Проект от имени ребенка в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Тип проекта: семейный, краткосрочный, познавательно – творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги - специалисты ДОУ.

Длительность: 3 недели.

Задачи:

1. сформировать положительное отношение к своему имени, знать, что оно обозначает.

2. учить представлять себя коллективу сверстников.

3. сформировать индивидуальную само сознательность.

4. продолжать развивать творческие способности.

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

6. повысить общий эмоциональный фон, улучшить психологический климат группы.

Этапы реализации проекта:

Взрослый

Дети

1 этап: подготовительный

Воспитатели:

1. подготовка материала в библиотеке по данной теме

2. подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности

3. подбор информации через интернет – значение имени, стихи, знаменитые люди

4. подготовка информации для родителей по созданию проекта

5. подготовка информации для родителей по созданию проекта

Родители:

1. сбор информации в энциклопедиях и других источниках

2. подбор стихотворений для заучивания и презентации

3. пополнение развивающей среды информацией

Специалисты:

1. рук – ль МУЗО: подбор музыкального репертуара к празднику, сценария

2. рук – ль ИЗО: подготовка изо материала, рисование портретов мам

2 этап: основной

Воспитатели:

Организация деятельности с детьми:

Родители:

1. создание страничек об имени ребенка: значение имени, стихи, знаменитые люди, интересные факты и заучивание стихотворений об имени ребенка

2. чтение худ. Литературы о человеке

3. подготовка готовых моделей к выставке и помощь в оформлении выставки

Самостоятельная деятельность детей:

1. поиск информации в библиотеке (энциклопедиях, журналах, книгах)

2. обсуждение и пути разрешения познавательных ситуаций

3. выбор материала для создания медальонов

4. заучивание стихотворений о своем имени

5. воплощение идеи в реальность

6. активная речевая деятельность в ходе обсуждения

3этап: заключительный

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта

2. Определение перспектив развития проекта:

1. Презентация для детей других групп

2. Презентация для родителей

Формы реализации проекта:

  • Тематические занятия
  • Создание творческих работ детей и родителей
  • Совместная изо деятельность
  • Заучивание стихотворений

Результат:

1. У детей развивается познавательный интерес к себе

2. Повышается общий эмоциональный фон и улучшается психологический климат группы

3. Устанавливаются взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что способствует улучшению качества реализации образовательного процесса ДОУ

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова история происхождения моего имени? Кто из знаменитых людей носит такое же имя. Именно об этом наш проект.

ВложениеРазмер
proekt_ya_i_moe_imya_.docx 77.09 КБ
pril_3._startovaya_prezentatsiya.pptx 2.54 МБ
prilozheniya.rar 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Возраст участников проекта – 5-7 лет

Краткое содержание проекта:

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова история происхождения моего имени? Кто из знаменитых людей носит такое же имя. Именно об этом наш проект.

Формы реализации проекта :

  • философские рассуждения;
  • чтение и обсуждение литературных произведений;
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • решение и обыгрывание проблемных ситуаций;
  • составление рассказов;
  • различные виды продуктивной деятельности.

Приблизительная продолжительность проекта - 6 недель.

Основа проекта – ФГОС ДО

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
  • формирование позитивных установок к различным видам творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий,
  • становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях;
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта дети приобретут следующие умения и качества:

- развитие интереса к самопознанию;

- развитие интереса к исследовательской деятельности;

- повышение уровня коммуникативной компетентности;

- умение выявить проблему, ставить цель, планировать работу;

- умение определять способы поиска информации с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умение продуктивно использовать эти способы;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

- обогащение представлений детей о собственном имени, о его значении и происхождении;

- закрепление представления о зависимости имени от пола, возраста человека;

- развитие всех компонентов устной речи;

- развитие изобразительных умений и навыков.

Вопросы, направляющие проект

Что я знаю о себе?

Что такое имя? Зачем человеку имя? Можно ли жить без имени?

До работы над проектом

Дети работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводное анкетирование родителей

Вводная презентация для детей

Лист продвижения по проекту

Самооценка успешности ребенка

Итоговое анкетирование родителей

Презентация детских альбомов

На вводном этапе проекта проводится анкетирование родителей с целью выявления их знаний о проектной деятельности детей, заинтересованности и готовности оказать помощь детям в работе над проектом (приложения 1, 2).

Формирующее оценивание проводит педагог. Для выявления интересов и представлений детей им предлагается стартовая презентация (приложение 3), далее на каждого ребенка в ходе индивидуального опроса заполняется карта ЗИУ (приложение 4). По результатам исследования корректируется план проекта.

Необходимые начальные знания и умения

- иметь некоторые представления о своей семье, своем имени;

- о возможных способах поиска информации;

- умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- владеть умениями и навыками изобразительной деятельности.

- стартовая презентация для детей (знакомство с темой и планом проекта, поиск источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов проекта).

- проблемная ситуация: Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?

- домашнее задание : узнать, почему меня так назвали, что значит мое имя, происхождение моего имени.

- обыгрывание ситуаций: как можно обращаться к друзьям, знакомым, к знакомым взрослым, незнакомым людям;

- рассказ педагога о том, как на Руси давали имена, что они означали, о новых именах XXI века;

- разгадывание ребусов, загадок об именах;

- домашнее задание : узнать, как бы звучало мое имя на других языках.

- беседа о знаменитых тезках: кто они? Какие добрые дела, великие открытия и т.д. они совершали? Хотели бы вы быть похожи на них и чем? Что значит гордиться своим именем?;

- подготовка итоговых работ.

Проведение итогового оценивания

Материалы для дифференцированного обучения

Ребенок с проблемами усвоения учебного материала :

  • выполнение задания при непосредственной помощи педагога и родителей, возможно привлечение специалистов ДОУ.
  • организация индивидуальной работы с семьей, консультирование родителей.
  • дополнительные индивидуальные занятия с ребенком.

Ребенок, для которого язык преподавания не родной :

  • адаптация материала к родному языку.
  • подбор наглядного материала и компьютерных технологий.
  • построение партнерских отношений с родителями.
  • подбор заданий более сложного уровня
  • дополнительные задания (например, составить кроссворд, ребус).
  • продемонстрировать свои достижения (музыкальные, спортивные и т.д.) при презентации альбома.
  • привлечение одаренных детей к оказанию помощи в работе над проектом другим детям.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Фотоаппарат, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система

Технологии — программное обеспечение

Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы

Участие родителей в проекте

Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим вопросам:

- ознакомление родителей с методом проекта в ДОУ;

- помощь детям в подборе материала при работе над проектом;

- выполнение творческих заданий;

- подведение итогов и ознакомление с результатами проекта.

Пути и средства привлечения родителей к участию в проекте :

- буклет для родителей;

- анкеты для родителей;

- выполнение домашних заданий вместе с детьми;

- приглашение к участию в творческом конкурсе;

- консультации и беседы для родителей в ходе проекта по интересующим их вопросам.

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Мозаика - Синтез, 2010.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Автор - составитель: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, - М.: Аркти,2003.

4 Меремьянина О.Р. Что я знаю о себе: методическое пособие. - Барнаул: АКИПРО, 2008.

5. Меремьянина О.Р. Играя, я познаю себя и других. - Барнаул: АКИПРО, 2004.

6. Воскобойников В.М. Великие люди России. Жизнь замечательных детей. — М.: Оникс-Лит, 2013.

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Детям в дальнейшем предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

Постановка проблемы:

Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени.

О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя? К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.

Цель: Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Образовательные задачи:

1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя.

2. Познакомить с историей появления имени, его значением.

Развивающие задачи:

1. Развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей.

2. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.

Предполагаемый результат:

В результате работы над проектом дети будут знать:

• Различные формы имени

• При помощи взрослых изучать и анализировать художественно-литературные источники, ресурсы интернета

• Собирать информацию о происхождении имен

• Исследовать значение имен

• Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета

Планирование и организация деятельности:

1 этап – подготовительный

Постановка пробле мы:

У нас в группе есть 3 Артема и 2 Вероники. Однажды мы с детьми обсуждали, почему же так получилось, и как нам можно по-разному их называть. После этого пришла идея изучить имена и их происхождение.

Была использована модель трех вопросов:

1) Что такое имя?

2) Как вы можете это узнать?

3) Кто вам может помочь?

Задание детям на дом: Узнать, почему тебя так назвали, и что означает твое имя.

Работа педагога:

Сбор информации: подбор игр, материала на заданную тему (значение имени, талисманы, знаменитые люди, стихи).

Подбор атрибутов для игр

2 этап – реализация проекта

Вид деятельности - Формы и методы работы-

Познавательная:

Игровая:

Изобразительная:

Восприятие художественной литературы и фольклора:

Потешки, считалки к именам детей

Двигательная:

Коммуникативная:

3 этап – итоговый.

Результат:

Дети знают:

• Какие были имена раньше

• Откуда имена появились

• У каждого имени есть свое значение и формы

Дети умеют:

• Обращаться друг к другу по полному имени, использовать разные формы имени

• Собирать и анализировать информацию

• Работать слаженно и дружно

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вид проекта: Познавательно - игровой - творческий.

Продолжительность: средней продолжительности (1месяц)

Участники проекта.

Дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Автор проекта : Чадина Ю.А.

Цель проекта.

Задачи проекта.

1. Формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам в группе. Приобщать к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познакомить детей с традициями некоторых семей.

2. Расширить кругозор детей, дать знания о значении их имён и имён их сверстников.

3. Развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности: составлять словесный портрет, оценивать своё поведение, уметь рассказать о значении своего имени.

4. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми: задавать вопросы, проявлять инициативу.

5. Приобщать детей к словесному искусству: чтение произведений С.В.Михалкова, Н.Н.Носова, А.Л.Барто, а так же сказок, стихов про имена детей.

6. Развитие продуктивной деятельности детей: рисование своего портрета.

Продукты проекта.

В группу начали приходить дети со странными именами: Зарина, Есения, Амелия. Дети на имена отреагировали по-разному: смеялись, рифмовали, обзывались. В результате у детей возникли проблемы в адаптации и социализации в детском коллективе.

АКТУАЛЬНОСТЬ .

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

1.В ходе проведённой беседы с детьми выяснилось, что им просто непонятны эти имена, они кажутся странными и смешными.

3. Подведение детей к проблемной ситуации.

4. Определение задач проекта:

- Воспитывать у детей чувство гордости за своё имя. - Расширять знания детей об именах людей. - Совершенствовать стиль партнёрских отношений. - Выявить, как родители выбирали имена своим детям.

- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.

1.В ходе беседы дети вместе с воспитателем решили расширить свои знания об именах, их значении, причинах, почему родители их назвали именно такими именами.

2. Выяснилось, что дети не знают, почему их так назвали, что означают их имена, некоторые не знают своих полных имён.

3. Внесение детьми предложений по реализации проекта.

Организация работы над проектом.

1. Организую работу над проектом (поэтапно направляю деятельность детей и родителей на поиск решений поставленной проблемы). Беседую с детьми о том, где можно найти информацию.

2. Для работы над проектом предлагаю привлечь родителей.

1. Дети предлагают пути сбора информации о своих именах: поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете; спросить у родителей; спросить у бабушек и дедушек; попросить помощи у воспитателей.

2. Предлагаю детям спросить у родителей о том, почему, в честь кого назвали так ребёнка.

Практическая деятельность по решению проблемы.

Активизация детей в игровых ситуациях

2. Чтение художественной литературы.

4. Непосредственно организованная образовательная деятельность.

5. Практическая деятельность детей совместно с родителями.

6. Взаимодействие с родителями. Подбираю фотографии людей с необычными именами, оформляю выставку.

Чтение стихов об именах детей в группе:

6. Приглашаю в детский сад родителей и прошу рассказать о редком имени ребенка.

1. Организация деятельности детей по подготовке презентации (оказание помощи детям).

2. Проведение презентации проекта, формулирование вывода о решении проблемы.

2. Дети проводят экскурсию по выставке, рассказывают гостям о значении своих имён, об истории своей семьи.

- Наладился микроклимат в группе, сложились добрые доверительные взаимоотношения.

- Дети гордятся своими именами, научились их правильно писать, грамотно произносят имена сверстников.

- Познакомились с многообразием имён и их значением.

- Активизировались взаимоотношения родителей и детей.

- Организованы выставки самостоятельных работ детей и работ, приготовленных с родителями.

Приложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание человеком своей индивидуальности и уникальности начинается с имени.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 4

Заведующий МАДОУ д/с № 4

________ Черниговцева С. С.

Приказ от_____ 20 __ г. № __

Проектная деятельность

в подготовительной группе на тему:

Авторы проекта:

Бабаева Н. А.

Завадская Т. В.

Тип проекта: семейный, краткосрочный, познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта: 4 недели.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта:

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени.

1.Дать детям представление о праве каждого человека на имя.

2. Сформировать положительное отношение к своему имени; узнать, что оно обозначает.

2. Научиться представлять себя коллективу сверстников.

4. Воспитывать уважительное отношение к именам других людей.

5. Воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

6. Продолжать развивать творческие способности, воспитывать любознательность.

7. Повысить общий эмоциональный фон, улучшить психологический климат группы.

Интеграция образовательных областей:

В результате работы над проектом дети будут

Различные формы имени.

При помощи взрослых изучить и анализировать художественно – литературные источники, интернет-ресурсы.

Собирать информацию о происхождении имени.

Исследовать значение имён.

Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

1. Подготовка материала в библиотеке по данной теме.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

3. Подбор информации через интернет – ресурсы: значение имени, стихи, знаменитые люди.

4. Подготовка информации для родителей по созданию проекта.

Основной этап:

Постановка проблемы.

Заключительный этап:

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: Издательство Скрипторий 2002, 2007. – 97с.

Квита Г., Миронов В.. Словарь имен. Москва, 1998.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, - М.:ТЦ Сфера, 2008.-114с.

Физкультминутки:

Как славно девочек зовут:

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка- листва лесная,

И Ксюша- звездочка ночная.

Как славно мальчиков зовут:

Вот Саша - пушечный салют,

И Даня - парус средь простора,

Андрюша - ровный рёв мотора.

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.

Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, — Нини!

Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.

Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного,— сказал котенок.— Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея.

Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.

Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.

Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.

Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.

Цель: 1. Познакомить детей с положение: каждый человек имеет право на имя.

2. Закрепить умение называть своё полное имя и имя и отчество. Знать происхождение имени.

3. Воспитывать уважение друг к другу, к родным и близким, окружающим людям.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.

Чем вы отличаетесь? (ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)

А какой документ, который есть у вас, подтверждает ваше имя? (Свидетельство о рождении)

- Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина.

- По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли.

Дети, сидя в кругу, передают мяч друг другу и называют своё маленькое имя.

- Когда ты подрастёшь и пойдёшь в школу, твоё имя подрастёт вместе с тобой и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.

Дети снова перекатывают мяч друг другу, называя полное имя.

- Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени-отчеству.

Как твоё имя-отчество?

Что такое Отчество?

- Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.

Елена – древнегреческое имя – свет,

Галина – др. греч., - покой, тишина.

А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?

- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.

Скажите нам, как вас называют дома?

По первым буквам слова, которое написано на карточке вам нужно будет составить какое-нибудь имя. (Ира – индеец, роза, автобус) .

По закону каждый человек имеет право на имя.

-Как называется первый документ в котором записано ваше имя, отчество?

-Напомните что такое отчество?

-А теперь ещё раз назовите своё полное имя, имя и отчество. Молодцы, на этом занятие окончено.

познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий;

научить применять это право в жизни;

воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;

развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее.

Рассматривание свидетельства о рождении:

Свидетельство о рождении – самый первый документ в жизни человека, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.

Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч.

Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. Посмотрим, как.

У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

(Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Программное содержание:

Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения.

Развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать.

Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении нового слова из выделенных звуков.

Познакомить детей с аналогами русских имён в немецком, французском и английском языках.

Создать представление о том, кто такие тёзки, и кто из великих и известных людей являются тёзками детей данной группы. Вызвать чувство гордости за своё имя.

Воспитывать в детях нравственные качества.

Оборудование: Кукла; карточка, на которой изображены в ряд ножницы, арбуз, трактор, апельсин, шар, автобус; картинки с изображением сказочных персонажей (Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка); компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск DVD-R, на котором находятся файлы, содержащие изображения памятника воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, Эйфелевой башни в Париже и Статуи Свободы в Нью-Йорке; стойка, к которой привязаны гелевые воздушные шары по количеству детей с прикреплёнными к ним карточками с именами детей и их вариантами.

Ход занятия:

Ребята, я знаю, что вас связывает много общего: вы ходите в один детский сад, в одну группу, играете в одни и те же игрушки. И в то же время каждый из вас отличается от других детей. Чем же вы отличаетесь друг от друга? (Волосы, глаза, рост, одежда и т.д.)

-- Правильно, люди отличаются друг от друга внешностью. И давайте сейчас попробуем узнать кого-нибудь из вас по описанию его внешности. Я начинаю. Это девочка. Она среднего роста. У неё светлые короткие волосы. На ней красное платье, белые носочки и белые туфли. (Дети угадывают.)

-- Молодцы! А ещё чем отличаются люди?

Если дети затрудняются ответить, вызываю к себе одного из них и прошу его встать спиной к детям.

-- Сейчас кто-то из детей позовёт тебя, а ты угадай, кто тебя позвал. Закрывай глаза и слушай. (Ребёнок пробует угадать, кто его позвал.)

--Молодец. Как же ты догадался, кто тебя позвал? (По голосу.) Вот видите, люди отличаются друг от друга ещё и по голосу. А чем ещё отличаются люди друг от друга, вы узнаете, отгадав мою загадку:

А чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Если дети затрудняются с отгадкой, уточняю:

-- Его дают родители своим детям при рождении. (Дети отгадывают.)

-- А я сегодня пришла к вам не одна. Со мной моя любимая кукла. Я хочу, чтобы вы отгадали, как её зовут. Её имя зашифровано вот на этой карточке. Вам нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, и по ним вы составите имя этой куклы. (Дети выполняют задание.)

-- Да, и у каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами поговорим об именах. Имена у людей были не всегда. Прошло очень много времени, прежде чем древние люди придумали способ выделить отдельного человека. Они стали обращаться друг к другу по имени.

-- Дети, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси нарекали малышей? Наши предки к выбору имён своих детей подходили очень ответственно. Их мечтой было желание видеть своё дитя рослым, сильным, крепким, милым и т.д. Отсюда и такие имена как Любомир – любящий мир, Людмила – милая людям и др. А ещё много лет назад человеку давали такое имя, которое подчёркивало его отличие от других людей. Например, доброму человеку давали имя Добрыня, долгожданного ребёнка называли Ждан. Эти имена нам кажутся необычными, порой смешными. Сейчас уже детей так не называют, но эти имена мы с вами встречаем в сказках. ( Выставляю на стенд картинки, на которых изображены сказочные персонажи: Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка и др.)

-- Все вы хорошо знаете этих сказочных героев. А теперь попробуйте объяснить, почему их назвали именно так. ( Высказывания детей.)

Позднее детям стали подбирать имена по специальным спискам – святцам. Имя давалось ребёнку в храме во время обряда крещения, и называли его так, как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником, Ангелом-хранителем.

-- Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена?

-- Дети, а знаете ли вы, кого называют тёзками? (Предположения детей.) Правильно, тёзки – это люди, носящие одинаковые имена. А кого вы знаете из известных людей – ваших тёзок? (Поговорить с детьми о людях, прославивших их имена.)

-- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Мы побываем с вами в разных странах и узнаем, как звучат ваши имена на других языках. А отправимся путешествовать мы с вами вот на этих воздушных шарах.

Все уселись? Всем удобно? Полетели!

Вот мы с вами пролетаем над Германией. (На экране появляется изображение памятника воину-освободителю в Трептов-парке.) Тебя, Женя, в Германии будут называть Ойгэн , Ирину будут звать Ирэнэ, Машу – Мария, Анечку – Анна, Алёша будет Аликсом, Ваня – Иоганном, Катя – Кэт, а Наташа так и останется Наташей.

Летим дальше. Мы над Францией. (На экране изображение Эйфелевой башни.) Женя здесь будет Жени, Ирина – Ирен или Рени, Маша – Мари, Аня будет Анн, Алёша – Алекс, Ванечку будут называть Жаном, Катюшу – Катрин, а Наташу – Натали.

А вот и Америка! (На экране появляется изображение статуи Свободы.) В Америке Женя будет Юджин, Ирина – Айрын, Аня будет Энн, Маша – Мэри, Алёша – Эликс, Ваня будет Джоном, Катя – Кэтти, а Наташу здесь будут называть Нэтэли.

А сейчас мы возвращаемся домой. И в память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот эти воздушные шары, на которых мы с вами путешествовали. К этим шарам прикреплены карточки с вашими именами, и на каждой такой карточке написано ещё, как вас можно называть ласково. Может быть, кто-то из вас сможет самостоятельно прочитать, что написано на карточке, а кто не сможет – попросит дома маму или папу. И, пожалуйста, называйте друг друга всегда ласково по имени и почаще улыбайтесь друг другу.

Читайте также: