Кто впервые основал профессиональную школу социального обучения во франции

Обновлено: 05.07.2024

Образование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам:

1. Обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе.
2. Светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски.
3. Бесплатность начального и среднего образования.
4. Государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Этапы образования во Франции:

  • дошкольное образование
  • начальное образование
  • среднее образование
  • высшее образование

Во Франции дети идут в школу с шести лет. 4 года длится начальное образование (ecole elementaire). Оно состоит: 1 год –подготовительный класс и 3 года – начальное образование.

После третьего класса французские школьники могут выбрать два пути для дальнейшего обучения: пойти в профессиональное училище или остаться в школе и получить полное среднее образование. Во втором случае дети продолжают обучение уже в лицее (Lycee), где учатся три года: второй класс, первый класс и выпускной класс. В российской системе образования это соответствует 10-му и 11-му классу + дополнительный год специализации.

Как правило, в лицее ученики выбирают специализированный класс по тому или иному направлению: гуманитарные науки, экономика и право, естественные науки. По окончании лицея учащиеся сдают комплексный выпускной экзамен "бакалавр" (baccalaureat), который одновременно является первой университетской степенью. Получение бакалавра обеспечивает поступление в любой университет без вступительных экзаменов.

Схематично систему начального и среднего образования во Франции можно представить так:

"Социальная работа" - принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в ХХ в. социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки.

Научные и практические корни социальной работы восходят к деятельности филантропических обществ, обеспокоенных обострением социальных проблем (ростом безработицы, преступности, алкоголизма, смертности и т.д.), вызванных быстрой индустриализацией и урбанизацией европейских стран в ХIХ в.

Индустриализация в ХIХ в. сопровождалась ростом городов, усилением социальной дифференциации и пауперизацией населения, ростом преступности и увеличением числа тех, кто оказывался на дне общества. По мере усиления социальных проблем общественное мнение все больше тревожил бедняк как постоянная угроза стабильности и порядку. Всеобщий интерес к социальным аутсайдерам и повысившиеся запросы правительства и местных властей постепенно сформировали систему заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX в. в многочисленные переписи и обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламентские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и добровольцы (врачи, учителя, ученые).

К концу ХIХ в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что людям, специализирующимся на оказании помощи бедным, необходима определенная подготовка. Самыми первыми подготовку кадров в области социальной работы и социальной педагогики на научной основе начали осуществлять в Германии (в 1893 г., когда Алиса Саломон и Жаннет Шверин организовали набор на курсы "Группы девушек и женщин в помощь социальной работе"). Центральное место принадлежит Алисе Саломон, которая еще в 1899 г. возглавляла первые годичные женские курсы по подготовке специалистов для социальной работы в сфере социального обслуживания. Ее преподавание отличалось широтой знаний и глубиной содержания. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. К 1914 г. насчитывалось уже 12 подобных школ, а к 1926 г. их количество увеличилось до тридцати шести. В социальных школах девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 г. было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. В 1925 г. А. Саломон и ее соратницы организуют Немецкую академию женской социальной и педагогической работы.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента.

В самом начале 1890-х гг. Мэри Ричмонд, тогда директор Baltimore Charity Organization, организовала первые в США курсы обучения социальных работников. В Великобритании первое заведение для подготовки специалистов в области социальной работы и социальной педагогики было основано Обществом благотворительных организаций в 1896 г. В 1898 г. под покровительством Нью-Йоркского благотворительного общества (New York Charity Organization) начала действовать первая регулярная школа социальных работников. Первоначально это была летняя 6-недельная программа подготовки, включавшая лекции и полевые занятия. К 1910 г. она превратилась в полнокровный цикл обучения, ставший основой New York School of Social Work, а чуть позже школа стала называться Columbia University School of Social Work.

С тех пор считается, что первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете. Первый учебный курс по новой дисциплине был предложен здесь в 1898 г., а в 1998 г. в США отмечали столетний юбилей начала профессиональной деятельности социальных работников. Сегодня эта дата считается началом профессионализации социальной работы во всем мире.

Во Франции первая профессиональная школа социального обучения была основана Марией Гахери в 1907 г. В 1920 г. впервые была начата подготовка социальных работников в Стокгольме (Швеция). Аналогичные процессы происходили и в других странах.

Однако честь основания первой школы, профессионально ориентированной на социальную работу, принадлежит группе социальных реформаторов из Амстердама, которые в 1899 г. основали Институт подготовки социальных работников. В программе Института предусматривался полный двухгодичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для мужчин и женщин, которые желали посвятить себя тому, что позже получило название социальной работы.

У истоков социальной работы в США стояли женщины, сострадавшие бедным и обездоленным. Они происходили из двух классов и выполняли разные функции. Американки из высшего класса занимались филантропией. Женщины из среднего класса сами пошли в народ, организуя приюты, центры социальной помощи, хосписы, помогая эмигрантам, детям в школах и на улицах. Таким образом, первые инвестировали деньги, вторые - свой труд. Протосоциальных работников в ХIХ в. именовали "friendly visitors". Так называли представительниц среднего класса, которые спорадически навещали жителей бедняцких районов, оказывая им скорее моральную, нежели материальную помощь, например увещевая против алкоголизма.

Другой источник - так называемое поселенческое движение (settlement movement), которое в конце ХIX в. возглавили образованные американки из среднего класса, стремившиеся улучшить жилищные условия городских бедняков. Строившиеся дома и целые микрорайоны напоминали по условиям социальные гостиницы - по соседству с простыми людьми проживали социальные работники, оказывая им всю необходимую помощь. Средства к существованию они получали от благотворительных организаций. К 1910 г. таких поселений в США насчитывалось более четырехсот.

Постепенно из недр филантропического поветрия возникло три мощных направления: 1) научное исследование социальных проблем неблагополучных слоев общества; 2) социальное реформаторство, стремившееся через органы законодательной и исполнительной власти добиться профилактических мероприятий и выделения денежной помощи нуждающимся; 3) обучение и профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в колледжах и университетах.

К 1910 г. новое движение привело к образованию 14 школ социальной работы в Европе и Америке. В 1920 г. первая в Латинской Америке школа открыта в Чили благодаря усилиям выдающегося пионера социальной работы Ренэ Санда. В 1936 г. учрежден Институт социальных наук Тата в Индии, а в Египте появились первые курсы социальной работы. Таким образом, в первой половине XX в. они проложили дорогу на все континенты мира, а главной движущей и направляющей силой в создании новых служб социального обеспечения и открытия школ по обучению социальной работе стала ООН.

В своей практической деятельности первые социальные работники охватывали широкий круг проблем: от обучения иммигрантов английскому языку до оказания им помощи в приобретении навыков, необходимых для получения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить социальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным, полагая, что только ученые смогут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решать конкретные случаи и проблемы.

Детские деревни существуют в 124 странах мира. Здесь дети - из детдомов, а мамы, живущие с ними в уютных двухэтажных коттеджах, получают за уход зарплату. Впервые эта модель воспитания появилась 45 лет назад.

Замечено, что внимание к группам населения, относимым к числу социальных аутсайдеров (безработные, пожилые, инвалиды, бедные и др.), возрастает в периоды кризисов и ослабевает в благополучные времена. В США таким периодом была Великая депрессия 1929-1933 гг.: около 15 млн человек лишились работы, граждане потеряли свои сбережения. Фабрики и заводы бездействовали. Нищета и страдания достигли беспрецедентных масштабов. Под нажимом Ф. Рузвельта законодательные органы приняли закон о пособии по безработице. Эта мера имела большое значение. Впервые к безработице подошли как к национальной проблеме. Было создано специальное агентство - Временное управление по чрезвычайной помощи. Оно пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб. Они разработали государственные программы, положенные в основу знаменитого "Нового курса" Ф. Рузвельта, преобразившего современную Америку.

Рузвельт полагал, что государственная помощь безработным - не подачки и не благотворительность, а социальная справедливость, основывающаяся на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе. Его идеи созвучны современному пониманию миссии социальной работы: государство в цивилизованном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты, а ее проводниками выступают социальные работники. Они оказывают социальные услуги клиентам. С тех пор у социальной работы появились две составляющие - социальная защита и социальные услуги.

В 1960-е гг. в США началась широкомасштабная кампания "Борьба с бедностью", которую возглавили социальные работники так называемого "структуралистского" направления. Она охватила около 40 млн американцев, треть из них были дети.

Сегодня в США более 400 университетов и колледжей предлагают программы по социальной работе, тысячи общественных и частных здравоохранительных и попечительских организаций тратят миллиарды долларов для найма профессиональных социальных работников. В большинстве штатов приняты законы, регулирующие практику социальной работы. Ей придан статус сферы гражданского обслуживания, работников регистрируют, им выдают удостоверение или разрешение (лицензирование). Насколько штатов наделили социальных работников правами продавца услуг, а страховые компании рассматривают их как квалифицированных поставщиков услуг. Многие федеральные организации, такие как Управление по делам детей, молодежи и семьи и Национальный институт психотерапии, признают социальную работу профессией в своих договорных и дотационных документах. Растет число корпораций, нанимающих социальных работников для оказания услуг в рамках социальных программ.

Гуманитарные услуги - важнейший сектор экономики США и крупный потребительский рынок. В них вкладываются миллиарды долларов; вовлечены миллионы потребителей. В этой сфере насчитывается более 2 тыс. профессий. По оценкам экспертов, 12% всех работающих по найму в США заняты в системе социальных услуг. В середине 1980-х гг. здесь ежегодно создавалось до 30 тысяч новых рабочих мест. Численность социальных работников на 1 000 человек населения США возросла с 49 в 1950 г. до 169 в 1980 г.

В 1972-1973 гг. был проведен опрос 1 250 административных работников (главным образом деканов) колледжей и университетов США (948 колледжей, т.е. 76% их общего числа) в 18 сферах: архитектура, бизнес, образование, медицина и т.д. Выяснилось, что по престижу социальная работа (52,4%) стоит на 16-м месте, ниже находятся только бизнес (50,6%) и музыка (46%). Первые позиции занимают юриспруденция (75,7%), медицина (81,5%), дантисты (73,6%), архитекторы (70,5%). Такова шкала профессионального престижа, с точки зрения руководителей образования среднего звена.

Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный работник и социальный педагог осуществляют необходимое руководство его действиями, тактично указывают на ошибки и недостатки, помогают в решении трудных проблем или полностью берут на себя заботу о клиенте.

Развитые индустриальные страны тратят на решение социальных проблем огромные средства. В 1982 г. правительство США затратило на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, помощь ветеранам, образование, обеспечение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение около 600 млрд долл. В 1991 г. свыше 40% расходов федерального бюджета (1,2 трлн долл.) было направлено на социально-экономические программы федерального правительства (для сравнения: расходы на оборону предусматривались на уровне 25%).

Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация в 1917 г. книги "Социальный диагноз" Мэри Ричмонд. В этом классическом труде М. Ричмонд писала: "Хороший социальный работник занимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, что бы такое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты". После М. Ричмонд парадигма "изучение, диагноз, лечение" стала главной моделью в социальной работе. Правда, первая четверть ХХ в. прошла скорее под вepxoвeнcтвoм не социальных, а психиатрических методов. Но психоанализ - не столько наука, сколько искусство. На первом плане - субъективный метод. В 1930-1940-е гг. распространилось влияние бихевиоризма, а вместе с ним обострилось внимание к объективным фактам. Однако авторитет и значение психоанализа не ослабевали и в дальнейшем. В одном из самых первых крупных трудов, посвященных научным основам социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, экономика, медицина, психиатрия, социология, статистика, антропология, педагогика, социальная психология.

Система образования во Франции

Французская Республика — это не только страна романтических путешествий, высокой кухни и утончённого стиля, но и качественного образования. Несмотря на то, что это европейское государство входит в Болонский процесс, у системы образования во Франции есть свои особенности, о которых мы расскажем в статье.

Из неё вы также узнаете, из каких уровней состоит образование во Франции, можно ли иностранцу поступить во французский вуз и что для этого нужно, и какая стоимость обучения в университетах. Дополнительно поделимся, можно ли получить высшее образование во Франции бесплатно российским студентам и как это сделать.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram, чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Особенности образования во Франции

Это не только национальный девиз Франции, но и один из важнейших принципов французского обучения, который чтят как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях. Среди других также называют:

  • свободу преподавания;
  • бесплатность и доступность;
  • нейтральность, отсутствие категоричности;
  • светскость — даже в католических школах необязательно придерживаться религиозных предписаний.


Франция манит своим неповторимым стилем и лёгкостью

Помимо основных образовательных принципов есть и другие особенности обучения во Франции:

  • обучение в государственных школах и университетах абсолютно бесплатное для граждан страны;
  • стоимость обучения во Франции для иностранных студентов демократичнее, чем, например, в испанских или итальянских вузах;
  • во французских школах своя градация классов: не с 1 по 12, а условно с 12 по 1;
  • если в Швеции или Германии можно поступить на английскую программу и не учить государственный язык, чтобы общаться с окружающими людьми, во Франции без французского никуда — в магазинах и кафе могут возникнуть трудности.

Система образования во Франции: кратко

Система обучения во Франции отличается от образовательных уровней других стран. Чтобы разобраться в нюансах, мы составили таблицу, в которой кратко указали все ступени начального, среднего и высшего образования во Франции:

Начальное образование во Франции

Среднее образование во Франции

Высшее образование во Франции

Детский сад (необязательное): для детей от 2 до 5 лет (3 года).

Колледж (обязательное): для детей от 11 до 15 лет (4 года).

Короткое высшее образование: 2-3 года.

Начальная школа (обязательное): для детей с 6 до 11 лет (5 лет).

Лицей: для молодых людей с 15 до 18 лет (3 года):

Длительное высшее образование:

лисанс (бакалавриат) (3-4 года);

магистратура (2 года);

докторантура (3-4 года).

Профессиональные училища: с 15 до 17 лет (2 года).

Начальное образование во Франции

Начальное образование включает в себя как дошкольное необязательное, так и первую ступень школьного обязательного образования. Давайте подобрее рассмотрим, как выглядит каждый уровень.

Закон об образовании 1959 года позволил ввести в стране обязательное обучение для детей до 16 лет. Это нововведение удалось распространить на всю Францию только к 80-м годам XX века.

Дошкольное образование во Франции

Дошкольное образование имеет свою структуру:

  • ясельная группа (от 3 месяцев до 3 лет);
  • младшая группа (3-4 года);
  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет).

Старшая группа относится к начальной школе и даёт хорошую подготовку для того, чтобы приступить к обязательному обучению в шестилетнем возрасте.


Некоторые детские садики во Франции выглядят очень креативно

Какие цели у дошкольного образования:

  • учить ребёнка общаться и проявлять себя;
  • знакомить с окружающим миром;
  • развивать воображение и творческие способности;
  • обучать письму и счёту;
  • готовить к школе.

Начальная школа

Перед поступлением ребёнок проходит небольшое тестирование. Это помогает педагогам оценить уровень первоначальных знаний и распределить детей по классам.

Обучение в начальной школе состоит из пяти этапов:

  • подготовительный курс;
  • два элементарных курса;
  • два средних курса.

Среднее образование во Франции

Структура среднего образования во Франции состоит из двух этапов:

  • колледж — 4 года обучения;
  • лицей — 3 года обучения, или профучилище — 2 года обучения.

Колледж

  1. Адаптационный: ученики изучают общеобразовательные предметы.
  2. Центральный: появляется второй иностранный, естественно-научные предметы и латынь.
  3. Ориентационный: узкоспециальные предметы, которые выбирают сами обучающиеся.

После окончания колледжа выпускники могут продолжить обучение в лицее или пойти в профессиональное училище.

В конце XIX века во Франции появились женские колледжи. Это были открытые учебные заведения пансионного типа, в которых молодые француженки могли получить среднее образование. Преподавали в таких учреждениях, как правило, выпускницы католических семинарий.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Лицей

  • гуманитарное;
  • экономическое;
  • естественно-научное.

Или поступает в отдельный технологический лицей.

Профессиональные училища

В профессиональные училища после колледжа идут те, кто хочет освоить рабочую специальность и пойти зарабатывать деньги. Обучение здесь длится всего два года, по итогам которого выдаётся сертификат, подтверждающий профессиональные навыки. Поступать в университеты или высшие школы с таким документом об образовании нельзя.


Экзамен на BAC требует от лицеистов хорошей подготовки

Высшее образование во Франции

Среди списка топ-100 лучших университетов мира за 2020 год оказалось всего два французских вуза: Париж Сьянс Леттр (Paris Sciences et Lettres) — 46 место и Университет Сорбонна (Sorbonne) — 87 место.

Несмотря на то, что французские вузы редко попадают в мировые рейтинги, их дипломы высоко ценятся в глазах потенциальных работодателей. Особенно благосклонно относятся к выпускникам Высшей нормальной школы, университетов имени Пьера и Марии Кюри, Страсбургского и других престижных учебных заведений.

Система высшего образования во Франции имеет свою специфику. Так, в стране существует два типа обучения:

  1. Короткое высшее образование — длится до трёх лет, даёт нужные знания тем, кто хочет профессионально развиваться в сфере промышленности или услуг.
  2. Длительное высшее образование — включает в себя три образовательные ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

Длительное высшее образование

Длительная траектория высшего образования соответствует Болонскому процессу и состоит их трёх уровней, которые дают возможность получить дипломы международного образца:

  1. Лисанс (бакалавриат).
  2. Магистратура.
  3. Докторантура (аспирантура).

Получить высшее образование можно в разных учреждениях образования:

  • государственных университетах;
  • высших школах;
  • специализированных институтах.

Государственные университеты

Задаётесь вопросом: как получить бесплатное обучение во Франции? Поступать в государственный университет. Во Франции 85 вузов с практически бесплатным обучением даже для иностранцев. Оплачивать нужно только административный сбор, который включает в себя учебники, посещение университетской библиотеки и другие организационные вопросы. В среднем он может составлять 300 евро в год. Дополнительно стоит просчитать расходы на проживание, питание и жизнь во Франции. Студенческую визу могут не дать иностранным студентам, если у них нет финансовой возможности тратить в месяц 1 000 евро.

Все расходы по обучению берёт на себя французское государство. Так, каждый студент обходится республике в 7 000 евро в год.

Вступительных экзаменов во французских государственных университетах не предусмотрено. Абитуриентам необходимо лишь предоставить диплом BAC и другие необходимые документы. А вузы обязаны принимать всех, кто соответствует вступительным критериям. Это влечёт определённые трудности:

  • слишком большое количество учащихся;
  • нехватка учебников и обучающих материалов;
  • низкое качество образования.

Высшие школы

Однако не все высшие школы готовы принимать иностранных студентов, поэтому всегда уточняйте на сайте заведения условия и правила поступления.

Особое место среди высших школ занимает Национальная школа администрации. Поступить в неё очень тяжело, но зато перед её выпускниками открываются невероятные карьерные перспективы. Так, большинство из них после учёбы находят своё место в политической жизни страны, государственной администрации или международных компаниях.

Специализированные институты

Специализированные школы обучают узкопрофильных специалистов. Для поступления необходимо сдать вступительные экзамены.

Система оценок во Франции

Несмотря на то, что Французская Республика — участница Болонского процесса, в стране действует своя 20-ти балльная система оценок. Но даже не старайтесь получить самый высокий балл — во французских университетах его никому не ставят. Критерии оценки выглядят примерно так:

  • на 20 баллов не знает никто;
  • 19 баллов — уровень знаний преподавателя;
  • 18 баллов — уровень знаний гениального студента;
  • 15-16 баллов — высокий уровень знаний;
  • 10 баллов — проходная оценка.

Если студент получает отметку ниже 10 баллов, то это сигнал, что ему стоит подтянуть свои знания по предмету.

Во французских университетах очень высокий показатель отчислений. До выпуска иногда доходит всего 30% учащихся. Это связано со сложностью образовательных программ во Франции и высокими требованиями к студентам.

Лучшие высшие учебные заведения Франции

  1. Высшая нормальная школа, Париж. Появилась в 1794 году, во время Великой Французской революции. Считается центром европейской научной мысли, куда отбирают только лучших студентов. Самые сильные факультеты: философский, математический и физический.
  2. Университет имени Пьера и Марии Кюри, Париж. Основан в 1971 году, изначально входил в естественно-научный факультет Сорбонны. Сегодня — это крупнейший медицинский центр страны. Однако университет выпускает не только сильных медиков, но и математиков, химиков, биологов, астрономов и инженеров в сфере машиностроения.
  3. Университет Париж-Юг 11, Париж. Один из лучших исследовательских центров Франции, основанный в 1970 году. Самые сильные факультеты: фармацевтический, медицинский, физический.
  4. Страсбургский университет, Страсбург. Один из старейших образовательных центров Франции, возникший на основе протестантской гимназии в 1621 году. Специализация — социальные и гуманитарные, а также естественно-научные дисциплины. Интересный факт: 20% студентов университета — иностранцы.
  5. Политехническая школа, Париж. Основана в 1974 году и считается лучшим вузом по подготовке специалистов инженерного дела и естественных наук.
  6. Университет имени Жозефа Фурье, Гренобль. Год основания государственного вуза — 1811. Стабильно входит в десятку лучших вузов Франции и предлагает сильные образовательные программы по инженерному делу, медицине, естественным наукам, физике и химии.
  7. Университет Дени Дидро, Париж. Появился после распада Сорбонны в 1970 году и заслуженно входит в 5% лучших университетов мира по качеству образования. Сильные факультеты: медицинский, естественных наук, математики, физики и химии.


Сорбонна в Париже

Обучение во Франции для русских

Высшее образование во Франции доступно для иностранных студентов, в том числе и для русских. Поступить во французский вуз можно двумя способами:

  • поехать по программе студенческого обмена;
  • поступить самостоятельно.

Программы студенческого обмена во Франции

Между французскими и российскими вузами существуют программы межвузовского обмена. Они бывают трёх типов:

  • краткие программы, чтобы выучить французский язык;
  • партнёрские программы обмена;
  • длительные программы обучения на семестр или год.

Чтобы стать участником одной из таких программ, необходимо уточнить в международном отделе вуза, есть ли такая возможность и какие условия участия. Как правило, программы обмена доступны лучшим студентам университета, которые показывают высокие результаты в учёбе.

Как поступить в университеты Франции самостоятельно

Образование во Франции для русских часто доступно только после прохождения подготовительных курсов, которые действуют при государственных университетах. Для поступления также необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • скан копии загранпаспорта;
  • свидетельство о рождении;
  • нотариально заверенная копия перевода на французский язык аттестата или диплома об образовании; на французском языке; от учителей или преподавателей на французском языке;
  • резюме с краткой автобиографией;
  • сертификат с результатами экзамена TCF, DELF/DALF для французского языка;
  • сертификат с результатами экзамена IELTS, TOEFL для англоязычных программ;
  • перевод копии трудовой книжки для тех, кто работает.

Все документы загружаются в электронном виде на общем сайте. Чтобы ничего не перепутать, необходимо выбрать нужный вуз и чётко следовать инструкции.

Для поступления в высшие школы необходимо пройти обязательное обучение на специальных подготовительных курсах, получить сертификат о сдаче экзамена по программе ESABAC и подавать документы только через сайт выбранной школы.

Стоимость обучения во Франции

Сколько стоит обучение во Франции? Цена в высших учебных заведениях может сильно варьироваться. Это зависит от нескольких факторов:

  • престижности университета и его рейтинга;
  • формы принадлежности: частные вузы стоят дороже, чем государственные;
  • программы обучения: магистратура и докторантура дороже;
  • языка, на котором ведётся обучение: цены на английские программы выше.

Так, стоимость обучения может составлять от 300 до 42 000 евро в год. Однако даже в государственных университетах студенту может быть сложно в финансовом плане, ведь необходимо учитывать расходы на проживание. В Париже они могут составлять от 1 500 евро в месяц, в других городах — от 1 000 евро.

Иностранным студентам также доступно дистанционное обучение во Франции. Многие вузы разрабатывают образовательные программы и курсы, которые можно посещать онлайн. Это позволит студенту сэкономить деньги на жилье, питании и переездах, получая при этом высшее образование во французском университете дистанционно.

Гранты на обучение во Франции

Даже учёба в государственных вузах может быть затратной, поэтому во Франции действуют стипендии и гранты, на которые могут претендовать не только французские, но и иностранные студенты. Самые известные из них:


Стипендия станет отличной поддержкой для студента во Франции во время обучения

Как получить стипендию во Франции

Как стать обладателем финансовой помощи от своего вуза или правительства Франции или России? Зайти на сайт программы и изучить условия. Но есть и универсальные правила:

  • иметь отличные достижения в учёбе: получать высокие баллы по профильным предметам, участвовать в олимпиадах и конференциях, публиковать научные статьи;
  • разрабатывать актуальный исследовательский проект, который интересен научному сообществу;
  • написать мотивационное письмо, которое покажет, почему именно вы должны получить стипендию;
  • оформить документы, учитывая все требования, указанные в правилах.

Теперь вы знаете, как выглядит структура образования во Франции и что нужно делать, чтобы поступить во французский вуз. А чтобы претендовать на бесплатное обучение во Франции, стоит хорошо учиться и получать высокие баллы за письменные работы. Нужна помощь с последним? Смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Начальное образование в Париже и во Франции можно было получить:
- в публичных муниципальных школах, которые полностью содержались на деньги городского бюджета (таких школ, естественно, не хватало на всех);
- в благотворительных бесплатных школах, которые при частичной поддержке муниципалитета содержались либо на средства контор общественного призрения, либо на деньги частных благотворителей (в том числе религиозных организаций)
- в платных частных школах.

После переворота 1851 года и установления консервативного режима Второй империи проект церковных кругов был реализован в виде так называемого закона Фаллу, который определил почти на полвека судьбы народного образования во Франции, фактически закрепив за католической церковью и религиозными организациями господствующее положение в системе образования и поставив под контроль духовенства все воспитание детей и молодежи.


Граф Альфред Пьер де Фаллу (1811-1886), французский историк и политический деятель консервативно-клерикального направления. Карикатура современника.

Таким образом, в народном образовании сложилась несколько парадоксальная ситуация: с одной стороны, количество школ и доступность образования увеличивались и общий уровень грамотности населения довольно быстро рос; с другой стороны, система образования попала под жесткий идеологический церковный контроль. Это вызывало многочисленные протесты; фактически все оппозиционные силы времен Второй империи: от умеренных республиканцев до крайних социалистов – в тот период были едины в своем неприятии закона Фаллу и клерикализации образования. Оппозиционные республиканские и демократические газеты выступали за государственное светское доступное образование. В дальнейшем во время революции борьба за светскую школу стала одной из причин острого конфликта между Парижской коммуной и католической церковью.

Среднее образование

Кроме государственных и церковных, существовали различные частные средние учебные заведения. Обучение в них обычно длилось три года (с шестого по четвертый класс) или пять лет (с шестого по второй классы). Соответственно частные средние учебные заведения не обеспечивали право на сдачу государственных экзаменов; чтобы получить степень бакалавра, ученик частной школы должен был в старших классах перевестись в государственный лицей (иногда разрешалось учиться в таких случаях экстерном). Поэтому частные средние школы часто имели неофициальную договоренность с одним из государственных лицеев, куда перенаправляли учеников для дальнейшего обучения.

Высшее образование и публичные лекции


Фасад главного исторического здания Сорбоннского университета, XVII век. Современное фото

Аудитория Сорбонны была сугубо мужской – высшего женского образования во Франции в это время еще не существовало (женщины из средних классов, желавшие продолжения образования, порой уезжали учиться в Англию или соседнюю Швейцарию, где в это время женщины уже допускались в университеты). Традиционно Сорбонна считалась центром парижского вольнодумства; студенты университета принимали участие практически во всех парижских восстаниях и революциях (хотя выходцы из самых низших социальных слоев, естественно, практически не попадали в университет из-за высокой стоимости обучения и других необходимых затрат).

Еще в 1794 году декретом Конверта была основана Нормальная школа (с 1845 года – Высшая нормальная школа), готовившая преподавателей для системы среднего и высшего образования. Существовали еще несколько высших учебных заведений: Музей естественной истории, Школа восточных языков, Школа хартий (основанная в 1821 году для изучения палеографии и архивного дела), Школа изящных искусств, Высшая школа музыки и декламации. Все перечисленные учебные заведения существовали в той или иной степени на средства государственного бюджета (хотя обучение все равно было платным). Были однако и полностью частные учебные заведения. Например, Высшая коммерческая школа готовила торговцев, банкиров, управляющих предприятиями; обучение длилось три года. Другое учебное заведение – Центральная школа искусств и мануфактур была основана в 1829 году коммерсантом Альфонсом Лавалле, в 1857 году он подарил свое детище государству. Обучение было платным и длилось три года. Здесь преподавали точные науки и готовили инженеров различного профиля (среди выпускников этой школы был, в частности, знаменитый Гюстав Эйфель).

Парижская коммуна и реформы образования


Мари-Эдуар Вайян (в русской транскрипции иногда Вальян) (1840-1915) – французский политический деятель, член Парижской коммуны, участник Первого и Второго Интернационала

Однако из-за войны и нехватки времени все эти проекты так и не были доведены до конца. По тем же причинам средняя и высшая школа остались практически все сферы внимания Коммуны.

Читайте также: