Слово как общее название многих однородных предметов тематические группы слов 2 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Цели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп.

· Предметные: учить классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы собственными словами; способствовать развитию речи учащихся.

· Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.

Оборудование: учебник по Русскому языку 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; карточки с заданиями (тест)

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_tematicheskie_gruppy_slov.doc 65.5 КБ
rya_tematicheskie_gruppy_slov.pptx 66.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы

Словесный: слово учителя

- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!

Эмоционально настраиваются на работу

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи

Прием : словарный диктант; учебный диалог

Откройте свои тетради. Запишите число. Сегодня 17 февраля. Посередине тетради пишем словарный диктант. Сегодня слова у доски пишет первый ряд. Р1, начинай

Аллея, арбуз, вдруг, весело, герой, город, горох, группа, дежурный, декабрь

Хорошо, сейчас посмотрите на доску. Прочитайте, что записано на ней.

Весна пенал окунь

Осень ручка карп

Лето ластик щука

Зима карандаш ерш

Р1, прочитай вслух первый столбик слов. Р2, прочитай второй столбик. Р3, прочитай последний столбик.

-О чем хочется спросить, глядя на эти столбики? (ответы детей)

-Кто уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (о каких-то группах слов)

-Давайте поставим цели урока. Сравните свои цели и цели на слайде. Здесь есть лишняя цель. Посмотрите внимательно и найдите лишнюю цель.

Молодцы! Давайте начнем достигать только правильных целей!

Записывают дату в тетрадь

Выполняют словарный диктант

Читают слова на доске

Ставят цели урока

Анализируют цели и находят лишнюю

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

Прием : учебный диалог

Посмотрите еще раз на слова, которые записаны на доске. Подумайте, какие слова вы бы написали над каждым столбиком вместо вопросительного знака? (Слова-обобщения: времена года, школьные принадлежности, рыбы)

- Можно ли продолжить эти ряды слов? (в первом столбике уже нельзя, так как записаны все времена года, а в остальных можно)

Рассуждают вместе с учителем

Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Решение частных задач

Метод : Словесно-практический; словесно- наглядный

Прием : учебный диалог; рассматривание иллюстраций; классификация по признакам

Итак, ребята, сегодня мы с вами будем говорить не о простых группах слов. Откройте учебники на странице 39. Давайте прочитаем, что нам говорит профессор Самоваров. Р1, прочитай, пожалуйста.

В языке слова можно объединять в группы по разным признакам, например по определённым темам: люди, растения, животные, машины, космос.

-Как объединяют слова в группы? (по разным признакам, например по определенным темам)

- Посмотрите на рисунки под текстом. Рассмотрите их внимательно. Давайте назовем все предметы. Р1, как называется первый предмет…

Хорошо, а по каким группам мы с вами можем распределить эти слова? (машины, птицы, звери)

Запишите в тетради слова в три столбика. 1 столбик – машины, 2 столбик – птицы, 3 столбик – звери. Запишите по три слова в каждый столбик.

А сейчас составьте интересное предложение с любым словом из любого столбика.

Хорошо, молодцы, у вас получились очень интересные предложения.

Найдите упражнение № 53 на странице 40. Р1, прочитай задание.

Прочитайте слова. Распределите слова в три группы: люди, машины, космос. Запишите их

Луна, грузовик, строитель, Юпитер, комета, ракета, дворник, звезды, Солнце, сапожник, учитель, самолет, компьютер

-Назовите слова, к которым можно поставить вопрос что? (Луна, грузовик, Юпитер, комета, ракета, звезды, Солнце, самолет, компьютер )

-Почему среди названий слов есть те, которые написаны с заглавной буквы? (Юпитер – название планеты, Солнце – название звезды)

- Назовите слова, к которым поставим вопрос кто? (Строитель, дворник, сапожник, учитель)

Итак, сейчас ваша задача распределить эти слова по группам: люди, машины, космос. Запишите их в тетради.

Составьте предложение с одним словом из данных. Молодцы!

Сейчас послушайте меня внимательно. Я быстро назову шесть слов. Вам нужно из первых букв новое слово.

Р адость, а рмия, к орона, е да, т рон, а пельсин

-Какое слово у вас получилось? (ракета)

- Что означает слово ракета? (слово имеет несколько значений.1) применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой. 2) беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. 3) быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях)

-Напишите новое слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уметь классифицировать предметы по тематическим группам, по однородным признакам.

- освоение знаний об общих названиях слов;

- овладение умениями осознавать слово как единство звучания и значения;

- развитие логического мышления, речи, памяти, внимания.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- положительного отношения к языковой деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте;

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- слушать собеседника и понимать речь друних.

- определять значение слов по толковому словарю;

- подбирать общие названия для группы однородных предметов.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки с рефлексией.

Материалы для учителя (оборудование): учебник, технологическая карта, доска, карточки с самостоятельной работой, презентация, карточки с рефлексией.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный этап)

Приветствует учащихся.

Психологически настраивает их на урок.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Геннадьевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Я рада увидеть сегодня вас снова.

Надеюсь, к уроку сейчас вы готовы?

Мир знаний откроет свои нам страницы.

Давайте учиться? Давайте учиться!

- Сегодня на урок русского языка к нам прилетела замечательная птица.

У нее глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

-Что это за птица? Что вы ней знаете?

- Почему на урок русского языка к нам прилетела именно эта птица?

Верно, это символ мудрости. И сова хочет поделиться свое мудростью с вами.

- К нам прилетела сова. Сова – это хищник. Она охотиться только ночью.

-Сову называют мудрой, поэтому она прилетела к нам на урок математики. Она является символом мудрости.

Личностные УУД: положительного отношения к языковой деятельности.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Организует подготовительные задания к новой теме.

- а чтобы помочь нам стать мудрее, Сова подготовила для нас конверты с заданиями.

-Если будем внимательны и активны на уроке, то я уверена, что у нас все получится!

- Откроем тетради и запишем число, классная работа.

Так, ребята, всем молчать,

Начинаем мы писать,

Вы пишите не спешите,

Буквы лучше выводите.

-Обратите внимание на доску. На ней записаны слова. Прочитайте их.

- Вам необходимо составьте предложение из слов. Запишите его у себя в тетрадях.

— Найдите подлежащее и сказуемое.

- На какой вопрос отвечает подлежащее? А сказуемое?

- Сова восхищается вами, ведь вы выполнили это задания быстро и правильно.

- Вспомним, что такое подлежащее?

- Что такое предложение?

- Вы превосходно справились с этим заданием.

Открывают тетради и записывают число.

1) трудную, решает, ученик, задачу,

2) умывается, беленькая, лапкой, кошка,

3) посуду, поставила, на стол, бабушка,

-Главные член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении (Кто? Что?)

- главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем (Что делает?)

-Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания

3.3.Первичное закрепление

Физминутка

3.4.Самостоятельная работа

3.5.Повторение и включение в систему знаний

Создает проблемную ситуацию.

Посмотрите внимательно на доску. Слова живут в домиках, но к ним пришли незваные гости. Подумайте и найдите лишнее слово в каждой группе. И дайте название каждому домику.

- Какое слово лишнее в 1 группе? Почему?

- Какое слово лишнее в третий группе и почему?

- Посмотрите, а всех гостей можно поселить еще в один домик.

-Как вы думаете, как называются слова, объединяющее однородные предметы?

- Правильно. Животные, овощи, деревья, птицы – эти слова дают общее название однородным предметам.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Откройте учебник на странице 46.

- Выполним упражнение под номером 57. Почитайте, что нам необходимо сделать?

- Что вы видите на доске?

- Прочитайте первые три слова. Что они обозначают

-Сейчас у нас пройдет небольшая эстафета. 1 группа – профессии. 2 группа – музыкальные инструменты. 3 группа – вид спорта. Вам необходимо распределить по домикам слова.

-Устно дополните их своими словами.

Те дети, которые сидели)

- А кто нашел 4 группу? Как она называется? Какие слова там можно поселить?

-Итак, что мы сейчас делали?

Организует работу в парах

- У вас на партах лежат листочки. Прочитайте задание.

- Это работа в парах. Поэтому каждый добавляет по 2 слова.

Прочитайте, какие общие слова даны

-Какие однородные слова у вас получились?

(спрашиваю несколько пар учащихся)

Что мы сейчас делали?

Проводит физминутку

-Сова предлагает нам немого отдохнуть.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

Выявляет качество усвоение материала

- у вас на партах карточки. Прочитайте, что нам необходимо сделать?

-Кому не понятно задание?

-проверим свои ответы по эталону.

Оценим свою работу.

Если вы не допустили ошибок, то поставьте себе 5. Если вы допустили 1,2 ошибки, то поставьте себе 4.

Организует подведение итогов

-Сова в отличном настроении, ведь вы выполнили все ее задания, а значит стали чуточку мудрее.

-Давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке?

Откройте дневники и запишите домашнее задание. стр 46 упр. 56

Прочитайте задание. Кому не понятно, как выполнять задание?

1) Собака, кошка, корова, ворона.

2) Морковь, воробей, лук, огурец.

3) Синица, береза, дуб, клен.

1) Лишнее слово ворона, потому что это птица, а остальные слова – это однородные слова и обозначают животных.

2) лишнее слово воробей, потому что все слова – однородные (овощи), а это птица.

3) лишнее слово синица, потому что это птица, а остальные – однородные и обозначают деревья.

- объединять слова в общие группы

Нужно разделить все слова на 4 группы и придумать им названия.

Профессии, музыкальные инструменты, вид спорта.

1) Профессии: учитель, строитель, тракторист, летчик.

2) Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.

3) Вид спорта: хоккей, теннис, шахматы.

Мы подбирали общее слово ко всем однородным словам.

Рабочие инструменты: лопата, молоток, топор.

Дополните к каждому общему слову по 2 однородных слова.

1) Школьные предметы

2) Женские имена

3) Домашние животные

Мы подбирали однородные предметы к общим названиям

Выполняют физическую минутку

Нам нужно объединить слова в 3 группы.

Выписать из предложенных слов слова данной тематической группы и дать им названия.

Оценивают свою деятельность

-Мы подбирали к однородным членам общие слова и наоборот.

записывают домашнее задание

Коммуникативные УУД:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Познавательные УУД: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов

Познавательные УУД: устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок русского языка во 2 классе

Слово и его значение.

Слово как общее название многих однородных предметов.

Номер урока к КТП

в расписании

урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями

Годованюк К.С.

Дата проведения

Оборудование: учебник 2 класса (1 часть) Канакина, Горецкий., презентация, карточки для дифференцированной работы.

Результаты :

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

Регулятивные : Самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;

Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках; выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

I . Организационный момент

II , Актуализация знаний

I . Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.) (Снег, деревья, пушистый, накрыл.

— Составьте предложение из слов. Запишите его. (Пушистый снег накрыл деревья.)

— Назовите знакомые орфограммы. (Пушистый — ШИ пиши с буквой И, снег — парные согласные на конце слова, деревьяразделительный мягкий знак.)

— Найдите подлежащее и сказуемое.(('' снег ~ это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Снег (что сделал?) накрыл — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

— Выпишите пары слов. (Снег (какой?) пушистый. Накрыл (что ?) деревья.)

2. Словарная работа

(На доске запись.) .

— Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся. (Береза.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

— Как ласково называют березу? (Березка, березонька.)

— Как называют сок березы? (Березовый.)

— Лес из берез? (Березняк.)

— Гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

— Подчеркните во всех этих словах букву Е.

— Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса.)

— Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова.)

— Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока.)

— Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)

— Загадайте любое животное и опишите его.

— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.

IV . Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова. )

— Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться,

— Прочитайте тему урока.

— На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Что такое лексическое значение слова ?) Упр. 48 (с. 42). (Фронтальная работа.)

— На что нужно обратить внимание? (Дети читают названия групп и слова в них.)

— Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу? (Дети самостоятельно составляют и записывают предложение в тетрадь.)

— Какое предложение записали? О чем говорится в предложении? (Несколько учащихся читают свои варианты.) Упр. 49 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.) Упр. 50 (с. 43). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно.

— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

V . Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто из нас вот так шагал — Не споткнулся, не упал.

VI . Закрепление изученного материала

— Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить и безударную гласную в этих словах О.

— Какое лексическое значение имеет слово лопух'? (Травянистое растение с большими листьями и цветами с крючочками.> Упр. 51 (с. 44). (Устное выполнение.)

VII . Рефлексия

— Определите слово по его значению.

1) Часть дерева, которая находится под землей и питает растение. (Корень.)

2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш.)

3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год. (Ель.)

4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека. (Мышь.>

5) Время года после лета. (Осень.)

Зеленый — хорошо понял. Желтый — почти все понял. Красный — не понял.

VIII . Подведение итогов урока

— Какое новое слово узнали на уроке?

— Что такое лексическое значение?

— Как думаете, все л и слова имеют лексическое значение? (Да. Каждое слово что-то обозначает.)

Тематическая группа слов – объединение слов на основе общего признака в их лексических значениях.

Обобщающее слово – слово, которым можно объединить все слова одной тематической группы.

Обобщающее словосочетание – словосочетание, которым можно объединить все слова одной тематической группы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 45 – 47.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вы уже знаете, что слово это главное средство передачи информации и общения между людьми. Главное в каждом слове – его лексическое значение. Этим значением слова языка отличаются друг от друга.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Впишите в предложения подходящие по смыслу обобщающие слова.

Тополь, вяз, берёза – _________________________.

Диван, стул, кресло – _____________________________.

Дождь, град, снег – ________________________________.

А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, А. Л. Барто – это____________________.

1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2.Подберите обобщающее слово для каждой тематической группы слов.

3.С помощью клавиатуры введите обобщающее слово.

Тополь, вяз, берёза – это деревья.

Диван, стул, кресло – это мебель.

Дождь, град, снег – это осадки.

А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, А. Л. Барто – это поэты.

Задание. Зачёркивание элементов.

Зачеркните лишнее слово в каждой тематической группе.

Озеро, дождь, снег, град.

Берёза, огурец, ива, клён.

Юпитер, Марс, Енисей, Венера.

Заяц, лиса, ёж, стрекоза.

1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2.Прочитайте текст задания.

3.Подберите для каждой группы обобщающее слово.

4.Найдите и зачеркните лишнее слово для каждой из четырёх тематических групп.


Оценить 2359 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: