С чем связано многообразие приспособлений к потреблению пищи 6 класс биология кратко
Обновлено: 02.07.2024
Вопрос 1.
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для растительных организмов служит солнечная энергия. Для животных, грибов и других организмов источником энергии являются готовые питательные вещества (углеводы, жиры и белки).
Вопрос 2.
Пищеварение — процесс механической и химической обработки пищи в пищеварительной системе. Химическое расщепление питательных веществ на составляющие их простые компоненты, которые могут пройти сквозь стенки пищеварительного канала, осуществляется под действием ферментов, входящих в состав соков пищеварительных желез.
Вопрос 3.
У растений, помимо фотосинтеза, существует корневое питание – почвенное питание. Растения с помощью корня способны поглощать минеральные вещества (воду и растворенные в ней минеральные соли). Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.
Вопрос 4.
Поглощение питательных веществ из воздуха называется воздушным питанием. Листья — органы, обеспечивающие воздушное питание растения. При помощи листьев растения поглощают углекислый газ из воздуха, поступающего в лист через устьица и заполняющего пространства между клетками. Из межклеточников углекислый газ проникает в клетки, где в хлоропластах идет процесс фотосинтеза.
Фотосинтез — синтез органических соединений из неорганических, идущий за счет энергии света. Фотосинтез происходит на хлоропластах в присутствии углекислого газа, воды с использованием солнечного света.
Вопрос 5.
Фотосинтез идет только в зеленых клетках растения, а именно в хлоропластах, содержащих хлорофилл.
Вопрос 6.
Для получения необходимой энергии бактерии могут использовать готовые органические вещества; такие бактерии называют гетеротрофами. Они получают энергию при окислении органических веществ кислородом или при сбраживании (без участия кислорода). В зависимости от субстрата, на котором они развиваются, различают сапрофитные бактерии (питаются мертвым органическим веществом, например, бактерии гниения, молочнокислые бактерии); бактерии-паразиты (развиваются только на живых организмах, например, менингококки, гонококки) и миксотрофные бактерии (способны и к паразитическому, и к сапрофитному образу жизни, например, бациллы сыпного тифа, сибирской язвы).
Автотрофные бактерии используют неорганические соединения углерода (главным образом углекислый газ) для синтеза собственных органических веществ. В качестве источника энергии они используют или свет (фотоавтотрофы: цианобактерии, пурпурные бактерии, зеленые бактерии), или химическую энергию окисления неорганических веществ (хемоавтотрофы: серобактерии, нитрифицирующие бактерии, железобактерии, водородные бактерии). К фотоавтотрофным принадлежат бактерии, имеющие зеленые пигменты бактериохлорофиллы. Фотосинтез у них протекает в анаэробных условиях без выделения кислорода (аноксигенный фотосинтез). К этой группе относятся также и цианобактерии. У них имеется хлорофилл, но фотосинтез протекает с выделением кислорода (оксигенный фотосинтез). В группу хемоавтотрофов входят нитрифицирующие бактерии, способные окислять аммоний до нитратов. Азотфиксирующие бактерии переводят молекулярный азот в нитраты. Бесцветные серные бактерии окисляют сероводород до молекулярной серы, а при нехватке сероводорода переводят серу в сернистую и серную кислоты. Железобактерии окисляют двухвалентное железо в трехвалентное, благодаря их деятельности в протерозойской эре образовались залежи железных руд (Криворожское месторождение). Водородные бактерии окисляют молекулярный водород до воды.
Особый интерес представляют бактерии-симбионты, тесно связанные с другими живыми организмами симбиотическими типами отношений. Например, клубеньковые бактерии, образующие клубеньки на корнях бобовых растений. Они свободно живут в почве, но фиксацию молекулярного азота могут осуществлять только в симбиозе с растениями. Растение обеспечивает бактерии питательными веществами и создает для них необходимые условия существования, а бактерии снабжают растения азотом. Они способны фиксировать молекулярный азот и переводить его в форму, доступную для всасывания растениями.
Вопрос 7.
В состав пищеварительной системы входят пищеварительный канал (длиной 8—10 м) и пищеварительные железы, связанные с ним протоками. Пищеварительный канал включает следующие отделы: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку. Пищеварительные железы: слюнные железы, многочисленные железы желудка и кишечника, поджелудочная железа – смешанная железа, желчный пузырь.
Вопрос 8.
Симбиоз — форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу при совместном обитании. Организмы, которые вступают в симбиотические взаимоотношения, называются симбионтами. Например, клубеньковые бактерии обитают на корнях бобовых растений, бактерии используют растения в качестве места обитания и защиты.
Вопрос 9.
Известные организмы-паразиты: вирусы (все вирусы паразиты); болезнетворные бактерии (туберкулёзная палочка, палочка чумы); паразитические черви (аскарида, бычий цепень, лёгочный сосальщик): паразитические моллюски (устрица кишечная); паразитические членистоногие (вши, клещи, блохи, комары и другие кровососущие насекомые); позвоночные-паразиты (летучие мыши-вампиры); паразитические грибы (трутовик, головня); паразитические растения (раффлезия); сверхпаразиты (различные наездники, которые откладывают яйца в тела других паразитов).
Вопрос 10.
У планарии пищеварительная система имеет глотку и кишечники одно ротовое отверстие, поэтому, пока пищеварение не закончится, животное не может питаться, заглатывать новую жертву, т.е. планария имеет примитивную пищеварительную систему, чем у дождевого червя. Пищеварительная система дождевого червя имеет два отверстия, начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, поэтому пища по ней проходит только в одном направлении – через глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник. Поэтому дождевой червь поглощает пище независимо от процесса переваривания.
Вопрос 11.
К хищным растениям относятся: растения, которые используют липкие листья для ловли насекомых (жирянка); растение, которое использует пузырьковые ловушки для ловли насекомых (пузырчатка); растения, которые используют движущие железистые щупальца (росянка); растения, которые имеют захлопывающуюся ловушку, внутри которой происходит переваривание жертвы (венерина мухоловка); растения, которые имеют ловчие листья в форме кувшина (саррацения).
Вопрос 12.
Всеядность означает способность животных употреблять в пишу растения, грибы, других животных. Всеядные животные: медведь, свинья, ёж, барсук, собака, белка, мышь, обе6зьяны, серая ворона, рыбы (пираньи), куры и множество других животных.
Вопрос 13.
Приспособления к поглощению пищи у животных:
крепкие жевательные органы (растительноядные животные);
преобладание резцов и коренных зубов (многие млекопитающие); роговые пластины для перетирания растительной пищи (растительноядные животные);
роговые пластины для процеживания пищи (киты);
колюще-сосущий ротовой аппарат (насекомые);
грызущий ротовой аппарат (кузнечик);
реснички или щетинообразные усики для отцеживания пищи (моллюски, морские желуди);
хищный зуб и развитые клыки (хищные млекопитающие);
развитые резцы (у грызунов);
многие паразитические черви способны поглощать пищу через покровы тела (аскарида);
сменяющиеся зубы по мере их стирания (акулы);
липкий язык для захвата пищи (лягушка, хамелеон).
Оборудование: таблицы: "Тип Кишечнополостные. Гидра", "Тип Плоские черви", "Внутреннее строение дождевого червя", "Внутренне строение кролика", презентация к уроку по теме "Особенности питания и пищеварения у животных", презентация исследовательской работы обучающегося 6Б класса МОУ СОШ №11 г. Бердска Цыганова Алексея "Жевательная резинка - польза или вред?"
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний обучающихся
- Как растения получают необходимые им питательные вещества?
- Что является источником энергии для создания этих веществ?
- Могут ли бактерии, грибы, животные создавать органические вещества из неорганических?
- Какие типы питания называются автотрофное и гетеротрофное?
3. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Гетеротрофное питание - тип питания, при котором живой организм питается готовыми органическими веществами. Это тип питания, характерный для животных. |
2. Питание животных составляет совокупность процессов
Гетеротрофное питание - сложный процесс, в котором необходимо преобразовать пищу, чтобы ее усвоить. Следовательно, с питанием связан и процесс пищеварения
Пищеварение - процесс механической переработки пищи в организме и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь и поглощаются из нее клетками.
3. Различают три типа пищеварения (слайд 5)
Внутриклеточное (пищеварительные вакуоли - одноклеточные)
Внеклеточное (во внешней среде под действием ферментов - кишечнополостные, головоногие, ракообразные)
Мембранное (поверхность стенок эпителия кишечника - беспозвоночные, позвоночные)
4. Рассказ об особенностях пищеварения у разных групп организмов, начиная с простейших. Усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюции.
Работа с таблицами: "Тип Кишечнополостные. Гидра", "Тип Плоские черви", "Внутреннее строение дождевого червя", "Внутренне строение кролика"
Учебник: стр. 50-51
5. Закрепление изученного материала (слайд 11)
Сравните пищеварительные системы гидры и белой планарии
Сравните пищеварительные системы плоских и кольчатых червей
Что общего в строении пищеварительной системы кольчатых червей и позвоночных животных?
6. Рассказ о разнообразии животных по типу питания (слайды 12, 13,14)
Симбионты - организмы, существующие совместно и помогающие друг другу (акула и рыба - прилипала)
Паразиты - организмы, питающиеся соками, тканями или переваренной пищей своего хозяина
Хищники - организмы, питающиеся живыми организмами; зоофаги - плотоядные
7. Пищеварительная система человека, как представителя млекопитающих (слайд 15)
8. Пищеварение и здоровье (слайд 16)
9. Презентация исследовательской работы "Жевательная резинка - польза или вред?" (слайды 17 - 43)
10. Закрепление изученного материала (слайды 44-46)
Подберите определение к каждому процессу:
1. Питание 2. Пищеварение
А. Процесс переваривания сложных органических веществ пищи в более простые
Б. Процесс поступления питательных веществ и энергии в организм
Подберите определение к каждому понятию:
1. Паразит 2. Симбиоз
А. Взаимовыгодное существование двух организмов
Б. Организм, который живет за счет организма - хозяина
Ответьте на вопрос:
С чем связано многообразие приспособлений животных к потреблению пищи?
11. Домашнее задание:
вопросы 1,2, 6-10 на стр. 72
2. конспект урока
3. По желанию: по материалу из дополнительных источников подготовить презентацию по одной из тем:
Записывают схему в тетрадь
Питание животных
|
поступление питательных веществ
|
переваривание
|
всасывание
|
усвоение
С чем связано многообразие приспособлений к ротреблению пищи.
Это связано с тем, что пища - главный источник функционированния и жизнеобеспечения.
Через пищу поступает - белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины и всё это жизненно необходимо.
Поэтому приспособления в процессе эволюции усовершенствовались.
Почти 70% желез вешней секреции работает на то, чтобы расщепить, переварить и усвоить вещества.
Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?
Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных.
Как приспособления моллюсков связаны с их образом жизни?
Как приспособления моллюсков связаны с их образом жизни?
Помогите пожалуйста?
1)Какие организмы называют симбионтами?
2)Сравните организм - симбионт и организм - паразит.
Чем они отличаются и что у них общего?
3)К какой группе организмов вы бы отнесли человека, исходя из особенностей его питания?
Приведите примеры организмов с таким типом питания.
4)Приведите примеры всеядных животных.
5) С чем связано многообразие приспособлений к потреблению пищи?
Быстрое переваривание пищи это приспособление к ?
Быстрое переваривание пищи это приспособление к :
Приспособленности добычи пищи серой цапли?
Приспособленности добычи пищи серой цапли?
КАКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ ИМЕЮТСЯ У ХИЩНЫХ ЖИВОТНЫХ?
КАКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ ИМЕЮТСЯ У ХИЩНЫХ ЖИВОТНЫХ.
Как строение птиц связано с их приспособленностью к полёту?
Как строение птиц связано с их приспособленностью к полёту.
Какие приспособления у птиц возникли в связи с питанием и способом добычи пищи?
Какие приспособления у птиц возникли в связи с питанием и способом добычи пищи?
Пользуясь фотографиями пумы , определите черты приспособленности к способу добычи пищи?
Пользуясь фотографиями пумы , определите черты приспособленности к способу добычи пищи.
Приспособления для измельчения пищи у разных животных?
Приспособления для измельчения пищи у разных животных?
Промотор называется этот участок.
Форма тела червя - круглая. Окрас червя - краснобурого цвета. Строение червя : Передний конец 1)тела задниий конец тела 2)поясок 3)щетинки 4)слизь 5)сегменты Кожа червя влажная, с помощью нее ему легче передвигаться, а щетинки он использует в качес..
Нельзя точно сказать, потому что каждый ген содержит разное соотношение экзонов и интронов. Для этого белка будет содержать чуть более 900 нуклеотидов, соотвественно в ДНК будет > = 900 пар оснований 1 аминокислота - 3 нуклеотида 560 аминокислот - 1..
Размножение — присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Для организмов, обладающих клеточным строением, в основе всех форм размножения лежит деление клетки. Разные с..
Дикая редька, пастушья сумка имеют стержневые корни, сетчатое жилкование листьев и две семядоли в семенах. По таким признакам их относят к классу двудольных. , цвтки дикой редьки и пастушьей сумки сходны между собой. Чашечка их цветков состоит из ..
1. Там и там холодно. В тундре есть растительность, а в арк. Пустыне нет - лед. 2. Северный олень (травоядный) , полярная сова (хищник) , лемминг ( насекомоядная) 3. Ягель медленно растет. Всего несколько миллиметров в год. Если олени съедают н..
1)Предмет изучения биологии - все проявления жизни. Строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. 2)Из соображения безопастности и выживания : какие п..
Императорский пингвин - Царство : Животные Тип : Хордовые Класс : Птицы Отряд : Пингвинообразные Семейство : Пингвиновые Род : Императорские пингвины Вид : Императорский пингвин Антарктический пингвин - Царство : Животные Тип : Хордовые Класс : Птицы..
Экологическая изоляция— изоляция вследствие экологического разобщения. Популяции живут на общей территории, но в различных местах обитания и поэтому друг с другом не встречаются. В горах обычны два вида традесканции : один на скалистых вершинах, др..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Читайте также: