Научная эрудиция ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Не достаточно простого знания своего предмета, требуется также умение интересно его излагать. Формирование педагогической культуры следует развивать уже на первых курсах университета, а их совершенство должно продолжать на протяжении всего времени преподавания.

Центральные компоненты педагогической культуры:

Педагогический такт – это умение педагога описать верными выражениями свои требования и просьбы. Хорошему учителю под силу добиться выполнения тех или иных заданий без применения грубости и придирчивости. Умение педагога отдавать распоряжения должны проявляться как просьба, но не быть похожим на упрашивание. Психолого-педагогическая культура учителя должна быть на высоком уровне, и предусматривать умение внимательно выслушать собеседника, независимо от его личности. Не важно кто перед учителем мальчик или девочка, взрослый или ребенок, учитель должен выслушать точку зрения собеседника до конца, даже если она не верна, и только после этого высказать свое мнение. Ответ не должен содержать грубостей и насмешек.

Культура речи является основой педагогической культуры. Главным инструментом в арсенале педагога является умение общаться, как с ребёнком так и со взрослым. Успех педагогической деятельности напрямую зависит от умения правильно выражать свои мысли, грамотно их формулировать.

Эрудиция проявляется в педагоге благодаря широкому кругозору. С помощью этого оно может ответить не только на любой вопрос, но и рассказать много других интересных фактов, не связанных с деятельностью. Для развития эрудиции педагогу требуется много читать, просматривать научные документальные фильмы, следить за информационными поводами.

Педагогическая техника, в нее входит комплекс компонентов, таких как владение голосом, мимика, осанка, поведение и отношение к ученикам. Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, выявлять творческий потенциал учащихся. Техника у педагога проявляется через отношение к себе, его заинтересованности в успешности учебно-воспитательной работе.

Внешний вид является неотъемлемой частью педагога. Умение одеваться, выглядеть соответственно своей профессии, определяет его отношение к деятельности. Это станет примером для воспитанников и станет эталоном примеров в будущем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научная эрудиция. Ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

Педагог должен свободно владеть предметом. Однако для того, чтобы учителя могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-воспитательной работе, они должны хорошо представлять себе методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагогических дисциплин – частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педагогической культуры относятся такие знания и умения исследовательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока; внеклассные мероприятия.

Учитель, анализируя конкретные эпизоды своей деятельности и ее результаты, должен уметь задавать самому себе вопросы, искать на них ответы и намечать пути решения возникающих проблем.

Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной самостоятельной работе.

В тесной связи с научной эрудицией учителя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуально педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми. В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды.


Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций – обучения, образования и воспита­ния – является личная (индивидуальная) педагогическая культура.

Современные исследователи (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, К. М. Левитан, Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогиче­скую культуру человека как интеграцию, синтез природных и при­обретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уро­вень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы – вообще педагога в широком смысле слова.

Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, преж­де всего, его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко назы­вал перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей – Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д.

Культурным называют человека с широким спектром духов­ных и физических потребностей – в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой; обладающего достаточным науч­ным, политическим, художественным кругозором; соблюдающе­го общепринятые нормы поведения в обществе, производствен­ной, бытовой обстановке.

Таким образом, педагогическая культура личности не рожда­ется в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продол­жением и надстройкой.

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры

Молодому специалисту, пришедшему на работу в образователь­ное учреждение, надо иметь представление о системе народного образования, законодательных актах в этой сфере.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педаго­гической культуры относят также знания и умения исследо­вательского характера: способы изучения личности школьника, методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприя­тия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дис­циплин общеразвивающего, культурологического циклов.

В тесной связи с научной эрудицией и познавательными уме­ниями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориента­ции, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитан­ника с перспективными линиями его развития, задачами соци­альной адаптации. Инструментарий такого наставника исключа­ет методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

3. Этика и эстетика педагогического труда

Важным основанием профессиональной культуры педагога яв­ляется педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon – долг и logos – учение). Как известно, этика (от греч. ethos - нрав, обычай) – наука о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нор­мативные нравственные позиции, которыми необходимо руко­водствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблю­дении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т.д. В ус­тавах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитан­ников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужо­го мнения, ущемления личного достоинства, применения теле­сных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

- Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, осо­бенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характери­стики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.

- Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некоррект­но винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.

- Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого кол­леги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего приве­сти веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убе­дить оппонентов в их неправоте.

Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремле­ние к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание – главные предпосылки благопри­ятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческо­го самочувствия в трудовом коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессио­нального труда (одним из критериев высокого уровня педагоги­ческой культуры личности).

1. Педагогическое творчество и мастерство

Чтобы реализовать на практике духовный потенциал педагога, чтобы выполнять созидательную работу по фор­мированию человека, нужны дополнительные условия и предпо­сылки. Прежде всего, педагог должен развивать профессиональные способности, т.е. присущие субъекту деятельности природные и обретенные свойства, благодаря которым достигается высокий уровень мастерства.

В специальной литературе рассматриваются обычно три са­мостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ора­торское мастерство и речь как инструмент педагогического об­щения.

Другим существенным элементом педагогической техники слу­жит мимика – своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмо­ционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга на­учиться их использовать в педагогических целях.

Жестпедагога, как и мимика, являясь средством эмоциональ­ного воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом важ­ном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Глав­ное – сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.

Педагогическому работнику, деятельность которого соверша­ется на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, по­ходка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует по­мнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении – также элемент профессиональной техники, источник воспитатель­ного влияния.

Список литературы:

1. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. –М, 1998.

Лекция 6. Общение как основа педагогической деятельности

Цель:формирование знаний об общении, педагогическом такте

План

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства общения.

3. Стили общения и стили педагогического руководства

4. Педагогический такт

5. Общение: наука и искусство

1. Сущность педагогического общения

Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет – это прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре внимания – профессиональное общение педа­гог—воспитанник.

По утверждению В.А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися – это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Под профессионально-педагогиче­ским общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Из определения следует, что педагогическое общение – про­цесс сложный.

2. Функции и средства общения

Педагогическое общение – это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога Обмен информацией – самый трудный, осо­бенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятель­ности Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанни­ками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме обще­ния.

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и не­вербальными средствами.

Через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отно­шение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое ма­стерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися (Г.И. Щукина).

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств),

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить пе­ред собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать до­ступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по прове­денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М.М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами – управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДОВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования профессиональной культуры современного педагога заключается в реформировании российского общества, которое закономерно сопровождается обновлением всех социальных институтов и систем, в том числе и системы образования.

Из этого вытекает необходимость в обновлении содержания и технологий образования, а также в подготовке педагога, который способен решать сложные социально-педагогические задачи, ведь личность педагога является ключевой фигурой, определяющей состояние образования. В настоящее время, в связи с возрастанием в обществе роли общечеловеческих ценностей, активизации культуросозидающей функции современного образования, большое значение придается педагогу как носителю культурных традиций, профессионального педагогического творчества, педагогу, способного обеспечить не только передачу готовых знаний, но и способного развивать индивидуальность в каждом ученике.

Современный педагог должен быть широко образованным, высоко нравственным и гуманистически направленным. В последнее время стало очевидным, что от уровня его культуры и профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития российского общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи .

Социально-экономические изменения, резкое увеличение объема научной информации на фоне общего кризиса системы образования привели к необходимости существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования , что, в свою очередь, потребовало разработки новой парадигмы образования, соответствующей запросам обновляющегося общества. Причём процесс формирования профессиональной культуры учителя в педагогическом вузе должен осуществляться на основе методологического положения о личности как субъекте деятельности и ее целостности. На основании теоретико-методологического исследования определить педагогическую культуру преподавателя как интегративную характеристику его высокой профессионально-педагогической подго­товленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внут­ренне обусловленную высокоразвитыми личностными качествами, необходимыми для успешного решения педагогических задач и проектирующую его общую культуру в сферу профессии.

Педагогическая культура преподователя рассматривается как многогранное качество личности, обеспечивающее ему успешность педагогической деятельности на всех ее иерархических уровнях, во всех ее социально-психологических, технологических и нравственно-эстетических компонентах. Основной целью данного исследования является на основании теоретико-методологических подходов раскрыть структур у педагогической культуры и выделить компоненты педагогической культуры преподавателя.

Таким образом, Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова [4], рассматривая педагогическую культуру как целостную систему общечеловеческих педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и профессионального педагогического поведения, в основе которых заложена готовность к непрерывному профессиональному и личностному саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни, выделяют в ней следующие компоненты:

Гуманистическая педагогическая позиция, которая в свою очередь включает в себя изначальную индивидуальную позицию, морально мировоззренческие компоненты, творческо-рефлексивный компонент. Каждый из них имеет свою структуру и детерминирует различные аспекты профессиональной самореализации личности педагога.

Толерантность – проявляется как личностное качество в отношении к убеждениям, верованиям, взглядам, позициям, реальному поведению различных людей. Терпимость к мировоззрению другого человека, признание его ценности есть наивысшая добродетель.

Профессионально-личностные качества учителя – эмпатия, толерантность, креативность, способность к рефлексии. Эмпатия подразумевает восприимчивость к постоянно изменяющимся в другом человеке чувственным смыслам, переживание в жизни другого человека.

Рефлексия – приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической деятельностью, своим специфическим знанием.

Профессиональные знания – высокий уровень теоретического обобщения, перенос его в стандартные ситуации.

К основным системным компонентам педагогической культуры Е.В. Бондаревская [1] [2] относит:

– гуманистическую позицию педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

– способность разработать авторский образовательный проект;

– психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

– образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

– культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умения саморегулирование собственной деятельности, общения;

– опыт творческой деятельности. Умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);

К структурным компонентам педагогической культуры отнесены исследователями и более общая их совокупность, включающая в той или иной степени перечисленные выше:

Аксиологический компонент содержит в себе усвоение и принятие ценностей педагогического труда (психолого-педагогические знания, культура умственного труда, свобода личности всех участников педагогического процесса, мировоззрение, правовая культура, педагогический такт и др.).

Технологический компонент – раскрывает деятельностный характер, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий. Это осознанность необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей как залога успешности педагогической деятельности и предупреждения вероятных ошибок, а также осмысленность наиболее рациональных путей и способов развития этих способностей.

Личностный компонент – проявляется в самореализации сущностных сил педагога, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Это и культура внешнего вида, физическая культура, этика и этическая культура [8].

Эвристический компонент – включает: осознание смысла и цели педагогической деятельности, связывание их с творческой самореализацией природных возможностей детей; педагогическая позиция, которая соотносится учителем с позицией других; умение формулировать и творчески решать собственные педагогические и функциональные педагогические задачи; умение составлять целостную образовательную программу; умение видеть индивидуальные особенности и способности воспитанников; владение формами и методами эвристической деятельности; применение доступных форм рефлексии и самооценки учащихся.

В исследовании Л.Г. Корчагиной [5] основными компонентами педагогической культуры выделены: личностно-творческий (ценностное самоотношение, ценностные ориентации, творческое воображение), эвристический (педагогическая компетентность, педагогическое мышление, педагогическая импровизация), деятельностный (коммуникативные и организаторские способности, толерантность, эмпатия).

Все эти компоненты воплощают в себе: способности к рефлексии, признание общечеловеческих ценностей, ценности педагогического труда, отражающие психолого-педагогические знания, профессиональное самосовершенствование, повышенная эмпатия к детям, прогнозирование своих действий.

В профессионально-педагогической культуре В.И. Максакова [7] обосновывает три взаимосвязанных компонента: информационный, технологический и аксиологический.

Информационный предусматривает знания, базовые для человечества, этноса, группы людей.

Технологический – овладение совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество профессиональной деятельности учителя.

Аксиологический – общечеловеческие и групповые ценности. Названные пласты - компоненты взаимосвязаны между собой и с умениями и навыками.

Опираясь на данное исследование, Е.С. Головина [3] выстраивает структурные компоненты профессионально-педагогической культуры и включает в их состав:

профессиональное мастерство (владение профессиональными знаниями, профессиональными умениями, позиция педагога по отношению к труду, себе, результатам труда, мышление, рефлексия, самооценка, целеполагание, такт);

мировоззренческий компонент, который включает в себя профессионально-педагогические убеждения, интересы, ценностные ориентации в профессионально-педагогической сфере;

нравственный компонент – этические нормы деловых отношений, нравственные чувства, теоретические, этические знания. Обобщая данные положения, автор группирует компоненты профессионально-педагогической культуры следующим образом:

- мотивационно-ценностный компонент (проявляется в социальной ответственности за профессиональную деятельность, социально ценной мотивации труда и выбора средств достижения поставленной цели). Это, по мнению автора, система личностных смыслов, ценностных ориентаций, мотивов и потребностей;

- когнитивный компонент (проявляется в когнитивной компетентности). Автор обозначает его как знание, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессионально-педагогические задачи;

- конативный компонент характеризует индивидуальный профессиональный опыт, интегрирующий в себе знания. Ценностные ориентации, мотивы и потребности, профессиональные умения и профессиональные качества.

Вышеизложенное, позволяет нам выделить компоненты педагогической культуры преподавателя:

Аксиологический компонент педагогической культуры преподавателя включает совокупность педагогических ценностей, распространяющихся на современном этапе развития начального профессионального образования. В процессе педагогической деятельности происходит овладение определенными идеями, концепциями, совокупностью знаний и умений. Знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большую значимость для общества и педагогической системы учреждений начального профессионального образования, выступают в качестве педагогических ценностей.

Технологический компонент педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент педагогической культуры. Технологический компонент раскрывает деятельностный характер, способы и приемы взаимодействия обучающихся и педагогов системы начального образовательного образования, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий.

Когнитивный компонент опирается на культуру мышления личности преподавателя: умение в конкретном видеть общее, из общего выделять конкретное, понимание относительного характера знаний и необходимость уточнять их путем систематического познания; умение анализировать, синтезировать, абстрагировать, классифицировать и обобщать; умение логически мыслить, доказывать и аргументировать, заниматься творческой и исследовательской деятельностью; включает в себя систему ведущих знаний.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры.

Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ его профессиональной деятельности, обеспечивающий решение различного рода профессиональных задач. Процесс решения задач составляет технологию педагогической деятельности как компонента профессионально-педагогической культуры педагога.

– многообразные задачи, стоящие перед учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса.

– в теоретических исследованиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

– классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения, а иногда сдерживает внедрение нового;

– широкое внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов осуществления педагогического процесса;

– общая дидактика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания

– очень практической; требуется промежуточное звено, позволяющее связать теорию и практику.

Таким образом, теория педагогики, разрабатывающая проблемы взаимосвязи культуры и педагогики, содержания образования на школьном и вузовском уровнях, внедрения кибернетических идей в обучение, психологического обоснования индивидуализации обучения и послужила основой для инновационного осмысления роли педагога в педагогическом процессе, содержания и путей обогащения его педагогической культуры.

Список используемой литературы

Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – М.: Ростов н/Д, 1999. – 560 с., 104 с.

Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37-43.

Головина, Е.С. Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.С. Головина. – Екатеринбург, 2005. – 189 с. – С. 37-39.

Занина, Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л. В. Занна. – Ростов-на-Дону, 2003. – 220 с., 247 с.

Корчагина, Л.Г. Рефлексивно-пиктографические задачи как средство формирования педагогической культуры учителя [Текст]: дис… канд. пед. наук / Л. Г. Корчагина. – Тюмень, 2007. – 192 с., С. 74.

Кузнецов, В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения / В.В. Кузнецов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. –291 с.

Минская, Г.И. Формирование компонентов педагогической деятельности в процессе научно-исследовательской работы студентов / Г.И. Минская // Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: сб. науч. тр. – Тула: Тул. гос. пед. ин-т. им. Л. Н. Толстого, 1998. – С.27-35.

Читайте также: