Кто является автором проекта здравосозидающая школа направленного на воспитание у школьников

Обновлено: 30.06.2024

активность, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, воспитание высоких чувств, психический комфорт, здоровье и качество знаний.

Это трехступенчатая школа, включающая в себя:

Школа здорового образа жизни , в расписании которой имеется самостоятельный предмет (культура здоровья), формирующий у детей установку на сохранение и укрепление здоровья (фактора общего благополучия и защиты от наркомании и других социальных заболеваний).

А также можно отметить, что это школа восстановления здоровья с помощью антинаркотической профилактики , психокоррекционных упражнений, фитопрепаратов, природных факторов и пр.

Валеологически обоснованное питание является определяющим фактором жизнедеятельности человека. Формировать у человека валеологическое отношение к питанию необходимо с детства.

(из статьи Горбенко П. Валеология и здоровый образ жизни

/ П. Горбенко Г.Зайцев // Учитель.- 2005.-N5.- С.67-70).

Сегодня стали снова модными понятия здоровье, здоровый образ жизни, спорт, экология, валеология. Это простые, знакомые каждому с детства понятия и отношение к ним должно быть как к естественным жизненным потребностям.

Валеология (латинск. Valeo – здравствую; греч. Logos – учение).

Брехман И.И. (1921-1994) – выдающийся российский ученый-фармаколог, доктор медицинских наук, основоположник новой науки о здоровье – валеологии.

Несмотря на противоречивое отношение к этой науке, в последнее время валеология входит в учебный процесс отдельных школ, Вузов, она продолжает развиваться. Труды по исследуемой теме изданы в качестве учебных пособий и энциклопедий для обучения студентов и школьников.

12. Казначеев, В.П. Основы общей валеологии [Текст] : учеб. пособие.-М.: МОДЭК, 1997.-(Библиотека педагога-практика).

13. Колбанов, В.В. Валеология [Текст] : основные понятия, термины и определения / В.В.Колбанов.-СПб.: ДЕАН,2001.-253с.

14. Куинджи, Н.Н. Валеология [Текст] : пути формирования здоровья школьников / Н.Н.Куинджи.-М.: Аспект Пресс, 2000.-139с.

15. Попов, С.В. Валеология в школе и дома [Текст] : о физическом благополучии школьников / С.В.Попов.-СПб.: Союз, 1998.-254с.

16. Горбенко, П. Валеология и здоровый образ жизни [Текст] : [о том, как противостоять пагубным привычкам: курению, алкоголизму и наркомании (ПАВ)] / П.Горбенко // Учитель.-2005.-N5.-С.67-70.

17. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? [Текст] : [проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка] / В.Деркунская // Дошкольное воспитание.-2004.-N11.-С.12-15.

18. Зайцев, А.Г. Валеологическая готовность к воинской службе [Текст] / А.Г.Зайцев // Педагогика.-2006.-N6.-С.62-69.

Сущность и основные этапы процесса воспитания здоровой личности. Содержание валеологического образования военнослужащих. Методика реализации программы валеологического образования военнослужащих.

19. Зайцев, Г.К. Валеологический подход в гуманитарном образовании [Текст] / Г.К.Зайцев // Социально-гуманитарные знания.-2004.-N1.-С.171-179.

21. Малоземов, О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся [Текст] : [здоровье и поведение российских школьников] / О.Ю.Малоземов // Социологические исследования.-2005.-N11.-С.110-115.

Приводится таблица: Результаты изучения валеоустановок в различных категориях учащейся молодежи.

23. Основы здорового образа жизни [Текст] // ОБЖ.-2003.-N3.-С.59-61.

24. Отношение будущих специалистов физической культуры к здоровому образу жизни [Текст] : [валеологические аспекты повышения квалификации педагогов в области физической культуры] // Социологические исследования.-2007.-N12.-С.129-132.

25. Романов, М. Обучение студентов педвузов основам валеологии [Текст] : [технология медико-педагогического наблюдения за здоровьем детей, предназначенная для использования в образовательных учреждениях] / М.Романов // Педагогика.-2002.-N1.-С.106-108.

26. Цветкова, И.В . Здоровье как жизненная ценность подростков [Текст] : [по материалам анкетирования десятиклассников города Тольятти] / И.В.Цветкова // Социологические исследования.-2005.-N11.-С.105-109.

IV. МИР ОПАСНЫХ ПРИСТРАСТИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее

Минутное удовольствие часто бывает причиной

Темпы распространения наркомании в России и во всем мире дают основания утверждать, что в XXI веке наркомания приобретет статус глобальной проблемы человечества.

На первом Всемирном конгрессе антинаркотических сил, проходившем в Москве в июне 1999 года, была раскрыта наркоситуация в России на современном этапе. Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье нации, стабильность общества, затрагивая вопросы национальной безопасности.

На данном этапе в России низкая эффективность антинаркотических и реабилитационных программ, а также слабая материально-техническая база со всей очевидностью показывает, ни наука, ни практика не располагают надежными барьерами противостоять этой угрозе.

кризис общества, снижение жизненного уровня населения, снижение образовательного и кадрового потенциала и др.

Это реальность, в которой живут наши дети. В основном потребление наркотиков начинается в период обучения в школе, когда человек еще не сформировался физически, психологически, а тем более социально. Нарастающая острота наркологической ситуации свидетельствует прежде все о дефиците антинаркотической профилактики.

Антинаркотическую профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии.

Подростковую наркоманию следует рассматривать как серьезную многофакторную болезнь, которая является результатом взаимодействия генетических и средовых факторов риска. Существуют теории предрасположенности к наркотической зависимости. Их можно подразделить на общественные, семейные, индивидуальные.

Общественные: влияние культа силы, потеря престижа честного заработка; наличие традиций употребления алкоголя и других психоактивных веществ и др.

Семейные : изменения социально-экономических условий функционирования семьи; неполная семья, внутрисемейные отношения др.

Индивидуальные: заниженная самооценка подростков; психосоматическая структура личности, склонная к агрессии и др.

Одна из ведущих ролей в антинаркотической профилактике подростков принадлежит системе образования. Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу.

Любое образовательное учреждение обладает уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью и другими структурами общества расширить воспитательное пространство школы для организации антинаркотической профилактики учащейся молодежи.

Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у детей и подростков отрицательное отношение к наркотикам.

- привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля

за их усвоением;

- влияние на уровень самооценки учащихся в ходе воспитательного процесса;

- контакт с семьями учащихся, т.к. семья – фактор первичной и вторичной антинаркотической профилактики;

- организация работы комплексной группы специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

- организация работы по выявлению групп риска – склонных к наркотизации детей и подростков;

- формирование культуры поведения и здорового образа жизни у учащихся;

- формирование духовных потребностей детей и подростков (наличие смысла жизни и определяющие ее ценности, творческая деятельность, литература, искусство, спорт).

- введение в практику обучения службу психического здоровья, назначение которой состоит в разрешении психосоциальных проблем.

- приглашать в школы специалистов наркологов для информирования педагогов, родителей и учащихся проведения лекций, дискуссий по эффективному антинаркотическому воспитанию.

Антинаркотическая профилактика – это обучение здоровому образу жизни и она должна ориентироваться на каждого ребенка.

Для достижения успехов в широкомасштабной антинаркотической профилактике в России важно в эту борьбу включиться всем, кто профессионально работает с

молодежью: педагогам школ, колледжей, гимназий и т.д., преподавателям средних специальных и высших учебных заведений.

27. Березин, С.В. Наркомания глазами семейного психолога [Текст] / С.В.Березин.-СПб.: Речь, 2005.-240с.

28. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д.Еникеева.-М.: Академия, 2001.-142с.-(Педагогическое образование).

29. Исмуков, Н.Н. Без наркотиков [Текст] : [программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости] / Н.Н.Исмуков.-М.: ФАИР-Пресс, 2001.-378с.

30. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст] / З.В.Коробкина.- М.: Академия, 2004.-192с.

31. Левикова, С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И.Левикова.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-С.608с.

32. Наркомания? Еще не поздно… [Текст] .-СПб.: Герда, 2006.-96с.

33. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / сост. С.В.Березина.-М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.-241с.

34. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] : учеб. пособие / М.И.Рожков.-М.: Владос, 2003.-144с.

35. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст] / Н.А.Сирота.-М.: Академия, 2003.-176с.

36. Аверина, Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе [Текст] / Е.В.Аверина // Педагогика.-2002.-N1.-С.56-60.

39. Колесова, Л.С. Профилактика рискованного поведения подростков [Текст] / Л.С.Колесова // Педагогика.-2005.-N8.-С.50-60.

40. Лужков, Ю.М. Время сломать иглу [Текст] : [о борьбе с распространением наркотиков в России в свете решения демографической проблемы] / Ю.М.Лужков // Российская газета.-2007.-9 февр.-С.10.

41. Наркологические учреждения города Москвы [Текст] : [там, где Вам помогут] // Нарконет.-2008.-N1.-С.65.

42. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде [Текст] // Педагогика.-2004.-N4.-С.21-29.

43. Рыков, С. Шприц в школьном портфеле [Текст] : [наркомания среди молодежи Москвы / С.Рыков // Вопросы социального обеспечения.-2006.-N17.-С.25-27.

44. Целинский, Б. Вне закона? [Текст] : [профилактика наркомании, антинаркотическое законодательство] / Б.Целинский // Нарконет.-2006.-N1.-С.80-81.

Помимо крупнейших мегаполисов страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др., которые являются критически значимыми национальными

инфраструктурными узлами, к тревожным зонам также относятся, не только потенциально взрывоопасный Юг России, но и нефтедобывающие районы Западной Сибири.

В Москве для борьбы с распространением наркотиков среди школьников необходимо в ближайшие годы в каждой школе создать центр психологической помощи. Школьные медицинские психологи должны работать в подчинении – Департамента образования и Управления наркоконтроля.

45. Игнатова, А. Москва клубится [Текст] : [ночные клубы в Москве и притягивают и отталкивают] / А.Игнатова // Нарконет.-2008.-N2.-С.60-63.

- Это школа, преподавание в которой строится на основе учета актуальных (доминирующих) потребностей занимающихся, что обеспечивает истинный интерес, подлинную активность, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, воспитание высших чувств, психологический комфорт и качество знаний.

- Это трехступенчатая школа, включающая в себя:
"Школу саморазвития" (1-4 классы), в которой учебные действия служат не целью (как это имеет место в традиционной школе), а средством достижения игровой цели или решения творческой задачи, благодаря чему происходит развитие способностей детей и непроизвольное овладения ими основными умениями (чтения, письма, счета, наблюдения, общения, ухода за своим телом и т.д.";
"Школу самопознания" (5-8 классы), предназначенной для осознания подростками своей уникальности (особенности), преподавание в которой протекает не в форме решения частных (рутинных, навязанных учителем) задач (как это происходит в традиционной школе), а в форме свободного творческого поиска решения смысловых проблем, связанных с самопознанием и пониманием сущности как отдельных явлений и процессов, так и самой жизни.
"Школу самоопределения" (9-11 классы), главная задача которой состоит в том, чтобы помочь учащимся профессионально определиться и хорошо подготовиться (на основе качественных знаний) к продолжению обучения в других учебных заведениях.

- Это школа здорового образа жизни, в расписании которой имеется самостоятельный предмет (валеология), направленный на формирование у детей соответствующей установки (мотивации) и выработку у них индивидуального (валеологически обоснованного) способа жизнедеятельности (фактора общего благополучия и защиты от наркомании, СПИДа и других прогрессирующих болезней).

- Это школа восстановления здоровья с помощью психокоррекционных упражнений, фитопрепаратов, природных факторов и пр.

Этап I (подготовительный, 3-4 месяца): Отбор и подготовка учителей для реализации валеологического подхода к школьному образованию (в форме повышения квалификации).

образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов и обучающихся

педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитывать у обучающихся и реализовать при проведении образовательного процесса

совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных организаций

целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса


В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направления: внедрение отдельной дисциплины или метода как средства формирования ЗОЖ, психолого-педагогическое направление, комплексное направление.

Ключевые слова:здоровый образ жизни, педагогические условия, валеологизация, ЗОЖ, здоровьесбережение.

Формирование здорового образа жизни подростков является актуальной темой на протяжении нескольких последних десятилетий, так как статистика, публикуемая Министерством здравоохранения, свидетельствует о том, что доля здоровых детей снижается, а количество заболеваний, в том числе хронических, возрастает. Лишь в последние годы наметилась позитивная тенденция по повышению доли здоровых детей и подростков и снижению у них хронических заболеваний, но этот сдвиг незначителен. В этой ситуации важной задачей является определение и создание педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни подростков. Среди научных подходов к пониманию здорового образа жизни учащихся и созданию соответствующих педагогических условий можно выделить три основных направления:

1. Внедрение отдельной дисциплины или метода как средства формирования здорового образа жизни. К этому направлению можно отнести следующие подходы: физическое самосовершенствование, валеологизация, метод научного познания.

М. А. Митяева выделяет следующие педагогические условия, от которых зависит эффективность формирования культуры здорового образа жизни подростков:

1. Постоянная подготовка учителей, социальных педагогов к работе по валеологизации личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности.

2. Единство действий школы и семьи и создание особого стиля валеологических отношений между учителем, социальным педагогом и учениками, что в силу их субъективной значимости помогает оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного валеологического просвещения с полезной для здоровья деятельностью детей и подростков.

3. Формирование культуры здоровья у детей при условии единства процессов организации урочной и внеурочной, внешкольной и внеклассной деятельности. От педагогического коллектива требуется продуманная система взаимодействий с учащимися, которые будут формировать у них положительное, здоровое отношение к себе, своим близким, людям вообще, и существенно, чтобы это отношение действительно стало деятельным [10, с.39].

2. Психолого-педагогическое направление, в котором особое внимание уделяется мотивации, потребностям личности, психологической готовности, ценностям и установкам, личностной активности в вопросах здоровьесбережения. Научные подходы в рамках этого направления рассматриваются в работах А. М. Абаева, Е. В. Кожиной, Т. В. Мартыновой, Юняевой и др.

3. Комплексное направление, рассматривающее здоровый образ жизни как комплексное явление, которое может быть сформировано при одновременном влиянии как внутренних, так и внешних факторов. Комплексный научный подход, основанный на сочетании различных факторов и условий, используется в работах Н. В. Третьяковой и В. А. Федорова, А. В. Гурьева, Е. Н. Дзятковской, Т. Ф. Ореховой и И. Г. Абрамовой.

И. Г. Андреева предлагает следующие способы формирования ЗОЖ в образовательном учреждении:

- развитие и совершенствование в содержании образования системы интегрированных межпредметных и предметных знаний о здоровье с учетом современных естественнонаучных тенденций;

- включение педагогически адаптированных знаний о здоровье в учебные и контрольно-измерительные вопросы и задания текущей и итоговой аттестации учащихся (ЕГЭ и ГИА) с целью мониторирования качества обучения вопросам здоровья;

- переход от теоретической информации о здоровье, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе практических действий;

- формирование опыта самостоятельной познавательной и творческой деятельности в вопросах здоровья на основе метода научного познания как практического компонента содержания образования [3, с.39].

1. Абаев, А. М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды / А. М. Абаев // Педагогика. — 2012. — № 3. — с.37–40.

2. Андреева, И. Г. Здоровье человека в содержании образования / И. Г. Андреева // Педагогика. — 2011. — № 10. — С. 26–32.

3. Андреева, И. Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации / И. Г. Андреева // Педагогика. — № 10. — 2012. — С. 31–39.

4. Гурьев, А. В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса / А. В. Гурьев // Педагогика. — 2011. — № 5. — С.61–66.

5. Дзятковская, Е. Н. Здоровьесберегающий ресурс методической системы / Е. Н. Дзятковская // Педагогика. — 2011. — № 1. — С.25–33.

9. Кожина, Е.В., Мартынова Т. Н. Теоретические аспекты проблемы направленности старшеклассников на здоровый образ жизни / Е. В. Кожина, Т. В. Мартынова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 3 (59). — Т.1. — С. 79–84.

12. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова. — М.: Флинта, 2011. — 354 с. — ISBN 978–5-9765–1211–5.

13. Педагогика здоровья. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с. — ISBN 5–7155–0059–1.

14. Третьякова, Н.В., Федоров, В. А. Педагогические условия формирования готовности обучающихся к здравотворческой деятельности / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров // Инновации в образовании. — 2015. — № 1. — С. 155–166.

15. Чедов, К. В. Спортизация общеобразовательных школ — перспективное направление в оздоровлении учащихся / К. В. Чедов // Инновации в образовании. — 2013. — № 7. — С. 135–144.

16. Юняева, Н. В. Педагогические аспекты формирования мотивов здорового образа жизни у подростков / Н. В. Юняева. — Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1–2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть II / под ред. Л. А. Косолаповой, Н. Г. Липкиной; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь: ПГПУ, 2009–324 с. — ISBN 978–5-85218–410–8.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, здоровый образ жизни подростков, научное познание, научный метод познания, образовательный процесс, подросток, формирование, комплексное направление, образовательное учреждение.

Внимание! Пожалуйста, указывайте Ваш настоящий Email. В случае утери документа, вы сможете его скачать там!

Здесь вы можете купить готовые ответы на тест Педкампуса: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Ответы полностью совпадают с теми что вы найдете ниже. После покупки Вам будет доступен файл для скачивания. В нем будут отмечены верные ответы. Предмет Основы медицинских знаний и здорового образа жизни был сдан в 2021 году на “Отлично”, набрано 18 из 20 баллов. Так же можете заказать этот или любой другой тест в Вашем личном кабинете, предоставив менеджеру доступ к личному кабинету

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни- готовые ответы на онлайн тест Педкампус

Для каких категорий граждан оказание первой помощи является обязанностью по закону или по правилу?

сотрудников и работников МЧС

сотрудников ГИБДД, МВД

любого человека, присутствующего на месте проишествия

специалистов по охране труда

медицинских работников, присутствующих на месте происшествия

Кто может оказать первичную медико-санитарную помощь обучающимся?

фельдшер и медицинская сестра отделения медицинской помощи обучающимся

врач по гигиене детей и подростков

любой работник образовательной организации

Как называются мероприятия, направленные на обеззараживание объектов внешней среды, которые участвуют в передачи инфекции (уничтожение микроорганизмов)?

Что называется объектом естественного пребывания и размножения возбудителей, из которого он может тем или иным путем заражать здоровых людей или животных?

Как называют детей с замедленным темпом биологического развития?

технологическая основа здоровьесберегающей педагогики

системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников

способ взаимодействия между учителем и обучающимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов

Здоровьесберегающая педагогика – это:

образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов и обучающихся

совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных организаций

целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса

педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитывать у обучающихся и реализовать при проведении образовательного процесса

Негативные факторы, воздействующие на здоровье людей, подразделяются на:

Что такое стресс?

сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям среды обитания и возможность адаптации его к меняющимся условиям среды

состояние напряжения организма, неспецифические психические и физиологические проявления адаптационной (приспособительной) активности при действии значимых для организма факторов

неадекватный способ реагирования на сложности, заболевание, вызванное трудными обстоятельствами, переживание которых полностью не завершилось

Какие критерии включает в себя образ жизни?

Что такое дифтерия?

высокозаразное, острое инфекционное заболевание, протекающее с характерной пузырьковой сыпью

острое инфекционное заболевание, протекающее с явлениями общего отравления (интоксикации)

заболевание, возбудителем которого является гемолитический токсигенный стрептококк группы А

острое респираторное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей

Что входит в структуру отделения медицинской помощи обучающимся?

кабинет старшей медицинской сестры отделения

кабинет заведующего отделением

кабинет врачей по гигиене детей и подростков

Состояние человека, при котором достаточно высокий уровень саморегуляции функций организма, гармоничные все физиологические процессы и максимальны приспособительные механизмы к различным факторам внешней среды называется:

К какой группе здоровья относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами?

к первой группе

ко второй группе

к третьей группе

Какой иммунитет определяет уровень невосприимчивости всего населения к той или иной инфекционной болезни?

активный поствакцинальный иммунитет

социальный или коллективный иммунитет

Е. Н. Дзятковская

Назовите основные направления профилактики травм во время образовательной деятельности школьников.

принятие локальных нормативных актов образовательной организацией по вопросам предупреждения несчастных случаев и травматизма учащихся и контроль за их исполнением

просветительская деятельность в вопросах профилактики детского травматизма с участниками образовательных отношений

широкое использование различных педагогических технологий

ввоевременное и согласованное выполнение администрацией, педагогическим коллективом своих обязанностей по вопросам охраны труда

Что называется совокупностью сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия?

Читайте также: