Какими особенностями обладает живописный декор дороманских базилик мхк кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Дороманская культура Каролингское возрождение. Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в." — Транскрипт:

1 Дороманская культура Каролингское возрождение. Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт- Иоханн в Мюнстере. МХК

2 Домашнее задание По каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика архитектуры Древнего Рима? Выписать в тетрадь материал для ответа. Реплика - копия архитектурного сооружения, отличающаяся от оригинала.

3 Средневековая культура Западной Европы дороманская (VI – X вв.) романская (XI- XII вв.) готическая (XIII-VX вв.)

4 Государство франков Появилось в V в. Достигло рассвета во времена правления Карла Великого Римская империя Франция Южная и Западная Германия Бельгия и Голландия Северная Италия Северная Испания

7 Традиционная римская конструкция Христианская символика чисел 4 Знак материального мира 3 Символ Троицы 7 Символ полноты материальной и духовной жизни 12 Синтез материального и духовного Христианская церковь, созданная 12 апостолами 8 Знак бесконечности, символ гармонии плоти и духа, бесконечной жизни

10 Церковь Сен-Мишель Кюкса трансепт

11 Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере 9в. Бегство в Египет Традиция, характерная для помпейских фресок Правильные пропорции Светотеневая моделировка Приглушенная цветовая гамма Христос во славе. Мозаика. Купол.

13 Домашнее задание По каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика архитектуры Древнего Рима? Реплика - копия архитектурного сооружения, отличающаяся от оригинала.

Период дороманского искусства, в свою очередь, предполагает трехчастное деление: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств, искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период, после Миланского эдикта о веротерпимости (313 г.), христианство стало официальной религией, и культовые сооружения, ранее находившиеся в катакомбах, становятся наземными. Появляются первые Христианские храмы — базилики, которые до нашего времени практически не сохранились. Сохранились только отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерии (крещальни). В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи:

• отрыв от реальности (свойственной античной традиции),
• символика,
• условность изображения,
• мистичность образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Еще дальше уходит от античных традиций искусство варварских королевств. Варварские королевства сложились в IV—VI вв. Варвары сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось сильное влияние язычества.

Чем дальше на север, тем менее романизация оставила свой след в искусстве этих королевств, тем больше в нем элементов язычества. Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании. До XI в. здесь не развивалась культовая архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные рельефами кресты. Судя по найденным в курганах-гробницах предметам декоративно-прикладного искусства, в отделке доминируют зверино-ленточный и геометрический типы орнаментов, а изображения зверей и мифологических чудовищ плоскостны и стилизованы, что весьма типично для языческого искусства.

Англия и Ирландия того периода были лишь поверхностно романизированы. Их первые христианские культовые сооружения вообще были лишены декора и крайне примитивны. Средоточием художественной жизни в этих странах стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами. Геометричными же были и изображения людей и ангелов, выполненные в примитивной манере.

В архитектуре Остготского и Лангобардского королевств прослеживается более отчетливая связь с античностью, но в ней сильны элементы варварского зодчества. Храмы и баптистерии того периода имели круглую форму, купол был выдолблен из камня, грубо обтесан. Появляются надгробные плиты с сюжетами на христианскую тематику, выполненные в технике плоского рельефа.

К характерным особенностям архитектуры варварского королевства следует отнести крипты — подвальные и полуподвальные помещения под базиликами.

Во Франкском королевстве развивается искусство книжной миниатюры, которая украшалась изоморфными заставками из стилизованных фигурок животных. Искусство варваров сыграло свою положительную роль в развитии нового художественного языка, освобожденного от пут античности, и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного направления, вошедшего впоеледствии как составная часть художественноготворчества классического Средневековья.

В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, особенно проявившийся в орнаменте. Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы. Это базилики, центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой. Внутренний декор составляют мозаика и фреска.

Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни). Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный вид. Развивается монастырское строительство.

Какими особенностями обладает живописный декор дороманских базилик.


Период дороманского искусства, в свою очередь, предполагает трехчастное деление : раннехристианское искусство, искусство варварских королевств, искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период, после Миланского эдикта о веротерпимости (313 г.

), христианство стало официальной религией, и культовые сооружения, ранее находившиеся в катакомбах, становятся наземными.

Появляются первые Христианские храмы — базилики, которые до нашего времени практически не сохранились.

Сохранились только отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерии (крещальни).

В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи :

• отрыв от реальности (свойственной античной традиции),

• мистичность образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Еще дальше уходит от античных традиций искусство варварских королевств.

Варварские королевства сложились в IV—VI вв.

Варвары сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось сильное влияние язычества.

Чем дальше на север, тем менее романизация оставила свой след в искусстве этих королевств, тем больше в нем элементов язычества.

Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании.

Здесь не развивалась культовая архитектура.

Стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные рельефами кресты.

Судя по найденным в курганах - гробницах предметам декоративно - прикладного искусства, в отделке доминируют зверино - ленточный и геометрический типы орнаментов, а изображения зверей и мифологических чудовищ плоскостны и стилизованы, что весьма типично для языческого искусства.

Англия и Ирландия того периода были лишь поверхностно романизированы.

Их первые христианские культовые сооружения вообще были лишены декора и крайне примитивны.

Средоточием художественной жизни в этих странах стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры.

Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами.

Геометричными же были и изображения людей и ангелов, выполненные в примитивной манере.

В архитектуре Остготского и Лангобардского королевств прослеживается более отчетливая связь с античностью, но в ней сильны элементы варварского зодчества.

Храмы и баптистерии того периода имели круглую форму, купол был выдолблен из камня, грубо обтесан.

Появляются надгробные плиты с сюжетами на христианскую тематику, выполненные в технике плоского рельефа.

К характерным особенностям архитектуры варварского королевства следует отнести крипты — подвальные и полуподвальные помещения под базиликами.

Во Франкском королевстве развивается искусство книжной миниатюры, которая украшалась изоморфными заставками из стилизованных фигурок животных.

Искусство варваров сыграло свою положительную роль в развитии нового художественного языка, освобожденного от пут античности, и, прежде всего, в развитии орнаментально - декоративного направления, вошедшего впоеледствии как составная часть художественноготворчества классического Средневековья.

В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, особенно проявившийся в орнаменте.

Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы.

Это базилики, центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой.

Внутренний декор составляют мозаика и фреска.

Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни).

Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.

Дороманская культураКаролингское возрождение.Архитектура, мозаичный и фресковый

№ слайда 1

Дороманская культураКаролингское возрождение.Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт- Иоханн в Мюнстере.МХК

Домашнее задание По каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика

№ слайда 2

Домашнее задание По каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика архитектуры Древнего Рима?Реплика - копия архитектурного сооружения, отличающаяся от оригинала.

Средневековая культура Западной Европы

№ слайда 3

Средневековая культура Западной Европы

Государство франков Появилось в V в.Достигло рассвета во времена правления Карла

№ слайда 4

Государство франков Появилось в V в.Достигло рассвета во времена правления Карла ВеликогоРимская империя

Традиционная римская конструкция Христианская символика чисел

№ слайда 7

Традиционная римская конструкция Христианская символика чисел

базилика

№ слайда 9

Церковь Сен-Мишель Кюкса

№ слайда 10

Церковь Сен-Мишель Кюкса

Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере 9в.

№ слайда 11

Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере 9в.

Домашнее задание По каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика

№ слайда 13

Домашнее задание По каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика архитектуры Древнего Рима?Реплика - копия архитектурного сооружения, отличающаяся от оригинала.

Какими особенностями обладает живописный декор дороманских базилик? В3. «живопис

№ слайда 14

Читайте также: