Повышение педагогической грамотности родителей в школе

Обновлено: 02.07.2024

Несомненно, что педагогика начинается с воспитателя, с того самого момента, когда он начинает осознавать свою педагогическую беспомощность. Процесс воспитания никогда не бывает односторонним: ты пытаешься изменить характер, привычки ребенка, а он ставит перед тобой, что ни день, новые нелегкие задачи, решая которые и родители и педагоги вынуждены изменять себя. Кто кого воспитывает совершенно не ясно.

Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей.

Основная проблема, стоящая перед педагогами, заключается именно в том, чтобы выработать целенаправленность в воспитании вместе с родителями, определить оптимальные средства и методы воспитания, уметь прогнозировать результат. Работа с родителями осложняется тем, что у каждого свой уровень педагогических способностей и педагогической грамотности. Страшного в этом ничего нет, ведь не каждому суждено родиться умелым краснодеревщиком или музыкантом, а значит и умелым воспитателем. Нужно, чтобы человек четко осознавал, каковы его реальные способности как педагога, потому что, к сожалению, чем слабее педагогические способности, тем больше достоинств мы ждем от ребенка. Могут ли несовершенные вырастить совершенных детей?

Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на опыт работы школьных педагогов. Одной из главных форм педагогического общения остается родительское собрание. Его эффективность зависит от степени понимания того, что это сбор всех причастных к воспитательному делу. На нем недопустимы конфронтация и противостояние, поэтому необходима, как говорят психологи, симметричная программа общения. Информация, сообщаемая родителям, должна быть важна, доступна для восприятия и интересна. Все проблемные вопросы целесообразнее обсуждать не на классных родительских собраниях, а непосредственно с родителями и ребенком, отказавшись от поиска виноватых, ведя диалог по-деловому, дружелюбно, доверительно. Именно такие беседы помогают создать особый микроклимат в классе. Темы для классного собрания нужно выбирать по степени интереса родителей к ним. Предлагаю вашему вниманию тематику родительских собраний на год, составленную по результатам опроса родителей:

На первый взгляд, эти темы какие-то простые, бытовые. Но проблема всегда начинается с малого и в педагогике нет и не может быть главных и косвенных вопросов. Они имеют диалектическую взаимосвязь.

Очень важно, что бы родители верили в своего ребенка, чувствовали в нем равного себе. И поэтому актуален новый стиль общения, основанный на следующих правилах:

  1. Каждый человек достоин уважения.
  2. Сначала – понимание, потом – советы и наставления.
  3. Общаемся с ребенком, но воспитываем человека взрослого.
  4. Вера в то, что наши дети – честные и добрые люди.
  5. Каждый ребенок – неповторимая личность.

Я уверена, если родитель хотя бы на миг задумался о своей роли в воспитании своего ребенка, наша работа не прошла зря. Всякая перемена в человеке начинается с перемены самосознания. Семья продолжает оставаться мощным воспитывающим и организующим фактором, не смотря на то, что сегодня наши женщины не имеют возможности заниматься воспитанием и дом остается без присмотра, много неполных семей. Задача педагогов найти правильный путь среди объективных трудностей, основанный на использовании опыта прошлого для воспитания людей будущего, не рабов и воинов, а свободных людей.

Конспект родительского собрания на тему "Подготовка к взрослости"

Цели собрания:

  • Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
  • Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения собрания: Обучающий семинар.

Оборудование: Презентация "Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения", памятки для родителей, карточки с ситуациями, карточки для теста "Роль родителя".

Подготовительная работа к собранию:

  • Анкетирование учащихся.
  • Анкетирование родителей.
  • Подготовка ситуаций для анализа.
  • Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
  • Проведение классного часа на тему "Поговорим о конфликтах".
  • Подготовка теста "Роль родителя"
  • Подготовка презентации.

Ход собрания

Новая встреча и новая тема нашего разговора. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, девушки и юноши, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: 'Жизнь состоялась!". Быть родителями – это и большая радость, и великая ответственность, в какой-то степени акт самопожертвования и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила.

Эти слова одного из ведущих психологов XX столетия Л.С. Выготского удивительно точны.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального "я".

Это путь становления индивидуальности.

Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выделяйся, будь такой или таким, как все".

В психологии это период времени называют периодом "брожения" психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.

Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить.

Любовь – доверие – понимание – поддержка.

Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.

Для родителей и педагогов этот возраст трудный, для юристов – опасный, а для поэтов – прекрасный. Итак, это возраст с большим знаком вопроса. И для них и для нас!

Нам необходимо задуматься над вопросом: каким мы хотим видеть нашего

ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет наша семья в его становлении.

О влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка нам расскажет .

Понимаем ли мы своих детей? Как избежать конфликтов с ними? Как научиться "видеть" их проблемы? Своими мыслями поделится .

Но, ни одна книга – справочник по воспитанию не даёт нам полного ответа на эти вопросы. За возникающими конфликтами чаще всего стоит наше нежелание понять ребёнка, увидеть себя его глазами, наше неумение анализировать свои действия и их последствия, авторитаризм.

Самое трудное – понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать (Работа в группах по решению конфликтной ситуации, Приложение 1).

  • Помогите ребёнку найти компромисс души и тела
  • Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
  • Подробно познакомьте ребёнка с устройством и функционированием организма.
  • Помните, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
  • Подростковую психику иногда называют периодом "гормональной дури". Поиск и становление с высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.

Готовясь к собранию, мне хотелось узнать мнение детей.

Итак, я предлагаем вашему вниманию некоторые итоги теста (Приложение 1)

  1. Семья – это.
  2. Мои родители - это.
  3. Свет в окнах моего дома - это.
  4. Радость в моей семье - это.
  5. Горе в моей семье - это.
  6. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье.

Семья – это Мое убежище. Родственные связи. Это святое. Группа людей, любящих друг друга. Это Все. Это я и мои родные. Это – ячейка общества. Это хорошо. Сообщество людей, близких по крови и по духу. Люди, связанные родственными узами.

Мои родители – это люди, которые растят меня. Люди, которые тебя учат до взрослости, самые лучшие люди, это – мама и папа. Это все люди, которые обо мне заботятся. Люди, входящие в основной состав семьи. Люди, на которых я могу положиться. Люди, которые меня родили.

Свет в окнах моего дома – это радость и счастье, когда нет ссор. Когда мама не кричит на меня, папа молча читает у себя в комнате. Когда наша семья отдыхает. Уют. Когда все в семье отлично. Это – электричество. Это – мой любимый мир. Когда я могу в любой момент попросить помощи…

Горе в моей семье – это плохо. Когда приношу плохие оценки. Когда кто-то болеет. Такого нет. Потеря близкого человека. Это когда все ругаются. Это разные жизненные промахи. Мне не хочется чтобы в моей семье – не было ненависти, не было ссор, слез, боли, хочу, чтобы в моей будущей семье было, как в моей сейчас, взаимопонимание.

Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей?

(Родителям раздаются правилами, идёт их обсуждение).

В переживаниях подростков огромное место занимает дружба и влюблённость. Девочки чаще могут иметь друга и чаще реализуют своё желание.

Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.

В 4-7% случаев первая влюблённость ведёт впоследствии к браку. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным.

Эту проблему назиданьями решить нельзя!

А как? Своими мыслями с нами поделится .

Растут наши дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Как уберечь своего ребёнка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдём с уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Подходит к концу наш разговор о подготовке к взрослости наших с вами детей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что вряд ли кто из родителей не хотел бы видеть своего ребёнка счастливым.

А для этого нам нужны такие встречи, которые обогащают всех нас, обращают внимание на то, совсем осмысленно, освоено или вообще не замечено в семейном воспитании.

Мы все хотим невоспитанного сделать – воспитанным, упрямого – сговорчивым, ленивого – трудолюбивым, грубого – ласковым.

Пожалуй, вопрос в том, как это сделать? И что самим детям делать с нами - всегда спешащими и мрачными, раздражительными, усталыми?

Как защититься детям от нашего хронического недовольства собой и жизнью, от очень редкого выражения своей: любви к ним?

Как нам, взрослым, помочь детям почувствовать, что несмотря ни на что мы всегда и искренне их любим.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Обобщить опыт по системе работы по повышению компетентности родителей посредством нетрадиционных форм работы.

-повышение уровня родительской компетентности

-повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и их активности в отношениях с сотрудниками ДОУ

- заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

-улучшение эмоционального климата в семье

Повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей и культуры межличностного общения родителей.

Повышения степени включённости родителей в организацию образовательного процесс.

Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.

Повышения уровня доверия и чувство расположения родителей к детскому саду.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. На основе собранных данных я анализировала специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

На основе этого я выделила следующие типы семей:

- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей

- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью воспитателя или специалистов

Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей.

Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы:

-повышение уровня родительской компетентности

-повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и их активности в отношениях с сотрудниками ДОУ

- заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

-улучшение эмоционального климата в семье

Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырё м направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

4. Наглядно-информационное.

2. Познавательные ( например: практикумы, нетрадиционные родительские собрания, совместная работа по тематическому плану, проектам). Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

3. Досуговые ( например: совместные праздники, досуги, развлечении, спартакиады; семейный театр, участие родителей в конкурсах, выставках, субботники - трудовые или хозяйственные)

Досуговая форма позволяет установить более тесный эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Вместе с детьми и родителями мы обсуждаем темы выставок, что можно сделать на данную тему, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных и оригинальных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.

В свою работу с родителями внедряю такую форму работы как, семейный театр. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т. д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.

4. Наглядно-информационные ( например: сайты ДОУ и педагогов, выпуск стенгазеты, паспорт здоровья, открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей, мини-библиотек информационные стенды, нетрадиционные дни открытых дверей.)

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний. Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие нетрадиционные формы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я постоянно ищу новые формы сотрудничества с родителями., интересный материал для работы и собираюсь продолжать работу в данном направлении.

Использование разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями в детском саду В 2017 году набрав, группу малышей я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Проблема взаимодействия всегда.

Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Семья является первым и главным институтом,.

Использование нетрадиционных форм работы по экологическому воспитанию Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

ВложениеРазмер
golovochesova_ped.kulturaroditeley.docx 27.12 КБ

Предварительный просмотр:

(выступление на МО начальных классов,

Подготовила: Головочесова С.Н.,

учитель начальных классов

Вопрос формирования педагогической культуры достаточно актуален в современной общеобразовательной школе, так как в настоящее время в Российском обществе повысилось внимание к семье.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Наиболее эффективные профилактические, обучающие и развивающие мероприятия, которые направлены на решение следующих задач:

- повышение педагогической компетентности родителей;

- обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;

- согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

- коррекция стиля родительского воспитания.

Основные принципы, на которых должна выстраиваться вся работа образовательного учреждения с родителями, это:

- открытость школы и семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок в образовательной среде);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

На сегодняшний день содержание и формы педагогического просвещения родителей младших школьников разнообразны. Работу с родителями можно разделить на два основных блока:

  1. Педагогическое просвещение родителей, задача которого заключается в повышении их педагогической грамотности.
  2. Включение родителей в деятельность, задача которой заключается в создании всех условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью всего образовательного процесса.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, информационно-стендовый материал. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся круглые столы, вечера вопросов, встречи по интересам, педагогические гостиные, родительские вечеринки, дискуссии, чайные паузы, телефоны доверия, устные журналы, семинары-практикумы, тестирование, рефлексивные листы, выпуски собственных журналов и газет, памяток, реклам, выставок-презентаций и др.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через оформление выставок литературы, тематических стендов, изготовление памяток и буклетов, помогает доступно донести информацию о воспитательно-образовательном процессе, показать передовые методы работы.

Материалы таких стендов должны систематически обновляться. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

Желательно оформлять выставки, стенды, ориентированные на разные аспекты воспитания (трудовое, патриотическое, физическое и т.д.) .

Конкретной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей руководителя.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.

Встречи за круглым столом расширяют познания о воспитательном процессе как у родителей, так и у педагога. Тематика их может быть самой разнообразной. Можно обсудить проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Характерным для такой формы взаимодействия является активная позиция родителей. Они охотно делятся опытом, интересными наблюдениями.

День открытых дверей включает в себя целый комплекс мероприятий, проводимых в определенный день в масштабах всей школы. К их проведению привлекаются методисты, специалисты школы (логопеды, психологи).

Такая форма имеет следующие положительные аспекты:

1. Родители имеют возможность наблюдать за своими детьми в условиях, отличных от семейных;

2. Могут сравнить успехи своих детей с успехами одноклассников;

3. Родители имеют возможность перенимать методы педагогического воздействия, которые использует учитель.

Во время посещения школы в такой день родители могут посетить как уроки, так и внеклассные мероприятия. Это весьма эффективный путь наглядного обучения родителей.

Семинары позволяют родителю глубже вникнуть в процессы воспитания, расширить знания о психологии, о методах педагогического воздействия.

На семинарах родители учатся адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

- книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование.

Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:

1) создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;

2) педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;

3) педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;

4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;

5) не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;

6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;

7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.

Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.

Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.

Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания .

В зависимости от поставленных целей они делятся на:

- организационные (выбор родительского комитета, разработка и утверждение плана работы, создание инициативных групп для участия в организации и проведении каких-либо классных и общешкольных мероприятий).

- итоговые (подведение итогов за определенный промежуток времени, анализ успехов и неудач, выработка дальнейших путей сотрудничества).

- тематические, ориентированные на повышение педагогической культуры родителей.

По форме проведения это могут быть лекции, беседы на психологическую, педагогическую тематику, тренинги, читательские конференции по вопросам семейного воспитания и др. Для активизации родителей и в конечном итоге для успешного проведения собрания педагогу нужно заранее о его проведении оповестить родителей, тщательно продумать сценарий, продумать ход мероприятия, все организационные моменты. Обратить внимание на соответствующее оформление - выпустить стенгазету, приготовить памятки, буклеты. Для большей наглядности и повышения эффективности восприятия информации свое выступление педагог может сопроводить показом мультимедийной презентации, слайд-шоу, видеоролика. К подготовке собрания можно привлечь активных родителей класса, членов родительского комитета.

Организуя собрания подобным образом, можно за короткое время добиться хороших результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе.

Данная форма взаимодействия сплачивает коллектив родителей, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам педагогики и психологии; повышает чувство ответственности родителей за семейное воспитание; оказывает положительное влияние на отношения школы и семьи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многообразие форм работы с родителями, а так же повышение компетентности педагогов, являются неотъемлемой основополагающей в формировании педагогической грамотности родителей младших школьников.



Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие формы педагогического просвещения.

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Лекцию не рекомендуется проводить в виде монолога выступающего, ее нужно организовывать в виде многостороннего диалога заинтересованных единомышленников.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями. Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее:

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Открытые уроки

Проводятся для ознакомления родителей с программой, особенностями преподавания определенного школьного предмета. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка на уроке, оценить уровень его знаний, понять критерии и требования, которые предъявляет учитель к нему.

Посещение семьи

Для ознакомления с домашними условиями, в которых находится и развивается ребенок, классный руководитель должен посетить семью. Необходимо заранее предупредить родителей о запланированном визите и сообщить его цель. Общение должно быть доброжелательным. Необходимо убедить, что это не инспекционная проверка, а доверительная встреча двух взаимозаинтересованных сторон.

Использование предложенных форм педагогического просвещения родителей позволяет разнообразить такую работу, найти подход к каждому, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность. Как результат, эффективность воспитательного процесса значительно возрастает.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: