Интеграция видов деятельности в доу в технологической карте

Обновлено: 04.07.2024

Технологическая карта интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами ТРИЗ (Игра да-нет-ка, паровозик времени) и социо-игровых технологий (деление на компании, выбор посыльного, работа в компаниях)

Оценить 345 0

Составила: Ермакова И.В.

Цель: углубить и расширить знания детей о матрёшке – символе русского народного искусства;

Образовательная:

- познакомить детей с историей возникновения, процессом изготовления, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек;

Развивающая:

-закреплять умение применять в рисовании элементы росписи матрёшек.

Воспитательная:

-воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы, эмоциональную отзывчивость, восприимчивость.

Образовательные области: познавательное и художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская коммуникативная, игровая, изобразительная

Предварительная работа: ознакомление с видами и приёмами росписи деревянных игрушек и предметов быта, использование их в рисовании различных видов посуды; применение методов и приёмов ТРИЗ и социо-игровых технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.

Содержание образовательной деятельности

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

I Вводная часть

Организационно-мативационный этап

Этап постановки проблемы:

Этап ознакомления с материалом:

II Практическая часть

III Итог занятия

Дети стоят на ковре перед ними на столе выставлены игрушки.

Воспитатель подводит детей к столу с матрёшками:Посмотрите, какие матрёшки стоят у нас на столе, назовите слова, которые приходят вам в голову глядя на этих красавиц.

Воспитатель:какие вы молодцы, сколько хороших слов сказали о матрёшках, а знаете ли вы от куда появилась такая игрушка на Руси, из чего и как её изготавливали раньше и сейчас?

Воспитатель:давайте узнаем правы ли вы в своих предположениях: матрешки приготовили для вас сюрприз, принесли фильм, из которого вы узнаете много интересного о них, рассаживайтесь поудобнее.

Пока дети смотрят воспитатель незаметно расставляет матрёшек со стола по группе.

Воспитатель:Ну что, понравился фильм, много интересного узнали?

Воспитатель:А матрешки-то хитрые оказались, они решили проверить, внимательно ли вы смотрели фильм, они разбежались по всей группе и приготовили для вас задания.

Воспитатель берёт первую матрёшку, которая стоит на самом видном месте, открывает её и читает задание: возьмите по одной картинке со стола, те, что на жёлтом фоне образуют одну компанию, те, что на голубом другую.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель:А теперь каждая компания отправляется искать оставшиеся две матрёшки.

Воспитатель открывает следующую матрёшку.

Воспитатель:выберете посыльных, а я шепну им на ухо вопрос, на который должна ответить компания

1 Какую игрушку взяли за основу изготовления матрёшки?

1.1Почему матрёшку назвали матрёшкой?

2 Какое дерево используют для производства матрёшек?

2.2 Когда лучше спиливать деревья для производства матрёшек?

3 Какие виды матрёшек вы знаете?

3.3 Чем отличаются разные виды матрёшек?

Воспитатель: молодцы, и с этим заданием вы справились. Ну что открываем последнюю матрёшку. А эта матрёшка предлагает вам изготовить самим семейку этих замечательных игрушек.

Давайте вспомним, с чего начинается изготовление матрёшки?

Физкультминутка

Выбираем дерево (повороты в право влево рука козырьком над глазами)

Спиливаем его (наклоны вперёд-назад, руки вытянуты перед грудью, ладони вместе)

Очищаем от коры (круговые движения руками)

Вытачиваем заготовку (произнося звук ж-ж-ж вытягиваем вперёд руки)

Воспитатель:Ну что ж наши заготовки выточены, для каждой компании своя семейка матрёшек, рассаживайтесь за столы, обсудите какой вариант росписи вы выберете, имейте в виду, что узор на всех матрёшках может быть и разным, но что –то должно объединять вашу семейку, посмотрите на эти фотографии у этих матрёшек сарафаны разных цветов, но рисунок на них одинаковый, можно расписать наоборот, сарафаны одного цвета, рисунок разный, а здесь изображена целая семья, все они в разной одежде, но их объединяет то, что они держат в руках чайные принадлежности, вместо них могут быть музыкальные инструменты.

Воспитатель:какие цвета вы будете использовать?

Дети: Жёлтый, красный, синий, зелёный

Воспитатель: старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами.

Дети выполняют работу (фон русская народная музыка)

Воспитатель:Наши матрёшки остались довольны вами и хотели бы стоять на выставке рядом с вашими работами.

Оформление выставки завершается семейками деревянных матрёшек и фотографиями.

Выбор Посыльного (лидера) компании

Работа в группах: обсуждение вопроса, выявление ответа, выбор отвечающего

Практическая работа в группах

Определяют, что речь пойдёт о матрешке.

Подбирают и называют слова (матрёшки красивые, яркие, гладкие, деревянные, расписные, весёлые, забавные, смешные)

Делятся своими знаниями или предположениями

Дети смотрят фильм

Каждая из компаний, глядя на карточки образует паровозик времени. (На карточках: дерево, бревно, станок с болванкой, заготовка матрешки, готовая матрёшка)

Сообща выбирают рисунок, договариваются о распределении между членами компании

Закончив, дети помещают свои работы на выставку и рассказывают, что они хотели передать в своей росписи.

Привлечение произвольного внимания.

Формируют умение задавать вопросы продуктивно-поискового характера

Формируют умение рассматривать предмет и подбирать к нему подходящие слова

Знакомятся с историей возникновения, процессом изготовления, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек;

Развивают умение делиться на группы при помощи игры, а затем работать в этой группе сообща.

Закрепляют умение обсуждать тему в группе, сообща отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, учатся не перебивать, не ссориться, выбирать лидера, аргументируя свой выбор

Формируют умение группой заниматься продуктивной деятельностью, выполняя общую цель

Получили удовольствие от занятия, сохранили интерес к работе в группах.

Используемая литература

Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. - 4-е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 112 с.

Горожанина, Светлана. Русская матрешка. М. Интербук-бизнес. 2012г. 208 с., ил.

Технологическая карта — это новый вид методической документации, в которой материал четко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ. Понятие технологической карты напрямую связано с технологическим подходом в современном образовании.

Преимущества технологической карты:

— позволяет организовать эффективный образовательный процесс;

— обеспечивает интеграцию образовательных областей и детских видов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

— сокращает время педагога на подготовку к непосредственно образовательной деятельности;

— помогает создать конкретные представления об изучаемых объектах, явлениях и процессах в вопросах теории и практики дошкольного образования;

— расчленяет проблему на ряд детальных пунктов и концентрирует внимание на существе вопроса;

— повышает эффективность восприятия информации, понимание и усвоение ее в целом.

Технологическая карта соответствует всем требованиям, которые предъявляются к методическому документу. Материал систематизирован, а основные направления деятельности представлены в логической последовательности. Текст конкретный и аргументированный. В технологической карте педагог может самостоятельно структурировать любую форму образовательного процесса по выбранным параметрам. Такимипараметрами могут быть:

— этапы непосредственно образовательной деятельности;

— задачи, содержание учебного материала;

— методы и приемы организации совместной деятельности с детьми и др.

Описание процесса происходит в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

Таким образом, сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательных процессов на уровне технологии, то есть на уровне проектирования и конструирования.

Продолжать учить формировать оценочные суждения о мотивах и поступках главных героев через беседу по произведению;

Обратить внимание детей на то, что участие каждого в делах семьи важно, вспомнить с детьми возможные дела для помощи своей семье;

Способствовать развитию коммуникативных умений: отвечать на вопросы, слушать друг друга, не перебивать друг друга в прцессе обсуждения рассказа;

Продолжать формировать у детей положительное отношение к оказанию посильной помощи своей семье.

Продолжать развивать слуховое восприятие;

Словарная работа: Ёршик.

Планируемые результаты занятия : дети познакомились с произведением, поняли, как важно их участие в делах семьи, придумали, чем они могут помочь дома.

Этап Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. Встанем дружненько по кругу, скажем здравствуйте друг другу! Нам здороваться ни лень, всем привет и добрый день!

Какое ваше любимое занятие с семьёй?

Вы когда-нибудь рыбачили?

Интересное это увлечение?

А вы знаете, что такое семейная рыбалка?

Что на ней делают? Приветствуют друг друга и воспитателя. Отвечают на вопросы. Предполагают, что такое семейная рыбалка. Формирование положительного настроя и готовности к предстоящей деятельности.

2. Основной этап.

Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. Дети предполагают, что такое семейная рыбалка и приходят к выводу, что об этом можно узнать в книге.

Эта история об одном мальчике Юре, которому было 5 лет, и его большой и дружной семье. Однажды собрались Юра и вся его большая семья на рыбалку. Наловили все рыбы и Юра поймал маленького ерша. Отнесли они свою рыбу бабушке. А что же было дальше мы с вами сейчас и прочитаем!

Предлагает детям сесть в позу слушателя.

Ребята, вы все помните, что мы слушаем внимательно, и нам нужно узнать, что же такое семейная рыбалка и что на ней делают.

Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы. Вопросы по рассказу:

1. Ребята, кто главный герой рассказа?

2. Каким был мальчик Юра, как мы можем его охарактеризовать?

3. Что же такое семейная рыбалка? Перечислите, кто чем занимался (что сварили из рыбы, где вся семья ела уху, какая получилась уха)

4. О чём шутили взрослые, когда ели уху (над размером пойманной рыбы)

5. Обиделся ли Юра на взрослых. Понял ли мальчик, что они шутят? Давайте прочитаем ещё раз, как пишет об этом автор (повторное чтение)

Ребята, семейная рыбалка, это когда вся семья собирается вместе, помогает друг другу, в общей ухе есть вклад каждого.

Так и в любой семье должны быть помощь и участие каждого в общих делах.

Назовите, чем вы помогаете своей семье, какие дела выполняете по дому? Отвечают на вопросы по сказке.

Играют в игру. Решение проблемы с помощью найденного пути её решения. Речевое развитие детей.

Заключительный этап. Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. Гимнастика для глаз.

Вы большие молодцы!

Посмотрите, сколько много рыбы вы наловили, а значит, что столько хороших дел вы делаете по дому и помогаете своей семье! Это очень здорово! А сейчас я предлагаю вам подумать, чем вы могли помочь своей семье на этих выходных.

А на следующем занятии вы мне расскажете, что такого интересного и полезного вы делали.

Сегодня на занятии я узнала

Этот рассказ я бы прочитал ещё раз…потому что… Делают гимнастику для глаз.

Рассказывают, как будут помогать членам своей семьи на выходных. Рефлексия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе выполнения практических заданий.

МБДОУ детский сад №83

Технологическая карта (конструкт)

На основе ФГОС ДО

г. Каменск - Уральский

Возрастная группа: средняя группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

наглядные - воздушный шарик, письмо, муляжи пирожков, картинки животных, волшебный мешочек, карточки с нарисованными предметами, цифры,

литературные – загадки;

музыкальные - физкультминутка;

оборудование - карта (схема), муляжи пирожков, соленое тесто, доски для лепки, ноутбук, мяч, блоки Дьенеша,

Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе выполнения заданий.

Обучающие задачи:

Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

Осваивать знаково-цифровые формы соотношения числа и количества;

Закреплять знания детей о животных.

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Развивающие задачи:

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь детей в процессе игровой, речевой;

развивать мелкую моторику;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат продуктивной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к выполнению различных заданий;

способствовать проявлению положительных эмоций, чувства любви к живой природе;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

Обратить внимание на нерешительность Кристины при самостоятельной работе;

Планируемый результат:

активность в познавательной, речевой, продуктивной деятельности, в общении.

чувство ритма в движении под музыку;

проявление эмоционального отношения к живой природе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

применение усвоенных знаний по РЭМП, речевому развитию в самостоятельной повседневной жизни;

Содержание совместной деятельности

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся,

и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснемся ладошками к их ладошкам…

У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.

Ой, ребята посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а на веревочке привязано письмо. Отгадайте, кто нам его написал.

В красной шапочке девчушка
Пирожки несёт старушке.
А в лесу волк серый есть,
Он девчушку хочет съесть. (Красная Шапочка). Правильно.

Красная Шапочка просит вас навестить ее бабушку. Милая старушка приболела. Нам с вами придется идти через лес. Но в лесу нас ожидают различные испытания. Мы с вами справимся?

Чтобы мы не заблудились, Красная шапочка прислала нам карту.

Давайте посмотрим, что изображено на ней.

На каждой остановке нас ждут интересные испытания. За каждое правильно выполненное задание, мы будем получать пирожок, которыми потом Красная Шапочка угостит свою бабушку.

Вы готовы к путешествию?

Задаёт положительный эмоциональный настрой

Предлагает детям поздороваться с гостями

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность

Направляет детей на правильное решение.

Выполняют движения в соответствии со словами

Приветствуют гостей, делясь своим теплом

Дети высказывают свое мнение

Дети обсуждают возможные варианты.

Дети настроены на общение

Проявляют доверие к гостям

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Работа над темой

Перед вами карточки, с нарисованными предметами. Нужно к каждой карточки положить цифру, которая обозначает количество предметов.

Справились! Молодцы! Все старались, получайте вкусный, румяный пирожок!

Способствует индивидуальной работе

Решают проблемную ситуацию. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю или друг к другу.

Умение делать вывод и его аргументировать

Освоение знаково - цифровой формы чисел.

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

- Картофель, огурец, морковь, лук - …(овощи).

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).

- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).

- Бубен, гитара, гармонь, колокольчик – … (музыкальные инструменты).

- Машина, автобус, поезд, велосипед – … (воздушный транспорт).

Вот вам еще один пирожок!

Постановка проблемы, способствующая индивидуальной работе с детьми.

Рассуждают, взаимодействуют с педагогом в процессе работы.

Наблюдают за действием воспитателя, других детей

Обогащение опыта совместной работы.

Закрепление умения обобщать группы предметов.

Молодцы! Вот вам заветный пирожок.

Поощряет детей за внимательность и правильные ответы

Внимательно слушают задание, выполняют его.

Знание геометрических фигур.

(с музыкальным сопровождением)

Эмоционально помогает расслабиться

Демонстрируют физическую активность, сочетают музыку и движения.

Умение слушать, выполнять задания.

Имеют чувство ритма.

Реализована потребность детей в общении.

1.Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.( медведь)

2. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. ( еж).

3.Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет.( волк).

4.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.( лиса).

5. В хлеву за забором
толстушка живет,
Средь домашних животных
грязнулей слывет.
Мила, добродушна,
нос пятачком,
В луже лежит,
торчит хвостик крючком. (Свинья).

6. В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая. (кошка)

7. Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.

8. Это кто ж такой рогатый?
Да ещё и бородатый?
Молоко даёт исправно,
Вкусное, полезное
Днём гуляет по двору,
С кустиков дерёт кору,
Смотрит хитро мне в глаза
Бородатая (коза)

( педагог выставляет картинки, отгаданных зверей)

Стимулирует интерес детей.

Обращает внимание на животных, изображенных на картинках.

Радуются правильным отгадкам.

Получение положительных эмоций от полученного результата.

Вот молодцы! И с этим заданием отлично справились. Красная Шапочка вручает вам еще один пирожок. А давайте посмотрим, сколько же мы с вами заработали пирожков? А хотели бы вы испечь пирожки сами? Посмотрите, у нас есть тесто, и сейчас каждый из вас постряпает пирожок для бабушки.

Молодцы, у вас очень хорошо получилось! Давайте вспомним, где мы побывали, что делали? Что вам было трудно выполнить, а что легко? Что вам больше всего понравилось?

Согласовывает с детьми действия, их полседовательность

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

Выражает искреннее восхищение

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную, (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Итог деятельности

Сюрпризный момент

Дети смотрите, Красная Шапочка вам тоже отправила угощение. Она прислала вам вкусные, румяные пирожки. И желает нам Приятного Аппетита.

Читайте также: