Как должен поступать благородный муж философия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Более раннее словоупотребление указывало на сложившегося человека, уже получившего образование, однако эта поздняя коннотация указывает на несовершенную личность, наделенную некоторой целью и стремящейся к образованию. Теперь следует обсудить, что именно должен был изучать благородный муж во втором значении, стремясь к достижению своей цели.

Переход к рассмотрению благородного мужа в качестве идеала класса служилых, воспитывающего в себе скорее военные, чем гражданские добродетели, симптоматичен не для времени жизни Конфуция, а для того времени, когда жили его ученики. Поэтому следует предположить, что переход от воззрения на благородного мужа как на образец аристократа к представлению, согласно которому он был образцом служилого, был осуществлен учениками, хотя вполне может быть, что эта тенденция по меньшей мере стала очевидной уже при Конфуции.

Итак, именно Конфуций стал настоящим создателем концепции человечности. Уже после него, но непосредственно при его учениках процесс пробуждения самосознания класса служилых обрел более определенные очертания, и конечным результатом этого процесса стало определение человечности в терминах верности и взаимности.


Каждый просвещенный современник знает имя известного китайца Конфуция. И не зря. Учением древнего мыслителя воспользовались многие восточные страны для построения государственной идеологии. Его мысли очень повлияли на жизнь многих людей. Его книги стоят в Китае наравне с буддизмом.

Конфуций не просто древний мыслитель и философ Китая, но и первооткрыватель в составлении концепции гармоничного и нравственного общества. По его понятиям, человек должен стремиться к гармонии с собой и окружающим миром. Вот уже больше 20 веков прошло после его смерти, а философские рассуждения и афоризмы не утратили своего значения. Особенно важны его размышления об идеальной личности, которую он называет "благородным мужем".

мудрый Конфуций

Основные вехи жизни великого мудреца Конфуция

Настоящее имя китайского философа Кун Цю, в литературе встречается Кун Фу-Цзы или Цзы (учитель). Конфуцию посчастливилось родиться в семье, относящейся к династии императора Чжоу Чэнь-вана. Его отцу, который был полководцем, было подарено княжество Сун и высокий титул. Потом семья обеднела и переселилась на север Китая. Там и появился на свет от молодой наложницы отца Конфуций.

О его рождении говорят, как о чуде. Якобы, семнадцатилетняя наложница рожала его на высоком холме, под тутовым деревом. Младенца после рождения сразу обмыли в родниковой воде. После этого источник высох. Отец умер, когда мальчику исполнилось полтора года. Молодая мать с сыном жили вдвоем очень бедно. Она старалась привить мальчику чувство достоинства. Тот проявлял трудолюбие, хорошо учился, осваивал знания, необходимые детям из аристократических семей. Уже в 20 лет он стал служить при дворе богатой семьи Цзи.

Со временем империя Чжоу стала ущербной: народ обнищал, шли междоусобные войны. Когда умерла мать Конфуция, ему пришлось, по традиции, взять трехлетнюю отставку, чтобы соблюсти траур. В эти годы он изучил древние книги, на основе которых создал философские размышления, обучающие созданию гармоничного общества.

В 44 года мудрец стал правителем резиденции княжества Лу, потом работал в судебной службе. Ему хотелось, чтобы все люди знали свои обязанности. Политика государства философу не нравилась, он ушел с поста и стал проповедовать свое учение. Он вернулся в родные места, обзавелся учениками и выпустил несколько книг.

Китай времен Конфуция

Понятие конфуцианства

В III веке нашей эры китайцы обратились к учениям Конфуция. Во главе китайской морали, образа мышления этого народа стало конфуцианство. Облик цивилизации Поднебесной сформировался именно благодаря этой философии. Она призывает создать общество с полнейшей гармонией. Каждому члену этого света предначертано свое место и своя роль. Основой гармонии между начальствующими и подчиненными стала лояльность. Конфуций призывал к формированию пяти главных качеств, без которых нельзя говорить о праведности человека. Речь идет об уважении, справедливости, ритуале, мудрости, благопристойности.

Конфуций уже в те времена создал схему достижения цели. Следуя ей, можно стать успешным человеком. В Китае существует много философских школ, около 100. Конфуцианство обращается к разуму человека. Сегодня в городе Цюйфу, где раньше был дом философа, построили храм. Эта местность занесена в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.


Личная жизнь и последние дни китайского гения

Когда Конфуцию исполнилось 19 лет, он взял в жены девушку из знатного рода. В браке у них родился сын и дочь. В 66 лет мыслитель стал вдовцом. Все больше времени он уделял своим последователям. В 479 г. до н. э. его не стало.

В память о философе в 1302 году открыли пекинский храм. Это огромный комплекс, площадью в 20 000 м 2 . Здесь на 189 каменных стелах высечены названия 13 книг Конфуция.

учения Конфуция

Популяризация китайского учения в Европе

В XVII веке мода на восточную культуру пришла в Европу. О Конфуции и здесь заговорили. Конфуцианство получило широкое распространение. Европейцы стали поддерживать суждения о том, что путь человечества в смирении. Рациональное учение гения обращается к разуму человека.

Часто не только в Китае проводят торжества в честь Конфуция. 1984 год ознаменовался проведением Международного фестиваля конфуцианской культуры. В Китае учреждена премия его имени в образовательной сфере.

памятник Конфуцию

Понятие "благородного мужа" в конфуцианстве

Сегодня можно свободно приобрести книги Конфуция: "Беседы и суждения", "Великое учение", "Конфуций о любви", "Конфуций о бизнесе". В сборнике "Луньюй. Изречения" очень много цитат Конфуция о благородном муже. Под этим понятием подразумевают идеальную личность. Человек должен стремиться к совершенству, образцу. Чему учил Конфуций в своей книге? Он идеализирует настоящую личность в человеческом плане. Под "благородным мужем" он подразумевает отношение к аристократическому сословию и человеческому совершенству. Философ считает, что для этого нужна упорная духовная работа. Человеческим совершенством могут стать не только привилегированные личности.

• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

• Порядочный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.

• Достойный муж встречает гнев и милость высших с равным достоинством.

• Великодушный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

• Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле, и быть голодным. Он может посвятить себя учению, и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

• Доблестный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

• Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Великий мудрец считал, что бедных и богатых нужно воспитывать одинаково. Самым главным в этом деле должна быть мораль.

• Благородный человек не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.

• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах.

• Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

• Благородный муж предан учению.

цитаты Конфуция

Цитаты о Цзюнь-цзы

"Благородный муж" на китайском звучит как "цзюнь-цзы". Конфуций считал, что на протяжении своей жизни человек должен проявить свои самые лучшие качества. Наряду с государственным управлением он ставил этику. Она очень влияет на состояние дел в обществе.

• Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.

• Благородный человек подобен колоколу: не ударишь в него - не зазвенит.

• Достойный гражданин помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.

• Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Воспитанная личность должна была стать опорой государства. Такие мужи - пример для других. Они помогают людям раскрыть в себе лучшие качества. Настоящий человек никогда не наделен мятежностью, он спокоен.

• Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

• Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.

• Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

• Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Достойный муж стремится к справедливости, а не к выгоде. Для такого человека, по Конфуцию, превыше всего долг. Философ отбрасывает упрямство, но оправдывает прямоту и твердость.

Великий Конфуций считал, что Небо может наделить человека совершенными качествами: милосердием, сдержанностью, скромностью, любовью к людям, альтруизмом. Философ призывает истинного мужа изучать древние книги, заимствовать опыт предков. Также построение идеального общества мыслитель не видел без покорности и искренности к начальству, правителю. Главным принципом сяо было сыновнее благочестие, любовь сына к отцу.

Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над собой. В то же время человеческое совершенство не закрыто и для тех, кому судьба предназначила долю простолюдина.

Можно заключить: человеческое совершенство, которое, в принципе, с точки зрения природных потенций, открыто для всех, является конкретной обязанностью определенных (так называемых благородных) сословий. Оно существует как усилие определенных индивидов стать благородными, подняться на уровень своего предназначения. Стать благородным мужем чрезвычайно трудно. Конфуций обычно уклонялся от ответа на вопрос, является ли тот или иной индивид благородным мужем. Себя он не относил к таковым.

Благородный муж — средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, как ее понимает Конфуций. Он стремится познать правильный путь (дао); всегда и во всем человеколюбив; думает о том, чтобы во всем следовать ритуалу, быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках; он постоянно учится.

То, как благородный муж строит взаимоотношения с другими людьми, можно выразить в трех предложениях: он относится ко всем ровно, одинаково; заимствует у окружающих только хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя. Предмет особой заботы благородного мужа — соответствие слова и дела.

Благородный муж — нравственно самостоятельная и самодостаточная личность. Ему в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жень). Низкий человек смотрит не вверх, а вниз; думает только о том, как,6ы извлечь выгоду; не умеет переносить трудности; предъявляет требования другим людям; склонен к раздорам, может даже дойти до разбоя. Это человек своевольный, грубый, неотесанный не только по внешнему виду и манерам, но и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения. Низкий человек — своего рода антиидеал. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе. Правда, статус простолюдина способствует такому нерадению, но только способствует.

В целом в отношении индивидуальных судеб людей не существует предопределения. Конфуцию приписывают такое суждение:

Это можно понять так, что человек по своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Поэтому творить добро и противостоять злу — не единовременный акт человеческого бытия, а его непрерывное состояние. Конфуций не льстит людям. Но он и не проклинает их. Пафос его учения иной: постоянное нравственное, культурное бодрствование.

1. В чем видит Конфуций специфику человеческого бытия?

2. Что Конфуций понимает под взаимностью?

3. Каково содержание жень как основного нравственного принципа и его соотношение с требованиями ритуала?

4. В чем заключается смысл консерватизма конфуцианского образа жизни?

5. Как в воспитанном человеке сочетаются природные и благоприобретенные качества?

6. Почему в конфуцианском нравственном идеале благородный муж является сановником?

Лунь юй // Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139–174. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3—16, 173–201.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

[3. Благородный человек]

[3. Благородный человек] 935Тип. Истинная доброта, благородство, величие души, то, которое от богатства: душа, которая даёт не для того, чтобы брать, — которая не желает возвыситься за счёт того, что она такая добрая; — расточительство как тип истинной доброты, богатство

Благородный муж (цзюньцзы) как символ конфуцианской традиции

Благородный муж (цзюньцзы) как символ конфуцианской традиции Учитель сказал:– Если благородный муж (цзюньцзы) не солиден видом, то он не будет пользоваться авторитетом и знание его не будет прочно. Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись с

Цзюнь-цзы: благородный муж

Цзюнь-цзы: благородный муж Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима

"Благородный муж думает о долге, низкий человек заботится о выгоде". "Благородный человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах.. . В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества, всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поиску истины". (Во многом эти же требования предъявлялись к брахманам в Древней Индии.)

Благородный муж думает о Пути, а не о еде. Когда пашут, за этим стоит страх голода. Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности.

КАГ АЛЕКИВАНЫ4 ПРИМИНИЛ ФЖЫЗНИ МУДРАСТЬ КАНФУЦЫЯ

Шол аднажды Алекиваны4 в галалёд, пия пиво, па улитсэ. Видит: адна старушго ниможед никаг на пригорог взабраццо.
Алекиваны4 и падумал: - Памоч старушго падняццо, или жэ дать паджопнег, штоп ана вниз ипанулася?
Тут он фспомнел афаризм Канфуцыя: “Када самниваешся, - ваздержысь! ”, ничо нистал деладь и пашол сибе дальше, да и фсё!
Таким образом Алекиваны4 приминил фжызни мудрасть Канфуцыя.

благородный, обладая мужеством, но не имея сознания долга, способен на мятеж; низкий же обладая мужеством, но не имея сознания долга, способен на разбой

Читайте также: