Что такое географическая культура кратко

Обновлено: 08.07.2024

Культурная география является одной из ведущих ветвей общественной географии в зарубежных странах наряду с экономической, социальной и политической географией.

В России культурная география представляет собой совокупность научных направлений, близких по объекту исследования, но в целостную научную дисциплину она ещё не оформилась.

В 20-е годы прошлого века в США была создана школа культурного ландшафта, поэтому основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, основавшего эту школу.

В это время в российской географической науке культура разных регионов и её описание были частью антропогеографии. Развитие культурной географии в стране началось в 80-е годы, и связано было с исследованиями культурного ландшафта и этнологии.

В культурной географии выделяются разделы в зависимости от предмета изучения:

  • этническая география;
  • география языков;
  • география религий;
  • география искусства;
  • география массовой культуры;
  • география культурной инфраструктуры.

В настоящее время практическое значение культурная география имеет в более специализированных областях, например, феминистская география, детская география, туризм, гендерная география, урбанистическая география, политическая география.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурная география имеет свой объект, которым является геокультурное пространство – продукт взаимодействия пространств, культурного и географического.

Объектом изучения культурной географии в зарубежном мире, особенно в США во второй половине XX века, стали местные районы. Они в своих границах редко совпадают с границами административно-территориального деления, но население воспринимает их как культурно-целостные территории.

Целью развития культурной географии является изучение культурных практик и человеческой деятельности в той степени как они между собой пространственно связаны.

С начавшейся в XXI веке глобализацией связаны такие процессы, как унификация культуры, утрата локальных культурных традиций, утрата культурных ценностей. Размывались и исчезали самобытные этнокультурные территориальные общности, поэтому исследования, проводимые в области культурной географии стали иметь большое прикладное значение.

Исследования культурной географии и их результаты являются важными при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов. На характер экономического развития той или иной страны воздействуют принятая система ценностей, нормы поведения, тип ментальности, традиции хозяйственной этики, экономическая и экологическая культура.

Специалисты, работающие в области культурной географии, принимают участие в разработке как национальных, так и международных правительственных программ охраны культурного наследия.

Культурная география в советское время

В советской послевоенной географии реально развивалось только антропогенное ландшафтоведение. Культурная география являлась проектом будущего, и сегодня её статус остался почти без изменений.

Ещё Н. Н. Баранский говорил о том, что формирование культурной географии было бы желательным. Культурная география была частью социальной, на которой концентрировались общественные потребности.

С. Б. Лавров в то время отмечал, что специалисты по социальной географии не должны переключаться на культурно-географические аспекты, потому что сама социальная география далека от совершенства.

Таким образом, получается, что в это время культурная география, ещё не восстановленная, пострадала от тесной связи с социальной географией. Она так и не вышла за рамки социальной географии и не стала наукой об образе жизни местных общностей.

Тем не менее, в конце 80-х годов прошлого века культурная география зарождается как узкая прикладная область знания. На первых порах она изучала распространение артефактов культуры на территории страны и связана была с работами А. Г. Дружинина, который концепцию ноосферы считал методологическим основанием географии культуры.

А. Г. Дружинин вводит понятие геокультурной ситуации, как её свойство, а не как особую территориальную систему. Он считает, что именно геокультурные ситуации формируют геоэтнокультурные системы, поэтому изучение географии конкретной культуры сводится к их выделению.

Он очень четко определяет отличительную грань культурной и социальной географии и в то же время их неразрывность. По его мнению, эта неразрывность заключается в следующем:

  • культурная инфраструктура, являясь важным компонентом территориальной организации культуры, подчиняется социальной инфраструктуре;
  • территориальная общность людей и геокультурные ситуации связаны как разновидности территориальных общественных систем.

В своей монографии А. Г. Дружинин указывает, что культурная география это своеобразный интегральный подход в системе географических наук, она пронизывает все подсистемы социально-экономической географии.

А. Г. Дружинин был первым теоретиком и создателем культурной географии в стране. Он называет предпосылки формирования культурной географии:

  • наличие исследований в области социально-культурной географии населения у отечественных географов;
  • новые дисциплины, смежные с географией – география образа жизни;
  • география образования;
  • география потребления, науки;
  • формирование понятийно-концептуального аппарата социально-экономической географии.

После длительного перерыва культурная география в стране формируется в последние годы существования СССР как особая ветвь социальной географии, и её тематика касается территориальной организации объектов культуры.

И, при этом, надо сказать, что формирование культурной географии в стране идет не зависимо от западной культурной географии, и без опоры на русскую антропогеографическую школу.

Культурно-географическое районирование

Культурно-географические районы делят на два типа - реальные районы, ментальные районы.

Реальные районы в свою очередь делят на однородные и неоднородные. Однородными они могут быть как в культурном, так и в культурно-природном отношении.

В ментальных культурно-географических районах выделяют мифологические и вернакулярные районы.

Закону географической зональности, открытому В. В. Докучаевым в начале XX века, подчиняются зональные районы, а сам автор свое открытие рассматривал как закон природно-культурной зональности, т.е. рассматривал значительно шире.

Закон зональности, считал В. В. Докучаев, не только распространяется на природу, он распространяется на явления культуры, хозяйственную жизнь населения, на происходящие социальные процессы и явления духовной жизни.

По выражению Л. Н. Гумилева в зональном вмещающем ландшафте природа и традиционная хозяйственная деятельность взаимосвязаны.

В пределах России последовательно сменяют друг друга с севера на юг следующие зональные природно-культурные районы: район арктических пустынь, район тундры, лесотундры, таежный район, район смешанных и широколиственных лесов, лесостепной район, степной, район полупустынь, район пустынь, средиземноморский район.

К зональному вмещающему ландшафту русской культуры по Гумилеву относится зона смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской (Русской) равнины.

В этих же пределах расположено большинство древнерусских городов. Если учесть этнические границы с соседями, то надо выделить Центральный регион традиционной русской культуры.

В южной части Русской равнины сформировался южнорусский регион, протянувшийся от Курской области до Краснодарского края. Экологической нишей южнорусского региона стали степные и лесостепные вмещающие ландшафты.

Природа и традиционная культура, особенно на европейской части России, в ходе процессов глобализации изменились существенным образом, и с особенностями того или иного природно-культурного региона в более чистом виде теперь можно ознакомиться в музеях-заповедниках, да в национальных парках.

I. Географическую картину мира.

II. Географическое мышление.

III. Методы географии.

IV. Язык географии.

Постичь законы взаимодействия между обществом и природой в самых разных аспектах помогает географическая картина мира. Она дает возможность определить и общую культуру человека, и его личную позицию в настоящем и будущем планеты. Географическая культура подразумевает также овладение специфическим географическим мышлением – мышлением комплексным.

К языку географии кроме языка карт относится язык понятий и терминов, язык дат и цифр, язык научных фактов и язык географических названий.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) был представлен детальный анализ экологической ситуации в мире. В работе конференции участвовали главы государств и правительств, которым впервые пришлось принять трудное решение об изменении мировоззренческой стратегии человечества.


  • в социальной сфере — власть децентрализована, граждане и правительства умеют решать конфликты без применения насилия, правосудие и справедливость являются высшими ценностями, материальный достаток и социальная защищенность всем обеспечены, средства массовой информации объективно отражают происходящее и связывают воедино людей и культуры;

  • в экологической сфере — стабильная численность населения, сохранение экосистем в разнообразии и сосуществование природы и человеческих культур во взаимной гармонии, экологически чистые продукты питания;

  • в экономической сфере — минимальное загрязнение окружающей среды и минимальное количество отходов, труд, возвышающий людей, и достойное вознаграждение, интеллектуальная активность, социальные и технические нововведения, расширение человеческих знаний, творческая самореализация человека.

Остановить безудержный потребительский рост, пересмотреть варварское отношение к ресурсам, свести отходы производства и жизнедеятельности к возможному минимуму, полностью реорганизовать систему образования, обеспечить рациональный новый подход к строительству и обустройству жилья, подчинить разработку, планирование и управление строгим математическим моделям, ввести новую систему контроля, основанную на сертификации — вот задачи устойчивого развития на ближайшее будущее, от выполнения которых зависит сама возможность будущего для последующих поколений.

Именно географам принадлежит важная роль в реализации концепции устойчивого развития в реальном мире. И для того чтобы данная реализация была возможна, важно какой уровень географической культуры достигло общество. Уровень географической культуры современного общества становится важным показателем общей культуры населения, мерилом и критерием человеческого развития. Признаком географической культуры современного человека является устойчивое, сложившееся представление о Земле, о своем государстве, о своей малой Родине. Это индивидуальный опыт и впечатления от путешествий, экспедиций, отдыха. Развитие географического мышления важная задача развития географической культуры на пути к устойчивому развитию.

В настоящее время географическое мышление, специальные знания и практические рекомендации географии важны в природопользовании, в территориальной организации производительных сил общества, экологизации производства, в обеспечении, наконец, устойчивого развития.

Актуальность вопроса географической культуры в образовании, взгляд на эту проблему В.П. Максаковского. Реализация идей воспитания географической культуры на примере собственного опыта.

ВложениеРазмер
geograficheskaya_kultura.docx 31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Географическая культура – часть общечеловеческой культуры.

1 часть – вступление

Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, тем больше у них возможностей.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовала бы живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Проблемы взаимодействия природы и общества.

Владимир Павлович Максаковский уделил большое внимание изучению географи-ческой культуры как всемирно - историческому явлению. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", выделяя в нем следующие группы:
1- географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
2- политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении которых география участвует "на равных" с другими учебными дисциплинами;
3- экологические знания и умения, в формировании которых география играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
4- географическое мышление;
5- специфический "язык" географии, как элемент географической культуры.
Следует добавить:
- внедрение картографических знаний в повседневную жизнь общества;
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической географии, способствующие формированию в том числе "рыночной" культуры.

Вопрос о географической культуре весьма актуален, ведь уровень этой образованности по-прежнему недостаточно высок. География в школе – один из

учебных предметов, имеющий целью дать учащимся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, развить познавательный интерес к другим народам и странам.

К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

2 часть – примеры из опыта работы

Каким образом я пытаюсь воплотить идеи географической культуры в процессе обучения на своих уроках? Для примера я выбрала уроки, посредством которых пытаюсь продолжить формирование образа России в разных аспектах, на достоверных фактах и эмоциональных образах.

Ученики создают свои проекты в группах самостоятельно добывают информацию, регулируя свои действия и действия членов своей команды - это подразумевает коммуникативный аспект; растет познавательный интерес (ведь многие не имели представления о том где родились и жили известные писатели или ученые); на этом материале строятся также метапредметные связи с литературой, историей. Основная идея или цель такого урока – показать значимую для нашей страны территорию Центральной России с разных сторон: в хозяйственном, историческом, культурном, природном смыслах; показать какую важность для сохранения самости нашего народа имеет сохранение традиций, культурного наследия и природного фактора; также показать в географическую концентрацию – сочетание на определенной территории важнейших для русского народа объектов. Конечно, красной нитью этого урока является воспитание патриотизма. Также каждый предложенный маршрут может стать темой для исследовательской работы или совершить летнее путешествие, что я и делаю.

Ученики отправляются в экспедиции по океанам.

1 этап - работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием по двум океанам по определенным специальностям: историки, климатологи, геоморфологи, биологи, экономисты и экологи . Задание - используя тексты §15, 16 об океанах заполните карточки; подготовьте рассказ по своей теме. *карточки с заданиями1 прилагаются

4 этап – итоги - участники вписывают данные в таблицу * таблица прилагается; либо предлагается тест * прилагается

Заключение. Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. Поэтому основы географических знаний должны стать необходимым элементом культуры современного человека.

Важное положение о сути географической культуры сформулировал академик РАН, директор Института географии РАН В. М. Котляков. Он высказывает мысль о том, что одной из функций общества стало распространение информации, а также воспитание географической культуры различных групп населения. Географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.

Файлы: 1 файл

Географ. культура.docx

Географическая культура – часть общечеловеческой культуры человека.

Роль географии в развитии общечеловеческой культуры высоко оценивали ученые-географы Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, Я. Г. Машбиц, а также многие деятели культуры и искусства — Н. В. Гоголь; В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский и др. Так., Н. В. Гоголь утверждал, что география имеет исключительно важное воспитательно-образовательное значение, подчеркивал необходимость изучения природы и хозяйства страны в тесном единстве. К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

Важное положение о сути географической культуры сформулировал академик РАН, директор Института географии РАН В. М. Котляков. Он высказывает мысль о том, что одной из функций общества стало распространение информации, а также воспитание географической культуры различных групп населения. Географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.

На современном этапе развития общества роль географической составляющей в общей культуре личности усиливается. Овладение географической культурой происходит как в процессе личного взаимодействия человека с миром, так и в ходе целенаправленного обучения. Как подчеркивает В. М. Котляков, важная функция географии — выработка представлений о единстве человечества, о разнообразии стран и населяющих их народов.

Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между территорией и ее природой, людьми, природой и хозяйственной деятельностью людей на данной территории. Усиление культурологического направления в содержании школьной географии способствует развитию личности, особенно такого ее качества, как географическое мышление, усвоению географической картины мира, овладению методами познания, языком географической науки. Знания из области географии должны быть сплетены воедино, чтобы каждый школьник овладел умением всестороннего пространственного видения мира. Только человек, обладающий географической культурой, способен понимать величие и красоту природы как источника духовной силы и нравственности.

В настоящее время понимание сущности географической культуры расширяется. Признается ее значение для общечеловеческой культуры как средства постижения ее ценностей, возможности познать мир, себя, найти свое место в мире, оставаясь в гармонии с собой, природой и всеми живущими на Земле.

Итак, географическая культура — это результат педагогического воздействия, совокупность объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к географической окружающей среде. Географическую культуру понимают как способ преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей.

Географическая культура характеризуется следующими признаками:

Развитие географической культуры — длительный и целостный процесс, в основе которого лежит научное познание окружающего мира.

В.П. Максаковский о географической культуре

Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.

Формирование географической культуры учащихся – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.

С точки зрения дидактики, реализация данного подхода способствует преодолению отчуждения между теоретическими знаниями школьников и ценностями географической культуры, формулируемой при изучении реальных объектов природы, культурных событий и т.д.

Цели школьного географического образования – поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению – основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

Географическая культура включает четыре основных компонента:

I. Географическую картину мира;

II. Географическое мышление;

III. Методы географии;

IV. Язык географии.

Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

Этапы формирования географической картины мира.

Географическая мысль развивалась в течение столетий - от первоначальных, элементарных представлений первобытного человека до новейших научных понятий о геосистемах, территориальной (пространственной) организации и т. п., и хотя между этими полюсами географического познания трудно найти что-либо общее, они связаны единым процессом преемственного развития географических представлений. Географическая картина мира, является одним из общих понятий истории географической науки.
Многообразие функций, выполняемых географической картины мира проявляется прежде всего в том, что она является, с одной стороны, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, а с другой,- исходной базой географического познания, в которой "выражаются. представления человека о природе и обществе, его отношение к природе и обществу - важнейшая сторона мировоззрения. Тем самым определяются мировоззренческий характер и роль географической картины мира. Вследствие своеобразного положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира входит в качестве составляющих как в естественно-научную, так и в общественно-научную картину мира". Нам представляется, что до того, как вся земная поверхность "нарисовалась" в общих чертах на картах, география вполне четко связывалась с описанием Земли и история географии отождествлялась с историей географических открытий. Даже учебные пособия для вузов до конца 50-х годов писались как истории открытий. Лишь в 60-х годах стало ясно, что географические открытия являются частью общей истории, а история географии - это история одной из наук, основанной на изучении развития географического знания, поэтому можно с уверенностью констатировать, что первый этап развития географической картины мира однозначно совпадал с картой мира, т. е. с буквальной картиной земной поверхности. Требования учебной географии об упоре на карту являются реализацией этой картины мира в образовании.
Однако к концу XIX в. крупные теоретики географии поняли, что география уже выполнила огромной важности общественный заказ, завершив картографическую модель земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также с описанием всех мест. В связи с этим стали искать новые модели географии, то есть создавать новую географическую картину мира.
В результате этой работы, длившейся чуть меньше столетия, сложилась компонентно-отраслевая и комплексно-региональная программа исследований в виде представлений о природных комплексах и их компонентах; региональных социально-экономических системах с отраслями хозяйства и формами социальной деятельности; районировании -природном, хозяйственном, демографическом, социальном; разнообразных тематических карт и комплексных атласов. Все эти положения новой географической картины мира вошли в традиции не только научных работ, но и учебных дисциплин и стали формировать географическую картину мира всего поколения. Она включала, естественно, предыдущую географическую картину мира в качестве своей составной части.
Сейчас как будто начинает формироваться новая географическая картина мира, которая должна включить сущности двух первых этапов в новых представлениях. Новая географическая картина мира исходит из понимания ограниченности данного мира. То есть география раньше расширяла Ойкумену, а теперь пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. В связи с этим усиленно разрабатываются концепции ресурсов территории, устойчивости и емкости геосистем. Управление территориальной организацией общества на основе синтетических подходов всех отделов географии становится чрезвычайно важной задачей географии и, в конце концов, решит место географической картины мира в общей картине мира, место географии в мировоззрении, географической культуры поколения в общей культуре.
Формирование географической картины мира непрерывно сопровождалось стремлением географов всех эпох к объяснению внутренних различий в природе земной поверхности и жизни населяющих ее народов, что находило отражение в географических идеях, т. е. в тех гипотезах и теориях, которые относятся к истолкованию "лика Земли". Одновременно изменялся и географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества (и отдельных его групп) о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т. п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т. д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.
Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, той или иной группы человечества, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию географической картины мира, географическому познанию окружающей действительности. Объективирование географической картины мира может быть осуществлено через общее мировоззрение и общую культуру, т. к. геосистема представляет собой целостную систему со множеством элементов, включающую и природу, и технику, и хозяйство, и поселения, и отдельных людей. Поэтому здесь следует идти не путем изобретения отдельных элементов, а путем географизации мышления и действия. Часто говорят о высоком (или, наоборот, низком) уровне географической культуры Известный отечественный географ, педагог и методист В. П. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", вычленяя в нем следующие группы общегеографических знаний и умений:
- во-первых, географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
- во-вторых, политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении и пропаганде которых география участвует по меньшей мере "на равных" с другими науками (и учебными дисциплинами);
- в-третьих, экологические знания и умения, в формировании которых география (наряду с биологией и, возможно, даже в большей степени) играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
- в-четвертых, географическое мышление (о чем речь будет идти дальше);
- в-пятых, специфический "язык" географии (географический язык), ее понятийно-терминологический аппарат, представляющий собой также необходимый и во многом неповторимый элемент географической культуры.
К этому, очевидно, следует добавить:
- основные, элементарные знания в области картографии, умение пользоваться важнейшими видами карт, внедрение картографических изданий в повседневную жизнь общества (к сожалению, в нашей стране уровень картографической культуры остается еще очень низким);
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической географии, в высокой степени способствующие формированию политической и экономической (в том числе "рыночной") культуры.

Основные мировоззренческие идеи курса географии

Важнейшей целью школьного курса географии является умение учащимися применять полученные знания на практике в данной конкретной ситуации. Усиление практической направленности географического содержания образования позволяет соединить изучение теоретических постулатов и практического их применения, что формирует активную жизненную позицию учащихся. Помимо всего, усиление этого аспекта в обучении географии заставляет осознать роль каждого из нас в диалектике жизни, процессах, происходящих на планете Земля.

Таким образом, результатом обучения и воспитания на уроках географии становится воспитания социально-ответственного поведения в окружающем мире на основе принятия учащимися общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных способностей и жизненных целей.

Читайте также: