Модуль образовательная деятельность в программе воспитания в доу

Обновлено: 02.07.2024

Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в МБДОУ "ВЦРР-детский сад №2".

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный

потенциал совместной деятельности.

Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. То есть: одна задача - один модуль.

Рабочая программа воспитания_compressed Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575775 Директор/Заведующий Фролова Елена Ивановна Дата подписания документа 17.06.2021 16:18:26 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Плохая связь? Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

Проект рабочей программы воспитания

Разработка модуля: Организованная образовательная деятельность

(в рамках выполнения технического задания)

Образовательная деятельность в ДОУ (ОД) — это комплексное педагогическое явление, обусловленное единством взаимодействия воспитателя и детей и служащее целям целостного развития личности ребенка, предусматривающее единство целей и задач по обучению и воспитанию дошкольников.

Реализация педагогами воспитательного потенциала в организованной образовательной деятельности (далее ООД) предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между взрослыми и сверстниками, способствующих позитивному восприятию обучающего материала в ООД, привлечению внимания воспитанников к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение дошкольников соблюдать в ООД общепринятые нормы поведения, правила общения со взрослыми и сверстниками, принципы организации той или иной деятельности;
  • привлечение внимания дошкольников к ценностному аспекту изучаемых предметов и явлений, инициирование обсуждения интересных, значимых тем, поощрять высказывания воспитанников своего мнения, выработки своего отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания образовательного материала через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих литературных текстов, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения с детьми;
  • применение в ООД интерактивных форм работы с воспитанниками:

занимательных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников; различные виды театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках, инсценировках; беседы, которые дают воспитанникам возможность приобрести опыт ведения диалога со взрослыми и сверстниками; включение в организацию проведения ООД игровых сюрпризных моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению тех или иных представлений, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время ООД;

  • организация сотрудничества и взаимной помощи сверстникам, у которых менее значимый социальный опыт.
  • инициирование и поддержка познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи воспитания, решаемые в процессе организации организованной образовательной деятельности.

Формы организации детской деятельности:

  • Наблюдение
  • Экскурсия
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

— Поддерживать детское любопытство и воспитывать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).

— Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, воспитывать желание делать добрые поступки для людей, семьи.

— Воспитывать желание у детей к элементарной познавательно – исследовательской деятельности: наблюдения, игры — экспериментирования, развивающие и дидактические играх в различных видах деятельности.

Средний возраст

— Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.

— Способствовать развитию интереса к сенсорным эталонам.

— воспитывать интерес к миру природы, социальному миру, к предметам и объектам рукотворного мира.

— Прививать любовь к Родине.

Старший возраст

— Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего

мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

— Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

(природе, людям, предметам).

— Способствовать формированию интереса о людях, их нравственных качествах, гендерных

отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

— Воспитывать интерес к родному городу и стране, гражданско-патриотические чувства.

— Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

— Воспитывать интерес к коллективным исследованиям, желание обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные

— Воспитывать уверенность детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

— Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

Формы организации детской деятельности:

  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами
  • Беседы
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление и отгадывание загадок
  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами
  • Совместные действия
  • Дежурство
  • Поручения
  • Задания
  • Реализация проектов
  • Коллективный труд

— Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

— Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь и доверие к взрослым и сверстникам.

Средний возраст

— Воспитывать доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам: проявлять интерес к поступкам людей, вызывать эмоциональную отзывчивость.

— Способствовать развитию умений сопереживать литературным героям, доброе отношение к животным и растениям.

— Воспитывать культуру общения, развивать у детей уверенность в себе, стремление быть самостоятельным.

Старший возраст

— Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.

— Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.

— Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать

непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

— Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым

Формы организации детской деятельности:

  • Беседа
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление и отгадывание загадок
  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

— Воспитывать у детей умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

— Воспитывать желание с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми и сверстниками.

— Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать.

Средний возраст

— Воспитывать у детей инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

— Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при

пересказе литературных текстов.

— Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

— Воспитывать интерес к родному языку, к правильному слово произношению.

Старший возраст

— Воспитывать у детей интерес к правилам речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

— Воспитывать интерес к письменным формам речи.

— Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

— Воспитывать интерес к речевому творчеству

— Воспитывать познавательную и деловую

активность в общении со взрослыми и

сверстниками, умения делится знаниями, задавать вопросы.

— Поддерживать интерес к использованию в речи средств языковой выразительности:

антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

— Воспитывать интерес к творческим рассказам, использовать личный и литературный опыт,

индивидуальные интересы и способности.

— Воспитывать внимание к рассказам сверстников, помогать им в случае

Формы организации детской деятельности:

— Формировать сенсорный опыт и воспитывать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на

эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям, привлекать внимание к некоторым средствам выразительности.

— Воспитывать желание принимать участие в создании совместных композиций, испытывать совместные эмоциональные переживания.

— Поддерживать желание детей эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным

героям и событиям.

— Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.

— Воспитывать интерес к музыкальным произведениям, развивать слуховую восприимчивость.

Средний возраст

— Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.

— Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств

выразительности изобразительного искусства.

— Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.

— Воспитывать интерес к книжной графике, живописи, скульптуре, архитектуре.

— Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и

инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по

— Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

— Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах

художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.

— воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

— стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной

— Воспитывать желание освоить элементы танца и ритмопластики для создания музыкальных, двигательных образов.

Старший возраст

— Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

— Воспитывать умения откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно воспринимать их. Развивать художественно-эстетические способности.

— Воспитывать интерес к разным видам декоративно – прикладного искусства.

— Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности,

— Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

— Воспитывать стремление к созданию оригинальных композиций для оформления

пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр.

— Воспитывать творческую активность и

самостоятельность; склонность к интеграции

(волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и

поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).

— Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность

языка сказок и рассказов.

— Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.

— Воспитывать интерес к музыкальному творчеству, стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации

танцев, игр, оркестровок.

— Воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта.

— Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержку детского интереса к

Формы организации

детской деятельности:

  • Подвижные дидактические игры;
  • Подвижные игры с правилами;
  • Игровые упражнения;
  • Соревнования;
  • Эстафеты.

— Воспитывать интерес к двигательной активности и физическим упражнениям, желание участвовать в подвижных играх.

— Воспитывать культурно-гигиенические навыки, умение радоваться своей самостоятельности и результату.

Средний возраст

— Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к

элементарным правилам здорового образа жизни.

— Воспитывать самостоятельно и желание правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться,

ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

— Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, формировать представления о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а

также как их предупредить.

Старший возраст

Формировать интерес к спортивным играм

— Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

— Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и

Методы и приёмы, направленные на решение воспитательных задач

Наглядные методы и приемы обучения

  • Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

  • Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

  • показ способов действий;
  • показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

  • Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
  • Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

  • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
  • указание (целостное и дробное);
  • пояснение;
  • объяснение;
  • педагогическая оценка;
  • беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

  • Дидактическая игра.
  • Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
  • внезапное появление объектов;
  • выполнение воспитателем игровых действий;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • введение элементов соревнования;
  • создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

  • Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
  • Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

  • Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается другим предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов зависит от:

  • содержания учебного материала;
  • возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
  • формы организации воспитания и обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
  • оснащенности педагогического процесса;
  • личности воспитателя.

Воспитательно – образовательный процесс в МБДОУ детский сад «Радуг строиться на календарно – тематическом планировании, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ДОУ разработано недельное тематическое планирование на весь год, которое реализует единый принцип воспитания и обучения.

Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОО, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.

Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольной образовательной организации. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. То есть: одна задача - один модуль.

Коллектив ДОО вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.

К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.

  1. Особенности организуемого в ДОО воспитательного процесса

Программа учитывает условия, существующие в дошкольной образовательной организации, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.

Процесс воспитания в ДОО основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2):

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка.

Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Цель воспитания в ДОО: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.

  1. Формирование общей культуры личности, активной жизненной позиции в процессе приобщения дошкольников к традициям дошкольной образовательной организации.
  2. Использование в воспитании детей возможности организованной образовательной деятельности.
  3. Воспитание информационной культуры у детей дошкольного возраста, развитие навыков информационной грамотности, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  4. Воспитание осознанного отношения к природе Республики Башкортостан, экологии родного села.
  5. Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за свою страну.
  6. Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на реализацию воспитательного потенциала ДОО.
  7. Объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты, т.е. создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
  • уважать старших и заботиться о младших;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
  • быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
  • любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
  • беречь и охранять окружающую природу;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОО. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольной образовательной организации. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду - это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.

В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.

Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОО единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.

  1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
  2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
  3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик - девочка; старший - младший; член коллектива; житель своего села, гражданин своей страны.
  4. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.
  5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
  6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.

Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.

Традиционным для дошкольной образовательной организации является проведение:

День знаний; День РБ; День матери; День здоровья; Театральная неделя; День открытых дверей.

Праздники и развлечения

Золотая осень; Новый год; День защитника Отечества; Весна; До свидания детский сад; Мой родной край; День защиты детей; День России; День Победы.

Папа, мама и я - спортивная семья; Азбука безопасности; Народные игры и забавы; День космонавтики; Олимпийские игры.

День Республики; День Победы; Книга источник знаний; Моя семья; Земля - наш общий дом; День родного языка; Салават Юлаев - герой Башкирского народа; Писатели и поэты Республики Башкортостан.

Дары осени; Зимние фантазии; Наши мамочки, Техника сегодня и вчера; Здравствуй школа; Лето; День Победы; Мой любимый герой сказок.

Подари игрушку детскому саду; Подари книгу; Покормите птиц зимой; Посади дерево.

Посещение музеев; экскурсии к памятным местам; экскурсия в школу и библиотеку.

Оформление участка; Символ года; Воспитатель года; Птичья столовая.

Виды совместной деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.

Основные формы и содержание деятельности:

3.2. Модуль «Организованная образовательная деятельность

В ДОО процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.

Тем не менее, в ДОО усилена воспитательная составляющая ООД, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.

В содержание ООД включается материал, который отражает духовно - нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.

Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей:

Основные задачи воспитания

  1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу.
  3. Развивать коммуникативные качества: способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты.
  4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
  5. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье.
  6. Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость,

справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность.

  1. Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
  2. Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям.
  1. Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края.
  2. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей.
  3. Формировать положительное и бережное отношение к природе.
  1. Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций.
  1. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества.
  1. Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы.
  2. Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения.
  3. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и корректность.
  4. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений.
  5. Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений.

1. Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства.
  2. Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы.
  3. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
  4. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности.
  5. Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений.
  1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
  2. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
  3. Воспитывать культуру еды.
  4. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам.
  5. Поощрять стремление детей участвовать в спортивнооздоровительных мероприятиях.

В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.

Виды совместной деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.

Основные формы и содержание деятельности:

В современном обществе, в условиях динамично меняющегося мира, в котором постоянно усовершенствуются и усложняются технологии, где дети живут и формируются в информационной среде, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Цель воспитание информационной культуры у детей дошкольного возраста, развитие навыков информационной грамотности, воспитание потребности в здоровом образе жизни

  1. Формировать у дошкольников умение осваивать новые знания для самореализации и социальной адаптации;
  2. Формировать у детей потребность в дополнительной информации;
  3. Формировать умение творчески применять различные средства ИКТ в практической, продуктивной и познавательной деятельности.
  4. Развивать умение определять возможные источники и средства информации и получать из них информацию;
  5. Развивать умение анализировать и критически оценивать полученные сведения;
  6. Воспитывать общую информационную культуру личности.
  7. Воспитание культуру применения информационных технологий и технических средств.

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной культуры дошкольника.

  • личностно-ориентированное целенаправленное взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее формирование структурных компонентов информационной культуры: мотивационно - ценностного, когнитивного, практико-ориентированного; создание индивидуальной образовательной информационной траектории поиска информации (экспериментальной);
  • обеспечение единства обучения, диагностики, коррекции, оптимизации образовательного процесса средствами ИКТ;
  • дополнительная мотивация обучения и развития детей;
  • включение детей в информационную деятельность (поиск информации, обработка информации, хранение информации, рефлексия результатов работы с информацией), отражающая логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление и получение нового опыта работы с информацией;
  • включение ИКТ в общение, игру, трудовую деятельность, конструирование, продуктивные виды творческой деятельности;
  • интеграция активных методов обучения и информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе дошкольной образовательной организации, что поднимает дошкольное образование на новый уровень качества;
  • интеграция принципов наглядности, единства практических и мыслительных действий, обеспечивающих качество освоения содержания дошкольного образования;
  • создание развивающей образовательной информационной среды, соответствующей возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста;
  • организация процесса формирования информационной культуры дошкольника на основе деятельностного и системного подхода;
  • овладение педагогами информационными компетенциями, методикой приобщения детей к новым информационно-коммуникационным технологиям (интерактивная доска SMART BOARD);
  • создание проектов и алгоритма формирования информационной культуры, условий активного общения в информационной среде.

Основные формы и содержание деятельности

Алгоритм работы с информацией.

Информационная среда дошкольной образовательной организации предоставляет старшему дошкольнику:

Модульный принцип

Рекомендации по составлению модулей занятий

Педагогические условия работы на модульной основе

Дошкольное воспитание – сензитивный период в развитии ребенка. Задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательные интересы. Дошкольное воспитание многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях можно успешно развивать самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно – познавательных целей, формируются навыки самооценки.

Ведущим видом деятельности в дошкольном воспитание является игра. Но к большому сомнению все больше времени стало уделяться обучению, так как по мнению родителей, результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению к школе.

Обучении и игра постепенно стали различаться, а это не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому постоянно идут поиски путей объединения всех видов деятельности в единый педагогический процесс, так как это один из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Одновременно повысился интерес к идеям педагогики сотрудничества.

Повсеместно появилась такая форма работы, как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединение нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.

В 1973 году директор НИИ дошкольного образования академик Н. Н. Поддьяков высказал идею модульного принципа организации педагогического процесса. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий.

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т. е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Затем решается вопрос о сюжете модуле. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей все занятия между собой. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды труда, исследовательская работа и другие интересные для ребят формы деятельности.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными.

Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностьюПедагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностью. Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы.

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог

Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.

Новый подход к планированию работы облегчает учет индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счет создания специализированных модулей, направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, филологических, музыкальных, математических, трудовых, спортивных. В отличие от специализированных модули общего профиля не имеют определенной направленности. Все виды деятельности представлены в них примерно одинаково, ни один не занимает доминирующего положения.

В детских садах общеразвивающего вида соотношение модулей разной направленности примерно одинаково. В специализированных дошкольных учреждениях увеличивается удельный вес модулей, развивающих соответствующие способности. Однако и здесь общий уровень их сложности не должен превышать познавательные возможности детей.

Часто возникает вопрос: сколько модулей можно вести одновременно? Лучше один, реже – два, в исключительных случаях – три, если они не перекликаются по тематике и не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу на основе модулей нерациональна. Это приведет к сокращению свободной и трудовой деятельности детей, к выпаданию многих форм работы, которые являются нужными и важными.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их:

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре : играя дети не замечают, что обучаются.

Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них целеполагания.

Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно – дисциплинарной к личностно – ориентированной модели обучения.

Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

Помощь детям в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).

Модульный принцип организации педагогического процесса позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической работы с детьми первых семи лет жизни.

Внедрение модульного принципа в практику работы ДОУ – дело не одного года. Модули могут стать структурной единицей целостного педагогического процесса только в том случае, если будет разработано их большое количество с разными дидактическими и воспитательными целями и задачами. Тогда у педагогов появится возможность конструировать педагогический процесс на основе оптимальной комбинации модулей разной направленности.

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Пояснительная записка. В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Методические рекомендации по организации зимней прогулки ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего.

Методические рекомендации по составлению годового плана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной.

Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.

Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ Автор: Васина Т. А. – заведующий ГБДОУ д/с № 100 Методические рекомендации по проведению мастер-класса В данных рекомендациях мы предлагаем.

Читайте также: