодействия стал процесс влияния кельтов, находящихся на более высоком уровне развития, на духовную культуру славян, которое нашло отражение в культовых сооружениях и обрядах погребения. По крайней мере, то, о чём можно сегодня судить, весьма вероятно. В частности, в постройке в более поздний период языческого храма западных славян в Арконе, на острове Рюген историки находят черты кельтских культовых сооружений. А вот если в захоронениях кельтов центральной Европы оружие исчезает, то на периферии кельтского мира оно сохраняется, что совершенно объяснимо в рамках военной экспансии. И этот же обряд начали использовать славяне.

Участие кельтов в формировании Пшеворской культуры привело к первому большому разделение в истории славян: на южных (средняя Европа) и северных (Повислье). Движение кельтов в средней Европе, вполне вероятно, сопровождавшиеся военной экспансией в район Вислы, вынудила часть местных племён начать перемещение в регион Днепра. Они идут из зоны Вислы и Волыни в зону верхнего Днестра и особенно в Среднее Поднепровье. Это перемещение, в свою очередь, вызвало отток обитавших здесь балтских племён (Зарубинская археологическая культура) на север и восток.

Хотя некоторые археологи связывают Зарубинскую культуру со славянами.

Именно в этот период западные соседи древних славян начинают называть их „венеты“. И здесь тоже наблюдается кельтский след.

Одна из гипотез исходит из того, что этноним „венеты“ был самоназванием кельтских племён, которые обитали в Повислье, но при столкновении с германцами в начале нашей эры, они отступили на земли северо-востока и юго-востока современной Польши, где покорили протославян и дали им своё название: „венеды“ или „венеты“.

Другие авторы считают, что это было название неславянского племени, которое откочевало на юг, а этим именем соседи стали называть оставшихся здесь предков славян.

Вооружение славян в ранний период

Тацит, как мы видим, сообщил нам немного, но эти сведения бесценны, так как речь идёт прежде всего о славянах как оседлом народе, который живёт не как сарматы в повозках, а строит дома, что подтверждают археологические данные, а также о том, что их вооружение схоже с западными соседями.

У славян, как и у большинства племён, обитавших в лесостепной зоне и вступивших на путь исторического развития, основным видом вооружения были копья, которые, естественно, своим происхождением обязаны острозаточенным палкам. Учитывая ранние контакты с кельтами, общество которых стояло на более высокой стадии материального развития, влияние в вооружении здесь очевидно. Оно даже отразилось в погребальном обряде, когда оружие или любые колющие и режущие орудия подвергались порче. Так поступали кельты при погребении мужчин-воинов.

Диодор Сицилийский, (80-20 гг. до н. э.) писал:


В период ранних контактов с кельтами славяне активно используют кельтские длинные и узкие наконечники копий с хорошо выделенным ребром.

Позднее, в раннеримский период, у славянских копий были наконечники с коротким листовым лезвием, а в позднеримскую эпоху — с коротким ромбовидным или листовидным наконечником, с ребром, заходящим на часть втулки.

Очень рано, что необычно для лесостепной зоны, славяне стали использовать шпоры, атрибут амуниции, которого не имели в это время ираноговорящие степные всадники Восточной Европы. В могильниках Пшеворской культуры обнаруживаются не только наконечники копий, но и шпоры. Таким образом, предки славян начали достаточно рано использовать коней в боевом деле. Возможно, это было лишь средство доставки воина, как это случалось у многих других лесных народов, например, позднее, скандинавов. Но наличие шпор, которые имели четырехгранный или цилиндрический шип, говорит скорее всего о необходимости управления конем и скорее всего при конной атаке.


Славянское оружие. Пшеворская археологическая культура. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005 г.

Тацит писал о том, что славяне использовали щит, из археологических находок мы знаем, что умбоны у этих щитов были конические с длинным шипом или с цилиндрической шейкой, завершающейся пустотелым шипом. Каких размеров или параметров были щиты, можно лишь предполагать, возможно, они были такие же, как у соседних народов. Вероятно, они изготовлялись из подручного материала — дерева, возможно, обтягивались для надежности кожей, к ним крепился умбон. Рукоятка щита крепилась клепками насквозь. В умбонах легко просматривается влияния не только кельтов, но и древних германцев, и через них воздействие римлян в плане материальной культуры распространялось на весь варварский мир Европы.

Славяне, как можно предположить, еще не достигли той стадии обработки металла, когда бы оно обеспечивало массовое изготовление орудий труда или высокотехнологичного оружия. Они крайне редко, но пользовались мечами и саксами.

Мечи, конечно, были оружием невероятно дорогим, а наличие в вооружении ранних славян сакса опять говорит нам о германском влиянии. Это широкий однолезвийный палаш с технологией производства такой же, как и у меча.

До нас дошли несколько образцов дорогих ножен или их оковок. Они свидетельствуют о высоком статусе их владельцев. Особый интерес представляют обкладки ножен от меча из могильника Гринев (укр. Гринів), село в Пустомытовском районе Львовской области Украины (Верхнее Поднестровье).


Ажурная ковка ножен. Бронза. Могильник Гринева. Верховье Днепра. Украина. Источник: Петрухин В. Я. Дохристианские древности: по археологическим данным VI — Х века. М., 2004

Лицевая сторона украшена ажурной литой бронзовой накладкой с изображением разных сцен: медведь с добычей, грифон, две фигуры, возможно, герой и богиня, и, наконец, всадник с небольшим щитом и копьём. Такое украшение оружия связанно с кельтским, а возможно, и с римским влиянием, и было распространено в средней Европе в последние века до н. э.

По археологическим источникам мы не можем говорить о том, что протославяне использовали луки и стрелы на войне или их стрелы были без металлических наконечников. Наконечники стрел почти не встречаются в захоронениях этой эпохи. Соседние германские и кельтские народы слабо использовали это оружие, а влияние кочевых культур ощущалось только на юго-восточной границе расселения ранних славян.

Источники и литература:
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книги IV–VII. пер. с древнегреч., вступ. статья и комментарии О. П. Цыбенко. СПб., 2005.
Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. СПб., 1993.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Лихачёва Д. С. СПб., 1996.
Подосинов А. В., Скржинская М. В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2011.
Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В. Л. Янина. М., 2006.
Бабичев А. С. Комментарий //Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. С-Пб., 1993.
Мартынов В. В. Прарадiзма славян. Лiнгвiстычная верыфiкацыя. Мэнск. 1998.
Нидерле Л. Славянские древности, М., 2013.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 2005 г.
Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.
Шахматов А. А. К вопросу о финско-кельтских финско-славянских отношениях. Ч.1-2// Известия Императорской АН. Серия 6. Общественные науки. 1911. Ч.1. № 9. С707-724, Ч.2. № 10.
Rosen-Przerworska J. Spadek po Celtach. Wroclaw; Warszawa; Krakὸw; Gdansk. 1979.

Древние предки славян, как выглядели и какими были наши предки – славяне?

Родину и предков не выбирают. Но чтобы искренне полюбить их, нужно в никнуть в их прошлое. Наши предки – славяне. Поэтому речь пойдет именно о них.

Далекие предки славян. Кто были предки славян?

На заре новой эры было сформировано славянское племя, выделившееся из индоевропейской общности. Напоминаем, что индоевропейцы – древние предки славян (их расцвет пришелся на второе тысячелетие до новой эры). И после своего обособления славяне начали свой путь в буквальном смысле слова. Они осваивали новые территории по всем четырем направлениям. Конечно, они встречали множество трудностей на своем пути. Но смогли выдержать. И в итоге наши предки – древние славяне, стали истоком для множества современных народов, ныне живущих в Европе и Российской Федерации.

Кто были предками славян? Ответить на этот вопрос однозначно очень сложно. Да, они произошли от индоевропейцев. Интересно, что сегодня появляются новые версии и гипотезы на этот счет. Например, что предки славян – финны.

Великие предки славян дали начало множеству крупных племен: германцам, балтам и другим. Из них впоследствии выделились еще более мелкие народы.

Древние предки славян, как выглядели и какими были наши предки – славяне?

Как выглядели наши предки славяне?

Конечно, внешность их отличалась в зависимости от территории, на которой они проживали. Но все же общий генофонд дает нам нам возможность представить картину в общем и целом. Мужчины имели очень воинственный вид. Это рост выше среднего, могучие плечи. Почти все славянские мужчины носили бороду. А женщины были необычайно женственны. Это выражалось и в идеальной осанке, и в мягкой походке. Волосы у женщин были длинными и сильными. Но они чаще были не видны окружающим, потому что покрытая голова – это признак целомудрия. А женщины были именно такими. Носили они и длинные юбки, сарафаны. Не выставлять свою красоту напоказ было очень характерно для них.

Интерес для нас также представляет и то, какими были наши предки славяне по характеру и нраву? Начнем с того, что изначально славяне были разрознены. Сначала на три крупные ветви (восточные, южные, западные). Каждая из ветвей подразделялась еще. Все это наложило отпечаток и сделало славян иногда очень непохожими друг на друга.

Древние предки славян, как выглядели и какими были наши предки – славяне?

Ученые долго и кропотливо выясняли, какой характер был у славян? Выяснилось следующее. Во-первых, они были невероятно гостеприимными и дружелюбными. Во-вторых, трудолюбивыми, усердными. В-третьих, славяне на протяжении многих веков чтили традиции своих предков, своей семьи. И детей они воспитывали таким же образом.

Даже на войне славяне вели себя по-человечески. Они хоть и брали пленных, но относились к ним хорошо. А военными они были очень подходящими: смелыми, стойкими, твердыми, неприступными и неотступными.

В заключение

Те, кто узнал себя в описаниях, могут твердо и с уверенностью говорить, что он – славянин. Конечно, во всех нас есть славянская кровь. Просто в ком-то ее больше, а в ком-то меньше. Ведь предки русских людей – славяне. А русские, как известно, самая многочисленная нация, вышедшая из славянской среды. Поэтому мы должны гордиться этим, должны знать и помнить о своих корнях.

Сегодня наметилась тенденция к возрождению славянской культуры. Создают специальные общины, где пытаются воспроизвести праздники, обычаи своих предков. Даже в моду приходят славянские веяния. И девушки, имеющие славянскую внешность, по праву считаются одними из самых красивых в мире. Кроме того, они более хозяйственны и в будущем становятся хорошими женами и матерями.


Фото: ссылка

1. В настоящее время наука не даёт точного ответа, когда и где возник славянский народ, как и любой другой этнос. Этногенез славянских племён изучается на стыке археологии и лингвистики с привлечением этноистории соседних народов. В академической науке существуют несколько направлений и научных школ, разрабатывающих свои версии выделения славян из индоевропейской общности племён.


двойной клик - редактировать изображение

По мнению немецкого лингвиста Ханса Краэ, в Центральной Европе во II тысячелетии до н.э. (бронзовый век) существовала этноязыковая общность индоевропейских племён. Существуют различные гипотезы о том, как индоевропейцы появились в Европе, но в целом учёные согласны с началом проникновения близких по образу жизни, обрядам и языку индоевропейских племён в центр Европы в III тысячелетии до н.э. Миграции племён дали ответвления, породившие новые народы. Реальных привязок к историческим процессам языкознание не даёт, но хронология может быть приблизительно реконструирована с помощью археологии, однако очень предположительно.

Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились к концу II тысячелетия до н.э. и развивались как самостоятельные, – италийский, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский языки существовали только в виде диалектов единого индоевропейского языка. Кельты выделились в VIII веке до н.э., германцы стали формироваться позже, в VII веке до н.э. Славянский этнос отделился от индоевропейской общности предположительно около V века до н.э., причём ряд лингвистов полагает, что праславянский язык стал развитием южного диалекта группы балтийских языков, в наибольшей степени сохранивших структуру изначального индоевропейского языка.


двойной клик - редактировать изображение

Делались попытки установить славянскую прародину по анализу раннеславянской лексики. Наиболее точно место формирования славянского этноса определяется по славянским и заимствованным названиям деревьев. В соответствии с так называемым буковым аргументом отсутствие в ботаническом лексиконе древних славян названий бука и пихты (то есть славяне изначально не были знакомы с этими растениями) указывает, наряду с общим лексиконом (соответствует лесной полосе вдали от моря и гор), на такие вероятные места этногенеза славян, как северная часть Украины либо южная Белоруссия (южнее Припяти), однако современные границы произрастания этих растений не совпадают с древними границами.

2. Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить ретроспективным методом до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов преимущественно славянскими, относится лишь к V – VI векам н.э., соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически:

пражско-корчакская (западный ареал, соответствует склавинам византийских авторов и предположительно венедам);

пеньковская (восточный ареал, соответствует антам византийских авторов);

колочинская (северо-восточный ареал).

Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян, взгляды эволюционируют по мере накопления нового археологического материала. В последние десятилетия XX века были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники киевского типа конца II – IV веков н.э., найденные в южной Белоруссии и Среднем Поднепровье.

Из киевской археологической культуры (II – IV века н.э.) развились при взаимодействии с другими этносами вышеперечисленные славянские культуры: колочинская под влиянием балтов; пеньковская под влиянием сарматских и других причерноморских племён, готов (вроде бы германоязычных) и гуннов; пражско-корчакская в результате миграции на запад. При взаимодействии с местным населением на новых территориях культуры видоизменялись, но сохраняли свою структуру.

Признание киевской культуры славянской не решает вопроса о месте и эпохе этногенеза славян. Среди возможных кандидатов, предшествующих киевской культуре, указываются милоградская и юхновская (обычно ассоциируются с балтскими), более ранняя чернолесская и другие археологические культуры, однако их роль в формировании славянского этноса не может быть точно установлена.

В советское время были распространены версии автохтонности славян на территориях, которые они занимали в Средние века (например, Б.А. Рыбаков). С накоплением археологического материала версии этногенеза славян усложнились за счёт выделения территориального ядра, где формировался славянский этнос на базе местных индоевропейских племён, и прослеживания его миграций на сопредельные земли. Так, академик В.В. Седов считал местом формирования славянских племён междуречье Одера и Вислы (в римское время – Германия, современная Польша), где местные племена, проживая среди германцев, частично ассимилировали пришлых кельтов, и откуда затем распространились на Украину перед последующей экспансией дальше на восток и на юго-запад на Балканы. В настоящее время взгляды на схему расселения славян изменились в связи с новыми находками и хронологической систематизацией археологических памятников.

Самые ранние письменные свидетельства о славянах византийских авторов середины VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Свидетельства писателей римской эпохи (I – II века н.э.) о венедах, в раннем Средневековье ассоциируемых со славянами, не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой в силу противоречивости и неопределённости текстов.

3. Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках середины VI века н.э. под именем склавинов и антов. Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века н.э. Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды, о которых, как народе между сарматами и германцами, сообщали авторы позднеримского времени (I – II века н.э.). Алано-готский историк Иордан на основе известного ему массива данных считал антов и скловен выходцами из венедов.

Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян. Впервые племена (невры и скифы-земледельцы), населявшие земли Восточной Европы в удалении от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V века до н.э. Геродот. Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII – III веков до н.э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). Неизвестно, сформировался ли к этому времени славянский этнос, но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян.

В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат, греческий автор середины I века до н.э. Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов. Бастарны, в которых чаще всего видели германцев, появились на страницах истории во второй половине III века до н.э. где-то к северу от низовьев Дуная. Обычно им приписывают зарубинецкую археологическую культуру (II век до н.э. – II век н.э. в бассейне Припяти, Десны, в Среднем и Верхнем Поднепровье). В советское время зарубинецкую культуру из-за ареала распространения признавали раннеславянской несмотря на её заметные отличия в уровне развития ремёсел от более примитивных достоверно славянских культур позднего времени. Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, её влияние прослеживается в памятниках киевской культуры, названной сначала позднезарубинецкой. Невозможно определить степень влияния бастарнов на этногенез славян прежде всего из-за недостатка этнографических сведений о самом исчезнувшем в III веке племени бастарнов.

Историки предполагают, что славяне могли проникнуть в западные земли с Поднепровья вместе с полиэтничным конгломератом племён, объединённых подчинением Аттиле, и стали селиться в обычных для себя местах вдоль рек. На это есть намёки в записках грека Приска Панийского, посетившего в составе византийского посольства в 448 году н.э. варварские земли в районе современной Венгрии. Но впервые эпиграфические источники сообщают о достоверно славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI века н.э. Из этих племён последние два появились к началу VI века н.э. на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Упоминания о венедах есть в позднеримских источниках I – II веков н.э., однако их связь с венедами эпохи Великого переселения народов не очевидна.


двойной клик - редактировать изображение

По данным археологии различия антов (носители пеньковской культуры) и склавин (пражско-корчакской) были невелики и касались в основном погребального обряда и женской одежды. Возможно, существовали различия в диалекте – анты могли заимствовать большое число иранизмов от автохтонного скифо-сарматского населения Северного Причерноморья. Имена многих локальных восточнославянских богов (Хорс, Симаргл), да и сам этноним анты имеет иранское происхождение. Кроме того, анты и склавины, очевидно, представляли собой отдельные крупные племенные союзы, не вполне консолидированные, но способные вести согласованную внешнюю политику – известны посольства к антам Византии, к склавинам авар и антские посольства к аварам.

Возникновение Антского союза, если доверять сведениям Иордана о князе Боже, произошло ещё до IV века н.э. Историки ссылаются, в частности, на упоминание антов в керченской надписи III века н.э., доказывая этот тезис. Скорее всего, этот союз возник под влиянием контактов славян с готами, скифами и фракийцами в ареале черняховской культуры. Однако гуннское нашествие, приведшее к упадку данной культуры, затормозило развитие антов, поставив их под влияние или даже под власть гуннов вплоть до середины V века н.э.

Состав и территория союза, по мнению Иордана, который пишет о славянах в середине VI века:

Возможно, некоторые из перечисленных племён IX века формировались уже в антскую эпоху, так как из византийских источников известно, что в VII – VIII веках Балканы заселяли такие племена как драговиты, северы, смоляне и хорваты, известные также среди восточных славян. Из других источников нам известно о раннем существовании племён полян и дулебов. В целом, в эпоху высокой подвижности славян говорить о постоянном составе союза затруднительно. Анты имели понятие о собственной территории, которую они заселяли, а также они старались расселиться на другие территории и поставить их под свой контроль. Одним из направлений экспансии были дунайские земли и Фракия. Представления о подконтрольной территории закреплялись договорами с Византией:

Управление союзом осуществлял совет антов. Прокопий Кесарийский пишет:

В частности, в эпизоде с делом Хильбудия, автор рассказывает, о том как:

В число знати, безусловно, входили и князья. Иордан говорит о сыновьях князя Божа, следовательно, власть князей была наследственной. Князья выступали не только как главы родов и племён, но и как военные вожди. Некоторые князья обладали огромной властью, поэтому историки склонны считать, что во главе союза мог стоять один князь, такой как Бож. Менандр упоминает, говоря о событиях 560 – 580 годов, антского вельможу Идара (Идаризия) и его сыновей Мезамира и Келагаста. Автор передаёт слова советника кагана из числа болгар о Мезамире:

В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов или волхвов, у антов археологи не обнаружили каких-либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоёмы, деревья и камни. Полянские жрецы отправляли культы и бросали жребий при необходимости избрания человеческих жертв. Во время неурожая и голода в жертву приносились младенцы и старики, в урожайные годы – пищевые продукты. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун.

7. Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше, чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских.

Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до неё, в I тысячелетии до н.э. – вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается.

Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток.

Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8 – 20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300 – 400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км друг от друга. Жилища – полуземлянки, площадью 8 – 20 м², углублённые в землю на 0,5 – 1 м, с дощатым или обмазанным глиной полом. Стены – либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлемой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

8. Ранние направления экспансии славян. В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одры (Одера), Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура — суковско-дзедзицская – занимала среднее течение Одры (Одера). С VI века появляется и третья – пеньковская культура – от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской.

В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530 годах н.э. славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 году германоязычных лангобардов из Моравии в Италию.

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения – носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур – проникают в VI веке в нижнее Подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

Читайте также: