Кто учил детей грамоте в 16 веке в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Интересно, а все ли могут себе представить, как учили грамоте на Руси? А какой была тогда школа? Этой проблемой занимались многие историки-исследователи, чтобы искоренить издавна сложившееся мнение, что до Петра Первого на Руси вообще ничему не учили.

Актуальность темы. Мы являемся гражданами великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны гордиться своей страной. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру. В связи с этим изучение первой азбуки как начала образования, является актуальным.

Гипотеза. Мы предполагаем, что азбука положила основу образования на Руси. Она является первым документом, подтверждающим появление образования в России. Азбука привлекает своей необычностью. Наверное, только в нашей стране её могли дополнить новыми неповторимыми буквами, дошедших до наших времён.

Цели : ознакомление с историей обучения грамоте на Руси;

  1. Изучить статьи по данной теме;
  2. Ответить на вопросы: когда появились первые школы, чему учили детей в школах, кто учил грамоте;
  3. Составить материал по теме в форме справочника.

Издавна на Руси 1 декабря отмечали народный праздник День Наума-грамотника. По новому стилю день памяти святого ветхозаветного пророка Наума приходится на 14 декабря. Русский народ почитает пророка Наума покровителем и помощником во всякого рода умственных занятий. Он родился в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. В день святого Наума на Руси начиналось обучение грамоте. Детей поднимали рано, приговаривая:

В Божью церковь собирайтесь!

За азбуку принимайтесь!

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум.

По русской традиции дети просили у пророка Наума благословения на разумение:

- В древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.

- В Древней Руси вся литература была церковной. Главным культурным центром, распространявшим просвещение, была церковь, поэтому грамоте обучали церковнослужители или дьяконы.

- Работа учителя считалась самой важной и сложной. Учитель на Руси пользовался особым почетом. За труды учителю несли угощения. Отец награждал учителя хлебом или платьем, мать — одаривала собственноручно вышитым полотенцем.

- Гусиные перья часто ломались и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Ещё в пятидесятые годы 20 века ваши бабушки и дедушки в школах писали стальным пером.

- В стародавние времена дети неукоснительно соблюдали особые правила поведения. Они старались овладеть грамотой, чтобы не быть позором для семьи. О роли грамоты в жизни народа сложено немало пословиц и поговорок.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Хочешь познать истину – начинай с азбуки.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

С умом торговать, без ума горевать.


Как учились дети в России до времен Петра Первого? Отличались ли занятия царских детей от уроков простых смертных, получали ли они знания, недоступные остальным? Ведь они не должны были потом служить в войске или зарабатывать на жизнь. Но их готовили к самой важной и сложной профессии — управлению государством. Кроме того, продолжительность жизни человека в Средние века была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы или придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей чтению также начиналось в более раннем возрасте.

3Inh3Ya5wTY

Маленькие царевичи выходили из своих палат в длинных кафтанах из тяжелых тканей, опираясь на посох, в окружении своей свиты. Ступать они должны были в соответствии со своим саном — медленно и торжественно, беготня и шум не разрешались. Особенно тщательно следили взрослые за подобающим поведением в церкви, которую царские дети посещали с матерью-царицей.

eCIT4eNj4SY

Они готовили переезды из одного дворца в другой, заботились о поездках на богомолье, заказывали все необходимое для своих питомцев в придворных мастерских. Видимо, они же и развлекали своих юных подопечных, и играли с ними. У царских детей были лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные зверушки и птички. Многие были привезены купцами из дальних стран или подарены иностранными послами. Эти игрушки должны были расширять кругозор и представления об окружающем мире.

KR535MUDOOM

Миниатюра из рукописной Псалтыри. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

OzNlR6woj5Q

 ZANxZhto 0

hv4y1wRxxeg

8DgyRzbUHek

До нас не дошли свидетельства о том, кто обучал читать и писать царских детей на Руси в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного. Основная часть сохранившихся документов относится ко второй половине XVII столетия, и речь в них идет о детях царя Алексея Михайловича.

t8Q3vsqUmAo

Неизвестный художник — Портрет царевича Петра Алексеевича. XVIII в. Музеи Московского Кремля

Из них следует, что изучение грамоты и всех остальных премудростей происходило в ХVII веке постепенно, с помощью ярких и красочных потешных книг и картинок. К сожалению, нам неизвестно, насколько широко бытовали в то время такие детские книги за пределами царского дворца.

IG8VfjIchBo

Потешные книги не исчезали из обихода царских детей даже в том возрасте, когда они уже умели читать и писать. В 1675 году придворный художник Иван Филатов писал потешную книгу для царевича Федора Алексеевича, которому было уже тринадцать лет. В данном случае речь идет, скорее всего, о книге типа энциклопедии, где могли быть изображены представители разных народов в национальных одеждах, диковинные заморские звери, корабли, города и многое другое.

0649UMNL5Iw

Вид Конюшенного двора. Акварель. Копия с оригинала Ф. Я. Алексеева. 1929. Музеи Московского Кремля

Если в XVII веке для детей царя обязательно писали уникальные потешные книги, значит, царская семья сознавала их необходимость. А вот после реформ, проведенных Петром I в первой половине XVIII века, детские книги совершенно исчезают из обихода. В документах о воспитании младших детей Петра и его второй жены Екатерины Алексеевны, а также его внуков они уже не упоминаются. Многие мемуаристы XVIII столетия сетуют на то, что книг, пригодных для детского чтения, не было вообще никаких, даже у очень состоятельных людей. Вновь вопрос о специальной литературе для детей встает только во второй половине XVIII века, когда императрица Екатерина II, воспитывая внуков, приходит к выводу о необходимости детских книг и сама начинает сочинять для внуков азбуку, а затем сказки.

yUqWscaJldA

Мастерская Ф. Я. Алексеева. Вид на Боярскую площадку. Акварель. Начало XIX в. (?). Музеи Московского Кремля

gVRA2exz6q8

Не исключено, что эта же азбука, подаренная дедом, служила не только старшим детям царя Михаила Федоровича, но и младшим: в 1642 году какую-то азбуку из царских хором переплетали. По всей видимости, она перешла к царевне Татьяне Михайловне, родившейся в 1636 году. Ее учительницей (в документах она именовалась мастерицей) была некая вдова Марья.

2rZ2XjX7rVg

Подписи говорят, что автором букваря был известный поэт того времени Карион Истомин. Таких букварей было заготовлено несколько. Ученые, изучающие творчество поэта Кариона Истомина, считают, что их было не менее шести экземпляров. Другой букварь (помимо принадлежащего царевичу Алексею) был поднесен поэтом царице Прасковье Федоровне, жене брата Петра, царя Ивана Алексеевича, и ее дочерям.

Кроме букварей существовала еще и азбука в столбцах — пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. В те времена научиться читать было гораздо сложнее, чем теперь, ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные, выполненные разными почерками, а все деловые документы переписывались писцами.

3QWhBiojA78

7BI8jg5qXo4

Указка с чехлом. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Однако обучение царских детей не всегда начиналось с 1 декабря, ведь к занятиям у Никиты Зотова царевич Петр Алексеевич приступил 12 марта 1677 года.

В начале обучения дети простого звания посещали церковь, молились пророку Науму и своему ангелу-хранителю об успехе в ученье. Заказывали молебен. В хоромах царских детей также совершался молебен в присутствии царя и патриарха, который окроплял ученика святой водой и благословлял его.

PckwTLFU9tk

Подвесная чернильница. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Начинались занятия рано утром, раньше, чем это принято сейчас. Если в современной школе начало уроков приходится на восемь или половину девятого утра, то в XVII веке они почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых — часов в шесть утра.

Трудно сказать, сколько времени занимало изучение царевичами и царевнами азбуки или букваря, а вот окончание его можно вычислить косвенно — по выдаче наград их учителям. Так, царевич Алексей Михайлович стал знакомиться с азбукой не ранее мая 1634 года, когда для нее заказали футляр, а в сентябре 1635 года его учитель дьяк Василий Прокофьев получил пару соболей за то, что царевич начал учить Часовник (Часослов). Получается, что изучение азбуки заняло полтора года.

I4hhqfsr6b8

Афанасий Иванович Федосеев, учитель царевича Федора Алексеевича, впервые упоминается в 1668 году, когда ему было выдано сорок соболей и десять аршинов камки. Скорее всего, это пожалование отмечает начало учебы: царевичу Федору уже исполнилось шесть лет. Обучение азбуке заняло один год — к 1 июля 1669 года учитель Афанасий вновь получил щедрую царскую награду — сорок соболей и десять аршинов сукна.

Что касается царевен, то их обучение проходило точно так же, а их учительницы в 1675–1691 годах состояли в штате царицы. Нам известны имена Варвары Льговой, Феодоры Петровой и вдовы Тимофея Волкова, которая учила чтению и письму царевну Наталью Алексеевну, младшую сестру Петра I.

dre gRXhyTw

Письменный прибор. Турция, XVII в. Музеи Московского Кремля

Существовавшая со времен принятия христианства на Руси устойчивая традиция использования для обучения грамоте сначала азбуки, затем церковных книг — Часовника, Псалтыри и Деяний апостолов — позволила создать довольно точный график занятий.

Современному человеку обучение чтению по церковным книгам представляется очень сложным. На самом деле, это было не так, ведь Часовник, или Часослов, — это богослужебная книга, содержащая молитвы, которые читаются каждый день, например, утренние молитвы или молитвы на сон грядущий. Без сомнения, царские дети к началу обучения чтению по Часовнику уже знали эти молитвы наизусть, что существенно облегчало уроки чтения.

После Часовника обычно приступали к чтению Псалтыри — сборника церковных Песнопений, который также был хорошо известен всем, кто регулярно посещал церковные службы, даже малым детям. Украшенные красочными изображениями, Псалтыри XVII века как нельзя лучше подходили для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.

Процесс обучения шел небыстро — видимо, игры и развлечения по-прежнему занимали в жизни царских детей более важное место. Поэтому царевна Ирина Михайловна в 1636 году, когда ей было уже девять лет, все еще учила Псалтырь и Апостол.

5WqFTwtszPc

М. П. Клодт — В тереме царевен. 1883. Пермская государственная художественная галерея

К числу же реальных сложностей в жизни царских детей можно отнести не обучение по церковным книгам, а то, что они находились наедине с учителем. В отличие от современных школьников, им нельзя было надеяться на то, что учитель спросит кого-то другого. Если играли царские дети со сверстниками — детьми придворных, то учились они одни, в лучшем случае вместе с подходящими по возрасту братом или сестрой.

gVNjklqDS9c

Подобный порядок начального обучения был характерен не только для православной России, но также и для западноевропейских стран. В качестве одной из реликвий среди сокровищ герцогов Бургундских бережно хранилась Псалтырь, по которой обучался в детстве будущий король Франции Людовик Святой. Хотя в Западной Европе издавна существовали университеты, начальное обучение там практически ничем не отличалось от принятого в России. Отношение к чтению как к получению света божественного знания было одинаково во всех странах, ведь христианство — религия, основанная на Священном Писании. Умение читать и писать рассматривалось в первую очередь не с практической точки зрения, а в качестве знака особого благочестия. Еще в XV веке французские историки гордились тем, что во Франции существует обычай обязательно обучать наследных принцев чтению и письму.

Цель обучения чтению в те времена и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Что касается царских детей, то, видимо, эта цель обычно бывала достигнута. Царь Алексей Михайлович знал церковную службу настолько хорошо, что позволял себе поправлять служащего в церкви дьякона. Петр I, хотя об этом мало говорят его биографы, мог читать Апостол и Евангелие наизусть, в чем видна явная заслуга его учителя Никиты Зотова. Эти книги царь Петр часто цитировал.

5Wj5i0jUkmw

Чтение священных книг было не просто благочестивым занятием. Умение читать рассматривалось на Руси не столько как результат трудов и усилий ученика, а как дар, ниспосланный свыше. Об этом говорит история из Жития Сергия Радонежского, самого почитаемого русского святого, которая была известна каждому человеку того времени.

IKm 3Cnq8hU

Если сейчас дети учатся читать и писать одновременно, то в Средние века очередь письма наступала только после обучения чтению. Часто встречаются упоминания о людях, которые умели читать, но не могли писать. В Западной Европе письмо и чтение также долгое время существовали раздельно: чтение по традиции относилось к благородной литературной и религиозной деятельности, а письмо — к ремеслам или занятиям торговлей.

ugylyU5wb4Y

Поэтому для изучения счета обычно использовали деньги, а образцами для обучения письму часто служили деловые бумаги. Читать такие написанные от руки документы было очень трудно. Писцы употребляли множество сложных соединений разных букв, сокращали многие слова, для экономии места выносили буквы поверх основной строки. Недаром историки относят рукописные документы XVII века к числу самых трудночитаемых.

До первой половины XX века, пока делопроизводственные документы не стали выполняться на пишущих машинках, а затем на иных технических средствах, красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования. Россия XVII столетия не была исключением, поэтому писать царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени — подьячие и дьяки Посольского приказа. Известно, что царь Алексей Михайлович обладал беглым и ровным почерком.

qk2b2N8ZnZQ

BI6CIOGte g

Азбука-свиток (столбцом). ХVII в.

Однако часто усилия лучших мастеров своего дела пропадали напрасно. Почерк слабого здоровьем царевича Федора Алексеевича, согласно мнению некоторых исследователей, неуверен, строки на листе лезут вверх. Что касается царя Петра Алексеевича, то его почерк трудночитаем, не говоря уже о грамматических ошибках. К его оправданию надо сказать, что в те времена еще не существовало установившегося правописания, одно и то же слово могли писать по-разному, однако Петр I ухитрялся пропускать буквы в собственном имени.

Первоначальный этап обучения всех детей, в том числе и царских, заканчивался на занятиях чтением, письмом и церковным пением. Но учителя царских детей обычно не расставались со своими воспитанниками. Карьера их бывшего учителя продолжалась дальше. Только о Василии Прокофьеве, который обучал царевича Алексея Михайловича, известно очень мало. Учитель же царевича Федора Алексеевича, которого звали Афанасий Федосеев, после вступления своего бывшего ученика на престол по-прежнему входил в ближайшее окружение царя и выполнял его поручения, получая причитающееся ему учительское жалованье. Но самым известным учителем царских детей в XVII веке был, без сомнения, Никита Зотов. Согласно исследованиям земельных владений членов Боярской думы, а потом и других высших органов государственной власти, бывший приказный дьяк был среди высшей титулованной знати на первом месте: в его собственности находилось более тысячи ста дворов!

JLSpjM9a0cI

Царь Борис Годунов наблюдает за обучением Федора Борисовича. Литография. XIX в.

По числу двенадцати месяцев они состоят из двенадцати книг. Их объем столь колоссален, что современные исследователи до сих пор не взялись за издание этих книг: в каждом томе от полутора до двух тысяч листов! Судя по всему, одна из копий Минеи предназначалась специально для царя Ивана Васильевича. Так что и Ивану Грозному, и его сыновьям открывались лучшие возможности для чтения, которые были в ту эпоху.

65jaAbAYTIk

XmmZdFBfbew

ZF2O s1Lw1c

Царь Борис Годунов с детьми. Литография. XIX в.

От тех далеких времен до наших дней в России сохранилось необыкновенно уважительное отношение к книге. В XVII веке все книги представляли собой еще и большую материальную ценность, поэтому их надо было тщательно беречь.

Очень важным было то, что книги, существовавшие на Руси, были написаны на понятном всем русском языке, в то время как в Европе латынь как язык университетской образованности резко сужала круг читателей.

Кроме того, по крайней мере до второй половины XVII века в России обучение было одинаковым для всех слоев общества. Состоятельный горожанин, богатый купец, дворянин и представитель высшей знати начинали обучать детей по азбуке или Псалтыри. В процессе учебы не существовало того культурного разрыва между высшими и низшими сословиями, который появился в России в XVIII–XIX столетиях после реформ Петра I.

Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили:

Нам сейчас трудно установить, как именно обучали грамоте в Древней Руси, ведь это было много-много лет назад. Но историки, изучая сохранившиеся записи, старинные загадки, пословицы, поговорки, предполагают, как это обучение могло происходить.

После букв заучивали слоги. Сначала дети должны были назвать буквы так, как они назывались в азбуке, а потом назвать слог (сочетание букв):

Урок в школе

Урок в школе

Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Стержень у писала часто делали крученым, чтобы его легче было держать. Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.

Учеными-археологами при раскопках в Новгороде найдены берестяные грамоты, принадлежавшие мальчику Онфиму, который жил больше 700 лет назад. На кусочках бересты Онфим, упражняясь, писал буквы, слоги, слова.

Древнерусская школа С миниатюры 17в

Древнерусская школа С миниатюры 17в

А какие книги использовали для обучения на Руси в старину? Учебными были книги церковные: Часослов и Псалтирь.

Писали книги, как вы уже знаете, на пергаменте. Для этого нужны были чернила. Чернила ученики изготавливали сами из смеси сажи и клея или из наростов на листьях дуба.

На пергаменте писали гусиными перьями. Их перед письмом тщательно обрабатывали: вначале соскабливали с них жир, затем втыкали их в нагретый песок или золу, потом удаляли ненужные перепонки и заостряли перо, после этого расщепляли конец пополам.

Обучение грамоты С миниатюры 17 в

Обучение грамоты С миниатюры 17 в

Вот две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них говорится о писале, которым писали на воске и на бересте, в какой – о пере?

Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.

Пять волов одной сохой пашут.

Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.

Гусиное перо при письме часто оставляло кляксы. Их стирали пористым камешком или, пока не засохли… слизывали языком. До наших времен дошла загадка о процессе письма:

Существовала и другая сложность – письмо на пергаменте долго не высыхало. Поэтому написанный текст посыпали песком, который тут же впитывал верхний слой чернил. Каждый ученик нес в школу чернильницу и мешочек с песком. Их соединяли шнурком, который надевали на шею. В то время возникла поговорка:

На Руси до прошлого века сохранялся старинный обычай отмечать окончание обучения грамоте общей трапезой – обедом.

Историк И. Забелин обнаружил интересную запись, которая хранилась в личном архиве известного русского актера Михаила Щепкина, который в конце XVIII века обучался в школе по древней методике. Вот этот текст:

Так как ученики переходили к новым этапам обучения в разное время, то таких трапез-обедов в течение года было несколько.

Обычай приношения каши менял положение ребенка среди учеников. Им отмечалось успешное продвижение в учении. Само же приношение учителю каши по тогдашним правилам было формой выражения почтения педагогу.

Но главное – к грамотности относились с благоговением, а учителей своих очень почитали и уважали. Книжное разумение считалось даром Божиим. И потому те, кто стремился овладеть грамотой, а потом и науками, соединяли учение с молитвой. Надеялись на благодатную помощь Божию, а не только на свои силы и искусство учителя.

Попросим и мы у Бога вразумления молитвой:

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая учению, возрастали мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим в утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

ФЕШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1881-1955). Из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музе.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА О НЕЗАКОННОСТИ QR- КОДОВ. ВАЖНО РАСПРОСТРАНИТЬ 1. По всем выявленным фактам т.

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА





Неизвестный художник.
Портрет царевича Петра Алексеевича. XVIII в. Музеи Московского Кремля


Вы можете задать вопрос: неужели в те времена царских детей начинали учить чтению в таком раннем возрасте? Да, и это было характерно не только для России, по и для стран Западной Европы.

До нас не дошли свидетельства о том, кто обучал читать и писать царских детей на Руси в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного. Основная часть сохранившихся документов относится ко второй половине XVII столетия, и речь в них идет о детях царя Алексея Михаиловича. Из них следует, что изучение грамоты и всех остальных премудростей происходило в ХVII веке постепенно, с помощью ярких и красочных потешных книг и картинок. К сожалению, нам неизвестно, насколько широко бытовали в то время такие детские книги за пределами царского дворца.




Царевич Симеон Агексеевич. Литография XIX в. по рисунку из "Титулярника", ХVII в.


Потешные книги не исчезали из обихода царских детей даже в том возрасте, когда они уже умели читать и писать. В 1675 году придворный художник Иван Филатов писал потешную кигу для царевича Фёдора Алексеевича, которому было уже тринадцать лет. В данном случае речь идет, скорее всего, о книге типа энциклопедии, где могли быть изображены представители разных народов в национальных одеждах, диковинные заморские звери, корабли, города и многое другое.

Если в XVII веке для детей царя обязательно писали уникальные потешные книги, значит, царская семья сознавала их необходимость. А вот после реформ, проведенных Петром I, в первой половине XVIII века детские книги совершенно исчезают из обихода. В документах о воспитании младших детей Петра и его второй жены Екатерины Алексеевны, а также его внуков они уже не упоминаются. Многие мемуаристы XVIII столетия сетуют на то, что книг, пригодных ля детского чтения, не было вообще никаких, даже у очень состоятельных людей. Вновь вопрос о специальной литературе для детей встает только во второй половине XVIII века, когда императрица Екатерина II, воспитывая внуков, приходит к выводу о необходимости детских книг и сама начинает сочинять для внуков азбуку, а затем сказки.



Мастерская Ф.Я. Алексеева. Вид на Боярскую площадку. Акварель. Начало XIX в. (?) . Музеи Московского Кремля.



Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича.
Иллюстрация к сочинению П. Крекшина "История Петра Великого". Первая половина XVIIIв. Государственный Исторический музей

Не исключено, что эта же азбука, подаренная дедом, служила не только старшим детям царя Михаила Федоровича, но и младшим: в 1642 году какую-то азбуку из царских хором переплетали. По всей видимости, она перешла к царевне Татьяне Михайловне, родившейся в 1636 году. Ее учительницей (в документах она именовалась мастерицей) была некая вдова Марья.


Таких букварей было наготовлено несколько. Ученые, изучающие творчество поэта Кариона Истомина, считают, что их было не менее шести экземпляров. Другой
букварь (помимо принадлежащего царевичу Алексею) был поднесен поэтом царице Прасковье Федоровне, жене брата Петра, царя Ивана Алексеевича, и ее дочерям.

Кроме букварей, существовала еще и азбука в столбцах - пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. В те времена научиться читать было гораздо сложнее, чем теперь - ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные, выполненные разными почерками, а все деловые документы переписывались писцами.




Указка в футляре
Россия, XVII в. Дерево, жемчуг, золото, ткачество, шитье жемчугом. Музеи Московского Кремля

Однако обучение царских детей не всегда начиналось с 1 декабря, ведь к занятиям у
Никиты Зотова царевич Петр Алексеевич приступил 12 марта 1677 года.

В начале обучения дети простого звания посещали церковь, молились пророку Науму и своему ангелу-хранителю об успехе в ученье. Заказывали молебен. В хоромах царских детей также совершался молебен в присутствии царя и патриарха, который окроплял ученика святой водой и благословлял его.




Подвесная чернильница. Россия, XVII в

Начинались занятия довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас. Если в современной школе начало уроков приходится на восемь или половину девятого утра, то в XVII веке они почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых - часов в шесть утра.

Трудно сказать, сколько времени занимало изучение царевичами и царевнами азбуки или букваря, а вот окончание его можно вычислить косвенно - по выдаче наград их учителям. Так, царевич Адексей Михайлович стал знакомиться с азбукой не ранее мая 1634 года, когда для нее заказали футляр, а в сентябре 1635 года его учитель дьяк Василий Прокофьев получил пару соболей за то, что царевич начал учить Часовник (Часослов). Получается, что изучение азбуки заняло полтора года, ведь в русском алфавите того времени было гораздо больше букв и их разнообразных начертании. Значит, учитель подучил причитающееся ему вознаграждение с некоторым опозданием.




К. В. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича. 1903. Собрание галереи "Мастера", Москва


Афанасий Иванович Федосеев, учитель царевича Фёдора Алексеевича, впервые упоминается в 1668 году, когда ему было выдано сорок соболей и десять аршин камки. Скорее всего, это пожалование отмечает начало учебы: царевичу Фёдору уже исполнилось шесть лет. Обучение азбуке заняло одни год - к 1 июля 1669 года учитель Афанасий вновь получил щедрую царскую награду - сорок соболей и десять аршин сукна.

Что касается царевен, то их обучение проходило точно так же, а их учительницы в 1675-1691 годах состояли в штате царицы. Нам известны имена Варвары Льговой, Феодоры Петровой и вдовы Тимофея Волкова, которая учила чтению и письму царевну Наталью Алексеевну, младшую сестру Петра I.



Письменный прибор. Турция, XVII в. Музеи Московского Кремля

Существовавшая со времен принятия христианства на Руси устойчивая традиция использования для обучения грамоте сначала азбуки, затем церковных книг - Часовника, Псалтыри и Деяний апостолов - позволила создать довольно точный график занятий.

Современному человеку обучение чтению по церковным книгам представляется очень сложным. На самом деле это было не так. Ведь Часовник, или Часослов, - это богослужебная книга, содержащая молитвы, которые читаются каждый день, например утренние молитвы или молитвы на сон грядущий. Без сомнения, царские дети к началу обучения чтению по Часовникк уже знали эти молитвы наизусть, что существенно облегчало уроки чтения.

После Часовника обычно приступали к чтению Псалтыри - сборника церковных Песнопений, который также был хорошо известен всем, кто регулярно посещал церковные службы, даже малым детям. Украшенные красочными изображениями, Псалтыри XVII века как нельзя лучше подходили для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.




Обучение царевича грамоте в "учительной палате" в присутствии его дядьки-боярина

Процесс обучения шел не быстро, видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей более важную роль. Поэтому царевна Ирина Михайловна в 1636 году, когда ей было уже девять лет, все еще учила Псалтырь и Апостол.

К числу же реальных сложностей в жизни царских детей можно отнести не обучение по церковным книгам, а то, что они находились наедине с учителем. В отличие от современных школьников, им нельзя было надеяться на то, что учитель спросит кого-то другого. Если играли царские дети со сверстниками - детьми придворных, то учились они одни, в лучшем случае вместе с подходящими по возрасту братом пли сестрой.



Буслаевская псалтирь — рукописная Псалтирь, созданная в последней четверти XV века




Хлудовская псалтырь (IX век). На миниатюрах (XIII век) слева изображён царь Давид, играющий на псалтерии, справа — он же, побеждающий врагов и диких животных.


Подобный порядок начального обучения был характерен не только для православной России, но также и для западноевропейских стран. В качестве одной из реликвий среди сокровищ герцогов Бургундских бережно хранилась Псалтырь, по которой обучался в детстве будущий король Франции Людовик Святой. Хотя в Западной Европе издавна существовали университеты, начальное обучение там практически ничем не отличалось от принятого в России. Отношение к чтению как к получению света божественного знания было одинаково во всех странах, ведь христианство - религия, основанная на Священном Писании. Умение читать и писать рассматривалось в первую очередь не с практической точки зрения, а в качестве знака особого благочестия. Еще в XV веке французские историки гордились тем, что во Франции существует обычай обязательно обучать наследных принцев чтению и письму.

Цель обучения чтению в те времена и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Что касается царских детей, то, видимо, эта цель обычно бывала достигнута. Царь Алексей Михайлович знал церковную службу настолько хорошо, что позволял себе поправлять служащего в церкви дьякона. Петр I, хотя об этом мало говорят его биографы, мог читать Апостол и Евангелие наизусть, в чем видна явная заслуга его учителя Никиты Зотова. Эти книги царь Пётр часто цитировал.


Чтение священных книг было не просто благочестивым занятием. Умение читать рассматривалось на Руси не столько как результат трудов и усилий ученика, а как дар, ниспосланный свыше. Об этом говорит история из Жития Сергия Радонежского-самого почитаемого русского святого, которая была известна каждому человеку того времени.




Родословие Христа в Евангелии от Луки

обложка (200x259, 13Kb)


ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА
М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.

Читайте также: