Что такое адаптированная образовательная программа в доу

Обновлено: 02.07.2024

Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения (организации) для детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.

АООП сочетает коррекционную и общеразвивающую программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательной деятельности в достижении целей и задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

АООП – это образовательная программа, адаптированная для конкретной категории детей (в зависимости от наличия дефицитов) с учетом особенностей их психофизического развития и социальной адаптации.

АООП реализуется на государственном языке российской Федерации.

В ДОУ разработаны АООП в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальными программами реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

АООП для детей с ТНР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:08:35 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

АООП слабослышаших и позднооглохших Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:09:34 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

АООП слабовидящих детей Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:10:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

АООП ЗПР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:08:51 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

АООП НОДА Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:09:16 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16). Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП.

При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.

«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.

Если в группе один ребенок с ОВЗ, то группа (комбинированная), как и все ДОУ работает по ООП ДО, а для этого ребенка составляется АОП. Если в саду группа со схожими нарушениями (компенсирующей направленности, то для всех детей этой группы составляется одна АООП на весь период обучения детей.

При проектировании АОП необходимо учитывать следующие методологические подходы:

системно-деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А. Г. Асмолов). С позиции данного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательной части программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания. Таким образом, результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации, индивидуализации, развития личности;

субъектно-деятельностный подход (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова и др., предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности;

индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации АОП для детей с ОВЗ;

функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса.

Разработка и утверждение АООП относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком принятым и закрепленным локальным актом.

Согласно ФГОС ДО прописана структура программы и рекомендовано содержание разделов.

Основные направления государственной политики в области дошкольного образования Одним из основных направлений государственной политики в области дошкольного образования в России является решение проблемы ликвидации очередей.

Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование социальной компетентности.

Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разных вариантов её реализации.

ВложениеРазмер
struktura_aop.pptx 2.51 МБ
Описание слайдов к презентации 19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разных вариантов её реализации.

Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.

Методологические подходы при проектировании АОП : системно- деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А.Г. Асмолов ). субъектно- деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская , О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности ;

. Одним из условий получения качественного образования детей с ОВЗ на основе компетентностного подхода является управление ДОО как цепочка непрерывных взаимосвязанных действий

АОП разрабатывается и утверждается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ

1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения АОП ДО Структура ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА

Целевой раздел программы Цели и задачи реализации АОП Принципы и подходы к формированию АОП Значимые для разработки и реализации АОП характеристики Пояснительная записка

Значимые характеристики – это: 1 . возрастные и 2. индивидуальные особенности воспитанников Вашего ДОУ: сколько групп, есть ли особенные дети….. в т. ч. 3. характеристики особенностей развития детей раннего 4. и дошкольного возраста.

Целевой раздел программы КОНКРЕТИЗИРУЮТ требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом Возрастных возможностей и индивидуальных различий детей Особенности развития детей с ОВЗ Планируемые результаты

2.1 . Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Структура содержательного раздела (п. 2.11.2.ФГОС ДО )

2.2 . Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП ДО с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов . 2.3 . Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

2.4 . Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.5 . Способы и направления поддержки детской инициативы 2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . 2.7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Структура Организационного раздела (п. 2.11.3. ФГОС ДО) описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

ЧАСТЬ ОП, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Включает различные направления, выбранная участниками образовательных отношений из числа парциальных программ и/или созданных ими самостоятельно; Учитывает образовательные потребности, и интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на: Специфику национальных, социокультурных и иных условий Выбор тех парциальных программ и форм организации работы с потребностями и интересами детей, а также возможностями педагогического коллектива Сложившиеся традиции ДОО (группы)

В соответствии с п.2.12. ФГОС ч асть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы .

Дополнительный раздел программы Текст краткой презентации Ориентирован на родителей Доступ для ознакомления

Содержание краткой презентации Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа Используемые Примерные программы Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

структура, особенности разработки

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются Адаптированная образовательная программа, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16). Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП. При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.

Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разных вариантов её реализации. При этом каждая АОП должна быть нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.

При проектировании АОП необходимо учитывать следующие методологические подходы:

Одним из условий получения качественного образования детей с ОВЗ на основе компетентностного подхода является управление ДОО как цепочка непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для разработки и реализации АОП для разных нозологических групп. Такое индивидуально-ориентированное управление образовательным процессом обеспечивает перевод ДОО на новый, более качественный уровень развития.

АОП разрабатывается и утверждается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ

Пример титульного листа

- Принято на заседании педагогического совета, дата, № протокола.

- На обороте титульного листа – содержание (оглавление) образовательной программы.

Структура АОП ДО
(в соответствии с ФГОС ДО –п.2)

1.1. пояснительная записка

1.2. планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения АОП ДО

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общее содержание АОП, обеспечивающее полноценное развитие ребенка с ОВЗ

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание МТБ обеспечения АОП

3.2. Распорядок и/или режим дня

3.3. Особенности РППС

В Российской Федерации основой для проектирования целевого раздела АОП ДО в ДОО являются следующие нормативные документы:

Структура ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения АОП ДО

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной .

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной .


К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь.

Участие в разработке Адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Являясь воспитателем группы компенсирующей направленности, участвовала в разработке соответствующей программы, оиентированной на контингент воспитанников.


Презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успе

Целью адаптированной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с.


Консультация для педагогов "Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложная структура дефекта ЗПР, ДЦП, ТНР)

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей со сложной структурой дефекта спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образован.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Что такое адаптированная программа.

Методические рекомендации к составлению

адаптированной программы для ребенка

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц .

АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно

составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы. На данный момент наше учреждение посещают 3 детей-инвалидов (Волосатов Лев, Богданова Кристина, Стафеев Сава). Дети не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

hello_html_m64096f14.jpg

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, заместитель заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР, медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.

Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.

Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида . Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка , обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

- оборудование для развития общей подвижности;

- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

- материалы для изобразительного творчества;

- фонотека, музыкальные игрушки;

- художественная литература для детей и родителей.

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

hello_html_m52184739.jpg

1. Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста или педагогов, которые является ответственными за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план . Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент , в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям идр. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

Коррекционный компонент , в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

При подготовки данного материала были использованы ссылки на:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;

Читайте также: