Кто такой обломов портрет квартира интерьер кратко

Обновлено: 08.07.2024

1. Рассказать, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия) (по главе 1).
2. Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности . ( по главам 2 - 4)
3. Жизнь Обломова в Петербурге (гл. 5)
4. Образование Обломова. Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам (глава 6)
5. Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе (главы 7 – 8, 10).
6. Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование (глава 9).
7. Кто такие Штольц и Ольга (описание) .
8. Образ Пшенициной.

Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. Когда начинается действие, возраст его около тридцати двух лет. Наружность его приятна, росту среднего.

В лице и взгляде темно-серых глаз отсутствует сосредоточенность и какая-нибудь определенная идея. Мысль вольной птицей порхала по лицу, потом пропадала совсем, и тогда на лице появлялся свет беспечности. Мягкость была основным выражением лица и души Ильи Ильича. Иногда взгляд омрачался усталостью или скукой, но и тогда не исчезала мягкость. Обломов обрюзг, от этого цвет лица был трудноопределимым. Чересчур белая шея, маленькие пухлые руки, мягкие плечи казались изнеженными для мужчины. Если набегала тревога, печаль, забота, то редко застывала в форме идеи, обычно заканчивалось все вздохом и замирало в апатии или дремоте. Читатель видит портрет ленивого, безвольного человека, напрашивается вопрос: как он может быть героем романа?

Персидский халат был любимой одеждой Обломова. Даже больше, он был частью его самого. Он так же, как и хозяин, был мягок, гибок, и как послушный раб, подчинялся малейшему движению тела. Туфли на нем были мягкие, длинные, широкие. Спуская ноги с кровати на пол, он безошибочно попадал в них сразу. Халат и туфли останутся неизменными на протяжении всего действия романа.

Начало романа застает Илью Ильича Обломова в квартире, которую он снимал в большом доме. На первый взгляд комната казалась прекрасно убранной. Бюро красного дерева, красивые ширмы, два дивана, обитые шелком составляли обстановку. На окнах висели шелковые занавесы, на стенах несколько картин, повсюду в комнате было множество красивых мелочей. Присмотревшись, посетитель мог увидеть паутины, забытое полотенце на диване, не убранную с вечера тарелку с остатками ужина. Все так запылилось, полиняло, что казалось, здесь никто не живет. Эта комната была для Обломова и кабинетом, и спальней, и гостиной. Остальными он не пользовался. Интерьер квартиры связан с душевным состоянием героя. В его душе все так же запущено, безразлично, лишено свежего воздуха.

Знакомство с Ольгой Ильинской на время извлекло Илью Ильича из халата и туфлей, разлучило с диваном. Но то, к чему стремилась Ольга, так не соответствовало тому, о чем мечтал Обломов. Их любовь была обречена.

Естественным состоянием для Ильи Ильича было лежание. Он словно сросся со своим диваном, на нем так покойно и уютно. Покой и тишину Илья Ильич ценил больше всего. Когда Обломов съезжает с квартиры, то новое жилье отвечает тем же требованиям: тишину и покой в доме вдовы Пшеницыной Обломов отметил сразу. Постепенно обстановка в доме вдовы все больше стала напоминать ему жизнь в имении родителей в Обломовке. Это было тем идеалом, к которому стремился Илья Ильич. И вновь он вернулся к халату и дивану. Его жизнь вернулась на круги своя. Читатель видит его в той же обстановке, что и в начале романа.

Портрет в литературном сочинении играет ключевую роль при создании образа персонажа. Очень хорошо это можно отследить по характеристике Обломова. Его внешность и портрет в романе И. А. Гончарова прописаны с особой тщательностью. С помощью детализации автор даёт возможность читателю лучше представить главного героя и понять причины его поступков.

Внешность обломова

Художественная особенность произведения

Обломов Андрей Штольц

Но, несмотря на скорое рисование образов, персонажи произведения видятся читателю яркими и самобытными. Многие литературные критики отмечают, что жизнь в романе не только отражена сама по себе, но и представлена цепочкой персонажей, являющихся отражением русских людей того времени. Из основных героев это:

  • Илья Ильич Обломов;
  • Андрей Штольц (Штолец);
  • Ольга Ильинская.

Персоны другого плана также не обделены вниманием автора. Например, портрет слуги Захвата представлен очень ярко и реалистично.

Образ главного героя

Такое внутреннее состояние читатель замечает у Обломова на протяжении всего произведения. Исключением являются моменты, связанные с Ольгой Ильинской. Эта девушка на короткое время вызывает заинтересованность у Ильи Ильича и выводит его из обычного состояния полуотрешённости.

Внешность и портрет обломова в романе

Мягкость и беспечность, проявляющиеся во внешнем облике героя, способствовали первому приятному впечатлению. Автор отмечает, что при встрече с Ильей Ильичем у людей возникало чувство расположенности к нему. Расставаясь с ним, они сохраняли на своих лицах улыбку и выражение приятного раздумья.

Через описание даже небольшой части портрета Обломова И. А. Гончаров передаёт его сущность. При изучении романа в школе ученики составляют таблицу психологических черт персонажа. В нее они вписывают лень, отсутствие интереса к жизни, общую пассивность и другие качества героя, характеризующие его не с лучшей стороны.

Одежда и интерьер

Изображая Обломова, автор уделяет внимание его гардеробу, который также является отражением внутреннего мира персонажа. Главным элементом домашнего костюма Ильи Ильича является восточный халат. И хоть этот предмет гардероба давно уже потерял первоначальную свежесть, для героя он стал настоящим олицетворением барской жизни. Именно этот халат играет роль символа беспечности и полной отрешённости от проблем бытия.

В халате И. А. Гончаров в начале произведения представляет главного героя читателю. В нём он находится практически на протяжении всей истории. Единственным моментом, заставившим Обломова по-другому относиться к своему обветшалому гардеробу, становится знакомство с Ильинской. Образ Ольги меняет привычный уклад жизни Ильи Ильича. Он внешне и внутренне преображается, в нем можно заметить:

Портрет обломова

  • готовность к действиям;
  • заботу о внешнем облике.

Обломов готов выйти в свет, но в конце романа любимый халат возвращается к хозяину. Жизнь с Пшеницкой является тому причиной. Леность и бренность опять становятся девизом существования Ильи Обломова.

Дополнением к портретной характеристике главного персонажа в тексте романа можно считать интерьер, который его окружает. Автор особенно тщательно описал убранство комнаты, где проживал Обломов. Взору читателя открывается помещение, кажущееся на первый взгляд чистым и аккуратным. Здесь есть и пара диванов, и бюро, изготовленное из красного дерева, и очень красивые с вышивкой ширмы. Также дополняли общее впечатление о богатстве интерьера многочисленные ковры, занавески из шёлка, картины и другие красивые мелочи. Но пристальный взгляд мог отметить безвкусицу в подборе мебели, её ветхость и неряшливость хозяина.

Паутина на стенах возле картин, пятна на коврах, слой пыли на зеркалах могут служить подтверждением отношения Ильи Ильича к жизни. Как и гардероб, интерьер подчёркивает обуявшую Обломова окаменелость. Он не желает делать попыток к изменению как себя самого, так и окружения.

Илья Обломов представляется читателю безжизненной статуей. Ему не хочется что-то предпринимать для достижения каких-либо целей, он безвольно плывёт по течению. Герой уверен в том, что его предназначение уже выполнено появлением на свет.

Внешность Обломова

Внешность Обломова

Ни одна эмоция не могла согнать с его лица выражение спокойствия и безмятежности, даже когда он был чем-то встревожен. Описание автором наружности Обломова дает возможность читателю увидеть следующие черты характера персонажа:

  • внутренняя мягкость;
  • безмятежность;
  • равнодушие ко всему.

Символика одежды

Главный герой не утруждал себя соблюдением чистоты, и наряды его выглядели соответствующе. Ходить он предпочитал в старой, но удобной домашней одежде, которая как нельзя лучше дополняла его спокойный внешний вид и мягкое изнеженное тело. На нем был поношенный бесформенный восточный халат из персидской материи, дизайн которого не был усложнен какими-либо декоративными элементами. Именно простота и удобство нравились обладателю этого предмета гардероба — он был гибким и мягким.

Халат Обломова

Еще один обязательный элемент одежды Ильи Ильича — мягкие широкие туфли. Даже в этом случае подчеркивается нежелание персонажа совершать лишние, по его мнению, движения. Туфли эти пользовались любовью хозяина, потому что как только утром он вставал с постели, сразу в них попадал.

Описание комнаты

Интерьер, в котором несколько лет проживает Обломов, помогает автору наиболее подробно показать образ главного героя. В его квартире четыре комнаты, но используется только одна — в остальных мебель покрыта пыльными чехлами.

Во-первых, все в доме свидетельствует о неопрятности и лени хозяина: его не смущает паутина на стенах, мутные зеркала, грязные ковры, шкафы, забитые поношенной вылинявшей одежды, остатки еды по углам, а также клопы и блохи. Он свыкся с подобной обстановкой и вполне комфортно чувствует себя в ней, не требуя от слуги наведения порядка и чистоты.

Комната Обломова

Безразличие, с которым Илья Ильич относится к своему кабинету, характерно и для его мироощущения в целом. Через довольно подробное описание жилища Обломова автор раскрывает такие черты его характера, как:

  • лень;
  • апатичность;
  • неряшливость.

Вместе с тем Илья Ильич был бы не против соблюсти внешние приличия — иногда он пытается сподвигнуть Захара на наведение порядка. Однако сила привычки сильнее — даже мысль о том, что уборка вызовет суету и нарушит уклад жизни, приводит Обломова в ужас.

Отношения с Захаром

Еще один персонаж, с которым автор знакомит читателя в первой главе произведения — это слуга Обломова. Так же, как и хозяин, он выступает идеологом архаичных ценностей. Захар — пожилой человек, носивший сюртук серого цвета, в подмышке которого была прореха, оттуда еще виднелся кусок рубашки, поверх всего этого — жилет с медными пуговицами.

Отношения Обломова с Захаром

Характеристика слуги полностью соответствует обломовским принципам существования: он так же ленив, неряшлив и прочно держится за старый уклад жизни, сопротивляясь всему новому. Ниточкой, связывающей этого мужчину в настоящем обновленном мире со спокойствием и стариной-обломовкой, является одежда, которая неизменно шьется по прошлой моде.

Отношения между Обломовым и Захаром нельзя назвать однозначными. На первый взгляд, они недолюбливают друг друга. Слуга негативно реагирует на капризы хозяина, ворчит на него как вслух, так и про себя. Обломов также по любому поводу критикует и упрекает Захара. Однако, с другой стороны, эти персонажи взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Захар воспринимает себя исключительно в роли барского слуги, его жизнь сосредоточена вокруг Обломова и направлена на поддержание его комфорта и благополучия. Он не является самостоятельной личностью — это преданный слуга и часть обломовского дома. Илья Ильич также неспособен существовать без Захара — герой абсолютно непрактичен и беспомощен к самообслуживанию в быту.

Обломов и Захар

Между этими персонажами можно провести параллель: в то время как хозяин ведет бурную мыслительную работу над планом, его слуга демонстративно намеревается провести генеральную уборку. Однако в обоих случаях это лишь имитация деятельности — на самом деле персонажи ленивы и безынициативны, и в этом проявляется их сходство.

Можно сказать, что Обломов и Захар являются дополнением друг друга и представляют собой основные ценности представителей обломовского общества в двух его проявлениях — мещанство и преданный слуга.

Определенный тип существования

  • неподвижность и застой;
  • сосредоточенность интересов на физиологических потребностях;
  • привычное стабильное состояние;
  • непрактичность, неумение трудиться и преодолевать трудности;
  • равнодушие к общественной жизни;
  • отсутствие высокой цели в своем существовании.

Вся первая часть романа заключается в описании одного дня из жизни Ильи Ильича. Не очень ранний подъем, чаепитие, встреча нарушающих покой гостей, визит доктора, дневной сон. Нет сомнений в том, что каждый день этого персонажа проходит именно так. Свою жизнь герой проводит, лежа на диване, переругиваясь со слугой.

Илья Обломов — собирательный персонаж, неспособный приобщиться ни к какому делу и найти себе новые ценности и ориентиры. Его образ неоднозначен тем, что его нельзя назвать ни категорически положительным, ни абсолютно отрицательным персонажем.

Читайте также: