План саморазвития музыкального руководителя детского сада по фгос

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт воспитанников.
  • Приобщить к искусству пения с его оздоровляющими возможностями.
  • Развить музыкальные способности детей: мелодический и метроритмический слух, ладовое чувство, музыкальную память и т.д.
  • Приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности через занятия, праздники, развлечения.

Вопросы изучения:

  • изучить ФГОС дошкольного образования;
  • изучить методическую литературу по теме;
  • изучить приемы и методы игрового обучения пению в работе с детьми, как повышение эффективности развития творческих и музыкальных способностей детей дошкольного возраста и сопровождающей деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ;
  • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы;
  • осмыслить возможности построения авторской системы;
  • обогатить материально-техническую базу музыкального зала;

Предполагаемый результат: обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов обучения пению в работе с детьми, родителями и педагогами. Распространение собственного опыта среди коллег.

2017-2018 уч.год

2. Проведение диагностики музыкальных способностей.

2. Провести диагностику.

1. Консультация для педагогов

2. Анализ результатов диагностики.

1. Консультация для педагогов

1. Составить конспект по теме для родителей.

1. Консультация для родителей .

Использовать образовательные интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал.

Папка-передвижка по данной теме.

Разработать анкету, провести анкетирование.

Анализ проведенного анкетирования родителей.

Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.

Консультация для родителей, выступление на родительском собрании.

1. Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.

1. Доклад для педагогического совещания.

1. Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.

1. Проведение диагностических исследований.

1. Анализ результатов диагностики.

1.Проведение диагностики музыкальных способностей.

1. Провести диагностику.

2..Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

1. Анализ результатов диагности

2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы)ки.

1. Консультация для педагогов.

2. Осенние утренники в музыкальном зале.

1. Разработать анкету, провести анкетирование.

2. Консультация для педагогов.

3. Консультация для родителей.

1. Анализ проведенного анкетирования среди воспитателей.

2. Оформить папку-передвижку, подобрать литературу.

1.Выступление на педагогическом совещании.

2. Папка-передвижка в группах старшего дошкольного возраста

1. Консультация для педагогов.

1. Консультация для родителей.

2. Консультация для родителей.

1. Папка –передвижка.в старших группах.

2. Выступление на родительском собрании.

Конспект по изученной теме.

1. Праздник посвящённый ко Дню Победы.

2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

· Устранение речевых нарушений;

· Умение координировать движения с текстом;

· Развивать оптико – пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;

· Развитие подвижности речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;

· Снятие психического напряжения, создание условий для самовыражения;

· Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, согласовывать движения с характером музыки.

· Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;

· Развитие позитивного самоощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.

Актуальность проблемы

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к подрастающему поколению. В последнее время заметен рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств у детей, что связано с экологическими , психологическими, нравственными проблемами всего общества. Согласно концепции модернизации образования, именно дошкольные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.

Этапы работы.

Формы работы и средства решения задач

Диагностический

1.Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одаренных детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи

2.Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме.

Прогностический

Организационный

1. Создание развивающей среды.

2. Работа с педагогическим коллективом

3. Работа с родителями

Практический и коррекционный

1. Анализ результатов работы, затруднений.

2. Отслеживание динамики процесса самообразования.

Обобщающий

1 .Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития музыкальных способностей.

2. Обработать диагностический материал, составить диагностические карты.

3. Анализ годового и перспективных планов с учетом данной проблемы.

4. Анализ программ, технологий по данной проблеме.

5. Составление каталога литературы по изучаемой проблеме с аннотацией.

6. Посещение курсов, семинаров, работа в Интернете.

1. Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы.

2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач.

1. Осуществлять отбор содержания работы с учетом данной темы.

2. Создать картотеку пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений логоритмических попевок, коммуникативных игр и танцев.

3. Изготовить демонстрационный материал и атрибуты к занятиям

4. Разработать цикл образовательной деятельности с использованием здоровьесберегательных технологий

2. Осуществлять творческиесвязи со школой искусств

1. Провести анкетирование родителей с целью определить уровень их музыкальных способностей, интересов и предпочтений, а также просвещенность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Изучить нормативно-правовую, организационно-методическую литературу, раскрывающую влияние русского народного творчества на развитие музыкально - творческих способностей дошкольников (в интернет источниках, участие и посещение МО и РМО).

2..Отобрать содержание и составить перспективный план по данной теме в ДОО.

4. Определить степень влияния русского народного творчества на развитие музыкально - творческих способностей дошкольников

5. Систематизировать и обобщить опыт работы по развитию музыкально- творческих способностей ребенка – дошкольника посредством русского народного творчества

7. Презентовать отчет по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.

Никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но, так или иначе, любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированнного специалиста- это навык самообразования. Особенно это важно для педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия музыкального руководителя.

Для меня, как для музыкального руководителя, план профессионально-личностного развития как педагога нацелен на получение мною таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности в своем деле, повышению эффективности воспитания и обучения, развития детей, способствовали бы выработке новых педагогических приемов и методов, развитию творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Мотивы, побуждающие меня к самообразованию.

Ежедневная работа с информацией требует все больших методических и педагогических знаний не только по поиску, анализу новой информации, но и по ее хранению, использованию и достоверности.

Желание творчества. Музыкальный руководитель - профессия творческая. Моя работа занимает особое место в жизни дошкольного учреждения, так как прежде всего способствует активизации личности, развитию творческого начала и должна быть интересной и доставлять удовольствие. Все ее разнообразные формы направлены на повышение квалификации, на пополнение теоретических и практических знаний. Работа музыкального руководителя носит опережающий характер, что побуждает стремиться к постоянному совершенствованию работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в музыкально-образовательной, педагогической и психологических науках.

Изменения, происходящие в жизни общества. В настоящее время дошкольная педагогика переживает интереснейший период своего развития. Модернизация образования нацеливает специалиста дошкольного образовательного учреждения на развитие полноценной личности ребенка, как субъекта творческой личности. Поэтому, как никогда, необходимо проявлять творческие способности, уметь видеть мир, его противоречия, способность генерировать неожиданные явления, что является показателем развития педагогических работников.

Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, отзывчивости педагогов, родителей и детей.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно воспитывает, обучает не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда работать с педагогическими работниками и детьми?

Виды деятельности в процессе самообразования.

Остановлюсь на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствовали моему профессиональному росту.

• систематический просмотр определенных телепередач;

• чтение педагогических периодических изданий;

• чтение методической, педагогической литературы;

• обзор в интернете информации по педагогике, психологии, музыкально-образовательных технологиях;

• посещение семинаров, тренингов, конференций;

• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

• изучение современных музыкально-образовательных, психологических и педагогических методик;

• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

• руководство и организация кружковой деятельности

• изучение нормативно-правовой базы дошкольного образования

• участие в городских и районных методических объединениях.

Для современной образовательной системы проблема музыкального развития и воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к музыкальному развитию и воспитанию подрастающего поколения. На один из первых планов выдвигается задача музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, т. е. задача музыкального образования. Одина из ведущих специалистов в области музыкального образования дошкольников, Э. П. Костина справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо ориентироваться на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью, заложить возможность развивающей коррекционной работы с детьми, учесть оздоровительный компонент, т. е. сориентировать содержание на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того учитывать и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей пению учитывать охрану голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку учитывать их группу здоровья, давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что имело место в традиционной системе музыкального образования.

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов музыкального образования, его задач и организационных методов. Одной из наиболее перспективных технологий реализации творческих задач является реализация дидактических принципов, актуальных для современного дошкольного образования:

- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;

- принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развитие способностей, познавательных процессов и личностных новообразований;

- принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства -народного, классического и современного;

- принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей 1,5-7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

- принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины-России и с их мирами: миром ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы, рукотворным миром;

- принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка;

-принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности и уровня аналитических навыков.

Повысить свою квалификацию.

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Разработать основные виды деятельности и этапы в процессе самообразования;

3. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теории решения поставленных задач;

4. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня изучения элементов технологии ТРИЗ и РТВ, музыкальных задач по когнитивному развитию детей старшего дошкольного возраста;

5. Выявить эффективность методов решения музыкально-образовательных задач по когнитивному развитию детей старшего дошкольного возраста;

6. Самоанализ реализации программы саморазвития.

1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проблеме.

2. Внедрение в педагогическую систему элементов новых педагогических технологий.

4. Самоанализ деятельности по программе саморазвития.

Этапы самообразования.

п/п Этапы Задачи Направления деятельности Срок Практическая деятельность

Информационно–аналитический. 1. Повысить личностно – профессиональную компетентность.

2. Совершенствовать уровень аналитических навыков.

3. Изучить состояние выбранной проблемы.

1. Изучение литературы по проблеме.

2. Поиск адресов передового опыта музыкальных руководителей ДОУ города, области, страны работающих по проблеме.

- Костина Э. П. Модернизация музыкального образование дошкольников: проблемы, поиски, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (19-20 мая 2005 года) Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2005 г.

-Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011.-352 с.

-Селевко Г,К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998.

-Фадеева С. А. Воспитание музыкой. Н. Новгород: НГЦ, 2005 г.

2 2этап. Целеполагание 1. Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по использованию технологии ТРИЗ и РТВ, как средство развития когнитивности в музыкальном образовании воспитанников. 1. Выбор конкретных методов и приёмов в когнитивном развитии детей через использование элементов технологии ТРИЗ и РТВ.

2. Подбор наиболее эффективных методик.

3. Определение требований к использованию методов по когнитивному развитию детей в музыкальной деятельности. Август-декабрь

2015 года Осуществление наблюдения с целью фиксирования результатов.

Подбор наиболее эффективных методик и технологий.

Разработка системы методов и приемов, направленных на решение поставленных задач.

Создание современной развивающей предметно-пространственной среды.

3 3 этап. Проектиро-вочный. 1. Спроектировать собственную деятельность. 1. Отследить состояние алгоритма по внедрению элементов технологии ТРИЗ и РТВ, скорректировать методы, приемы и формы работы.

2. Корректировка рабочей

программы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4 4 этап. Опытно – экспериментальный.

1. Апробировать собственные проекты по выбранной теме. 1. Внедрение методов, приемов и форм.

2. Адаптировать изученную технологию, методы, приемы и формы организации музыкальной деятельности по данной теме. Январь - декабрь 2016 г.

Рефлексия. 1. Разработать методические рекомендации

по применению методов, приемов и форм организации музыкальной деятельности, как средство развития когнитивности через применение элементов технологии ТРИЗ и РТВ. 1. Защита методических разработок на педсовете МБДОУ.

2. Самоанализ деятельности за 2014-2017 г. г.

Размещение результатов работы в сетевом педагогическом сообществе, интернет ресурсах.

План действий по саморазвитию

на 2014-2017 учебный год

Повышение профессиональной компетентности.

1. Повысить личностно – профессиональную компетентность по проблеме.

2. Совершенствовать уровень аналитических навыков.

3. Изучить состояние выбранной проблемы.

повышение уровня профессиональной компетентности по выбранной проблеме.

№ п/п Направления деятельности Сроки

1 1. Изучение методической и специальной литературы по выбранной проблеме. Декабрь 2014г.

2 Изучение состояния проблемы в педагогической

деятельности музыкальных руководителей других ДОУ.

Май – декабрь 2015 г.

3 Поиск адресов передового опыта музыкальных руководителей ДОУ города, области и страны работающих по проблеме. Май – декабрь 2015 г.

4 Самоанализ педагогической деятельности по проблеме.

1 Организационно – содержательная деятельность:

- участие в работе методических объединений в ДОУ;

- участие в методическом объединении педагогов-дошкольников по музыкальному развитию для ДОУ г. Арзамаса и Арзамасского района;

- участие в проведении педсоветов, семинаров ДОУ. 2014 – 2017 г. г.

2 Мониторинг собственной деятельности:

Самоанализ педагогической деятельности.

Самооценка.

Рефлексия. Май 2016 г.

План реализации программы саморазвития

на период с 2014 по 2017 г. г.

№ п/п План работы Мероприятия Сроки

1 Изучение рекомендаций предыдущей аттестации. 1. Ознакомиться с передовым опытом работы по данной проблеме.

2. Составить план работы по изучению и применению в педагогической деятельности.

2 Отобрать эффективные методы, приемы и формы для применения в педагогической деятельности. 1. Изучить новейшие статьи и издания технологии.

2. Выделить элементы технологии для эффективной педагогической деятельности.

3 Корректировка темы по самообразованию. 1. Включить в программу по самообразованию пункт, включающий рекомендацию предыдущей аттестации.

2. Прослеживать его внедрение. Январь –

4 Демонстрация накопленного опыта. 1. Апробировать собственные проекты по проблеме на базе экспериментальной площадки МБДОУ.

2. Внедрение методов, приемов и форм музыкальноо-педагогической деятельности (на уровне МБДОУ).

5 Подготовка к последующей аттестации.

1. Подведение итогов результативности музыкально-педагогической деятельности в межаттестационный период.

3. Анализ результата.

4. Самооценка.

5. Самоанализ деятельности.

6. Создание портфолио по аттестации.

Оценка достижений результатов.

Цель: отслеживание музыкально-педагогической деятельности, уровня аналитических навыков в межаттестационный период.

1. Проверить эффективность инновационных методов технологии музыкального образования, приемов и форм через внедрение элементов технологии ТРИЗ и РТВ в музыкально-образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать результат деятельности.

3. Провести самооценку педагогической деятельности.

1 Эффективность методов, приемов

и форм. Показатели результата развития когнитивности, музыкальности, креативности, уровня сформированности умений и навыков дошкольников.

2 Анализ результата педагогической деятельности. Оценка достижений результатов работы по проблеме.

повышение компетентности педагога;

внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

участие в сетевом педагогическом взаимодействии музыкальных руководителей ДОУ.

качество сформированных ключевых компетенций, способствующих успешному обучению ребёнка в школе;

увеличение количества педагогов и воспитанников, участвующих в различных конкурсах, мероприятих;

участие в городских методических объединениях, конференциях;

организация и проведение открытых мероприятий музыкально-образовательной деятельности ;

создание личного портфолио;

подтверждение квалификации (I категория);

внедрение, обобщение и распространение опыта работы на уровне ДОУ, города, региона, страны;

разработка дидактического материала;

участие в реализации программы экспериментальной площадки на базе ДОУ;

организация и обработка публикаций по распространению музыкально-педагогического опыта разработанной темы и программы профессионального саморазвития.

Список рекомендуемой учебной и научно-методической литературы:

Мухина В. С. Детская психология. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.

Сидорчук Т. А. ,Лелюх С. В. «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (технология ТРИЗ, Издательство Аркти, Москва, 2010 – 75 с.

Сухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. : Тривола, 2001. – 358 с.

Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М. ,1988

Зеньковский В. В. Психология детства. -Екатеринбург,1995

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -К. ,1973

Ушинский К. Д. История воображения// Избр. Пед. Соч. -М. ,1954.-Т. 2

Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1988.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос. ,1960г.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.

Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998

Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр. 14

Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2000

Программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя на 2016–2017 учебный год Программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя Барановой Т. А. Тема: Организация и проведение мастер-класса с родителями.

Программа саморазвития воспитателя Принята: Педагогическим советом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №116 Протокол №___ от.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития ребёнка-дошкольника Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его.

Читайте также: