Чем обусловлено возникновение принципов обучения кратко
Обновлено: 04.07.2024
2. Понятие принципов обучения. Из истории развития принципов обучения.
3. Характеристика принципов обучения на современном этапе.
1. Дидактика средней школы /Под ред. С. Скаткина. – М., 1982.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М., 1986.
3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
Справедливо утверждение И.Ф. Харламова о том, что для успешного обучения важно знать не только сущность процесса обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно осуществляется. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, реализация, которых позволяет добиваться эффективных результатов в обучении и формировании личности.
Выделяют общие закономерности процесса обучения и специфические.
Общие – это те, на основе которых осуществляется воспитание и обучение в целом. К ним относится:
1. направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности;
2. активно-деятельностный характер обучения;
3. единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся.
4. проявление уважения и требовательности к учащимся в процессе обучения;
5. обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями;
6. раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
7. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
Учет этих закономерностей необходим как в процессе воспитания, так и в процессе обучения. В силу того, что процесс обучения имеет и свои специфические цели – обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками – то вполне, естественно, что существуют специфические закономерности, которым он подчинен.
Вот эти специфические закономерности и называют чаще всего принципами обучения.
Принципы обучения – это те положения, требования, которые определяют содержание образования, формы и методы обучения. Откуда появились принципы? Основной источник, приведший к их возникновению – практика обучения, опыт и находки учителей, которые постепенно осмысляются и обобщаются.
Чтобы доказать это, достаточно обратиться к истории развития принципов обучения в педагогике. Я ставлю целью проследить весь путь их развития. Остановимся лишь на некоторых этапах. Я.А. Коменский выделил общедидактические и непосредственные принципы обучения.
К общедидактическим принципам он относил:
1. воспитывающий характер обучения;
2. связь обучения с жизнью;
3. соответствие обучения возрасту учащихся.
К непосредственным принципам:
1. принцип сознательности и активности знаний;
3. постепенности и систематичности;
4. принцип упражнения и прочности усвоения знаний.
Все принципы Коменского были направлены против зубрежки и схоластики, царивших в педагогической деятельности.
Г. Песталоцци (186) впервые выдвинул принцип природосообразности и на основе его идею развивающего обучения.
Суть этого принципа – развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития ребенка.
Ф. Дистервег (196) развивая положения Песталоцци, выделяет 3 принципа:
Дистервег считал, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он сам активно участвует в собственном воспитании. Отсюда вытекает принцип самодеятельности. Развивать ее – задача учителя.
Природосообразность Дистервег понимал как учет индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей развития ребенка.
Так, Т. Ильина выделяет:
1. принцип наглядности
2. принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
3. принцип доступности
4. принцип научности
5. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
6. принцип систематичности и последовательности
7. принцип прочности усвоения знаний
8. принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
9. принцип воспитания в процессе обучения.
Харламов И.Ф. выделяет:
1. научность обучения
2. проблемность обучения
3. наглядность обучения
4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения
5. доступность обучения
6. систематичность и последовательность
7. прочность обучения и его цикличность
8. единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
М.Н Скаткин, учитывая четко обозначившуюся тенденцию к непрерывному образованию, предлагает ввести принцип перехода обучения к самообразованию, а также, уделял внимание формированию положительного отношения к учению – принцип положительного эмоционального фона обучения.
Ю.К. Бабанский, разрабатывающий теорию оптимизации в дидактике, предлагает три новых принципа:
1. оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых методов и приемов обучения;
2. оптимального сочетания урочных, внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;
принципы создания оптимальных условий для обучения.
Вводит он также и принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению.
Безусловно, ничья классификация не может вызывать возражений, тем более, что основа их все-таки традиционна, имеющая вековые корни. Ваше право – придерживаться любой из них.
Рассмотрим более детально некоторые из принципов обучения.
1. Научность и доступность.
Принцип научности требует давать лишь научные положения. Теоретической основой принципа является теория познания.
Реализация принципа научности поможет:
1. обеспечивать высокий уровень преподавания.
2. раскрывать факты и явления в динамике;
3. исходить из исторического характера знаний;
4. демонстрировать силу и мощь научных знаний;
5. раскрывать роль науки.
С принципом научности тесно связан принцип доступности, ибо то, что мы даем, должно осваиваться, становиться доступным. Это значит расширяются познавательные возможности учащихся, а это дает возможность усложнять задачи познания.
Обычно выделяют три правила принципа доступности:
1. от известного к неизвестному;
2. от близкого к дальнему;
3. от простого к сложному.
1. Закономерности процесса обучения.
2. Понятие принципов обучения. Из истории развития принципов обучения.
3. Характеристика принципов обучения на современном этапе.
1. Дидактика средней школы /Под ред. С. Скаткина. – М., 1982.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М., 1986.
3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
Справедливо утверждение И.Ф. Харламова о том, что для успешного обучения важно знать не только сущность процесса обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно осуществляется. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, реализация, которых позволяет добиваться эффективных результатов в обучении и формировании личности.
Выделяют общие закономерности процесса обучения и специфические.
Общие – это те, на основе которых осуществляется воспитание и обучение в целом. К ним относится:
1. направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности;
2. активно-деятельностный характер обучения;
3. единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся.
4. проявление уважения и требовательности к учащимся в процессе обучения;
5. обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями;
6. раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
7. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
Учет этих закономерностей необходим как в процессе воспитания, так и в процессе обучения. В силу того, что процесс обучения имеет и свои специфические цели – обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками – то вполне, естественно, что существуют специфические закономерности, которым он подчинен.
Вот эти специфические закономерности и называют чаще всего принципами обучения.
Принципы обучения – это те положения, требования, которые определяют содержание образования, формы и методы обучения. Откуда появились принципы? Основной источник, приведший к их возникновению – практика обучения, опыт и находки учителей, которые постепенно осмысляются и обобщаются.
Чтобы доказать это, достаточно обратиться к истории развития принципов обучения в педагогике. Я ставлю целью проследить весь путь их развития. Остановимся лишь на некоторых этапах. Я.А. Коменский выделил общедидактические и непосредственные принципы обучения.
К общедидактическим принципам он относил:
1. воспитывающий характер обучения;
2. связь обучения с жизнью;
3. соответствие обучения возрасту учащихся.
К непосредственным принципам:
1. принцип сознательности и активности знаний;
3. постепенности и систематичности;
4. принцип упражнения и прочности усвоения знаний.
Все принципы Коменского были направлены против зубрежки и схоластики, царивших в педагогической деятельности.
Г. Песталоцци (186) впервые выдвинул принцип природосообразности и на основе его идею развивающего обучения.
Суть этого принципа – развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития ребенка.
Ф. Дистервег (196) развивая положения Песталоцци, выделяет 3 принципа:
Дистервег считал, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он сам активно участвует в собственном воспитании. Отсюда вытекает принцип самодеятельности. Развивать ее – задача учителя.
Природосообразность Дистервег понимал как учет индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей развития ребенка.
Так, Т. Ильина выделяет:
1. принцип наглядности
2. принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
3. принцип доступности
4. принцип научности
5. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
6. принцип систематичности и последовательности
7. принцип прочности усвоения знаний
8. принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
9. принцип воспитания в процессе обучения.
Харламов И.Ф. выделяет:
1. научность обучения
2. проблемность обучения
3. наглядность обучения
4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения
5. доступность обучения
6. систематичность и последовательность
7. прочность обучения и его цикличность
8. единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
М.Н Скаткин, учитывая четко обозначившуюся тенденцию к непрерывному образованию, предлагает ввести принцип перехода обучения к самообразованию, а также, уделял внимание формированию положительного отношения к учению – принцип положительного эмоционального фона обучения.
Ю.К. Бабанский, разрабатывающий теорию оптимизации в дидактике, предлагает три новых принципа:
1. оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых методов и приемов обучения;
2. оптимального сочетания урочных, внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;
принципы создания оптимальных условий для обучения.
Вводит он также и принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению.
Безусловно, ничья классификация не может вызывать возражений, тем более, что основа их все-таки традиционна, имеющая вековые корни. Ваше право – придерживаться любой из них.
Рассмотрим более детально некоторые из принципов обучения.
1. Научность и доступность.
Принцип научности требует давать лишь научные положения. Теоретической основой принципа является теория познания.
Реализация принципа научности поможет:
1. обеспечивать высокий уровень преподавания.
2. раскрывать факты и явления в динамике;
3. исходить из исторического характера знаний;
4. демонстрировать силу и мощь научных знаний;
5. раскрывать роль науки.
С принципом научности тесно связан принцип доступности, ибо то, что мы даем, должно осваиваться, становиться доступным. Это значит расширяются познавательные возможности учащихся, а это дает возможность усложнять задачи познания.
Знакомим с принципами, закономерностями и правилами обучения, рассказываем, как они применяются и для чего используются.
Что такое принципы обучения
Принципы обучения — это методы и средства, используемые для достижения различных образовательных целей и развития личности. Направлены на организацию и реализацию эффективного обучения, сохранение его целостности. Представляют собой теоретическое построение учебного процесса и применение системы на практике.
Цели, для достижения которых принципы обучения применяются, бывают весьма разнообразны. Несмотря на это, все принципы объединены в одну систему и не могут существовать друг без друга. В образовательном процессе одновременно могут быть задействованы сразу несколько принципов, очень редко встречается применение только одного.
В педагогике
В повседневной жизни принципами обучения сознательно пользуется очень маленький процент общества, причем они слабо выражены и практически не выделяются на фоне остального воспитания. В педагогике идеальной моделью является регулярное применение таких принципов. Их изучение — обязательная часть педагогического образования. Понимание психологии каждого принципа и его применение делает процесс обучения эмоционально легче как для ученика, так и для преподавателя. Это как раз и увеличивает эффективность образования.
Чем обусловлено возникновение принципов обучения
Принципы обучения основаны на законах и закономерностях образования, соответственно, существуют с появления первого образовательного учреждения, но не всегда фиксировались или выделялись из всего педагогического процесса.
Принципы являются исторически переходящими, так как закономерно развитию новых теорий и практик обучения видоизменяются старые принципы и появляются новые. Изменения зависят не только от развития международных законов дидактики. Имеют значение, например, территориальные факторы: потребности конкретного государства и его населения. Однако всегда остаются неизменные основные принципы, которые применяются на всех ступенях образования, независимо от принадлежности к какой-либо образовательной системе.
Виды и характеристика принципов обучения
Из всех трудов по работе над формулировкой и систематизацией принципов обучения особо выделяются работы следующих ученых:
Благодаря исследованиям этих и многих других значимых ученых - М.А.Данилова, Б.П.Есипова, М.Н.Скаткина - принципы можно систематизировать следующим образом:
Основные
Специфические
Сформировались в том числе и из-за возникновения специального образования — обучения детей с психическими и физическими особенностями.
- Единство наук
Наука усваивается вместе с основами языка. - Предметность
Учебный процесс полноценный и разносторонний, регулярное практическое закрепление теории лучше помогает слабослышащему человеку осваивать окружающий мир. - Активное речевое общение
Побуждение к высказыванию своих мыслей и позиций, обсуждение вопросов и самостоятельный поиск ответа на них (особенно необходимо при обучении незрячих детей). - Единство слухового и речевого обучения
Развитие разборчивой и выразительной речи, умение определять обращенную к конкретному человеку речь. - Единство обучения и формирования личности
Концентрация на создании полноценной личности во время учебного процесса (людям с какими-либо особенностями сложно перестраивать свою личность в более поздний период жизни). - Индивидуальный и дифференцированный подходы
Обеспечение комфортных условий обучения для всех учеников.
Современные
- Толерантность
Терпимое и уважительное отношение к участникам образовательного процесса. - Гумнитаризация обучения
Упор на изучение искусства, музыки и других художественно-эстетических аспектов образования для развития у обучающихся разнообразных социальных качеств. - Инновационные подходы
Внедрение в учебный процесс современных технологий и методов. - Интеграция
Развитие умения реализовать приобретенные в ходе обучения знания в повседневной жизни. - Демократизация
Расширение границ образовательного процесса как у учеников, так и у преподавателей. Принцип развивает самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.
Педагогические
Видоизмененные основные принципы с внедрением особенностей из других разделов.
Проанализировав эту классификацию, можно подтвердить суждение, что все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Вследствие взаимодополнения возникают новые, более узконаправленные принципы. Например, единства и разнородности целей и путей обучения, пропедевтики и концентричности, коммуникативной направленности и множество других, которые реже упоминаются, но широко используются в современном образовании и воспитании.
В чем различие принципа и правила обучения
Принципы обучения составлены на основе законов и закономерностей обучения, они являются дидактическим материалом, который изучается и применяется в действии. Правила — это тезис, наставление и рекомендация для учителя.
Правило субъективно и формулируется каждым учителем по-своему, поэтому имеет разную эмоциональную и психологическую окраску.
Как связаны принципы и закономерности обучения
Закономерности обучения — особенности, которые выявлены в ходе изучения образовательного процесса. Это теоретическая база, к которой обращаются при составлении систем для осознанного обучения.
Закономерности являются фундаментом, на котором строятся все принципы обучения. Закономерности не являются объективным фактом, это общепринятые, но субъективные и изменчивые истины.
В итоге мы имеем взаимосвязь:
Принципы обучения все-таки нельзя привести к одной общей классификации, так как на их беспеременное изменение влияет множество различных факторов, но в этой статье мы собрали для вас наиболее важную и понятную информацию.
Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности. Он предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования.
Принципы обучения, отражая ту или иную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективную основу. Так, наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.
Вопросы и задания
1. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами образования?
2. Что понимается под "закономерностью" в обучении?
3. Чем обусловлено возникновение принципов обучения?
4. Проследите изменение содержания принципов обучения в истории педагогики (на примере принципов природосообразности, наглядности, научности и др.).
Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.
По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.
Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует сделать.
6.2. ГЕНЕЗИС ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
Генезис (возникновение, происхождение) принципов обучения связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимо отметить, что наряду с принципами, составляющими непреходящую основу и относящимися исключительно к процессу обучения, привносились и такие, что были обусловлены текущими идеологическими соображениями.
Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе, и в трудовом обучении в том числе, главенствующая роль отводилась коммунистически воспитывающему принципу, когда огромное внимание уделялось идейной направленности учебного материала.
Действительно, мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — и технического, и социального.
Вероятно, поэтому можно ожидать расширения перечня принципов за счет введения положений праксеологического 1 , социологического, общепедагогического и организационного характера.
1 Праксеология (греч. practikos — деятельный + logos — слово, понятие) — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормы организации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которые использовались и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислим их:
• принцип систематичности и последовательности знаний;
• принцип доступности и посильности;
• принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
• принцип прочности знаний учащихся;
• принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Специфика преподавания технологии в школе потребует от учителя интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще
два важных, на наш взгляд, принципа:
• принцип научности обучения;
• принцип оперативности знаний учащихся.
Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для Комплексного осуществления.
6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в трудовом обучении.
Принцип наглядности
Правда, тот же Я.А.Коменский предупреждал, что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания и следующий этап познания — абстрактное мышление.
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об использовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердам-
С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас используем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников.
Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) характеризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают возможность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.
Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.
Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при преподавании технологии с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).
1. Прямое изучение действительности, т.е. изучение, основанное
ни наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися
в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.
2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные
знания путем непосредственного изучения определенных предметов,
явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т.е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изу
чаемого предмета.
С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.
Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.
Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.
Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.
Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению
из процесса обучения слова (устного или письменного). В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.
Читайте также: