Анализ школьной олимпиады по литературе 2020

Обновлено: 08.07.2024

Олимпиада по литературе 5-11 классы 2020-2021 школьный этап Всероссийская олимпиада школьников по литературе. Школьный этап. 5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс, 10 класс, 11 класс. 2020-2021 учебный год. Задания ключи литература. ОТВЕТЫ на задания школьного этапа.

Все классы


Ответы

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и КДР

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и КДР по всем предметам с возможностью прохождения онлайн.
Более 100 вариантов и тысячи заданий с решениями.
Видео уроки.
ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ЕГЭ ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.

О типах заданий на олимпиадах по литературе

На самом деле олимпиады делятся на два типа. Первый можно назвать вариантом, направленным на проверку аналитических возможностей участника: в них представлены задания по заведомо незнакомому для учеников тексту. Второй — своеобразная модификация материала, близкого или даже входящего в школьную программу: участников просят рассмотреть какую-то тему по произведению, однако написание по ней работы требует и высокого уровня владения текстом, и навыков анализа отдельных эпизодов, и понимания значения отдельных образов и мотивов.

Сейчас в связи с повсеместным переходом на дистант ориентация Московской олимпиады школьников (МОШ) и Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) на аналитику может измениться, но об этом говорить, мне кажется, пока рано.

Олимпиадные задания во всех вариантах так или иначе базируются на школьной программе. Однако уровень в условиях выполнения олимпиадных заданий требуется совсем другой по сравнению с тем, что нужно для успешного прохождения школьной программы.

О самых трудных для школьников форматах

На самом деле все зависит от школьников и преподавателей. Я очень не люблю так называемые креативные задания, так как очень часто методические цели составителей неясны. Когда ребят просят написать сонет или подражание Тютчеву на олимпиаде, у меня и у моих учеников это вызывает ряд вопросов. Очень неприятно писать плохие стихи и видеть при этом, что они плохие. Не все хотят писать пародии и имитации.

Можно быть блестящим аналитиком, знатоком контекста, произведений, но при этом самому не писать стихов

Если участника хотят спросить о форме, ключевых признаках жанра или направления, почему обязательно в форме подражания? И в этих заданиях мы вступаем на очень зыбкий путь оценивания природных способностей: я как проверяющий могу хотеть видеть в этом тексте Тютчева и не хотеть понять значение предложенной учеником метафоры. Когда подобные занятия даются в качестве адаптационных игр на уроках, это может быть методически обоснованно и понятно. На олимпиаде, мне кажется, это самые трудные для выполнения задания, потому что они самые субъективные для оценивания.

О тренировках (да, по литературе!)

Для олимпиады по литературе мне кажется еще очень актуальным знание исторического контекста

Как обойти субъективизм на олимпиадах

Условно говоря, при довольно большом разнообразии критериев все они укладываются в следующие параметры: содержание, логика, речь, знание и понимание культурного и историко-литературного контекста. Следующий этап для осмысления критериев — разобраться в нюансах, понять, какого рода текст хочет увидеть жюри. Здесь стоит опираться на традицию оценивания на той или иной олимпиаде.


Нужно очень четко понимать, чего от тебя ждут. Принимая участие в олимпиаде, мы все-таки рассчитываем, что работу оценивает профессионал, не подверженный влиянию собственных эмоций и личного вкуса.

В первую очередь нужно удостовериться, что участник предельно точно понимает правила игры, знает, что на некоторых олимпиадах неточности в цитировании, например, фатальны.

В некоторых случаях таким отсекающим критерием являются орфографические и пунктуационные ошибки

В процессе продуцирования нового содержания и его дальнейшего оценивания, думаю, субъективизм неизбежен. Важно только, чтобы в дальнейшем можно было понять, в чем состояли недочеты работы. Как правило, на всех олимпиадах есть очный просмотр работ, на котором участник может ознакомиться с пометками проверяющих.


7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

Отдельную историю в этом отношении составляет региональный этап ВсОШ, где и качество проверки, и адекватность трактовки требования может быть, мягко говоря, очень разной. По сути, если быть честным, никаких четких механизмов оспаривания результатов олимпиад первого уровня нет.

Если на ЕГЭ в Москве человек получает экспертное заключение на руки за сутки до апелляционного чата, который он может записать, то добиться получения записи апелляции на регионе, на финальном этапе ВсОШ, практически невозможно. Нет документального свидетельства того, что ребенку говорили на апелляции, — нет возможности подать жалобу куда-либо.

Если для ЕГЭ есть инстанция, которая обязуется реагировать на жалобы граждан, то в случае олимпиад такой инстанции просто нет

Формально можно попытаться обращаться в Рособрнадзор и Минпрос, но, как правило, эти попытки в условиях отсутствия документальных подтверждений на руках у апеллянта тщетны.

О том, как подготовиться и победить


Для современных детей, думается, самая большая сложность — преодоление стресса и разного рода возрастных барьеров. Можно быть очень способным и мотивированным к изучению литературы, но при этом оказаться психологически неготовым к борьбе с давлением внешней среды. Современный мир предлагает очень много учебных и профессиональных возможностей, и ребенку трудно объяснить самому себе, почему после первой, второй, третьей неудачи (которые неизбежно будут) нужно не сдаться. Как показывает мой опыт, самое сложное оказывается не в книге, а у человека в голове.

ЕГЭ vs олимпиады

Я считаю, что человек, принимавший участие в олимпиадах с любым результатом, кроме абсолютно провального, способен воспроизвести те же операции, но на более простом материале, на экзамене. В среде своих учеников я никогда не сталкивалась с тем, чтобы люди не подтверждали свои результаты на олимпиаде соответствующим баллом ЕГЭ. Форматы заданий этого экзамена не только не противоречат форматам олимпиады, а просто повторяют их в максимально упрощенной форме. Да, там более жесткие критерии оценивания, но они же и значительно прозрачнее. А что касается материалов, то человек, освоивший произведения к перечневым соревнованиям и ВсОШ, не затруднится в ответе на вопросы задания 17 и сравнительных заданий 9 и 16.

Идея, что люди после выполнения сложных заданий почти профессионального уровня затрудняются в прохождении стандартизированного экзамена, кажется мне абсурдной

Я проверяю ЕГЭ в качестве эксперта по литературе с 2012 года. И совсем не думаю, что это лотерея. Да, конечно, мы не можем предположить, какие задания нам попадутся, но в ЕГЭ есть кодификатор, и материал, представленный в нем, вполне можно освоить. И освоить полностью: что-то более подробно, что-то менее. Несколько написанных пробных экзаменов — и человеку видно, как будут проверять его работу, что именно у него вызывает сложности на самом экзамене.


Эстетика, идеология, non-fiction: что стоит рассказать школьникам о литературе

Эти проблемы можно и нужно устранить до финальной точки — самого экзамена. В ходе проверки ЕГЭ, в особенности апелляций, от экспертов требуют обоснования снижения баллов в соответствии с документами, и это соответствие регулярно проверяется, поэтому принцип проверки можно и нужно понять заранее по итогам пробных экзаменов, которые сейчас доступны и онлайн.

Что касается олимпиады, это лотерея в значительно большей степени. Не во всех олимпиадах критерии находятся в свободном доступе

Именно поэтому для потенциального олимпиадника так важно никогда не сдаваться и уметь анализировать не только собственные ошибки, но и ситуацию в целом. Шансы бывают очень разные, но в итоге шанс победить есть всегда.

В соответствии с планом-графиком внутришкольного контроля проведен анализ результатов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

- проанализировать организацию и результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

- выявить одаренных обучающихся по отдельным предметам с целью участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников и индивидуальной работы с одаренными обучающимися.

Вид контроля: тематический, заседание МО, анализ результативности.

Время проведения: ноябрь 2020 года.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился с 21 сентября по 13 октября 2020 года. В школьном этапе предметных олимпиад принимали участие учащиеся 4–10-х классов.

Для организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад был проведен ряд мероприятий:

– составлен список членов жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

– обеспечены сбор и хранение заявлений родителей (законных представителей) обучающихся, заявивших о своем участии в олимпиаде, о согласии на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своих несовершеннолетних детей;

– составлен список участников школьного этапа Всероссийской олимпиады согласно заявлениям, предоставленным учащимися и их родителями (законными представителями);

– приказами МКОУ СОШ № 15 закреплены аудитории для проведения олимпиад, определены время проведения олимпиад, а также дежурные в аудитории во время проведения олимпиад;

– проведен инструктаж с дежурными в аудитории по правилам проведения школьного этапа олимпиады;

– членами жюри организована и проведена проверка работ участников школьного этапа олимпиады в соответствии с критериями.

Олимпиадные задания были получены школой от муниципальных предметных комиссий. Проверка олимпиадных заданий, определение победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам осуществлялись жюри согласно приказу от 31.08.2020 № 43.

В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 50 учащихся 4–10-х классов – 79 процентов от общего количества учащихся 4–10-х классов в 11 предметных олимпиадах, а именно по английскому языку, биологии, географии, истории, литературе, математике, обществознанию, ОБЖ, русскому языку, физической культуре, информатике.

В текущем учебном году в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады приняли участие 4 учащихся 4-го класса в олимпиаде по математике и русскому языку.

Таблица № 1. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников за два года

(учащиеся, принявшие участие в данном этапе олимпиады по нескольким предметам, учитываются один раз)

Вывод: в 2019/20 учебном году наблюдается уменьшение количества участников на 5 человек (в сравнении с прошлым учебным годом).

Таблица № 2. Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020/21 учебном году по предметам

Процент от общего количества учащихся в классах

Английский язык (5–10-е классы (58 учащихся))

Биология (5–10-е классы (58 учащихся))

География (5–10-е классы (58 учащихся))

История (5–10-е классы (58 учащихся))

Литература (5–10-е классы (58 учащихся))

Математика (4–10-е классы (63 учащихся))

Обществознание (6–10-е классы (45 учащихся))

ОБЖ (7–10-е классы (36 учащихся))

Русский язык (4–10-е классы (63 учащихся))

Физическая культура (5–10-е классы (58 учащихся))

Информатика (5–10-е классы (58 учащихся))

Вывод: наибольшее количество участников олимпиады наблюдается по следующим предметам – русский язык, математика, обществознание. Очень низкий показатель по таким предметам, как информатика, литература.

Таблица № 3. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам за два года

Количественный анализ проведения ШЭ и МЭ ВсОШ в 2020-2021 учебном году по новой модели, на базе ОО. Сравнительный анализ данных.

ВложениеРазмер
analiticheskaya_spravka_ob_itogah_vsosh_she_i_me_2020-2021uch_goda.docx 59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка об итогах проведения школьного и муниципального этапов

Всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году

Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Основными задачами школьного этапа ВсОШ являются:

  • мотивация школьников к изучению различных предметов;
  • оценка знаний и умений школьников по предметам;
  • выявление способных, талантливых обучающихся по отдельным предметам, с целью участия в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников и индивидуальной работы с одаренными обучающимися;
  • активизация работы кружков и других форм внеклассной и внешкольной работы с обучающимися.

Муниципальный этап также выявляет наиболее способных, талантливых обучающихся и открывает им дорогу на республиканский этап, активизирует их стремление и волю к победе, желание показать себя, свои знания.

Всего в школьном этапе олимпиады по 25 предметам приняли участие 1689 школьников 3-11 классов, в муниципальном этапе – 321 ученик 7-11 классов по всем общеобразовательным предметам, в том числе 14 учащизся по родным языкам и родной литературе 3-9 классов. Необходимо отметить, что большинство обучающихся принимали участие в нескольких олимпиадах.

Школьный и муниципальный этапы проводились на базе общеобразовательных организаций. Для проверки олимпиадных работ были созданы районные предметные комиссии по каждому общеобразовательному предмету.

Таблица 1. Количество участников школьного этапа ВсОШ в разрезе предметов

Анализируя данные таблицы, следует сделать следующий вывод:

  • высокий процент участников школьного этапа ВсОШ отмечен по предметам: биология– 121 чел., русский язык – 180 чел., история – 156 чел., литература – 135 чел., математика – 153 чел., обществознание – 155 чел., физическая культура - 126;
  • низкий процент участников школьного этапа ВсОШ отмечен по предметам: астрономия –13 чел., МХК – 5 чел., право - 26 чел., экономика – 16 чел.;

- количество школьного этапа ВсОШ в 5-10 классах колеблется от 213 до 269. Ниже других классов количество участников в 11 классах -190 участников.

Таблица 2. Количество победителей и призеров школьного этапа ВсОШ :

Общее количество участников

Количество победителей и призеров

Общее количество призеров

Данные таблицы свидетельствуют, что в текущем учебном году по сравнению с прошедшим учебным годом:

-общее количество участников увеличилось на 188 чел.;

- количество победителей и призеров уменьшилось на 13 чел.

Таблица 3. Количество участников, победителей и призеров школьного этапа ВсОШ в разрезе предметов

Фактическое кол-во участников

Кол-во победителей и призеров

% победителей и призеров

Таблица 4. Количество участников, победителей и призеров школьного этапа ВсОШ в разрезе предметов

Фактическое кол-во участников (чел.)

Общее кол-во
победителей и призеров (чел.)

Кол-во
призеров (чел.)

Искусство (Мировая художественная культура)

Основы безопасности и жизнедеятельности

Анализ 3 и 4 таблиц показывает, что в связи с эпид.обстановкой только 54% победителей и призеров школьного этапа (307 от 568) приняли участие в МЭ ВсОШ.

Количественный анализ показателей по победителям и призерам ШЭ и МЭ показал низкие результаты выполнения участниками олимпиадных заданий по предметам в целом. Только 35% участников ШЭ (568 от 1613) перешагнули 50% барьер выполненных заданий, а значит, в среднем 65% участников выполнили менее половины заданий олимпиадной работы. Анализ данных показателей по муниципальному этапу указывает также на низкие результаты: только 25% участников (78 из 307) выполнили более половины заданий олимпиады и вошли в 45% квоту победителей и призеров. По экономике, физике, русскому языку, МХК, астрономии, информатике нет призовых мест.

Таблица 5. Количество участников и количество призовых мест на ШЭ ВсОШ в разрезе школ:

Фактическое количество участников

Фактическое количество победителей и призеров

Фактическое количество победителей и призеров

(по всем предметам)

(считая каждого один раз)

(по всем предметам)

(считая каждого один раз)

Мордовскопошатская СОШ имени В.В.Кирдяшкина

Таблица 6. Количество участников и количество призовых мест на МЭ в разрезе школ по всем олимпиадам:

Фактическое количество участников

Фактическое количество победителей и призеров

Фактическое количество победителей и призеров

(по всем предметам)

(считая каждого один раз)

(по всем предметам)

(считая каждого один раз)

Мордовскопошатская СОШ имени В.В.Кирдяшкина

Анализ 5 и 6 таблиц показал снижение количества участников на муниципальном этапе по каждой школе. Это и выбор участника. Принимая участие в школьном этапе, ученик делает выбор сам по участию в муниципальном этапе. И другая причина связана с эпид.обстановкой, когда дети не могли поучаствовать в МЭ по состоянию здоровья.

Таблица 7. Количество баллов по общеобразовательным предметам, необходимое для участия в региональном этапе ВсОШ в 2020/21 учебном году.

Наивысший балл участников на МЭ ВсОШ

Астрономия 9 класс

Искусство (Мировая художественная культура)

Основы безопасности и жизнедеятельности

Таблица 7, охватывающая максимальные показатели и проходные баллы участников регионального этапа (9-11 классы), показывает, первое, что не по всем классам были участники МЭ ВсОШ. Второе, наивысшие баллы участников МЭ показывают на процентное отношение выполнения олимпиадных работ. Из таблицы видна как результативность лучших работ учащихся, так и победителей олимпиад. Высокий процент выполнения работы показали участники олимпиады по биологии (9класс), экологии (9 класс) и литературе (10 класс)

Таблица 8. Количество участников регионального этапа ВсОШ в 2021 году в разрезе школ и предметов:

МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В.Кирдяшкина

Необходимо отметить, что участники олимпиад по физике, астрономии, информатике, немецкому языку, не вошедшие в списки победителей и призеров МЭ, но набравшие необходимое количество баллов в соответствии с проходными республиканскими баллами, будут принимать участие в регионально этапе ВсОШ. Они вошли в общий список регионального этапа ВсОШ.

Таблица 9. Список участников регионального этапа ВсОШ:

Краткое название
образовательной организации (по уставу)

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Призер 2019-2020 уч.г.

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Куракина Е.В.,Келин Е.А.

Призер 2019-2020 уч.г.

МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В.Кирдяшкина

МОУ "Стародевиченская СОШ"

МОУ "Стародевиченская СОШ"

МОУ "Стародевиченская СОШ"

В таблице 9 представлен список участников муниципального этапа ВсОШ, которые прошли по рейтингу среди участников МЭ всех районов РМ.

Анализируя данные таблицы, следует сделать вывод:

Общее количество участников школьного этапа этого года повысилось на 188 участников по сравнению с прошлым 2019-2020 учебным годом. Однако, количество победителей и призеров снизилось на 13 чел.

Процент победителей и призеров школьного этапа ВсОШ 2020-2021 учебного года (35%) значительно отличается от муниципального этапа (25%). Нет призовых мест на МЭ ВсОШ по физике, астрономии, информатике, немецкому языку, экономике, русскому языку.

Проведение анализа результатов Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе показал, что часть участников предметных олимпиад были не удовлетворены результатами выполненных заданий, в связи с этим в жюри олимпиад поступило 4 апелляции по итогам проведения МЭ этапа ВсОШ по биологии, технологии и ОБЖ. Победители школьного этапа предметных олимпиад продемонстрировали достаточный уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий. Вместе с тем в целом уровень подготовки школьников к участию в школьном этапе олимпиады не достаточный, так как по отдельным предметам отсутствуют победители и призеры. По сравнению с прошлым учебным годом уменьшилась количество обучающихся имеющих нулевой процент выполнения олимпиадных заданий. Но высок процент обучающихся, не преодолевших 50% порог. Многие обучающиеся принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам разной направленности, что ведет к перегрузке обучающихся, так как требуется дополнительное время на качественную подготовку. Отмечается недостаточная подготовка обучающихся к выполнению заданий повышенной сложности.

На основании вышеизложенного рекомендовано:

Руководителям РМО всех предметов, по которым проводились олимпиады:

- Шитовой Л.В,, Кечиной Е.М., Имярековой И.И., Серегиной В.А., Мещеровой С.В., Кудашкиной Т.В., Никишовой Н.Н., Куликовой Н.И., Вельмискиной С.В.

  • провести анализ участия обучающихся и полученных результатов в школьном и муниципальном этапах ВсОШ по учебным предметам и рассмотреть на заседании РМО;
  • предусмотреть различные формы работы по повышению мотивации и результативности, учащихся в участии в различных этапах предметных олимпиад;
  • продолжить формирование банка данных по материалам предметных олимпиад школьного и муниципального уровня 2020-2021 учебного года;
  • обеспечить методическое сопровождение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми).
  • обеспечить дифференцированный подход на уроках и внеурочных занятиях с одаренными детьми, выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, проявляющего интерес к отдельным предметам;
  • при подготовке к различным этапам ВсОШ использовать возможности интернет- ресурсов, цифровых технологий и других доступных форм обучения;
  • обеспечить системный и качественный уровень подготовки обучающихся к различным этапам ВсОШ, опережающее прохождение программного материала с использованием заданий повышенной сложности, развивающие творческие способности обучающихся, логическое мышление;
  • предусмотреть различные формы работы по повышению мотивации и результативности, учащихся в участии в различных этапах Всероссийской олимпиады, через урочную и внеурочную деятельность, самоподготовку обучающихся.

Школьным координаторам и классным руководителям:

  • довести до сведения родителей (законных представителей) итоги школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Методисту Сидоровой Н.В. обеспечить контроль:

  • за качественной, системной подготовкой обучающихся к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам в 2020- 2021 учебном году;

- за отслеживанием результатов участия школьников в олимпиадах различного уровня.

Читайте также: