Анализ произведения живое пламя кратко

Обновлено: 08.07.2024

Однажды Ольга Петровна обратилась к своему постояльцу с просьбой помочь подготовить клумбу для посадки цветов. Рассказчик охотно согласился, но с удивлением заметил, что среди всего многообразия семян, подготовленных для посева, нет семян мака. Он пытался обратить внимание тети Оли на их необычайную красоту. Однако женщина была против: настаивая на бессмысленном посеве семян этого цветка, она подчеркивала их скоротечное двухдневное цветение и невзрачный вид оставшихся частей растений после их гибели. По мнению хозяйки дома, мак должен произрастать на грядке среди овощных культур. В тайне от нее главный герой все-таки насыпал часть семян в клумбу, после чего спустя два дня взошли ростки.

Вернулся в этот дом он только после двухнедельной поездки. Получив упрек от Ольги Петровны, поспешил к клумбам, где застал удивительную картину. Ярким пятном на фоне большого количества других достойных восхищения цветов, выделялись алые маки, которые напоминали языки пламени разбушевавшегося костра. Меняя положение бутонов под легким дуновением ветра, они искрились на солнце. На второй день цветы неожиданно осыпались. Безжизненный вид опавших листьев маков, которые совсем недавно радовали окружающих своим роскошным видом, теперь вызывал у Ольги Петровны грусть и печаль. Сходство цветов с пылким заревом огня было очевидным. С горечью и сожалением женщина находила сравнение красных цветов с людьми, их недолгое цветение с короткой жизнью человека, который не бессмертен. Рассказчик вспомнил историю гибели ее сына на фронте, чья жизнь оборвалась также внезапно, как и маков.

С тех пор Ольга Петровна предпочла маки остальным цветам. Недолговечность их цветения напоминала о непродолжительной жизни ее молодого сына. Не часто посещая этот тихий уголок, герой порой наблюдал картину: на смену осыпавшимся лепесткам маков распускались новые бутоны, будто не желая прекращать этот процесс. Теперь, радуя душу матери погибшего сына, эти цветы стали нитью, соединяющей прошлое с настоящим, воспевая его светлый подвиг.

Период цветения маков запомнился рассказчику яркостью цветов. Такими же особыми, запоминающимися событиями, вызывающими чувства гордости и уважения окружающих людей, каждый человек может наполнить свою жизнь.

Произведение Е.И. Носова учит тому, чтобы любой житель нашей планеты смог оставить после себя память в виде благородных поступков и добрых дел.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Очень краткий пересказ

Произведение можно разделить на несколько условных глав, структурирующих повествование по смыслу:

  1. Разговор с Ольгой Петровной, соседкой рассказчика. Она попросила юношу о помощи на участке, и он посадил маки.
  2. Отъезд молодого человека из съемного жилья на некоторое время. За две недели цветки успевают вырасти и распуститься.
  3. Беседа на кухне. Женщина рассказывает о сыне, обращая внимание на портрет, который висит на стене.
  4. Прогулка в саду. Автор выходит посмотреть на клумбу, над которой они трудились вместе с тётей Олей. Там у них завязывается разговор о быстротечности жизни.

Через два дня рассказчик вышел на улицу и увидел, что лепестки опали. Взяв один из них в руку, он стал всматриваться. В эту минуту подошла Ольга Петровна и сказала, что у мака короткая жизнь, зато проживает он её без оглядки, и что с людьми бывает то же самое. Эта фраза является ключевой, так как в ней заложена основополагающая идея произведения.

Изображение войны в рассказе

В произведении Носов Е. И. не дает описаний боев, бомбардировок и других героических сцен. Однако нескольких предложений, в которых говорится об Алексее, достаточно, чтобы понять чувства матери, испытывающей одновременно горечь от потери единственного сына и гордость за него.

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. — Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел, А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Краткое содержание рассказа

Молодой человек все же кидает семена на клумбу, в самый её центр. Тётя Оля решает оставить три мака среди остальных цветков, уступив арендатору.

После мужчина, от лица которого ведется повествование, уезжает на две недели и вновь возвращается домой. По приезду тётя Оля угостила юношу домашним квасом — любимым напитком её сына. К тому времени клумба уже расцвела, и в ее середине красовались три маковых головки. Автор сравнил их с факелами, которые при одном прикосновении способны опалить руку.

Женщина, посмотрев на бутоны, заметила, как они похожи на жизнь некоторых людей. Рассказчик стал осмыслять эту метафору и размышлять по поводу событий, произошедших с сыном соседки.

Основная идея рассказа

Краткий пересказ произведения подводит читателей к ключевой мысли автора: лучше прожить яркую, полную событий, хотя и короткую жизнь, нежели тянуть долгое, но лишенное смысла существование. Иными словами, человека можно сравнить с красным маком, цветущим всего несколько дней, но поражающим своей красотой и яркостью.

У тёти Оли возникают постоянные воспоминания о её умершем сыне Алексее. Он погиб в бою, направив горящий самолёт в сторону вражеской техники. Горящие бутоны алых маков заставляют её гордиться героическим подвигом сына, скорбя о его потере.

Краткое содержание рассказа: завязка

Сюжет произведения прост и на первый взгляд не имеет никакого отношения к войне. Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне. И комната его сохранилась в том виде, в каком была при хозяине.

"Живое пламя" - рассказ о том как порой бывает коротка жизнь. Автор говорит о маках, как не о простых цветах а как о чёмто большем, будто они всё чуствуют и всё понимают.
Он сожалеет о том, что через два дня дивный костёр мака потухает, он будто гибнет. Рассказ вызывает у меня разные чувства. Грусть ни о чем. Просто становится грустно, как иногда бывает в дождливый день, когда за окном грязь и слякоть, а где-то далеко за городом слышны грусные отголоски грома, который тихо замолкает, ещё безуспешно пытаясь разрозится новым шумом.
Текст заставляет задуматься о тех, кто отдал на войне за нас свои жизни, кто не побаялся смерти и погиб зная, что он не зря прожил жизнь.
Памят об этих людях будет жить вечно. А мак, как их символ, будет напоминать людям о тех, чьё " живое пламя" потухло, успев только-только разговнься в полную силу.
Мак как живое пламя души человека.

- Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

4) Художественные особенности рассказа.

Евгений Иванович Носов рассказ "Живое пламя". анализ этого произведения по плану:
1. Тема рассказа
2. Основная мысль
3. Главные герои
4. Художественные образы в рассказе
5. Композиция (построение)
6. Смысл названия "Живое пламя" - замечательный рассказ Е. И. Носова. В нём писатель рассказывает о том, как в разговоре постояльца и его квартирной хозяйки Ольги Петровны выясняется, почему на клумбе она не любит высевать красные маки.
Автор показывает нам, как меняется отношение к этим цветам у Ольги Петровны, когда она решила оставить три ростка красного мака, которые выросли благодаря тому, что постоялец все-таки бросил семена этих цветов на клумбу.
Рассказ небольшой по содержанию, в нем всего два героя. Это Ольга Петровна, которая потеряла своего единственного сына, летчика, в годы Великой Отечественной войны, и приезжий, которому она сдала комнату.
С настоящим художественным мастерством Носов создает образ клумбы, который которую Ольга Петровна ежегодно засевает различными цветами. Описывая их, Носов использует различные выразительные средства языка: эпитеты "скромные ночные маттиолы с нежно-горьковатым ароматом",анютины глазки с пурпурно-бархатными шляпками парижских красавиц", сравнение маков с зажженными факелами. Дополняет картину метафора "маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью. Казалось, стоит только прикоснуться - сразу опалят!"
Носов не случайно назвал свой рассказ "Живое пламя", потому что маки, которые теперь Ольга Петровна тоже стала высевать на клумбе, напоминали большой костер: "Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки". И Ольга Петровна поняла, что мак по своей краткосрочной жизни напоминает ей жизнь ее сына, которая "без оглядки, в полную силу прожита".

Думаю, тут нужен средний вариант. Специально рисковать не нужно, но и бояться всего, не проявлять себя, тоже плохо. Наверное, у героини сын не сомневался – идти ли ему защищать Родину. Или можно было отказаться? Поработать даже в тылу… Если у него не были таких сомнений, то у матери могло быть. На то она и мама! Тем более, что она осталась совсем одна – без поддержки.

Сочинение отзыв по рассказу Живое пламя

Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну. Он всем сердцем и душей почувствовал тяжесть военный лет, ужасные события, которые унесли миллионы жизней в то время. Для автора тема войны очень близка, так как он прожил ее. Поэтому большинство его произведений посвящённые именно военной тематике.

Когда он описывал данный цветок, автор не пожалел слов и эпитетов. Он использовал множество словосочетаний и различный художественный приемов, что бы донести читателю всю ту красоту, которую он смог лично наблюдать.

Очень ярко описывается цветение маков, он говорит, что их цветение происходит очень быстро. Почему он выбрал именно мак? Этот цветок огненно-красного цвета. Этот цвет ассоциируется с кровью. Кровью тех солдат, которые отдали жизнь за свою Родину. За мирное небо над головами. Автор выбрал правильный цветок для сравнения.

Так же героиня рассказа тетя Оля сравнивает жизнь мака с жизнью своего единственного сына Алексея. Парень был очень юн, но был вынужден идти и защищать свою Родину. К большому сожалению, парень разбился, его самолет подстрелили фашисты. Самолет падал как последний лист мака на землю. Героиня сравнивает своего сына с этим цветком.

Быстротечная жизнь у мака, такая же жизнь произошла у сына героини. Подводя итог можно сказать, что автор не ошибся с названием, а самое главное он выбрал правильный персонаж – мак, который олицетворяет всех молодых солдат, которые так скоротечно угасли не пожив достаточного времени на белом свете.

отзыв по рассказу

Другие сочинения: ← По книге Красное вино победы↑ НосовАнализ рассказа Носова Кукла →

(1 вариант)

название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.

В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина.

(2 вариант)

– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

– Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Оказывается, сын тети Оли погиб на фронте, спикировав на крошечном самолете на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…

Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.

Дать знания о том, что Е. Носов продолжает и развивает традиции И. Тургенева, И. Бунина и других русских классиков.

Ход урока.

I. Рассказ учащегося о писателе.

— От чьего лица ведется повествование?

— Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

(Повествование с элементами описания и рассуждения.)

— О чем рассказ? Как можно определить его тему?

(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)

— Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?

(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части

1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.

4. Маки погасли – спад действия.

Какую роль играют эти части в композиции повествования?

— В чем особенности отражения событий рассказа во времени?

(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:

2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;

4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.

Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)

— В каком времени дан образ сына тети Оли?

(В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)

— Почему образ маков является в рассказе ключевым?

(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)

— Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?

— Какова микротема 3 части?

— Красота цветущей клумбы.

— Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?

(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)

— Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?

— Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?

Получить полный текст

Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.

Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)

— Как завершается описание маков в этой части?

— Какова микротема этой части?

(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел

Слово учителя:

— Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти

— Каков смысл названия рассказа?

(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)

Анализ рассказа“ ЖИВОЕ ПЛАМЯ ”: Композиция рассказа

…как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони, И себя торопливостью жадною жгут.

Опрокинулись, вспыхнули вправо и влево, — И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней.

Да, в стихотворениях Константина Бальмонта практически не звучали гражданственные темы. Он был погружен в мир звуков и чувств, в мир философских раздумий о смысле жизни. Однако Бальмонт был и остается в русской лирике одним из самых музыкальных поэтов, умеющих также создавать и яркие зрительные образы. Для искусства XX века вообще характерна синкретичность, то есть соединение поэзии, музыки, живописи. Мы видим удачный пример такого слияния в стихотворениях Бальмонта.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Живое пламя” относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объема, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя “Живое пламя” повествуется о слишком быстром цветении маков и

тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.
– Как вы поняли слова тети Оли: “Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает”? О чем вспомнила тетя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном “ястребке” на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)
– Почему отныне тетя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тете Оле о сыне.)
3) Смысл названия рассказа. Е. И. Носов назвал свой рассказ “Живое пламя”.

Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты (“зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени”, “полупрозрачные алые лепестки”), необычные метафоры (“то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем”, “стоит только прикоснуться – сразу опалят”), емкие сравнения (“Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия”), Жизнь цветка скоротечна: “Два дня буйно пламенели маки.

А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли”. Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который “погиб, спикировав на своем крошечном “ястребке” на спину тяжелого фашистского бомбардировщика”. В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка.

В названии заключен основной смысл рассказа Е. И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
– Как вы поняли смысл названия рассказа Е. И. Носова “Живое пламя”? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)
4) Художественные особенности рассказа.
– На что были похожи распустившиеся маки? (“на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени”)
– Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: “полупрозрачные алые лепестки”, “вспыхивали трепетно-ярким огнем”, “наливались густым багрянцем”, “слепили своей озорной, обжигающей яркостью” и др.)

Читайте также: