Педагогическая модель воспитания учащихся младших классов в рамках реализации проекта цифровая школа

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 1195 1

Антонова Галина Сергеевна, зам. директора по ВР

Цель проекта: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата доп. образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Задачи проекта:

2.Раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения.

3. Реализация образовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта.

4. Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.

5. Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.

6. Применение современных образовательных технологий.

7. Обеспечение качественного сопровождения реализации обновленных образовательных программ.

8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программ базового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.

9. Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.

Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности.

Деятельность педагога по созданию ситуации успеха должна быть направлена на:

создание комфортности для ребенка;

погружение каждого ребенка в творческий процесс;

опору на внутреннюю мотивацию;

постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации упеха, как: снятие страха, внесение мотива, авансирование успешного результата, мобилизация активности, педагогическое внушение.

увеличить охват детей дополнительным образованием и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании;

повысить качество и вариативность образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями;

внедрить общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями;

В чем отличие курсов внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Ключевая цель образования

Неотъемлемая часть образовательного процесса (основной общеобразовательной программы) и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования в полной мере

Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

Требования к результатам

Обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Дополнительные общеразвивающие программы направлены на достижение результатов за рамками ФГОС соответствующего уровня.


Тарасова, Л. Е. Педагогический такт в процессе осуществления контроля качества подготовки студентов / Л. Е. Тарасова // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С.29-46.
В статье рассматриваются компоненты педагогического такта, имеющие глубокую внутреннюю взаимосвязь, которая регулируется педагогически обоснованной мерой в применении воспитательных воздействий. Основной задачей является рассмотрение того, как психолого-педагогический такт реализуется в процессе контроля и оценивания знаний студентов.


Фролов, И. Н. Технология SKYPE и методика ее применения в обучении / И. Н.Фролов // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С. 64-70.
В статье рассмотрена возможность использования SKYPE в учебном процессе. Представлена методика подготовки и проведения урока с использованием SKYPE.


Богатырева, М. А. Экономика, основанная на знаниях, и новые задачи в области языкового образования / М. А. Богатырева. // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С. 75-80.
Необходимость выпускника неязыкового вуза адаптироваться к динамично изменяющейся социальной и производственной среде требует от него высокой информационной культуры, самостоятельного анализа ситуации и принятия конкретных профессиональных решений на языке специальности.
Задача методистов состоит в разработке новых образовательных моделей, предполагающих как самостоятельное применение студентами информационных продуктов, так и их участие в коллективном процессе решения проблем. При этом также и формы контроля знаний включают креативные формы студенческого самоконтроля учебных стратегий.


Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения / П. Д. Гаджиева. // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С. 81-88.
В статье дается анализ педагогического опыта использования интерактивных методов в правовом обучении учащихся в образовательных учреждениях. Рассматриваются вопросы ориентированности системы образования на инновационную деятельность. Приведенные автором результаты анкетирования позволяют выявить отношения учителей-правоведов к нетрадиционным способам обучения.


Дубовик, М. И. Индивидуализация учебно-познавательной деятельности студента при кредитно-модульной системе обучения / М. И. Дубовик, Л. В. Львов. // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С. 101-113.
При рассмотрении индивидуализации учебно-познавательной деятельности студента при кредитно-модульной системе обучения определены специфические принципы, отражающие особенности индивидуализации познавательной деятельности студента, введено новое понятие учебно-познавательной деятельности и дано дано авторское определение индивидуализации учебно-познавательной деятельности студента при кредитно-модульной системе обучения.


Лямзин, М. А. Специфика организации самостоятельной работы студентов в филиалах вуза, применяющего дистанционные образовательные технологии / М. А. Лямзин, Е. В. Решетова. // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С. 114-119.
В статье рассматриваются причины и проблемы недостаточной эффективности самостоятельной работы студентов филиалов вызов, реализующих дистанционные технологии. Предлагается перечень учебных действий самостоятельной работы студентов, а также комплекс мер по овладению ими; рассматривается программа краткосрочного повышения квалификации педагогических работников филиала вуза по организации самостоятельной работы студентов и управлению их самостоятельной познавательной деятельностью.


Сальный, Р. В. Диагностика уровней аудиовизуального восприятия старшеклассниками экранных художественных медиатекстов/ Р. В. Сальный. // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С. 120-136.
Эксперимент, проведенный автором статьи, показал, что основной интерес для старшеклассников представляют экранные художественные медиатексты массовой (популярной) культуры. Эта популярность обусловлена одновременным воздействием различных составляющих (напряженный сюжет, необычность и динамика событий, зрелищность и экзотичность действий, решительность, находчивость). При этом отсутствие умений эстетического восприятия, художественного опыта, опыта эмоционально-ценностного переживания сложных явлений, эмоционально-образного мышления не позволяют учащимся увидеть и понять необычность в замысле и мировосприятии авторов высокохудожественных произведений. Поэтому мотивы общения старшеклассников с экранными художественными медиатекстами ограничены.

Скибицкий, Э. Г. Педагогическая поддержка самостоятельной учебной работы студентов экономического вуза / Э. Г. Скибицкий. // Инновации в образовании. – 2011. - № 1. – С.137-146.
Автором статьи рассмотрены возможности координации самостоятельной учебной работой обучающихся на основе педагогической поддержки. Приведены результаты экспериментальной проверки ее полезности.

В статье рассматривается проблема повышения культуры педагога, необходимой для создания новой образовательной среды, включающей проектирование процесса обучения младших школьников с применением мультимедийных средств. Прослежена взаимосвязь функций средств обучения с содержанием образования, дается характеристика компетенций, которыми должен владеть учитель начальных классов для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

В статье рассматриваются особенности и приоритеты воспитания младших школьников в условиях информатизации современного общества. Речь идет об изменениях, последовавших за масштабным внедрением во все сферы жизни современного общества, в том числе в образовательный процесс начальной школы, информационно-коммуникационных технологий. Изменения подходов к воспитанию младших школьников представлены с опорой на результаты проведенного исследования.

В публикации рассматривается актуальная проблема, относящаяся к обеспечению физического и психического здоровья российских школьников, пользующихся ресурсами Интернета. Приводится последовательная динамика вносимых в законодательную основу Российской Федерации правовых актов и поправок к федеральным законам, регулирующих деятельность в пространстве Всемирной сети, препятствующих доступу детей и подростков к информации представляющих для них опасность, а также ужесточающих ответственность (в том числе и уголовную) за вовлечение юных пользователей Интернета в деструктивные интернет-сообщества.

В статье рассматривается одна из приоритетных задач современной начальной школы, нашедшая отражение в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, – формирование информационной грамотности учащихся. Раскрываются характеристики трех групп информационных учебных действий, включающих готовность младшего школьника: пользоваться источником информации; понимать и представлять информацию в разном виде; оценивать надежность, достоверность данной или полученной информации. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся начальной школы при освоении информационных учебных действий. Намечены направления работы педагога по их преодолению и совершенствованию информационной культуры учащихся.




В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры младших школьников в процессе их обучения использованию лингвистических словарей для решения учебных задач. Автор описывает особенности учебных лингвистических словарей, характеризует методические условия их успешного применения в начальной школе.

В статье характеризуются методы и приемы использования цифровых микроскопов, документ-камеры, ИКТ-доски, конструкторов LEGO, ноутбуков для учащихся, дисков с методическими разработками для проведения разных этапов урока в начальной школе. Рассматриваются способы применения учебно-лабораторного оборудования при организации учебного процесса на разных уроках, а также в ходе занятий во внеурочной деятельности. Раскрывается сущность разноуровневого обучения, реализация которого стала более доступна благодаря дифференциации обучения.

В статье рассматриваются вопросы формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы посредством использования разнотипных математических задач. Анализируются виды классификаций математических задач разных типов, способствующих активизации и развитию у младших школьников мышления: творческие задачи и задачи, решение которых приводит к появлению новой идеи. Обосновывается вывод о том, что работу по развитию логического мышления и формированию нестандартного подхода к разрешению проблем в ходе обучения математике учитель может и должен начинать с первого класса.


В статье рассматривается проблема повышения культуры педагога, необходимой для создания новой образовательной среды, включающей проектирование процесса обучения младших школьников с применением мультимедийных средств. Прослежена взаимосвязь функций средств обучения с содержанием образования, дается характеристика компетенций, которыми должен владеть учитель начальных классов для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

В статье рассматриваются особенности и приоритеты воспитания младших школьников в условиях информатизации современного общества. Речь идет об изменениях, последовавших за масштабным внедрением во все сферы жизни современного общества, в том числе в образовательный процесс начальной школы, информационно-коммуникационных технологий. Изменения подходов к воспитанию младших школьников представлены с опорой на результаты проведенного исследования.

В публикации рассматривается актуальная проблема, относящаяся к обеспечению физического и психического здоровья российских школьников, пользующихся ресурсами Интернета. Приводится последовательная динамика вносимых в законодательную основу Российской Федерации правовых актов и поправок к федеральным законам, регулирующих деятельность в пространстве Всемирной сети, препятствующих доступу детей и подростков к информации представляющих для них опасность, а также ужесточающих ответственность (в том числе и уголовную) за вовлечение юных пользователей Интернета в деструктивные интернет-сообщества.

В статье рассматривается одна из приоритетных задач современной начальной школы, нашедшая отражение в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, – формирование информационной грамотности учащихся. Раскрываются характеристики трех групп информационных учебных действий, включающих готовность младшего школьника: пользоваться источником информации; понимать и представлять информацию в разном виде; оценивать надежность, достоверность данной или полученной информации. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся начальной школы при освоении информационных учебных действий. Намечены направления работы педагога по их преодолению и совершенствованию информационной культуры учащихся.

В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры младших школьников в процессе их обучения использованию лингвистических словарей для решения учебных задач. Автор описывает особенности учебных лингвистических словарей, характеризует методические условия их успешного применения в начальной школе.

В статье характеризуются методы и приемы использования цифровых микроскопов, документ-камеры, ИКТ-доски, конструкторов LEGO, ноутбуков для учащихся, дисков с методическими разработками для проведения разных этапов урока в начальной школе. Рассматриваются способы применения учебно-лабораторного оборудования при организации учебного процесса на разных уроках, а также в ходе занятий во внеурочной деятельности. Раскрывается сущность разноуровневого обучения, реализация которого стала более доступна благодаря дифференциации обучения.

В статье рассматриваются вопросы формирования исследовательской компетенции учащихся начальной школы посредством использования разнотипных математических задач. Анализируются виды классификаций математических задач разных типов, способствующих активизации и развитию у младших школьников мышления: творческие задачи и задачи, решение которых приводит к появлению новой идеи. Обосновывается вывод о том, что работу по развитию логического мышления и формированию нестандартного подхода к разрешению проблем в ходе обучения математике учитель может и должен начинать с первого класса.


Начальная школа ― это фундамент, от качества которого зависит будущее ребёнка. Ему предстоит жить и работать в цифровом мире, найти в нем комфортное и безопасное место. Для формирования цифровых навыков у учащихся учителю начальных классов необходимо применять разные стратегии обучения и, в первую очередь, использовать оптимальное сочетание стандартных образовательных подходов с новыми технологиями, применяемыми в обучении.


STEM-подход — один из основных трендов в мировом образовании, набирает популярность среди учителей Беларуси в эпоху цифровой трансформации белорусского образования.

Основной метод обучения, который используется для интеграции STE(А)M в образовательное пространство — проектный. STEM-подход позволяет объединить в проектной работе математику и естествознание, изобразительное искусство и технологию, информатику и физику. Взаимосвязь и взаимодействие этих областей знаний позволяют младшим школьникам понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии.

На сегодняшний день STE(А)M-проекты могут охватить весьма разнообразные темы и направления, зачастую подчеркивая как прикладной, так и фундаментальный характер изучаемых дисциплин.


4. Создание продукта современной научно-технической индустрии или его прототипа, апробация (тестирование) и отладка.

STE(А)M-проекты реализуются в стенах школы через организацию объединений по интересам, на учебных и факультативных занятиях.


Востребованным инструментом в STE(А)M-проектной деятельности является практико-ориентированная робототехническая образовательная платформа Lego Education WeDo 2.0, которая позволяет учащимся не только исследовать, но и изобретать, проявить свою творческую сторону в инженерии, дизайне и математике.

Для реализации STE(А)M-проекта разрабатываются рабочие материалы — рабочие листы, путевые журналы, листы самооценки работы команды и т.д.

Важной составляющей работы STE(А)M-проекте является культура командной работы. Правила командной работы разрабатываются совместно с учащимися. Учащиеся в команде уточняют исходную информацию, обсуждают тему, формулируют задачи, выбирают и обосновывают критерии успешности выполнения задания, правила командной работы, которые фиксируются и в дальнейшем используются для оценочных листов, определяют способы взаимодействия, график работы, прогнозируют конечный результат, распределяются роли и функции каждого в команде.


Важнейшим открытием для младших школьников при реализации STE(А)M-проектов становится тот факт, что робототехника, электроника и программирование не являются самоцелью, что роль техники и технологий заключается в решении социальных вопросов и глобальных проблем современности.

STE(A)M-проекты создают условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся в рамках учебной программы, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Работая над тематическим STE(А)M-проектом у учащихся формируются цифровые навыки. Так при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Сочетание технического творчества, креативного подхода к всестороннему восприятию содержания учебного предмета помогает пробудить в учащихся интерес к обучению, даёт учащимся больше, чем просто знания, – это вкус к познанию и работе, желание погрузиться в саморазвитие, полюбить сам процесс обучения.

Читайте также: