Чем отличается школьная библиотека от детской библиотеки

Обновлено: 01.07.2024

1. Школьные библиотеки. Являются необходимым структурным подразделением всякого общеобразовательного учреждения (школа, гимназия, лицей). Это самый многочисленный вид библиотек. Они изначально позиционировали себя как часть системы образования. Первоначально учебные библиотеки, кроме монастырских, создавались в России только в гимназиях и были закрытыми, ими могли пользоваться лишь ученики и учителя данной гимназии. Заведование библиотекой поручалось чаще всего классным наставникам или преподавателям русского языка и словесности. По мере развития российского образования крепли и школьные библиотеки. Фонды библиотек наполнялись не только учебными изданиями, но и художественной и научно-познавательной литературой.

2. Детские библиотеки. Это самостоятельные библиотеки, поддерживающие библиосферу детства. Детские библиотеки принципиально отличаются от публичных библиотек, в которых библиотечное обслуживание детей и подростков ведётся, как правило, в специализированных залах, находящихся в здании единой публичной муниципальной или какой-либо другой библиотеки. Детским библиотекам уделяется особое внимание в силу той важной социальной роли, которую они выполняют. Детские библиотеки на сегодняшний день составляют 9% от общего количества библиотек системы Министерства культуры в России. Современные представления о детских библиотеках, связываются с созданием оптимальной, бесплатной среды развития подрастающего поколения через чтение и безопасную информацию, с возможностью гуманизировать в сознании детей электронные технологии. Важнейшая социальная роль детских библиотек – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, и другой печатной продукции, на доступность достижений отечественной и мировой культуры.

1. Школьные библиотеки. Являются необходимым структурным подразделением всякого общеобразовательного учреждения (школа, гимназия, лицей). Это самый многочисленный вид библиотек. Они изначально позиционировали себя как часть системы образования. Первоначально учебные библиотеки, кроме монастырских, создавались в России только в гимназиях и были закрытыми, ими могли пользоваться лишь ученики и учителя данной гимназии. Заведование библиотекой поручалось чаще всего классным наставникам или преподавателям русского языка и словесности. По мере развития российского образования крепли и школьные библиотеки. Фонды библиотек наполнялись не только учебными изданиями, но и художественной и научно-познавательной литературой.

2. Детские библиотеки. Это самостоятельные библиотеки, поддерживающие библиосферу детства. Детские библиотеки принципиально отличаются от публичных библиотек, в которых библиотечное обслуживание детей и подростков ведётся, как правило, в специализированных залах, находящихся в здании единой публичной муниципальной или какой-либо другой библиотеки. Детским библиотекам уделяется особое внимание в силу той важной социальной роли, которую они выполняют. Детские библиотеки на сегодняшний день составляют 9% от общего количества библиотек системы Министерства культуры в России. Современные представления о детских библиотеках, связываются с созданием оптимальной, бесплатной среды развития подрастающего поколения через чтение и безопасную информацию, с возможностью гуманизировать в сознании детей электронные технологии. Важнейшая социальная роль детских библиотек – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, и другой печатной продукции, на доступность достижений отечественной и мировой культуры.

В библиотеке не должно быть гробовой тишины

Библиотека сегодня — это свободное пространство для детей, где они сами выбирают, что им делать. Могут прийти и играть, прийти и читать, а могут просто поговорить со сверстниками или с библиотекарем.

В детских библиотеках не может быть гробовой тишины, потому что дети не готовы ходить по струнке. Они приходят к нам, потому что здесь им рады. Здесь играют в настольные игры, на базе некоторых библиотек существуют настоящие игротеки. Приходят поиграть и совсем маленькие. Пока выделенного помещения для них в Центральной городской детской библиотеке нет, но мы планируем его открыть, так как хотим больше работать с аудиторией детей от года.

Технически в библиотеку можно записаться с рождения. В прошлом году такие случаи у нас были

Случается, что мама приходит со старшими детьми и заодно записывает грудничка. Библиотека интересна и старшеклассникам, если для них создано специальное пространство. Они никогда не придут в библиотеку, если надо будет сидеть рядом с дошкольниками, им будет некомфортно. Но если библиотека выставляет актуальные книги для подростков, взаимодействует с ними, то они придут.


В школьных библиотеках в основном бывает только учебная литература. Хотя в Новой Москве есть специально спроектированные библиотеки, где ситуация гораздо лучше. Сейчас вообще появляется всё больше проектов, которые связывают нас со школами. Все программы каждая библиотека выстраивает исходя из сотрудничества с местными учебными заведениями, идёт работа со всеми классами. Знакомят с литературой, стараются привить любовь к чтению.

Обычно это мероприятия, подстроенные под конкретную тему, которую класс проходит в школе. Учитель обращается к библиотеке, если ему нужна помощь, а мы со своей стороны уже предлагаем ему варианты. Если проходят книги Бажова, можем пригласить геолога, который покажет настоящие минералы из его книг. Дети на эти мероприятия приходят во внеурочное время, например на продлёнке.

Если родители подают правильный пример, то дети приходят читать

Всё зависит от родителей — какой они дают посыл. По количеству детей в библиотеке и обороту книг незаметно, что количество читающих в последние годы уменьшилось. Сейчас в Гайдаровке проходит программа летнего чтения. Можно завести специальный дневник и рассказать в нём о прочитанных книгах, а за это получить подарок. По итогам одного месяца у нас было две с половиной тысячи читательских дневников.


12 необычных библиотек со всего мира


В основном к нам идут работать люди с гуманитарным образованием и даже с образованием библиотекаря, просто не так массово, как раньше. Приходят журналисты, филологи, историки. Бывали и юристы, и инженеры, но им приходится получать дополнительное профессиональное образование или оставаться на должности с низкой зарплатой.

Если библиотечное мероприятие интересное, оно вызовет ажиотаж


Когда мы организуем мероприятия, спрос на них тоже есть. Но всё зависит от того, насколько качественно оно подготовлено. Если это мастер-класс, квест или встреча с писателем, то, конечно, есть ажиотаж. За время моей работы в сети московских библиотек был случай, когда дети сказали, что им очень нравятся авторы Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Когда эти писатели смогли прийти на встречу, дети были в восторге.

В 2015 году совместно с Мосгортуром мы уже запускали продлёнку и раз в неделю приглашали всех желающих от шести до тринадцати лет приходить в библиотеку и делать уроки. Больше, конечно, дети приходили поиграть и поговорить с вожатыми, но и книги читали тоже.

Библиотеке вообще важно учитывать спрос, который есть в том месте, где она находится

Если в округе многим нужна юридическая помощь, то почему бы не организовать встречу с юристами. Иногда организовывают встречи с психологами, логопедами. Ведь главная задача любой библиотеки не социальная, а коммуникативная. Она открывает путь и к новым знаниям, и к новым знакомствам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Школьная библиотека.docx

Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

Исследование работы школьной библиотеки

МБОУ Островянской СОШ

Выводы и предложения

Библиотека «должна быть

не только хранилищем книг,

но и реальным информационным,

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем человек меняется; развивается наука, техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга перестала быть единственным источником знаний.

В современном мире всё чаще и чаще на смену книгам приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку пульта, чем прочитать своему ребенку книгу. А ведь развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Всё это негативно отражается на общем состоянии ребёнка и на формировании его как личности.

В жизни ребенка школьная библиотека должна стать, как первый учитель, как первая прочитанная книга, как первый настоящий друг. Ведь библиотека – это ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы и мира.

В рамках внедрения ФГОС школьные библиотеки определяют для себя следующие перспективы:

Стратегия ближайших действий, ориентированных на создание условий:

-непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров до уровня соответствия требованиям новых образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

-формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;

- создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды

Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, в которых работают профессиональные педагоги-библиотекари.

2. Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

Современная школьная библиотека-это образовательный и социальный центр школы; безопасная, правильно организованная, уютная, дружелюбная современная среда для всех участников образовательного процесса; самое привлекательное место в школе

hello_html_m1b407181.jpg

Цель работы школьной библиотеки:

Способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Основные функции библиотеки:

Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.

Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.

Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

hello_html_2fc721d2.jpg

Основные направления деятельности библиотеки:

*работа с читателями

*библиотечно-библиографические знания – школьникам

*библиотечные программы и проекты

*цикл библиотечных уроков

*конкурсы, тематические выставки

*тематические экскурсии в библиотеку

Формы работы с читателями

Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

Задачи индивидуального обслуживания :

*удовлетворение информационных потребностей читателей

*развитие структуры и глубины интересов читателей

*содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития

*организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой

3. Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Школьный библиотекарь – это не просто хранитель книг, а человек, который должен любить детей с чистым сердцем и отзывчивой душой. Он и педагог, и психолог, и организатор культурно-познавательного досуга, и сценарист, и режиссер для юных читателей.

Библиотека – это не только место, где выдаются книги. Проводя индивидуальную беседу с читателем, оказывая помощь при выборе книг, библиотекарь активно воздействует на формирование личности читателя, его взглядов, отношений. Успешной работе библиотекаря способствует не только профессиональные знания и умения, но также и некоторые психологические свойства личности. Легкость в общении, такт и эмоциональная выдержка, деликатность и приветливость – такие качества характера помогают библиотекарю наилучшим образом установить с читателем взаимопонимание, располагают его к откровенному проявлению своих интересов.

Кроме умения общаться с разными людьми, библиотекарь должен сочетать в себе высокую идейно-политическую, культурную и профессиональную подготовку с инициативой, чувством социальной активности. Также библиотекарь должен уметь распределять и переключать свое внимание.

Библиотекарю приходится много говорить. Так что если речь его недостаточно четкая, ему необходимо её тренировать.

Деятельность библиотекаря состоит из двух частей: работа с читателями и библиографическая работа. В настоящее время работа библиотекаря школы направлена на возрождение интереса к чтению у детей и подростков посредством знакомства и изучения современной российской и зарубежной литературы.

Библиотекарь должен обладать способностью критически анализировать явления, факты, уметь выбирать из общего объёма необходимую информации, схватывать суть проблемы. Быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу, уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, грамотно говорить.

Библиотекарь должен быть в постоянном союзе с педагогами. Союз педагога и библиотекаря можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребенка, библиотекарь – отличным от школьного подходом к работе с книгой. Дети же в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале.

Направления деятельности школьного библиотекаря

* Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.

*Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста.

*Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

Именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни школьника.

4. Исследование работы школьной библиотеки

МБОУ Островянской СОШ

Библиотека находится в здании школы. Обслуживает 159 учащихся школы, 17 учителей. Фонд библиотеки содержит учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, фонотеку, компьютеры.

hello_html_40c2820f.jpg

Цели школьной библиотеки:

*Формирование культурной развитой личности ученика

*Воспитание у учащихся любви к книге, чтению

*Формирование духовно-нравственных ценностей

*Развитие творческих способностей у учащихся

*Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным

*Обучение работе с библиотечным фондом

Задачи школьной библиотеки:

*организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации

*организация систематического чтения

*обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда

*обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки

В школьной библиотеке ведется документация: паспорт библиотеки, программа на текущий учебный год, книга суммарного учета книг, инвентаризационная книга, картотека учебников, формуляры читателя, акты списания книг, списки выдачи и приема учебников и др.

Библиотека – центр культурной жизни школы

Массовая работа библиотеки :

Библиотечные и информационные уроки

hello_html_m37d64e0f.jpg
hello_html_m6adc7f6d.jpg

hello_html_fa71bd5.jpg
hello_html_3d6e1cf9.jpg

МЕРОПРИЯТИЯ и ПРАЗДНИКИ

с посещением библиотеки (учащиеся узнают о празднике из книг, читают стихи и рассказы на тему праздника и т.д.)

hello_html_m7993ab74.jpg

hello_html_21711c29.jpg

Праздник старинных вещей

hello_html_48031de1.jpg

Осенние посиделки с любимыми стихами

hello_html_2fb06e82.jpg

Библиотечный урок к 9 мая 2019г

hello_html_m2bd51e50.jpg

hello_html_m6df23b3d.jpg

Библиотека также поддерживает связь и с детским садом (будущими первоклассниками)

hello_html_m29030b1.jpg

Фотографии предоставлены библиотекарем школы

Выводы и предложения:

Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. Все учащиеся обеспечены учебниками.

Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом. Но библиотека нуждается в методической литературе. Не всегда хватает средств на ее приобретение.

Необходимо также активизировать читательскую активность в старшем звене, т.к. в основном активными посетителями библиотеки и участниками мероприятий являются учащиеся 1-7 классов.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

В интернете для этого потребовалось меньше минуты. Найти аргументы в пользу бумажных справочных изданий мне не удалось. Да и зачем вообще нужна библиотека, если с точки зрения ребенка, все, что ему нужно, есть в интернете?

Чем в массе своей сегодня занимаются школьные библиотекари? В сентябре выдают учебники, в мае собирают. Если у школы есть деньги на приобретение художественной литературы -- комплектуют и обрабатывают библиотечный фонд. Иногда организуют выставки. Крайне редко – готовят подборки для педагогов из периодики. При условии, что она выписывается. Ну и отчетность. Все.

Это происходит на фоне крайне скудного финансирования школьных библиотек в общем бюджете школы. Знаете, на что больше всего жалуются библиотекари? Не на мизерную зарплату, нет. А на то, что не хватает денег на новые издания для детей, коих в изобилии на полках книжных магазинов.

Имидж профессии школьного библиотекаря – ниже некуда. А авторы Атласа новых профессий, подготовленного Агентством стратегических инициатив, и вовсе отнесли профессию библиотекаря к числу умирающих, и считают, что она исчезнет к 2020 году.

И тем не менее, начинать нужно не с переосмысления роли библиотекаря, как рекомендует нам Александр Молчанов, а с переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном процессе. И в первую очередь – в сознании директоров школ.

Повсеместное распространение мобильных устройств и технологий, позволяющих практически неограниченно использовать ресурсы интернета, приводит к острой необходимость пересмотреть само представление о том, кто является пользователем школьных библиотек, каковы их потребности, способы получения и обмена информацией, а также взаимодействия с окружающим миром.

Школьная библиотека – пространство, не регламентированное стандартами и регламентами системы образования и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью, чем школа в целом. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и свое место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.

Во-первых, библиотека должна стать единой точкой доступа к ресурсам. И не только к бумажным и электронным изданиям. Массовые открытые онлайн курсы, обучающие фильмы и мастер-классы на YouTube – не уследишь за появлением нового контента. Каталогизировать, систематизировать и предложить педагогам в качестве дополнительных учебных материалов – вполне себе функция школьной библиотеки.

Дальше – зависит от возможностей школы. Например, предоставление доступа к безопасному школьному интернету. Желательно с устройства самого школьника, то, что называется Bring your own device. Во время урока в классе – нельзя. А на перемене в библиотеке – почему нет?

Поставьте в библиотеке хороший компьютер для видеомонтажа, обеспечьте доступ к презентационной и оргтехнике – количество пользователей увеличится. А ведь есть еще и VR и AR. Им самое место в школьной библиотеке.

Обеспечьте условия для комфортной индивидуальной и групповой работы – и в школьные библиотеки будут приходить за человеческими ресурсами. Найти партнера для реализации идеи, волонтеров для проведения мероприятия, эксперта для оценки результатов проекта. Из числа педагогов, школьников, родителей.

Во-вторых, школьная библиотека способна быть диспетчером в области дополнительного образования и внеурочной деятельности. Профориентация, проблемные лекции и дискуссии, игровое моделирование и прогнозирование, рефлективные и навыковые игры, квесты, краеведение – все, что не вписывается в прокрустово ложе ФГОСа – может и должно находить свое место в библиотеке.

Ребенок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность – показывать свои увлечения, интересы, желания. И библиотека может стать тем местом, где происходит его подлинная индивидуализация и социализация, выявляются интересы и способности, формируются предпосылки для создания индивидуальной образовательной траектории.

Аккумулируйте в библиотеке информацию о социальной и культурной жизни школы, микрорайона, населенного пункта. Выступите в качестве генератора образовательных, культурных, социальных, волонтерских, досуговых проектов. Проявите инициативу по информационной поддержке междисциплинарных интегральных курсов. И библиотека станет равноправным субъектом школьного образовательного процесса.

А задача администрации школы – поддержать эти действия финансовыми, организационными, кадровыми, информационными, техническими ресурсами.

Понятно, что библиотекарь нового поколения должен реализовывать целый ряд принципиально новых функций и обладать специальными компетенциями, что требует соответствующей подготовки. Но это уже тема для отдельного разговора.

Читайте также: