Кто такой агамемнон краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Эсхил начинает с Агамемнона первую часть своей трагедии Ористейа. Речь идет о возвращении правителя Аргоса с Троянской войны, которая стала грандиозным событием того времени. Люди ждут своего царя и ждет его супруга Клитемнестра, но с совершенно другими намерениями, она давно увлечена своим любовником Эгисфом и оба ненавидят Агамемнона.

Клитемнестра хочет отомстить за свою дочь Ифигению, которую принесли богам перед войной. Эгисф мстит за братьев и отца. При этом оба они попросту увлечены друг другом и любовной страстью, поэтому хотят элементарно избавиться от законного супруга, который может мешать им прилюбодейничать.

Вот появляются сигнальные огни и Агамемнон появляется с кораблями, радостные вести и владыка Аргоса возвращается в качестве тех, кому удалось одержать верх и одолеть зазнавшихся троянцев. Тем не менее, когда его встречают люди, то они не только радуются, но и выражают волнение, практически все знают про подлость Клитемнестры и ее любовника. Неладное чувствует и захваченная царем и привезенная из Трои прорицательница Кассандра, которая едет с ним в повозке.

Супруга царя обольщает его, не позволяет ничего узнать своими сладкими речами и лестью. Агамемнон даже не обращает внимание на пурпурный ковер, который постилают перед ним из повозки до дворца. Вообще, по такому ковру могли ходить только боги и царю не следовало поддаваться и нужно было отказаться от такой почести.

Тем не менее, он идет в свой дом, посещает купальню. Царица зовет и приводит в дом Кассандру. В итоге каждого она убивает секирой и ликует, радуется своему отвратительному поступку.

Автор говорит о том, как порочные страсти и наклонности приводят к отвратительным поступкам. Клитемнестра торжествует и достигла цели, но в веках она останется как пример безнравственности и мерзости.

Также читают:

Рассказ Агамемнон (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Главный герой рассказа – старик Елеска, который жил один в тайге. Раньше у него была семья, он жил в деревне Чалпан. С детства Елеска занимался охотой, так как все добывали себе на пропитание только этим

Публицист, поэт и драматург Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году в городе Воронеж. Отец был Героем труда и работал всю жизнь в мастерской

Жила в одном поместье знатная барыня с большим количеством прислуги. Одним них был и главный герой произведения – Герасим. Герасим был огромным и сильным мужчиной, но была у него одна проблема. Немой он был, с ранних лет.

История происхождения

Агамемнон

Агамемнон

Агамемнон — действующее лицо одноименной трагедии Эсхила, где герой назван царем Аргоса. Появляется также в произведениях Еврипида, Софокла, Сенеки и других античных авторов.

Мифы и легенды

Драматические события в роду Агамемнона начинаются еще со времен отца героя, микенского царя Атрея. У того был брат-близнец Фиест, который соблазнил жену Атрея. За это царь убил детей брата, собственных племянников. Затем самого Атрея убил Эгисф, родич Фиеста, и захватил микенский трон.

Елена Троянская

Елена Троянская

Братья Агамемнон и Менелай бежали в Спарту, где заключили браки с дочерьми спартанского царя Тиндарея. Менелай женился на Елене, а Агамемнон — на ее сестре Клитемнестре. Когда Тиндарей умер, Менелай наследовал спартанский престол. Агамемнон же вернулся в Микены, где сверг дядю Фиеста и сам стал царем.

Позже владения Агамемнона еще расширились, и герой стал могущественнейшим правителем в Греции. От Клитемнестры у Агамемнона родилось четверо детей — дочери Ифигения, Электра и Хрисофемида и сын Орест.

Дочь Агамемнона Ифигения и его сын Орест

Дочь Агамемнона Ифигения и его сын Орест

В ходе Троянской войны Агамемнон выступает в роли главнокомандующего над всеми войсками греков.

Перед войной Агамемнон съездил в Дельфы, чтобы испросить совета у оракула. Герою не посчастливилось во время охоты убить священную лань Артемиды. Из-за этого по воле оскорбленной и разгневанной богини ветер затих, настал полный штиль, и корабли греков не могли двинуться с места. Прорицатель объявил, что ради удачи похода Агамемнон должен принести в жертву Артемиде собственную дочь Ифигению — только так можно умилостивить богиню. Войска и младший брат Менелай вынуждают героя согласиться на это.

Агамемнон и Ифигения

Агамемнон и Ифигения

За Ифигенией посылают хитроумного Одиссея. Чтобы без трудностей забрать девушку у матери, Одиссей лжет, что Ифигению собираются отдать в жены герою Ахиллесу. Девушка прибывает на место, и прорицатель готовится принести ее в жертву, однако богиня в последний момент сменила гнев на милость и спасла Ифигению, подменив деву козой. Саму же Ифигению богиня уносит в Тавриду, где та становится жрицей Артемиды.

Агамемнон прибыл под Трою с сотней кораблей. Он убил троянского царя Приама и множество троянских воинов.

Из-за троянской пленницы Брисеиды Агамемнон поссорился с Ахиллесом. Брисеиду отдали последнему как часть военной добычи, и девушка стала рабыней и наложницей Ахиллеса. Агамемнон позже отбирает у героя девицу, и оскорбленный Ахиллес отказывается дальше участвовать в войне, из-за чего греки начинают проигрывать сражения. Когда в схватке с троянцами гибнет друг Ахиллеса Патрокл, а Агамемнон возвращает девицу назад, Ахиллес снова вступает в бой.

Кассандра

Кассандра

Сам Агамемнон в качестве добычи привез из-под Трои одну из дочерей Приама, пророчицу Кассандру. По версии, которая разрабатывается в древнегреческих трагедиях, Агамемнона и Кассандру убила Клитемнестра, собственная жена царя. У Гомера смерть настигла Агамемнона по вине его родича Эгисфа, а воины, вернувшиеся с царем, были убиты на пиру.

Экранизации

Брайан Кокс в роли Агамемнона

Брайан Кокс в роли Агамемнона

Не совпадают с оригиналом и сюжетные линии персонажей. К примеру, Менелай, младший брат Агамемнона, погибает в начале фильма, в то время как у Гомера Менелай выжил во время войны и вернулся в Грецию, где жил с женой в Спарте.

Сам Агамемнон в фильме гибнет от рук троянки Брисеиды, которая убивает героя ударом ножа во время разграбления греками захваченной Трои. В мифах же Агамемнона убивают собственная супруга Клитемнестра и ее любовник уже после того, как царь возвращается в Микены.

Марио Петри в роли Агамемнона

Марио Петри в роли Агамемнона

Актер Люк Ньюберри

Актер Люк Ньюберри

Шон Коннери в роли Агамемнона

Шон Коннери в роли Агамемнона

Руфус Сьюэлл в роли Агамемнона

Руфус Сьюэлл в роли Агамемнона

В мифах микенский царь не проявляет к Елене, похищенной супруге своего младшего брата, никакого сексуального интереса. В фильме Агамемнон изображен извергом, который вожделеет Елену и в конце концов насилует ту. У Гомера Агамемнон вынужден принести в жертву богам собственную дочь Ифигению, однако царь пытается спасти дочь. В фильме Агамемнон цинично и без колебаний убивает девочку.

Агамемнон в комиксах

Агамемнон в комиксах "Марвел"

В вымышленной вселенной комиксов Марвел Агамемнон — один из второстепенных персонажей, противник Халка. Бессмертный потомок бога, циничный и утомленный вечной жизнью. Любит строить и разрушать цивилизации в качестве развлечения.

Цитаты

Краткий обзор первой части трилогии

Перед нами — подробное описание возвращения на родину Агамемнона, царя Аргоса, с Троянской войны. Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа. Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.

Хор поет о страшной разрушительной силе красоты Елены. Появляется Агамемнон на колеснице с Кассандрой, троянской принцессой, которую он сделал своей рабыней и наложницей. Клитемнестра приглашает его, открыто демонстрирует свою любовь, которой на самом деле нет, и организовывает ему яркий прием, расстилая перед ним фиолетовый ковер. Агамемнон относится к ней холодно и говорит, что ходить по ковру было бы актом высокомерия или чрезмерной заносчивости; она настаивает, упрашивая пройтись по ковру, и он входит во дворец.

Хор предвещает беду; Клитемнестра выходит наружу, чтобы пригласить Кассандру внутрь. Троянская принцесса молчит, и королева покидает ее в отчаянии. Тогда Кассандра начинает говорить, произнося бессвязные пророчества о проклятии на дом Агамемнона. Она говорит хору, что они увидят их короля мертвым, и она также умрет, а потом предсказывает, что мститель к ним придет. После этих смелых предсказаний прорицательница, кажется, смиряется со своей судьбой и входит в дом. Опасения хора растут, поскольку он слышит, что Агамемнон плачет от боли. Пока они обсуждают, что делать, двери открываются и Клитемнестра появляется, возвышаясь над трупами мужа и Кассандры. Она заявляет, что убила его, чтобы отомстить за дочку, и объявляет о своей связи с Эгисфом, ее любовником. Хор заявляет, что Орест вернется из изгнания, чтобы отомстить за отца.

Орестея

Продолжение после рекламы:

У Атрея было два сына: герои Троянской войны Агамемнон и Менелай. Они женились на двух сестрах: Менелай — на Елене, Агамемнон — на Клитемнестре (или Клитеместре). Когда из-за Елены началась Троянская война, греческие войска под начальством Агамемнона собрались для отплытия в гавань Авлиду. Здесь им было двусмысленное знамение: два орла растерзали беременную зайчиху. Гадатель сказал: два царя возьмут Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева богини Артемиды, покрови­тельницы беременных и рожениц. И действительно, Артемида насылает на греческие корабли противные ветры, а в искупление требует себе человеческой жертвы — юной Ифигении, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Долг вождя побеждает в Агамемноне чувства отца; он отдает Ифигению на смерть. (О том, что случилось с Ифигенией, потом напишет трагедию Еврипид.) Греки отплывают под Трою, а в Аргосе остается Климнестра, мать Ифигении, помышляя только об одном — о мести за дочь.

Брифли существует благодаря рекламе:

Орест вырос и приходит мстить. С ним его фокидский друг Пилад — имена их стали в мифе неразрывны. Они притворяются путниками, принесшими весть, сразу и печальную и радостную: будто бы Орест умер на чужбине, будто бы Эгисфу и Клитемнестре больше не грозит никакая месть. Их впускают к царю и царице, и здесь Орест исполняет свой страшный долг: убивает сперва отчима, а потом родную мать.

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Действие второй трагедии — восемь лет спустя: Орест вырос и в сопровождении Пилада приходит мстить. Он склоняется над могилой Агамемнона и в знак верности кладет на нее отрезанную прядь своих волос. А потом прячется, потому что видит приближающийся хор.

Вторая часть трилогии

Пришло время для самой сложной части из дошедших до нас греческих трагедий, когда хор, Орест и Электра пытаются вызвать дух умершего Агамемнона, чтобы тот помог им отомстить. Орест интересуется, зачем Клитемнестра послала совершить акт либации, что ее привело к такому решению. Хор отвечает, что Клитемнестру разбудил ото сна кошмар: ей приснилось, что она родила змею, которая в настоящее время вскармливается из ее груди и питается таким способом не только ее молоком, но еще и ее кровью. Озабоченная этим возможным знаком божьего гнева, женщина посылает Электру к могиле покойного мужа для совершения обряда на успокоение. Орест считает, что это он является в образе змеи во сне своей матери и вместе с сестрой строит план по отмщению за своего родителя, задумывая убить Эгисфа и саму Клитемнестру.

Второй период творчества[ | ]

Загадка вопроса

Пилад умоляет Ореста не забывать своей обязанности перед Аполлоном. Орест после убийства прячет тела под одеждой, которую носил его отец. Как только он выходит из дома, эринии начинают его изводить. Орест убегает в мучительной панике. Хор предрекает, что насильственный цикл не остановить убийством Клитемнестры.

Утраченные пьесы[ | ]

Основная статья: Утраченные пьесы Эсхила

В общей сложности Эсхил написал около 90 пьес, из которых полностью сохранились только шесть. Авторство ещё одной дошедшей до нас пьесы, приписываемой Эсхилу, под вопросом. Сохранились заголовки и фрагменты других пьес, а также комментарии, сделанные более поздними авторами, позволяющие реконструировать часть утраченного.

В источниках упоминаются следующие названия:

  • Алкмена
  • Амимона (сатировская драма, 463 год до н. э.)
  • Аргивяне, или Аргивянки
  • Арго, или Гребцы
  • Аталанта
  • Афамант
  • Бассариды
  • Вакханки
  • Вестники (сатировская драма)
  • Взвешивание душ
  • Вызыватели душ
  • Гелиады
  • Гераклиды
  • Гипсипила
  • Главк Морской
  • Главк Потнийский (472 год до н. э.)
  • Данаиды (463 год до н. э.)
  • Египтяне (463 год до н. э.)
  • Жрицы
  • Иксион
  • Ифигения
  • Кабиры (возможно, сатировская драма)
  • Каллисто
  • Карийцы, или Европа
  • Керкион (сатировская драма)
  • Кикн
  • Кирка (сатировская драма)
  • Кормилицы Диониса
  • Критянки
  • Лаий (467 год до н. э.)
  • Лев (сатировская драма)
  • Лемниянки
  • Ликург
  • Лучницы
  • Мемнон
  • Мирмидоняне
  • Мисийцы
  • Немея
  • Орифия
  • Паламед
  • Пенелопа
  • Пенфей
  • Перребиянки
  • Полидект
  • Предводящие
  • Прометей-огневозжигатель (сатировская драма)
  • Прометей-огненосец
  • Прометей освобождаемый
  • Протей (сатировская драма, 458 год до н. э.)
  • Саламинянки
  • Семела, или Водоносицы
  • Сизиф-беглец (сатировская драма)
  • Сизиф-камнекат (сатировская драма)
  • Собиратели костей
  • Строители брачного терема
  • Суд об оружии
  • Сфинкс (сатировская драма, 467 год до н. э.)
  • Телеф
  • Тянущие невод (сатировская драма)
  • Феоры, или Истмийские состязания (сатировская драма)
  • Филоктет
  • Финей (472 год до н. э.)
  • Форкиды
  • Фракиянки
  • Фригийцы, или Выкуп тела Патрокла
  • Шерстечесальщицы
  • Эдип (467 год до н. э.)
  • Эдоняне
  • Элевсиняне
  • Эпигоны
  • Этнеянки
  • Юноши

Краткое содержание третьей части трилогии

Орест мучается от преследований эриний (фурий), которые являются божествами, занимающимися мщением за несправедливые поступки. Благодаря подстрекательствам со стороны, он совершил убийство своей матери. У Аполлона в Дельфах Орест находит спокойствие, и Бог, который не в силах избавить его от неутешного гнева эриний, отправляет его в путь, а сам, используя заклинания, пытается задержать эриний.

Появляется и призрак Клитемнестры, она заставляет Эриний снова охотиться на ее сына. Фурии поют в унисон, окончательно просыпаются от сна, навеянного духами, и по запаху свежей крови ищут Ореста. Они захватывают юношу в плен, но Афина решает судить его.

На суде она слушает рассказ царевича. Аполлон стал его защитником, а фурии охраняют призрак Клитемнестры. В результате Афина подпадает под влияние другого бога и признает, что мужчина гораздо значимее женщины. Но голоса разделились поровну, после чего Эринии проявили милосердие и стали на сторону Аполлона. Взамен им предложили остаться жить в Афинах и содержать город в хорошем состоянии. Афина полностью оправдывает Ореста, так как считает, что добром нужно побеждать жестокость.

Решающий момент

Отследив, фурии его захватывают. Афина с афинянами вмешивается с целью судить Ореста. Аполлон становится защитником Ореста, в то время как эринии выступают на стороне мертвой Клитемнестры. В ходе судебного разбирательства Афина под напором Аполлона соглашается с тем, что мужчина имеет большую значимость по сравнению с женщиной. Происходит подсчет, и выясняется, что получилось равное количество голосов. Затем она склоняет эриний к принятию приговора, и они в конечном итоге соглашаются. Кроме того, теперь они будут частью граждан Афин и обеспечат хорошее положение города. Также Афина заявляет, что обвиняемый должен быть оправдан, так как милость всегда должна возвышаться над жестокостью. Такова идея, которую хотел донести автор трилогии.

Краткое содержание мифа

Агамемнон - в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.


Убийство Агамемнона
Краснофигурный кратер, 5 в. до н.э.

После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара.


Золотая посмертная маска
Агамемнона, найденая при раскопках
в Микенах Генрихом Шлиманном.

Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу.


Ссора между Ахиллесом и
Агамемноном
Peter Paul Rubens

Образы и символы мифа

Кассандра (Kassandra) - героиня греческого эпоса. Дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уже в циклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит.

В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой.


Клитемнестра убивает Кассандру
Краснофигурная керамика, 430 гг. до н.э.

Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в "Агамемноне" Эсхила и "Троянках" Еврипида

Клитемнестра, в греческой мифологии дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению.


Принесение в жертву Ифигении
гравюра, Jean-Michel Moreau

Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. В Спарте ему воздавались божеские почести.

В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Агамемнон имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов кульминации мифа об Агамемноне, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти.


Ф.И. Шаляпин в роли Агамемнона

В античном изобразительном искусстве Агамемнон — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона "и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.

Заинтересованность Агамемноном многими авторами объясняется в его неоднозначности, противоречивости во взаимоотношениях с окружающими его людьми: с дочерью (которую он принес в жертву), с женой, с братом Менелаем, с любовником жены Эгисфом.

Этот властный и самодостаточный герой проявляет жестокость и надменность по отношению ко всему окружающему.

Социальное значение мифа

Стоит отметить определяющее значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение, установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий индивидуум приобщается к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом, подсознательно проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.

Агамемнон представляется нам властным, богатым, самодостаточным, надменным, жестоким. И в наше время очень много людей с такими чертами характера. Миф об Агамемноне представляет нам поведение таких людей и дает повод задуматься о возможных последствиях их деятельности.

Читайте также: