Кто такие беженцы кратко

Обновлено: 08.07.2024

В международное право понятие "Б." было введено после первой мировой войны. Проблема Б. нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Устав УВКБ принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. № 428 (V). 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря. 1966 г. Генеральная

Ассамблея приняла к сведению специальный протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения Конвенции (вступил в силу 4 ноября 1967 г.).

Термин "Б." употребляется в договорах и резолюциях международных организаций в разных значениях. Конвенция и Устав УВКБ включают в это понятие лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут или не желают пользоваться защитой правительства этой страны либо вследствие таких опасений, либо по причинам,не связанным с соображениями личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего (обычного) местожительства, по тем же причинам не могут или не желают вернуться. Принадлежность к категории политических Б. может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся Б.

refugee), люди, к-рые по полит., расовым или идеолог, причинам, либо в рез-те таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны. 20 в. отличается грандиозным и беспрецедентным кол-вом Б., общемировое число к-рых в 1990 г. было оценено в 15 млн., подавляющее большинство из них — выходцы из развивающихся стран. Причины, по к-рым люди покидают родину, сложны и разнообразны, но два гл. фактора — это вооруж. конфликты, или внутр. нестабильность, и нарушения прав человека, усугубляющиеся при вспышках национализма, социальных конфликтах, иностр. интервенции, росте населения и т.д. Однако гос-ва неохотно предоставляют политическое убежище Б. из опасения разрыва отношений с их родиной, поощрения массового потока беженцев, предоставления защиты идеологически ненадежной группе и взятия на себя доп. эконом, бремени. Несмотря на совершенно бесспорное определение статуса беженца, вопреки Конвенции ООН 1951 г., пр-ва могут закрыть свои границы для Б., обращаться с ними, как с нелегальными иммигрантами, высылать прибывающих или подвергать их тюремному заключению или преследованию. Реакция пр-в может быть вызвана идеолог, причинами. Так, Б. из стран быв. Вост. блока в 1950—70-х гг. считались невозвращенцами, обладающими высоким интеллектом, тогда как в Европе и Сев. Америке в отношении к растущему числу Б. из развивающихся стран применялась политика все более ограниченного допуска (важным исключением в 1970-х гг. были чилийцы и др. латиноамериканцы, а также выходцы из Индокитая в нач. 1980-х гг., вызывавшие всеобщее сочувствие). В Пакистане, напр., ок. 2,8 млн. афганских Б. получили огромную помощь, тогда как иранским Б. почти не была оказана правит. поддержка. Даже если Б. удается получить законный статус, восстановить удовлетворительные социально-эконом. условия существования очень трудно. Руководство Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев и др. агентства пытаются облегчить (ослабить) непосредственные проблемы, такие, как нехватка продовольствия и отсутствие жилья. Однако в долгосрочном плане будущее мн. Б. не сулит радужных перспектив: они не смогут вернуться, домой (репатриация — желание большинства Б.), т.к. обстоятельства, вынудившие их бежать, остаются неизменными; возможность постоянного поселения в чужой стране ограничена, и даже если это происходит, процесс адаптации в новой обстановке, включая обучение новому яз., вызывает большие трудности. Мн. Б. видят свое будущее как жизнь в плохо оборудованных долговрем. лагерях.

вынужденные мигранты, появляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов распада государственности. Б. наделены определенными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетенности психики, повышенной чувствительности к несправедливости и др.

Б. неоднородны: это и вынужденные переселенцы и "репатрианты". В этом явлении объединены несколько различных процессов, имеющих свои аналоги и прецеденты и предполагающих качественно различные средства регулирования: эмиграция евреев из Эстонии в Россию, немцев в Аргентину; фактическая эмиграция в российские города наиболее трезвомыслящей части населения "горячих" регионов, считающей за благо не участвовать в выяснении межродовых и межнациональных отношений у себя на родине (Таджикистан, Северный Кавказ и др.).

Самый большой поток беженцев - это исход русских из бывших республик СССР. Из Армении ушло практически все русское население. То же самое имело место и в Чечне. Процессы медленной репатриации характерны для русского населения Средней Азии и Казахстана. Процессы эти могут быть двояко направленными: неготовность России принять миллионы сограждан приведет к вынужденной эмиграции в дальнее зарубежье, "утечке русских мозгов", к ускорению инновационной активности в российской провинции за счет большей социальной мобильности мигрантов; а также будет способствовать консолидации русского этноса. Общая цифра русских, помимо своей воли оказавшихся за границей, составляет 25 млн. человек.

— люди, в том числе женщины, старики и дети, вынужденные покинуть свои постоянные места жительства под воздействием социальных или экологических потрясений (войн, преследований по национальным или религиозным признакам, стихийных бедствий, техногенных катастроф или крупных аварий). В подобных случаях возникает важнейшая проблема создания для них удовлетворительных условий проживания, трудовой занятости, получения образования, медицинского обслуживания и других социально необходимых предпосылок для жизни. Вопрос о беженцах имеет международный характер. При ООН действует Верховный комиссар по делам беженцев. В 1989 г. СССР ратифицировал международную конвенцию о беженцах.

В связи с распадом СССР и обострением межнациональных конфликтов проблема беженцев приобрела в России острейший характер. Число беженцев измеряется многими сотнями тысяч человек. Так, на 1 января 1993 г. число беженцев в России составило 160 тыс. человек, 1994 г. — 448 тыс. человек, 1995 — 702 тыс. и 1996 г. — 974 тыс. человек.

Проблема беженцев для страны вселения имеет серьезное санитарно-эпидемиологическое значение, т.к. беженцы часто служат источниками распространения опасных инфекционных заболеваний (холеры, брюшного тифа, гепатита, полиомиелита и пр.).


Весь мир охвачен миграционными потоками, которые ставят перед многими государствами сложные, порой непреодолимые задачи. Европа столкнулась с крупнейшим за последние годы притоком беженцев и вынужденных переселенцев. Ситуация требует всесторонних и серьезных усилий, которые невозможны в рамках существующего фрагментарного подхода.

Оценка миграционных потоков и процессов в мире

Центр временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев

Миграционные процессы становятся все более масштабными и являются причиной социально-экономической, политической, духовной напряженности. Проблема беженцев встречается не только на уровне определенного государства, но и охватывает весь мир в целом. Международное сотрудничество в данной области – это, прежде всего, слаженная работа и взаимодействие разнообразных общественных организаций, религиозных фондов и иных неправительственных международных образований. Такая деятельность затрагивает интересы огромного количества людей и должна иметь необходимое организационно-правовое обеспечение.

Краткая характеристика понятия "беженец"

Теперь определим, кто такие беженцы. Согласно законодательству нашего государства, беженец - это лицо, которое пресекло либо желает пересечь границы родного государства и прибыло на территорию РФ. Бегство из другого государства совершено из-за насилия или условий, создающих опасность для жизни и здоровья человека и членов его семьи по признаку расы, национальности, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и так далее.

Определение "вынужденный переселенец"

Ребенок беженец ждет гуманитарной помощи

Вынужденный переселенец - это категория лиц, которая действует лишь на территории России, то есть в международном законодательстве ее правовой статус не закреплен. Таким образом, исходя из законодательства, вынужденный переселенец - это гражданин РФ, который покинул свое местоположение из-за создания угрозы жизни и безопасности его и членов его семьи по признаку расы, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений и иным признакам. Вариантов признания человека вынужденным переселенцев может быть три. Первый вариант, это когда человек является гражданином РФ, но проживает на территории иностранного государства и вынужден его покинуть и прибыть на территорию РФ из-за причин, перечисленных выше. Второй вариант, это когда гражданин РФ вынужден вследствие все тех же причин переместиться из одного субъекта федерации в другой субъект. Есть еще один вариант, когда у человека есть гражданство другого государства, не РФ, либо нет гражданства вообще (лицо, признанное апатридом). Человек должен постоянно, на законных основаниях проживать в России и изменить свое местоположение в пределах РФ по тем же причинам, что указаны выше.

Правовой статус

Главы государств обсуждают актуальные проблемы

Благодаря получению статуса беженца или вынужденного переселенца, человек обладает рядом прав и льгот, которые характерны для данных социальных категорий. Благодаря международному миграционному законодательству рассматриваемые категории лиц обладают широким перечнем прав и свобод, но помимо этого у них есть и обязанности. Все это в общем дает полноценное представление о правовом статусе беженца и вынужденного переселенца.

Права на территории России

Ребенок, нуждающийся в помощи

Стоит отметить, что беженцы в РФ обладают теми же правами, что и граждане государства. К ним, прежде всего, относятся: право на использование услуги переводчика, на место проживания в специализированном центре временного размещения, на помощь в переезде в данный центр, в которую входит перевозка человека, членов его семьи, а также багажа. Кроме того, эти лица имеют право на единовременную материальную помощь, на получение питания, полноценной медицинской помощи и многие другие. Конечно, это не все права беженцев, список является более широким и разносторонним, он четко обозначен законом.

А что можно сказать о вынужденных переселенцах?

Права вынужденных переселенцев в целом точно такие же, как и у беженцев, но небольшие расхождения все же есть. Например, ВП имеет право самостоятельно, независимо выбрать место своего нового жительства на территории Российской Федерации, также он может жить у родственников или знакомых на территории нашего государства в случае наличия разрешения со стороны последних. Также есть возможность получения жилья. Малообеспеченные категории лиц имеют право на компенсацию расходов по переезду и перевозке багажа на новое место жительства. Порядок данной процедуры, в соответствии с законодательством РФ, определяется Правительством Российской Федерации.

Положение беженцев в Германии

Заседание глав государств

Итак, мы определили, кто такие беженцы. Теперь стоит уделить внимание тому, каково их положение в Европе. Для примера возьмем такую развитую страну, как Германия.

С недавнего времени в Германии вступает в силу закон, который изменил правила предоставления убежища на территории государства беженцам. Прежде всего, законодательство направлено на ускорение процедуры рассмотрения заявлений на политические убежище, а также на ускорение возвращения людей, не получивших статус беженца, на свою родину. То есть, в соответствии с новым законодательством, сотрудники пограничной службы имеют право на осуществление мер для ускоренной высылки из Германии тех мигрантов, которые посетили ФРГ из корыстных побуждений. Те беженцы, срок пребывания которых на территории государства, истек, высылаются без предупреждения. В документе также есть список стран, гражданам которых получить убежище будет очень трудно. Такими странами признаются Албания, Черногория, Косово. Определенным группам мигрантов размер и социальной помощи будет уменьшен, для кого-то вообще сокращен. Таким образом, мы увидели положение беженцев в Европе на примере определенного государства.

Нарушения прав в Германии

Как международные органы решают проблему беженцев?

Заслушивание доклада о беженцах

Для того чтобы следить за соблюдением прав и свобод беженцев, Организация Объединенных Наций создала свою систему правозащитных механизмов, а также дала точное юридическое определение, кто такие беженцы и как их защитить. Те государства, которые ратифицировали Конвенцию 1951 г., должны соблюдать все нормы международных договоров. Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты, органы. Они действуют с целью контролировать исполнение всеми государствами положений договоров о беженцах. Происходит заслушивание докладов представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а также некоторые органы осуществляют гуманитарную помощь, принимают жалобы граждан и так далее.

Основная цель деятельности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев состоит в том, чтобы удостовериться, что все лица, которые ищут убежища, могут получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и полноценно реализовать свои права независимо от места их пребывания. Исходя из данной цели, важнейшей задачей является воздействие на страны для принятия справедливых процедур по закреплению должного и эффективного права беженцев. В последнее время в компетенцию данного органа стала входить организация материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Данное направление пользуется большим спросом и является значимым.

Заключительные положения

Дети в Сирии

Итак, мы выяснили, кто такие беженцы, какими правами на территории России они обладают, а также какими законодательными актами и положениями это закреплено. Крайне важно знать и понимать, как миграционные процессы регулируются на международном уровне, ведь это реалии нашей жизни. Также мы выяснили на примере Германии, как обстоят дела с беженцами в Европе. Конечно, не все просто.

В связи с масштабным миграционным кризисом, многие государства ужесточают порядок получения статуса и права убежища. Несмотря на это, те лица, которые получили статус, наделяются спектром прав и свобод, которые приравнивают их к гражданам принимаемого государства. На практике Федеральной Республики Германии можно сказать, что зачастую закон несовершенен и так или иначе происходят нарушения, но в целом положение вынужденных беженцев остается благоприятным. Положение данной категории населения регламентируется и основывается на многих международных актах, конвенциях, декларациях и так далее. Национальное законодательство обязано им соответствовать и не нарушать права и свободы лиц, нуждающихся в помощи.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем , - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

4) место временного содержания - это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, - это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;

фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее - фонд жилья для временного поселения), - это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.

С середины ХХ столетия беженцы – не просто определение категории лиц, вынужденных под угрозой покидать собственную родину. Это международный гуманитарный статус, который при определенных обстоятельствах можно получить в любой стране ООН. Количество беженцев по всему миру приблизилось к 70 млн человек. Кто, как и на каких основаниях может получить этот статус?

Статус беженца

Статус беженца: что это

Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.

Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.

Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.

Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.

Статус беженца

А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Международные гуманитарные статусы

Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.

Статус беженца

Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться “дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:

  • имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
  • не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.

Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.

Существует также статус “политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.

Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.

Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.

Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.

Права и обязанности

Статус беженца

Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:

  • право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
  • право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
  • право на обязательное среднее образование;
  • право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
  • право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
  • право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
  • право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.

Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:

  • чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
  • не совершать уголовных преступлений на территории страны;
  • пройти обязательное медицинское обследование;
  • сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
  • соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.

Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.

Помощь для беженцев

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Статус беженца

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Почему могут лишить международной защиты

Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:

  • беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
  • обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
  • мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
  • лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
  • лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.

В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

  • совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
  • получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
  • привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.

Заключение

Статус беженца – это положение лица, которое в силу преследований покинуло свою страну и запросило международную защиту ООН. Он не дается преступникам, экономическим мигрантам и прочим лицам, не нуждающимся в защите. В случае присвоения статуса мигрант получает право на защиту, социальную помощь, проживание в стране и прочие базовые блага, гарантированные ООН.

Из-за значительного количества беженцев многие страны видят в их существовании проблемы и финансовую нагрузку, поэтому отказывают в защите. В случае противоправного поведения просителей убежища даже лояльные страны готовы к их выдворению.

Читайте также: