Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах 6 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Данный материал представляет собой сокращенную запись цикла бесед по истории ислама, проведенного для студентов –арабистов и религиоведов различных ВУЗов СПБ по их просьбе. Мы старались изложить темы языком, понятным широкому кругу читателей, однако все же сохранили некоторые арабизмы, учитывая специфику материала.

Основное внимание уделялось анализу причин возникновения того или иного течения, их характерным особенностям и отличиям от направления Ахлю-ас-Сунна.

Начнем с того, что постараемся рассмотреть возникновение разделений мусульман на течения в исторической ретроспективе. В дальнейшим рассмотрим основные течения более подробно

ЧАСТЬ I Общий исторический обзор

1. Первые признаки появления разногласий
Во времена пророка (СААС) никаких существенных разногласий не существовало. Хотя сподвижники, будучи очень разными людьми, и расходились порой по некоторым второстепенным вопросам, существовал авторитет Посланника Аллаха (СААС), который либо разрешал возникшие разногласия, либо объявлял оба мнения легитимными.
После смерти Посланника Аллаха (СААС) первое разногласие среди сподвижников появилось в вопросе избрания первого халифа: ансары (жители Мадины) считали, что преемник пророка (СААС) должен быть избран среди них, так как именно они предоставили в свое время укрытие и защиту Посланнику Аллаха (СААС).
Однако это противоречие разрешилось быстро и безболезненно, и все присягнули Абу Бакру
( см. подробнее: избрание Абу Бакра халифом ).

Период правления Усмана, III халифа, был отмечен появлением и разрастанием смуты (или фитны).
( см: предпосылки возникновения фитны, подробнее…..)
Именно в этот период появились серьезные силы, стремящиеся разрушить халифат изнутри. Мусульмане не смогли противостоять смуте, и заговорщикам удалось убить праведного халифа Усмана (да помилует его Аллах) (см. III праведный халиф, эпизоды:
( см: принятие мер, подробнее… )
( см. первое выступление заговорщиков, подробнее..)
( совет, подробнее..)
( последние 20 дней жизни халифа Усмана, подробнее..)
последняя хутба, подробнее..)
( убийство)

2. Период правления IV праведного халифа, Али бн Аби Талиба.
Появление хариджитов

В конце концов, в месяце джумада-ль-ахир 37 г.х. началось кровопролитное сражение в местности под названием Саффейн, в котором погибло более 10000 мусульман с обеих сторон (по другим данным- намного больше).
В ходе этой битвы, когда военный перевес явно склонился на сторону Али, войска Муавии подняли на копьях листы Корана в знак того, что сражение необходимо остановить. Были выбраны третейские судьи для ведения переговоров.

Возникает вопрос: А что, выбранные судьи судили не по-Корану, а как-то иначе, по-своему? Конечно же, они руководствовались в своих решениях Книгой Всевышнего. Но суть было в том, что эта группа отвергала любую интерпретацию текста, дедукцию, требуя буквального понимания аятов.

3. Возникновение шиизма
Впоследствии часть сторонников Али образовали направление шиизма, от слова "шиа"- меньшинство.

4. Мурджииты

5. Возникновение династии Омейядов (661-750гг). Появление джабритов и кадаритов.

Отсюда пошло распространение философии, что все происходит лишь по воле Аллаха, и у человека нет никакой свободы выбора.

6. Появление кадаритов

Омейяды положили начало власти по наследству, затем последовала власть по принуждению.

Кто такие кадариты?
В основе их концепции лежал принцип полного отрицания предопределения и утверждение, что человек обладает полной, неограниченной свободой выбора во всем.
Если причины появления кадаритов вначале носили чисто политический характер, то впоследствии они переродились в сектантское направление, придя к полному отрицанию одного из столпов веры- предопределения.

    Начало любого течения всегда выглядело умеренным, но затем оно выделялось все ярче, получало философскую базу и превращалось в отдельную группу, или направление
    Причины появления первых трех течений были сугубо политическими: это вопрос власти в халифате.
    В то время как 4й и 5ое течения (муатаззилиты и ашариты) появились как чисто философские школы. Каждый искал и приводил далили (доказательства), подтверждающие истинность своего мнения.

8. Появление мушаббихитов, или хашавия.

В это происходит интенсивный рост мусульманского исламского общества, присоединение народов, не владеющих арабским языком, и эти люди стали толковать Коран в зависимости от их уровня понимания арабского.

9. Возникновение муатаззилитов

Исторические причины появления:
Возникновение муатазилизма было обусловлено развитием мусульманского общества и становлением ислама как мировой религии. Выйдя на мировую арену, мусульмане, столкнувшись с центрами мировой цивилизации и мысли, были вынуждены заняться систематизацией и философским осмыслением постулатов своей веры. Стало необходимо дать рациональные ответы на различные проблемы и вопросы.

10. Разрушение основ муатаззилизма и появление ашаритов

Абу Али аль Джибаи- род.235г.Х.-303г.х., учитель, у него был ученик- Абуль-Хасан аль Ашари. (260-330Х). Во время одной из лекций, при большой аудитории, он задал своему учителю следующий вопрос:

Учитель ответил так:
-Первый попадет в рай, второй- в аду, а третий имеет промежуточную степень, без наказания.

Так был полностью разрушен мазхаб аль муатазилитов.

Из наиболее известных личностей этого мазхаба- имам аль Багдади, Абу Бакр Ибакилляни, аль Джувейни, аль Газали, арРази, имам аль Хаджар аль Аскаляни, имам ан-Навави, имам ат-Тахави и многие другие известные ученые.
Этот мазхаб существует до сих пор и распространен во всем исламском мире кроме стран залива.

Если в арабском мире распространен мазхаб аль-ашари, то в Средней Азии существует мазхаб, аналогичный ему по смыслу, но называется аль матуриди, (появился одновременно), по названию города и ученого-имама аль Матуриди. Последний был приверженцем ханафитского мазхаба.

11. Возникновение течения салафия*

По сути, шииты это секта, отпавшая от основного мусульманства, которое после этого стало называться ещё и суннизмом, то есть "законным".

Как и полагается малой секте (число шиитов примерно в 10 раз меньше, чем суннитов), её участники, беднее, менее образованы, более агрессивны и культивируют жестокость, а также склонны к некоторым древним пещерным обычаям и привычкам.

Сунниты относительно демократичны. Шииты хотят непрерывного кровного родства (тоже пережиток дикости) от основателя религии, и когда такого назначат руководителем, то поклоняются ему, как наместнику "бога" на земле.


Ислам был основан и первое время уверенно стоял на мощнейшем фундаменте, состоящем из божественного откровения и авторитета Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любые разногласия им лично пресекались на корню. Существование в ту пору каких-либо религиозных мусульманских течений, разумеется, даже не предполагалось. Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в эпоху правления халифа Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой оформленной мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Первые попытки мусульман пересмотреть основы Ислама, случившиеся почти сразу после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), свидетельствуют о непререкаемом авторитете Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Отсюда — отправная точка в возникновении мусульманских религиозных течений: исчезновение источника незыблемости идеологии Ислама в лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Если говорить о возможных причинах возникновения мусульманских течений, то тут можно выделить, в первую очередь, влияние доисламских цивилизаций и культурных традиций на классическое понимание Ислама. Известно, что ислам развивался на территории, где уже имелись христианские и иудейские общины, исповедовавшие свои религии в течение длительного промежутка времени и успевшие оставить в культуре свой след. Ислам, хоть и явившийся четко оформленной и во многом не имеющей аналогов религией, все же оперировал понятиями, характерными для авраамических религий, и поэтому был подвержен влиянию философии христианства и иудаизма.

Особенно заметно это влияние стало наблюдаться после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Среди следующих причин возникновения мусульманских течений следует отметить влияние политических событий (как в случае возникновения шиизма и хариджизма), влияние социума и различия в понимании священных текстов — аятов и хадисов. Последняя причина может служить общей для возникновения всех мусульманских сект, поскольку Коран и Сунна являются единственной доказательной базой, к которой апеллируют все без исключения мусульмане в попытках решить теологический или юридический спор.

Ввиду неоднозначности некоторых аятов и хадисов, а зачастую ввиду предвзятости в понимании этих аятов и хадисов, рождаются разногласия, которые затем накладываются на личностный человеческий фактор и приводят к появлению различных течений и сект. Яркий тому пример — появление течения ваххабитов, буквально понимающих некоторые аяты Корана, требующие аллегорического трактования. Эта особенность вкупе с психологическими качествами основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба, а также с политическими явлениями, происходившими в то время в мусульманском государстве привели к возникновению движения, имеющему влияние на умы сотен миллионов мусульман в наши дни.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

В раннем исламе не было четких различий между вопросами вероисповедания и законодательства. Смерть пророка Мухаммада вызвала среди мусульман споры о принципах духовной или религиозной, так и светской власти. Различные

подходы к решению проблемы передачи власти сформировали различные религиозно-политические течения в исламе. Большинство этих направлений до сих практически утратили свое значение. Наибольшую роль сейчас играет разделение на шиитов и суннитов. Отдельно находятся ордена (объединения) суфиев, поскольку для суфиев важно не столько принадлежность к той или иной течения в исламе, сколько состояние души и жизни в поисках Бога.

Читайте также: