Какую роль играет ес в жизни современного мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Европейский Союз (ЕС) - международная ассоциация, состоящая из двадцати семи европейских стран, целью которой является продвижение экономического, политического и социального сотрудничества между государствами-членами.

Это результат поисков интеграции и мира после Второй мировой войны, чтобы гарантировать верховенство закона, основанное на практике представительной демократии.

Страны Евросоюза

Карта Европейского Союза.

В настоящее время Европейский Союз имеет 27 стран-членовУчитывая уход Великобритании в 2020 году, политический процесс получил название Brexit.

Далее мы представляем таблицу со странами-членами, их столицами, годом въезда, официальным языком и текущей валютой.

Вам также может быть интересно узнать:

  • Что такое Bretix?
  • Международный договор.

Цели Европейского Союза

Среди основных целей Европейского Союза:

  • Содействовать миру и благополучию граждан.
  • Уважайте и защищайте человеческие ценности.
  • Гарантировать свободу, безопасность и справедливость гражданам в регионе, независимо от внутренних границ.
  • Достичь и поддерживать экономическое развитие и качество жизни стран-членов.
  • Содействовать единству, братству и солидарности входящих в него стран.
  • Поддерживайте экологическую политику и стремление к устойчивому развитию.
  • Уважайте и сохраняйте культурное и языковое разнообразие ЕС.
  • Содействовать научному и технологическому развитию.
  • Сохраняйте культурное и природное наследие Европы.

Характеристики Европейского Союза

  • Он начинался как экономический альянс, пока не превратился в стратегический союз для самых разных политических направлений.
  • Он организован в режиме представительной демократии.
  • Официальная валюта - евро, хотя не все государства-члены приняли его.
  • Страны, в которых евро является официальной валютой, входят в Еврозона или же Еврозона.
  • Страны еврозоны составляют Европейский валютный союз.
  • Он стремится укрепить общий экономический рынок.
  • Декларирует ценности человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека.
  • Большинство его государств-членов пользуются так называемым Шенгенская зона без границ, то есть свободного передвижения граждан ЕС между разными государствами-членами. Исключение составляют Болгария, Кипр, Хорватия, Ирландия и Румыния, которые имеют свои собственные визовые системы.
  • Символы ЕС:
    • Флаг: имеет синий фон с двенадцатью желтыми звездами, расположенными по кругу.
    • Гимн: по мотивам Ода радости Людвига ван Бетховена.

    Органы управления Европейского Союза

    В целях координации Европейский Союз состоит из семи руководящих органов, из которых возникают другие подразделения. Эти основные органы:

    1. Европейский парламент: это законодательный орган союза, члены которого избираются путем прямых выборов.
    2. Совет Европейского Союза: это орган, который представляет правительства каждого государства-члена.
    3. Европейский Совет: обеспечивает общее политическое руководство, сопровождает принятие решений и представляет ЕС на международном уровне.
    4. Европейская комиссия или Коллегия комиссаров: это орган, который применяет право Союза.
    5. Суд ЕС: это орган, который осуществляет высшее правосудие на уровне сообщества.
    6. Счетная палата: курирует управление финансами и общими фондами Союза.
    7. Европейский центральный банк: координирует денежно-кредитную политику еврозоны.

    История Европейского Союза

    Европейский Союз восходит к 1951 году, когда Европейское сообщество меди и стали, в которую входят Западная Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия. Эта организация была создана с целью развития производства и обмена этих материалов, стимулирования экономики и восстановления отношений между европейскими странами.

    В 1957 году был подписан Римский договор, который положил начало созданию Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), формализованная в 1958 году. ЕЭС будет определяться как региональная организация экономической, политической и социальной интеграции, которая будет искать решение конфликтов и интересов в регионе путем переговоров.

    Однако Европейский Союз как таковой был создан в 1993 году, когда размер ЕЭС был изменен и переименован. европейское сообщество (ЕС). Наконец, в 2009 году Европейское сообщество полностью поглощено Евросоюз (ЕВРОПА).

    В день европы, состоявшаяся 9 мая, связана с проектом создания Европейского Союза. Дата была назначена по случаю выступления министра иностранных дел Франции Роберта Шумана 9 мая 1950 года. При этом Шуман продвигал идею политического альянса, который гарантировал бы урегулирование конфликтов путем переговоров. мира, что привело к заключению первых соглашений о сотрудничестве в Европе.

    Интеграционные процессы в Европе берут свое начало в послевоенное время, и обусловлены как необходимостью восстановления европейской экономики после военной разрухи, так и политической, экономической и социальной консолидацией Европы в целях предотвращения новых войн на европейском пространстве. Значительную роль в процессах европейской интеграции на начальных этапах сыграли США. Объединенная Европа рассматривалась как пространство для экономической экспансии США, а также как зона противостояния США и СССР. Объединение Европы решало в том числе и проблемы борьбы с распространением коммунистической идеологии и попадания европейских держав в сферу влияния СССР, особенно в первые, послевоенные годы, когда популярность и международный авторитет Союза был крайне высок.

    При этом США безусловно не ставили перед собой цели создания для себя конкурента на международно-политической арене. Напротив, они стремились сохранить влияние на европейские страны различными способами – через военную и политическую интеграцию (НАТО), через экономическую мощь (золотодолларовый стандарт и Бреттон-Вундская система), через негласное участие в общеевропейских институтах (активное участие США в создании и деятельность Евроатома). В свою очередь европейские страны, восстановившиеся после войны, предпринимали попытки выстроить самостоятельную и независимую политическую линию. Попытки отсечь американское влияние от общеевропейских структур предпринимались в деголлевской Франции, определенные успехи были достигнуты в финансовой сфере с переходом сначала к европейской валютной системе, а позднее к ЭКЮ и евро.

    Мощным фактором, оказавшим непосредственное влияние на становление ЕС как центра силы в мировой политике стал распад социалистического блока и СССР в конце двадцатого века. С одной стороны, окончилась эпоха биполярного противостояния, в которой Европы была крепко привязана к США, как генеральному военному союзнику в ожидаемом военном противостоянии с востоком. С другой стороны, завершился длительный процесс экономической интеграции европейских стран и был образован сам ЕС в 1993 году после подписания Маастрихтского договора, который получил беспрецедентные возможности территориальной экспансии на восток, через принятие в свой состав бывших стран соц. лагеря и советских республик.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • традиционный подход, основанный на критике внешней политики ЕС и принижении роли Евросоюза в мировой политики;
    • аналитический подход, предлагающий рассматривать ЕС как уникальный феномен, который невозможно оценивать по общим для национальных государств меркам.

    Критический взгляд на место ЕС в международной политике

    Сопоставляя внешнеполитическую деятельность ЕС с национальными государствами, такими как США и Китай, сторонники данного подхода подчеркивают слабости ЕС, связанные с его наднациональным характером, а именно неспособность оперативно сосредоточить собственные ресурсы на определенном направлении, а также переключать их между проектами, обеспечивать поступательную и предсказуемую внешнеполитическую позицию.

    Различия в национальных интересах государств составляющих ЕС и представляющих его на международной арене, зачастую ведут к резкой смене приоритетов и потере интереса к договоренностям и проектам, заключенным на более ранних этапах работы.

    Будущее ЕС сторонники данной позиции видят за его федерализацией – т.е. усилением наднациональных институтов, углублением степени интеграции в политической сфере, формированием вооруженных сил ЕС, независимых от НАТО.

    ЕС как центр силы

    Несмотря на многочисленные недостатки ЕС является одним из центров мирового влияния, на что указывают сторонники тщательного анализа уникальной структуры и политики Евросоюза. Они указывают на неправомерность разделения внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности ЕС, которые несмотря на их искусственную разделенность (как с точки зрения осуществляющих их структур, так и самого подхода) в действительности продолжают и дополняют друг друга, как например, в политике внедрения экологических стандартов или диверсификации источников энергии и поставщиков энергоресурсов.

    Также ЕС позиционирует себя как правовой центр, претендуя на монополию в трактовке прав человека, их нарушений, соответствия национальных законодательств и правовых действий третьих стран нормам международного права.

    Европейский Союз играет важную роль в дипломатии, продвижении прав человека, торговле, развитии и оказании гуманитарной помощи, а также в работе с многосторонними организациями.

    Европейский Союз играет важную роль в дипломатии, продвижении прав человека, торговле, развитии и оказании гуманитарной помощи, а также в работе с многосторонними организациями. Функция ЕСВС заключается в том, чтобы попытаться привнести логичность и слаженность в международную роль Европейского Союза.

    Лиссабонский договор четко определяет, чем должен руководствоваться Европейский Союз на международной арене.

    Вот несколько примеров ролей, которые играет ЕС за пределами своих границ.

    Помощник в поддержании мира

    На международном уровне ЕС проводит и поддерживает мирные переговоры во всем мире, чтобы упростить принятие решений в конфликтных ситуациях, примеры которых указаны ниже.

    В июле 2015 года, после нескольких лет дипломатических переговоров под руководством ЕС, было подписано историческое международное соглашение по ядерной программе Ирана. ЕС вместе с Китаем, Францией, Германией, Россией, Великобританией и США выступил в качестве посредника. Иран пообещал, что ни при каких обстоятельствах не будет искать, разрабатывать и приобретать ядерное оружие. Теперь ЕС председательствует в Комитете, который следит за соблюдением этого соглашения.

    В Колумбии ЕС ведет мирные переговоры с правительством и движением ФАРК (FARC). С целью завершить десятилетия гражданской войны, ЕС назначил специального посланника мира – бывшего министра иностранных дел Ирландии Имона Гилмора.

    Благодаря своей политической, практической и экономической поддержке странам, ЕС сыграл крайне важную роль в достижении мира на Западных Балканах после войн в Югославии. Таким образом, ЕС способствовал диалогу между Сербией и Косово, который привел к историческому соглашению в апреле 2013 года и в настоящий момент реализуется при поддержке ЕС.


    Постлиссабонская внешняя политика ЕС

    Логическим продолжением попыток спасти зону евро могла бы стать замена голосов государств-членов на консолидированное представительство Евросоюза - крупнейшего глобального донора - в МВФ и Всемирном банке (одно место для членов еврозоны в МВФ и единое представительство Евросоюза в ВБ).

    В то же время положения Лиссабонского договора никоим образом не ущемили право государств-членов проводить самостоятельную внешнюю политику, выстраивать отношения с другими странами, сохранять представительства в международных организациях. Лиссабонская реформа не посягнула на межправительственный характер сотрудничества, который по существу остался неизменным.


    Финансово-экономический кризис и способы его преодоления также оказывают существенное влияние на внешнюю политику Евросоюза. Краткосрочным следствием кризиса еврозоны стало ухудшение репутации Евросоюза одновременно как модели регулирования экономики и как примера успешной региональной интеграции. Мировое сообщество выказывает недовольство преобладанием европейских стран в ключевых международных организациях – Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Совете безопасности ООН (СБ ООН). Логическим продолжением попыток спасти зону евро могла бы стать замена голосов государств-членов на консолидированное представительство Евросоюза - крупнейшего глобального донора - в МВФ и Всемирном банке (одно место для членов еврозоны в МВФ и единое представительство Евросоюза в ВБ). Кроме того, ЕС мог бы получить и одно место в СБ ООН взамен голосов Великобритании и Франции. Таким образом, ЕС выиграл бы в деле укрепления своей роли как влиятельного международного актора. Эта перспектива вполне отвечала бы интересам Германии, но возникает вопрос: устроит ли она Великобританию и Францию?

    Эта перспектива вполне отвечала бы интересам Германии, но возникает вопрос: устроит ли она Великобританию и Францию?

    Солидарность, доверие, дифференциация – слабые звенья интеграционного процесса


    Фото: Photothek/Trutschel
    Собравшаяся в Варшаве группа из
    11 министров иностранных дел стран ЕС
    подготовила проект "Будущее Европы"

    В результате актуальность приобретают гибкая интеграция и дифференциация, которые уже проявились в зоне евро, пространстве свободы, безопасности и правосудия, а также в общей политике безопасности и обороны. Евросоюз столкнулся с дилеммой: с одной стороны, ряд государств не готовы продвигаться по пути углубления интеграции, но с другой стороны, все отчетливее вырисовываются проблемы, решение которых требует общих усилий.

    Несовпадения в подходах государств-членов к углублению интеграции обусловлены целым комплексом причин исторического, географического и социально-экономического характера. Так, островное положение Великобритании, а вместе с ней и Ирландии, по существу лишает их возможности присоединения к визовой политике ЕС и охране границ, и, соответственно, вхождения в шенгенскую зону. При этом Великобритания активно участвует в полицейском сотрудничестве шенгенских стран, сохраняя, впрочем, право на исключения (opt-out) в сфере уголовного законодательства. Средиземноморские страны ЕС, которые вынуждены сдерживать миграционные потоки, уже давно выступают за создание Европейской пограничной службы, в то время как скандинавские государства категорически не согласны с этой идеей.

    Различные принципы и модели социально-экономического развития стран Евросоюза определяют структуру занятости и социальной политики, а, следовательно, и выбор перспективы взаимодействия в рамках ЕС. Англо-саксонская модель экономики ориентирована на межправительственное сотрудничество, инновационное развитие, расширение единого внутреннего рынка за счет присоединения новых стран, а не на углубление интеграции. Страны с высокой долей занятости в сельском хозяйстве (не только Восточной и Южной Европы, но и Франция) заинтересованы в сохранении поддержки аграрного сектора и большей коммунитаризации сельскохозяйственной политики. Вновь вступившие страны, в свою очередь, желали бы продвинуться по пути углубления интеграции, но они не в состоянии сделать это. Так, подготовка к вступлению в зону евро и шенгенскую группу занимает много времени. Большинство государств последней волны расширения Евросоюза находятся вне зоны евро, а присоединение к шенгенской зоне Болгарии и Румынии постоянно откладывается. Наконец, различные исторические связи и геополитические интересы обуславливают различия внешнеполитической ориентации государств-членов [1].

    Для осуществления очередной реформы необходима ревизия действующего Лиссабонского договора. Памятуя о том, что не все государства-члены подписали в начале года даже инициированный Германией Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе , министры предложили беспрецедентное решение – утверждать будущие редакции договоров о ЕС не единогласно, а квалифицированным большинством с тем, чтобы эти договоры могли действовать лишь в ратифицировавших их государствах.

    Семейное право, а точнее, расторжение браков между гражданами разных государств-членов, пока остается единственной сферой практического применения продвинутого сотрудничества. К регламенту, который вводит общие стандарты соответствующей процедуры, присоединились 15 стран ЕС. Понятно, что разводы межнациональных супружеских пар - не самый важный вопрос современной политики ЕС, однако не стоит недооценивать практическое значение новых правил для граждан ЕС. Кроме того, существуют конкретные планы распространения продвинутого сотрудничества и на более важные политико-экономические направления. Например, планируется создание европейской прокуратуры, разработка европейской оборонной инициативы, введение налога на финансовые транзакции или единого патента ЕС (эту идею поддерживают все страны ЕС, кроме Италии и Испании).

    Различные принципы и модели социально-экономического развития стран Евросоюза определяют структуру занятости и социальной политики, а, следовательно, и выбор перспективы взаимодействия в рамках ЕС. Англо-саксонская модель экономики ориентирована не на углубление интеграции.

    Россия и ЕС: к новой стратегической цели?



    Принимая во внимание кризис солидарности, доверие и феномен гибкой интеграции и дифференциации в ЕС, задача консолидировать позицию Евросоюза как глобального игрока представляется крайне трудновыполнимой.

    Приоритетом российской внешней политики становится интеграция на постсоветском пространстве, строительство Таможенного союза, ЕврАзЭС и Евразийского союза. В повестке переговоров по новому базовому соглашению с ЕС появился вопрос о перераспределении компетенций между Россией и Евразийской экономической комиссией. Однако перспектива создания зоны свободной торговли между Россией и ЕС осложняется необходимостью для Комиссии ЕС вести соответствующие переговоры и с остальными членами Таможенного союза – Белоруссией и Казахстаном, что требует нового мандата. В более широком плане речь идет о совместимости на постсоветском пространстве интеграционных процессов, хотя при строительстве Таможенного союза и ЕврАзЭс учитывался опыт европейской интеграции.

    Все более туманными выглядят перспективы отмены виз для краткосрочных поездок граждан России и ЕС. С некоторыми проблемами, но все же продвигается реализация перечня совместных шагов, однако, надежды российской стороны на отмену шенгенских виз к 2014 году не подкреплены встречными заявлениями европейских политиков, которые продолжают настаивать на долгосрочной перспективе решения вопроса. Партнеры с трудом договариваются даже об адаптации действующего Соглашения об упрощении выдачи виз. При этом российской делегации не удается в рамках безвизового диалога отделить вопросы нарушения прав человека от собственно переговорного процесса по визам – принцип политической обусловленности продолжает оставаться важным внешнеполитическим инструментом ЕС. Стремление России противостоять монополии Евросоюза в сфере защиты прав человека пока не воспринимается конструктивно европейской стороной, в результате вырастает конфронтационная составляющая диалога.

    Существенное расхождение позиций России и ЕС по Сирии выявляет и более глубокое противоречие в вопросе применения санкций как инструмента, который все более активно используется во внешней политике Евросоюза. Формирование политической культуры российско-европейского консенсуса, которая так высока в самом Евросоюзе, взаимное признание потребностей и интересов никак не достигнут того уровня, который обеспечил бы осязаемые результаты сотрудничества.

    В то же время растет объем контактов на уровне бизнеса, специалистов и экспертного сообщества, а в результате укрепляется доверие и понимание целей и задач друг друга, чего так не достает на высоком политическом уровне. Именно деловые круги государств-членов ЕС призывают его лидеров принять, наконец, решение в пользу отмены шенгенских виз, что открыло бы новые возможности для обеих сторон.

    Признавая, что центр тяжести принятия глобальных стратегических решений смещается, Россия, тем не менее, не может пренебрегать политикой на европейском направлении. Новой стратегической целью становится Союз Европы – интеграция на основе взаимовыгодных равноправных отношений.

    1. См. подробнее. Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в Европейском союзе: теория и практика применения. М.: URSS, 2012.

    2. Emerson M. Implications of the Eurozone Crisis for EU Foreign Policy: Costs and Opportunities. Brussels: CEPS Commentaries. 1 June 2012. P.2

    Читайте также: