Линия как средство выражения характер линий 2 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии;

Формировать художественную культуру учащихся;

Развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

Возбуждать интерес к процессу творчества;

Методы: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.

Средства обучения:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Для учащихся: краски (гуашь, акварель), палитра, кисти, простой каран­даш, вода, альбом, клеенка.

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Познавательная Регулятивная Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Мобилизующий момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Николаевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

Эмоциональный настрой

И в 10 лет, и в 7, и в 5,

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё - что его интересует.

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье, и на Земле!

Вы со мной согласны?

Тогда начинаем наш урок.

Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: альбом, карандаш, ластик, краски гуашь, кисточки, непроливайка.

Проверка готовности к уроку, формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Умение организовать свою деятельность, настроится на урок.

Вводная беседа

Постановка темы и цели.

-Вы уже знаете, что в рисунке настроение можно выразить цветом. А можно ли выразить настроение с помощью линии? Можно ли линией передать чувство, характер?

(Характер – это какие-либо черты, особенности.)

-К кому применимо это слово? (К человеку, к животным.)

-А можно ли говорить о характере линий?

А можно ли говорить о характере линий?

-Сегодня на уроке мы это и узнаем.

Мы продолжаем узнавать о линии, как о средстве выражения. На прошлом уроке мы говорили о ритме линий. Кто догадался, о каком свойстве линий мы будем узнавать сегодня?

(Мы будем говорить о характере линий.)

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе.

Определяю тему и цели на урок.

Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ.

Формирование умения определять тему и ставить цели (П).

Мотивация учебной деятельности. (Л).

Знакомство с новой темой.

Анализ картин.

-Рассмотрите ветки деревьев на слайде (ветки березы и дуба). Опишите мне их. Какие они по характеру?

Используйте данные слова

-У березы ветки певучие, нежные, струящиеся, немного вздрагивающие в своем движении. А у дуба – мощные, загадочные, похожие на лапы дракона.

-Разным характером линий можно создать разные образы.

Слушают учителя, участвуют в беседе.

Умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, выражать свои мысли. Умение воспринимать информацию.

Знакомство с технологией выполнения рисунка.

-Давайте с вами попробуем изобразить веточки разного характера.

Положите перед собой лист бумаги вертикально, разделите его пополам. В верхней части листа мы изобразим нежную веточку березы.

-Рассмотрите веточку березы. Какой она толщины? ( Ветка березы у ствола более толстая, а к концу очень- очень тоненькая.)

-Куда идет линия?

Каким приемом нарисуем такую веточку?

(Линия идет немного вниз.

Сначала будем вести кисть плашмя, а концу будем вести только кончиком.)

Выполняют по образцу учителя.

-Рассмотрите ветку дуба, какая она? ( Ветка дуба толстая, почти одинаковой толщины по своей длине.)

Куда идет линия ветки дуба?

Некоторые ветки растут вверх, а некоторые в сторону.

-Давайте изобразим ветку дуба в нижней части листа. Каким приемом мы будем рисовать ее?

(Будем рисовать кистью плашмя, чуть-чуть тоньше нарисуем в конце ветки.)

Выполняют по образцу учителя.

-Сейчас я покажу вам репродукции картин великих художников, на которых изображены разные деревья. Обратите внимание, как мастера передали с помощью линий характер деревьев.

Показ слайдов с репродукциями картин.

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают, анализируют репродукции, иллюстрации.

Формирование умения слушать и слышать других, принимать чужое мнение, анализировать.

Сформированность эстетических чувств, наблюдательности (личностное УУД).

Физ. минутка

Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока:

Встаньте на ноги, потянитесь – раз,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют предложенные упражнения

Формирование положительно эмоционального настроя.

Практическая работа.

- Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с кистями.

Правила работы с кистями:

Брать их в рот,

Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,

Размахивать ими,

Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки,

Класть в непредназначенное для них место,

Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,

Бросаться ими.

- Используя разный характер линий, вам предстоит изобразить на листе разные по характеру деревья. Перечислите, какой характер может быть у деревьев.

1. Толстый, могучий, грубый, корявый дуб.

2. Высокая, стройная, тонкая березка.

3. Изящная, нежная, плакучая ивушка.

-Вы можете придумать свой лес, может быть он у вас будет волшебным, а может это будет лес, в котором вы когда-то были. Это должен быть весенний лес. Чем весенний лес отличается от леса в другое время года? (Весной на ветках деревьев еще не распустились листочки, и снег не покрывает ветки.)

-А теперь приступайте к работе.

Учитель контролирует ход работы. По ходу работы проводить индивидуальную работу с теми, кто затрудняется, а также проводить анализ общих ошибок.

Выполнение самостоятельной работы.

Закрепление навыков рисование. Умение контролировать свою деятельность.

Умение удерживать учебную задачу.

Рефлексия, выставка работ.

Организуется выставка работ.

-Скажите, какие работы точно передают характер дерева?

-В каких работах характер линий наиболее выразителен?

-Какой лес вам понравился больше всего? Почему?

-Что вы узнали и научились делать на уроке? (Узнали, что линии могут передавать характер.)

(Научились с помощью линий передавать характер деревьев. )

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы ее?

-Итак, наш урок окончен. Спасибо вам за хорошую работу.

- Кому было сложно, поднимите руки?

- Почему было сложно?

- Ребята, на этом наш урок подошел к концу.

Спасибо за урок!

Выставка работ. Самоанализ, взаимоанализ.

Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изображение ветки деревьев с определенным характером спомощью линий.

-продолжить знакомить с выразительными средствами линии;

-познакомить со способами изображения разного характера линий

-развивать наблюдательность, фантазию;

-воспитывать эстетические чувства.

МБОУ Гордеевская СОШ

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

Подготовила учитель изобразительного искусства

Цыганок Татьяна Николаевна

Тема: Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево.

Цель: изображение ветки деревьев с определенным характером с помощью линий.

-продолжать знакомить с выразительными средствами линии;

-познакомить со способами изображения разного характера линий;

-развивать наблюдательность, фантазию;

-воспитывать эстетические чувства.

Планируемые результаты.

Предметные: осваивают выразительные свойства линии – характер; узнают, как с помощью линий художник выражает чувства; закрепляют знания о том, что природа является источником языка художественной выразительности.

Личностные: сформированность эстетических чувств, наблюдательности, фантазии.

Метапредметные:

Познавательные: строят художественный образ, т.е. сравнивают, анализируют с позиции задуманного образа, выделяют главное, обобщают; стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные: ведут диалог, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее.

Регулятивные: планируют и осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; организовывают место занятий.

Материалы: гуашь, тонкие кисти, листы бумаги.

I. Организация начала урока.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

II. Постановка учебной задачи.

Первая линия – спокойная, она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.

Вторая линия – прыгучая. Покажите на рисунке, как она скачет по вашему листу, подберите для неё цвет.

Третья линия – зубастая.

Четвертая линия – хитрая. Посмотрите на все остальные линии и подумайте, как выразить её хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе.

Пятая линия – волнистая.

Шестая линия – ленивая. Как она будет двигаться, где будет располагаться, с кем рядом?

Седьмая линия – больная. Она очень плохо себя чувствует.

Подумайте, где она у вас расположиться, чтобы было понятно, что она у вас не в форме.

Последняя наша линия - радостная, веселая. Она в отличном настроении. Ей все нравиться, она со всеми хочет дружить и общаться.

Посмотрите, какая интересная картина у нас получилась, сколько разных линий появилось на нашем листе.

III. Изучение нового материала.

– Мастер Изображения видит в природе разные по характеру линии. (Учитель демонстрирует изображения разных линий.) Прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие, нежные и грубые, изящные и уродливые. (Учитель рисует на доске линии различной конфигурации.)

– Сравните ритмичное расположение линий на листе. (Плавные линии – дуновение ветерка, движение воды, прерывистые линии – ураган, стихия, тревожное настроение.)

• Деревянная линейка. (Прямая, жесткая линия.)

• Бусы. (Красивая, плавная линия с пятнышками.)

• Проволока. (Может иметь разный характер, в зависимости от того, какую форму ей придашь.) Учитель демонстрирует разные формы, учащиеся определяют характер.

• Тонкая нить. (Вьющаяся, петляющая линия.)

– Разным характером линий можно создать разные образы.

– Вот, например, ветка березы (учебник, с. 138). Сравните две иллюстрации, попытайтесь определить их характер. Докажите. (Первая веточка печальная, так как движение линий направлено вниз. Вторая – нежная, тонкая, ласковая.) От чего еще может зависеть характер линий? (Чем сделано изображение: тушь изобразила печаль, краски передали нежность.)

– А вот другое изображение (учебник, с. 139). Какие ветки у этого дерева? (Резкие, колючие.) На что похоже это дерево?

– Какой характер у веток боярышника? (Колючие, жесткие.) У ивы? (Гибкие, плавные, длинные и т. д.)

– Рассмотрите две графические картины. Какое настроение в первой картине? (Спокойное, слегка таинственное.) Какие линии создают такое настроение? (Волнистые, тонкие, плавные.)


Ф. Толстой. Душенька в саду. Иллюстрация к поэме И. Ф. Богдановича

– Что изображено на второй картине? (Два дерева, сильный ветер раскачивает ветки, крону, деревья как будто танцуют энергичный танец.)


– Как показано движение? (Прямые, изогнутые линии.)


Учащиеся выполняют движения по тексту.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

IV. Практическая деятельность учащихся.

– Как называются материалы, которые вы принесли сегодня на урок? (Графические.)

– Вы сегодня художники-графики и будете изображать деревья.

Итак, вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. У деревьев тоже может быть характер. Деревья, в зависимости от породы, климата и места, где они растут, бывают разными. Рисуя деревья, художники используют свои специфические средства.

– Какие вспомните? (Разные линии, штрихи – тонкие и толстые, извилистые и прямые.) (Учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, применяя при этом разные линии, можно сопровождать рисование чтением стихов и музыкой.)

– В рабочей тетради на странице 38 вы изобразите дуб. Какие линии вы будете использовать в работе? (Корявые, толстые, короткие.)

– На странице 39 нарисуйте березку. Какие линии помогут передать нежность березы? (Тонкие, длинные, волнистые.)

– С чего предлагаете начать работу? (С фона.)

– При помощи акварели создайте разный фон: для дуба фон должен отражать силу и мощь, а для березки – нежность, ласку.


Изобразите березку, ивушку, дуб, росток, клен, кустик, елку.

Используя приобретенные навыки и полученные знания о ритмах и характере линий, добавьте графическое изображение деревьев с использованием черной туши и пера или палочки.

Как вариант можно предложить учащимся нарисовать дерево по собственному замыслу, используя те же материалы, соблюдая условие: в изображении должны присутствовать ритм пятен и линий.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? В чем испытал затруднения?

– Ты справился с работой или есть недочеты? Что получилось лучше всего?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Отправляемся в парк. Сколько деревьев мы сегодня посадили! Посмотрите, кому удалось усилить линиями настроение? Что сказали ваши линии?

Мы с вами увидели красоту ритмов линий в природе, их выразительность. Я считаю, что цель урока достигнута. Мне удалось привлечь ваше внимание к красоте природы. Любить и беречь эту красоту – вот наша задача!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок по ИЗО во 2-м классе

Тема урока : “Линия, как средство выражения. Характер линий”.

1. Образовательная. Познакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состояния природы; Научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;

2. Развивающая. Развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

3.Воспитательная. Воспитание художественного вкуса, интереса изобразительному искусству.

Материалы к уроку (для учителя): презентация к уроку, м узыкальное сопровождение.

Ход урока:

Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

Слайд №1.

Здравствуйте, мои друзья!

Рада встрече с вами я!

Давайте за руки возьмемся,

В круг скорее соберемся.

Солнце светит нам в окошко:

- Я соскучилась немножко,

Жду в кругу своих друзей!

Поприветствуем друг друга и, конечно же, гостей, и пожелаем хорошего настроения на уроке.

II . Актуализация знаний.

У. Я приглашаю вас в путешествие, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт!

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем!

Слайд № 2. (лес)

У. О том как, прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные циклы, художественные картины, но поэт, музыкант и художник воспевают природу и окружающий мир каждый по-своему.

Давайте рассмотрим произведения художников и ответим на вопросы:

- С помощью каких выразительных средств художник изобра­жает красоту земли? (Живописная работа - цвет, колорит. )

III . Постановка учебной задачи.

У – Может, кто-то уже может назвать тему нашего урока

- Как мы будем добиваться поставленной цели?

- Какие задачи мы будем решать на уроке?

Слайд № 5. ( с задачами).

IV . Изучение нового материала.

У. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать характер, настроение. Сегодня мы будем учиться рисовать линией. Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?

Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные, ползучие, любознательные.

— Какие бывают дети?

Ребята с удовольствием подхватывают игру: спокойные, шустрые, противные, отличные, ленивые, крикливые.

V . Упражнение.

У линий тоже есть свой характер, и его можно изобразить на листе бумаги. Давайте попробуем. Чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, мы сделаем эти линии цветными, возьмите фломастеры.

Изображение разных линий.

Первая линия —спокойная. Она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.

Вторая линия —прыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу. Подберите цвет для прыгучей линии.

Третья линия — зубастая. (Зубастую линию любят рисовать все дети, потому что она им понятна, они хорошо представляют себе этот образ).

Четвертая линия —хитрая. Посмотрите на все остальные линии. Как выразить хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе? Подумайте и подберите нужный цвет.

Пятая линия — волнистая. (Волнистая линия знакома и понятна большинству детей, но как она вольется, будет сочетаться с другими линиями?)

Шестая линия —ленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша рука? Где ленивая линия будет располагаться на листе? с кем будет рядом и почему?

Седьмая линия — больная. Она очень плохо себя чувствует.

Посмотрите на свой рисунок, на все другие линии. И подумайте, где она у вас расположится, чтобы было понятно, что линия эта сегодня не в форме.

Восьмая —радостная, веселая линия, наша линия в отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми хочет дружить и общаться.

У. Я тоже рисовала линии, посмотрите какие линии получились у меня.

У. Молодцы, какие у вас красивые линии. А что еще можно нарисовать линией? (ручей, облака, листву, птиц, вообщем пейзаж)

- А что главное в пейзаже? (Дерево)

- Кто может мне помочь дать понятие пейзаж?

( Пейзаж - это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах востока в 7 - 10 веках. Пейзаж - род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навиваемого их созерцанием.)

VI . Работа в группах.

2 группа. Соотнести графическое изображение дерева с его словесной характеристикой.

1 Е 1.ЁЛКА
2 БЕРЕЗА
3 ДУБ
4 ИВА

Пу пушистая, густая, зеленая.
Стройная, гибкая, белоствольная.
Мощный, толстый, ветвистый.
Поникшая, “длинноволосая”.

3 группа. Отгадать загадки:

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

4. Раскидистый, могучий

Поднялся к самой туче. (Дуб.)

5. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

6. Летом с него снег – просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

4 группа. На предложенных карточках дополните линию до любого объекта, составляющую красоту окружающего мира.

VII . Показ рисунка на доске под чтение стихотворения и тихую музыку.

Если глянуть с высоты

(Перевернуть картину)

Горы, реки, озерца

А в лесах дубы и клены

Оттого весь мир зеленый

(Перевернуть картину)

Ель с березой пестроту

Добавляют в красоту.

(Рисунок на доске мелом)

Дуб с могучими ветвями

Весь усеян желудями

Коль его не обижать

Может триста лет стоять.

Ель с оттенком голубым

Носит шубку много зим.

Шишки белочкам дает

У березы красота

Серьги есть и береста

Очень радуют собой

Ветви пышные весной.

Клен узорною листвой

Украшает парк любой

И в осенний день прохладный

Очень яркий и нарядный.

(Перевернуть картину)

Нам деревья помогают

И здоровье укрепляют

От ветров нас защищают.

(Перевернуть картину)

Каждый должен понимать

Щит зеленый охранять

Не рубить, не поджигать

В мире будет благодать.

У. Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней. Глядя на художественные произведения о природе, мы можем услышать музыку, а слушая музыку, мы зрительно представляем чарующие образы природы.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, ими помашем- это к нам птицы летят.

Где они сядут, мы вам покажем .

VII . Практическая деятельность.

- Как вы понимаете это выражение?

1. группа рисует фломастерами

2 группа рисует гуашью

3 группа черной или коричневой акварелью

4 группа дорисовывает готовые деревья

У вас в рисунке могут быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Деревья с определённым характером и настроением. Придумайте название своим проектам

( С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока целесообразно использовать музыкальный фон.)

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия.

По завершении работы учащимся предлагается по темам прикрепить работы на доску (работы крепятся на магниты).

Учитель. Посмотрите, у нас получились удивительные коллажи. Давайте вспомним наши задачи стояли перед нами в начале урока, справились мы с ними?

Слайд № 20 ( Слайд с задачами.

Учитель. С задачами урока мы сегодня справились. Работы получились разные, неповторимые. Мы узнали, что у каждой линии свой характер.

Можно ли с помощью линий передать пространство? А настроение?

Каким начертательным характером могут обладать линии?

- Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Краски ярки у апреля -
Ведь взяла природа кисти,
Чтоб зеленой акварелью
Красить травку, ветки, листья!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Читайте также: