Чем обусловлено возникновение принципов обучения кратко

Обновлено: 04.07.2024

2. Понятие принципов обучения. Из истории развития принципов обучения.

3. Характеристика принципов обучения на современном этапе.

1. Дидактика средней школы /Под ред. С. Скаткина. – М., 1982.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М., 1986.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

Справедливо утверждение И.Ф. Харламова о том, что для успешного обучения важно знать не только сущность процесса обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно осуществляется. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, реализация, которых позволяет добиваться эффективных результатов в обучении и формировании личности.

Выделяют общие закономерности процесса обучения и специфические.

Общие – это те, на основе которых осуществляется воспитание и обучение в целом. К ним относится:

1. направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности;

2. активно-деятельностный характер обучения;

3. единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся.

4. проявление уважения и требовательности к учащимся в процессе обучения;

5. обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями;

6. раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

7. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

Учет этих закономерностей необходим как в процессе воспитания, так и в процессе обучения. В силу того, что процесс обучения имеет и свои специфические цели – обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками – то вполне, естественно, что существуют специфические закономерности, которым он подчинен.

Вот эти специфические закономерности и называют чаще всего принципами обучения.

Принципы обучения – это те положения, требования, которые определяют содержание образования, формы и методы обучения. Откуда появились принципы? Основной источник, приведший к их возникновению – практика обучения, опыт и находки учителей, которые постепенно осмысляются и обобщаются.

Чтобы доказать это, достаточно обратиться к истории развития принципов обучения в педагогике. Я ставлю целью проследить весь путь их развития. Остановимся лишь на некоторых этапах. Я.А. Коменский выделил общедидактические и непосредственные принципы обучения.

К общедидактическим принципам он относил:

1. воспитывающий характер обучения;

2. связь обучения с жизнью;

3. соответствие обучения возрасту учащихся.

К непосредственным принципам:

1. принцип сознательности и активности знаний;

3. постепенности и систематичности;

4. принцип упражнения и прочности усвоения знаний.

Все принципы Коменского были направлены против зубрежки и схоластики, царивших в педагогической деятельности.

Г. Песталоцци (186) впервые выдвинул принцип природосообразности и на основе его идею развивающего обучения.

Суть этого принципа – развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития ребенка.

Ф. Дистервег (196) развивая положения Песталоцци, выделяет 3 принципа:

Дистервег считал, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он сам активно участвует в собственном воспитании. Отсюда вытекает принцип самодеятельности. Развивать ее – задача учителя.

Природосообразность Дистервег понимал как учет индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей развития ребенка.




Так, Т. Ильина выделяет:

1. принцип наглядности

2. принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

3. принцип доступности

4. принцип научности

5. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

6. принцип систематичности и последовательности

7. принцип прочности усвоения знаний

8. принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

9. принцип воспитания в процессе обучения.

Харламов И.Ф. выделяет:

1. научность обучения

2. проблемность обучения

3. наглядность обучения

4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения

5. доступность обучения

6. систематичность и последовательность

7. прочность обучения и его цикличность

8. единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

М.Н Скаткин, учитывая четко обозначившуюся тенденцию к непрерывному образованию, предлагает ввести принцип перехода обучения к самообразованию, а также, уделял внимание формированию положительного отношения к учению – принцип положительного эмоционального фона обучения.

Ю.К. Бабанский, разрабатывающий теорию оптимизации в дидактике, предлагает три новых принципа:

1. оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых методов и приемов обучения;

2. оптимального сочетания урочных, внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;

принципы создания оптимальных условий для обучения.

Вводит он также и принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению.

Безусловно, ничья классификация не может вызывать возражений, тем более, что основа их все-таки традиционна, имеющая вековые корни. Ваше право – придерживаться любой из них.

Рассмотрим более детально некоторые из принципов обучения.

1. Научность и доступность.

Принцип научности требует давать лишь научные положения. Теоретической основой принципа является теория познания.

Реализация принципа научности поможет:

1. обеспечивать высокий уровень преподавания.

2. раскрывать факты и явления в динамике;

3. исходить из исторического характера знаний;

4. демонстрировать силу и мощь научных знаний;

5. раскрывать роль науки.

С принципом научности тесно связан принцип доступности, ибо то, что мы даем, должно осваиваться, становиться доступным. Это значит расширяются познавательные возможности учащихся, а это дает возможность усложнять задачи познания.

Обычно выделяют три правила принципа доступности:

1. от известного к неизвестному;

2. от близкого к дальнему;

3. от простого к сложному.

1. Закономерности процесса обучения.

2. Понятие принципов обучения. Из истории развития принципов обучения.

3. Характеристика принципов обучения на современном этапе.

1. Дидактика средней школы /Под ред. С. Скаткина. – М., 1982.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М., 1986.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

Справедливо утверждение И.Ф. Харламова о том, что для успешного обучения важно знать не только сущность процесса обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно осуществляется. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, реализация, которых позволяет добиваться эффективных результатов в обучении и формировании личности.

Выделяют общие закономерности процесса обучения и специфические.

Общие – это те, на основе которых осуществляется воспитание и обучение в целом. К ним относится:

1. направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности;

2. активно-деятельностный характер обучения;

3. единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся.

4. проявление уважения и требовательности к учащимся в процессе обучения;

5. обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями;

6. раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

7. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

Учет этих закономерностей необходим как в процессе воспитания, так и в процессе обучения. В силу того, что процесс обучения имеет и свои специфические цели – обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками – то вполне, естественно, что существуют специфические закономерности, которым он подчинен.

Вот эти специфические закономерности и называют чаще всего принципами обучения.

Принципы обучения – это те положения, требования, которые определяют содержание образования, формы и методы обучения. Откуда появились принципы? Основной источник, приведший к их возникновению – практика обучения, опыт и находки учителей, которые постепенно осмысляются и обобщаются.

Чтобы доказать это, достаточно обратиться к истории развития принципов обучения в педагогике. Я ставлю целью проследить весь путь их развития. Остановимся лишь на некоторых этапах. Я.А. Коменский выделил общедидактические и непосредственные принципы обучения.

К общедидактическим принципам он относил:

1. воспитывающий характер обучения;

2. связь обучения с жизнью;

3. соответствие обучения возрасту учащихся.

К непосредственным принципам:

1. принцип сознательности и активности знаний;

3. постепенности и систематичности;

4. принцип упражнения и прочности усвоения знаний.

Все принципы Коменского были направлены против зубрежки и схоластики, царивших в педагогической деятельности.

Г. Песталоцци (186) впервые выдвинул принцип природосообразности и на основе его идею развивающего обучения.

Суть этого принципа – развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития ребенка.

Ф. Дистервег (196) развивая положения Песталоцци, выделяет 3 принципа:

Дистервег считал, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он сам активно участвует в собственном воспитании. Отсюда вытекает принцип самодеятельности. Развивать ее – задача учителя.

Природосообразность Дистервег понимал как учет индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей развития ребенка.

Так, Т. Ильина выделяет:

1. принцип наглядности

2. принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

3. принцип доступности

4. принцип научности

5. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

6. принцип систематичности и последовательности

7. принцип прочности усвоения знаний

8. принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

9. принцип воспитания в процессе обучения.

Харламов И.Ф. выделяет:

1. научность обучения

2. проблемность обучения

3. наглядность обучения

4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения

5. доступность обучения

6. систематичность и последовательность

7. прочность обучения и его цикличность

8. единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

М.Н Скаткин, учитывая четко обозначившуюся тенденцию к непрерывному образованию, предлагает ввести принцип перехода обучения к самообразованию, а также, уделял внимание формированию положительного отношения к учению – принцип положительного эмоционального фона обучения.

Ю.К. Бабанский, разрабатывающий теорию оптимизации в дидактике, предлагает три новых принципа:

1. оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых методов и приемов обучения;

2. оптимального сочетания урочных, внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;

принципы создания оптимальных условий для обучения.

Вводит он также и принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению.

Безусловно, ничья классификация не может вызывать возражений, тем более, что основа их все-таки традиционна, имеющая вековые корни. Ваше право – придерживаться любой из них.

Рассмотрим более детально некоторые из принципов обучения.

1. Научность и доступность.

Принцип научности требует давать лишь научные положения. Теоретической основой принципа является теория познания.

Реализация принципа научности поможет:

1. обеспечивать высокий уровень преподавания.

2. раскрывать факты и явления в динамике;

3. исходить из исторического характера знаний;

4. демонстрировать силу и мощь научных знаний;

5. раскрывать роль науки.

С принципом научности тесно связан принцип доступности, ибо то, что мы даем, должно осваиваться, становиться доступным. Это значит расширяются познавательные возможности учащихся, а это дает возможность усложнять задачи познания.


Знакомим с принципами, закономерностями и правилами обучения, рассказываем, как они применяются и для чего используются.

Что такое принципы обучения

Принципы обучения — это методы и средства, используемые для достижения различных образовательных целей и развития личности. Направлены на организацию и реализацию эффективного обучения, сохранение его целостности. Представляют собой теоретическое построение учебного процесса и применение системы на практике.

Цели, для достижения которых принципы обучения применяются, бывают весьма разнообразны. Несмотря на это, все принципы объединены в одну систему и не могут существовать друг без друга. В образовательном процессе одновременно могут быть задействованы сразу несколько принципов, очень редко встречается применение только одного.

В педагогике

В повседневной жизни принципами обучения сознательно пользуется очень маленький процент общества, причем они слабо выражены и практически не выделяются на фоне остального воспитания. В педагогике идеальной моделью является регулярное применение таких принципов. Их изучение — обязательная часть педагогического образования. Понимание психологии каждого принципа и его применение делает процесс обучения эмоционально легче как для ученика, так и для преподавателя. Это как раз и увеличивает эффективность образования.

Чем обусловлено возникновение принципов обучения

Принципы обучения основаны на законах и закономерностях образования, соответственно, существуют с появления первого образовательного учреждения, но не всегда фиксировались или выделялись из всего педагогического процесса.

Принципы являются исторически переходящими, так как закономерно развитию новых теорий и практик обучения видоизменяются старые принципы и появляются новые. Изменения зависят не только от развития международных законов дидактики. Имеют значение, например, территориальные факторы: потребности конкретного государства и его населения. Однако всегда остаются неизменные основные принципы, которые применяются на всех ступенях образования, независимо от принадлежности к какой-либо образовательной системе.

Виды и характеристика принципов обучения

Из всех трудов по работе над формулировкой и систематизацией принципов обучения особо выделяются работы следующих ученых:

Благодаря исследованиям этих и многих других значимых ученых - М.А.Данилова, Б.П.Есипова, М.Н.Скаткина - принципы можно систематизировать следующим образом:

Основные

Специфические
Сформировались в том числе и из-за возникновения специального образования — обучения детей с психическими и физическими особенностями.

  • Единство наук
    Наука усваивается вместе с основами языка.
  • Предметность
    Учебный процесс полноценный и разносторонний, регулярное практическое закрепление теории лучше помогает слабослышащему человеку осваивать окружающий мир.
  • Активное речевое общение
    Побуждение к высказыванию своих мыслей и позиций, обсуждение вопросов и самостоятельный поиск ответа на них (особенно необходимо при обучении незрячих детей).
  • Единство слухового и речевого обучения
    Развитие разборчивой и выразительной речи, умение определять обращенную к конкретному человеку речь.
  • Единство обучения и формирования личности
    Концентрация на создании полноценной личности во время учебного процесса (людям с какими-либо особенностями сложно перестраивать свою личность в более поздний период жизни).
  • Индивидуальный и дифференцированный подходы
    Обеспечение комфортных условий обучения для всех учеников.

Современные

  • Толерантность
    Терпимое и уважительное отношение к участникам образовательного процесса.
  • Гумнитаризация обучения
    Упор на изучение искусства, музыки и других художественно-эстетических аспектов образования для развития у обучающихся разнообразных социальных качеств.
  • Инновационные подходы
    Внедрение в учебный процесс современных технологий и методов.
  • Интеграция
    Развитие умения реализовать приобретенные в ходе обучения знания в повседневной жизни.
  • Демократизация
    Расширение границ образовательного процесса как у учеников, так и у преподавателей. Принцип развивает самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.

Педагогические
Видоизмененные основные принципы с внедрением особенностей из других разделов.

Проанализировав эту классификацию, можно подтвердить суждение, что все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Вследствие взаимодополнения возникают новые, более узконаправленные принципы. Например, единства и разнородности целей и путей обучения, пропедевтики и концентричности, коммуникативной направленности и множество других, которые реже упоминаются, но широко используются в современном образовании и воспитании.

В чем различие принципа и правила обучения

Принципы обучения составлены на основе законов и закономерностей обучения, они являются дидактическим материалом, который изучается и применяется в действии. Правила — это тезис, наставление и рекомендация для учителя.

Правило субъективно и формулируется каждым учителем по-своему, поэтому имеет разную эмоциональную и психологическую окраску.

Как связаны принципы и закономерности обучения

Закономерности обучения — особенности, которые выявлены в ходе изучения образовательного процесса. Это теоретическая база, к которой обращаются при составлении систем для осознанного обучения.

Закономерности являются фундаментом, на котором строятся все принципы обучения. Закономерности не являются объективным фактом, это общепринятые, но субъективные и изменчивые истины.

В итоге мы имеем взаимосвязь:

Схема

Принципы обучения все-таки нельзя привести к одной общей классификации, так как на их беспеременное изменение влияет множество различных факторов, но в этой статье мы собрали для вас наиболее важную и понятную информацию.

Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности. Он предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования.

Принципы обучения, отражая ту или иную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективную основу. Так, наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.

Вопросы и задания

1. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами образования?

2. Что понимается под "закономерностью" в обучении?

3. Чем обусловлено возникновение принципов обучения?

4. Проследите изменение содержания принципов обучения в истории педагогики (на примере принципов природосообразности, наглядности, научности и др.).

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие по­ложения, лежащие в основе обучения и определяющие его содер­жание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюде­ние которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные ин­тересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует сделать.

6.2. ГЕНЕЗИС ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Генезис (возникновение, происхождение) принципов обуче­ния связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимо отметить, что наряду с принципами, составляющими непреходя­щую основу и относящимися исключительно к процессу обуче­ния, привносились и такие, что были обусловлены текущими идео­логическими соображениями.

Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе, и в тру­довом обучении в том числе, главенствующая роль отводилась ком­мунистически воспитывающему принципу, когда огромное вни­мание уделялось идейной направленности учебного материала.

Действительно, мы являемся свидетелями того, как инноваци­онные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в об­разовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — и тех­нического, и социального.

Вероятно, поэтому можно ожидать расширения перечня прин­ципов за счет введения положений праксеологического 1 , социо­логического, общепедагогического и организационного характера.

1 Праксеология (греч. practikos — деятельный + logos — слово, понятие) — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормы организации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которые использова­лись и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислим их:

• принцип систематичности и последовательности знаний;

• принцип доступности и посильности;

• принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;

• принцип прочности знаний учащихся;

• принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Специфика преподавания технологии в школе потребует от учителя интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще

два важных, на наш взгляд, принципа:

• принцип научности обучения;

• принцип оперативности знаний учащихся.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать тре­бования ряда дидактических принципов и создавать условия для Комплексного осуществления.

6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в трудовом обучении.

Принцип наглядности

Правда, тот же Я.А.Коменский предупреждал, что чувствен­ное восприятие представляет собой лишь начальную ступень по­знания и следующий этап познания — абстрактное мышление.

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об исполь­зовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердам-

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас исполь­зуем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников.

Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) харак­теризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают воз­можность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.

Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при пре­подавании технологии с соблюдением двух важнейших дидак­тических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).

1. Прямое изучение действительности, т.е. изучение, основанное
ни наблюдении, измерении и различных практических видах деятель­ности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися
в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблю­дений и представлений, которые необходимы для понимания изучае­мой на уроке темы.

2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные
знания путем непосредственного изучения определенных предметов,
явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует уме­ло руководить, т.е. обеспечить его системой соответствующих ука­заний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изу­
чаемого предмета.

С психологической точки зрения различают предметную, изоб­разительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в технологии предполагает непосред­ственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учеб­ных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению

из процесса обучения слова (устного или письменного). В правиль­ном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.

Читайте также: