Проверка качества образования в доу что проверяют

Обновлено: 02.07.2024

Подготовила учитель –дефектолог Цыбулько Татьяна Дмитриевна.

Под ВСОКО понимается непрерывный внутриорганизационный контроль качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации.

Цель: Качественная оценка и коррекция деятельности, условий среды учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на качество предоставляемых услуг.

Задачи:

1. Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на качество образования.

2. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

3. Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.

4. Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.

5. Проведение самообследования.

Основными принципами мониторинга являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам ООП ДОУ:

• Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДОУ

• Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности

• Охрана и укрепление здоровья детей

• Реализация приоритетного направления деятельности в системе дополнительного образования

Карты оценки предметно развивающей среды, аналитические справки педагогов раз в месяц как меняется предметно-пространственная среда в группе.

• Требования к кадровым условиям

• Финансовые условия (финансовое обеспечение)

• Уровень достижения результатов освоения основной образовательной программы

• Качество организации воспитательно-образовательного процесса;

Соответствие структуры и содержания рабочих учебных программы установленным требованиям

Обеспеченность групп учебными пособиями, дидактическим материалом, средствами наглядности

Методы сбора данных:

Для создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково, поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание программы ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.

Созданная система видов практической деятельности образовательного учреждения должна быть нормативно регламентирована документами которыми необходимо руководствоваться при разработке системы мониторинга оценки качества образования дошкольной организации.

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Не менее важным требованием в случае правовой регламентами внутреннего мониторинга качества является внесение дополнений в должностные инструкции работников.

В инструкции необходимо прописать: В своей деятельности сотрудник (должность) руководствуется уставом, другими локальными актами ДОУ в том числе программой внутреннего мониторинга качества образования.

И в функции работника: работник выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования.

Алгоритм введения системы оценки качества образовательных

Создание педагогического актива ДОУ для разработки программы системы оценки качества образовательных услуг ДОУ;

Рабочая группа разрабатывает программу внутренней оценки системы качества образования и разрабатывает план методической работы введения программы ВСОКО ДОУ; Определяет параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; Разрабатывает технологические карты, схемы, таблицы, для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОУ.

(Деятельность рабочей группы должна отражаться в протоколах)

Как организовать процедуру проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков);

Сбор и обработка данных (данные прописаны в программе мониторинга оценки качества образования)

Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы

Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ

Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.

Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; Ознакомление родителей и учредителя с итогами проверки.

Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО

Совершенствование СОКО ДОУ.

Программа системы оценки качества образования в ДОУ позволит:

1) Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

2) Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

3) Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

Организация системы оценки

Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления,форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО. Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, педагоги и члены родительского комитета.

Алгоритм реализации системы оценки

• Определение и обоснование объекта оценивания.

• Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.

• Обработка полученных данных.

• Анализ полученных данных.

• Подготовка документов по итогам анализа полученных данн

К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде – сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.

Виды контроля: 1. Оперативный – оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности. 2. Предупредительный – предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками). 3. Срезовый – диагностика детей по разделам программы. 4. Тематический – глубокое изучение состояния дел. 5. Итоговый – оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.

Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей.

Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности (двигательный режим детей на прогулке, наблюдение за природой, наличие выносного материала, развивающие дидактические игры и организация трудовой деятельности)

Вопросы второй категории оценивают качество условий и включает в себя вопросы для оценки свойств РППС:

• содержательная насыщенность – наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;

• вариативность – наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;

• трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

• доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;

• безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики. Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса. Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.

Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.

Активные формы методической работы как фактор повышения качества образования в ДОУ Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного.

Анализ работы по внутренней системе оценки качества образования за 2017–2018 учебный год Оценка образовательной деятельности ДОООписание основной образовательной деятельности СП, включая коррекционную работу. Организационно-правовые.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Реализация системы оценки качества образования в ДОУ Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Внутренний контроль включает в себя:

• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

• контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать условия организации контроля:

• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организация системы контроля качества образования
в дошкольном образовательном учреждении
Овечкина Т.А. – к.п.н.,руководитель Института детства СПб АППО

Система контроля в сфере дошкольного образования
1.Государственный контроль качества образования (внешний контроль за деятельностью ДОУ):
-Лицензирование образовательной деятельности ДОУ
- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования (текущий и внеплановый)
Контроль за выполнением ДОУ Государственного задания (Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 года)
Публичные отчеты ДОУ
2. Организация системы (внутреннего) контроля в ДОУ (административный, методический, медицинский, общественный).

Цели контроля в ДОУ:
Исполнение требований законодательства РФ в области дошкольного образования
Выполнение Федеральных государственных требований по дошкольному образованию
Выполнение локальных актов ДОУ
Изучение и оценка качества образования, развития и оздоровления воспитанников
Оценка качества дополнительных (образовательных) услуг ДОУ
Повышение эффективности результатов образовательного процесса, анализ результатов инновационной деятельности
Выработка предложений и принятие мер по устранению выявленных нарушений
Анализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образовательного учреждения

Принципы контроля:
законность
реализация и защита прав участников образовательного процесса
приоритетность качества образования и качества жизни воспитанников
государственно-общественный характер контроля
открытость и доступность информации по результатам контроля

Основные формы контроля в ДОУ:
Предупредительный контроль
Тематические проверки (одно направление деятельности)
Комплексные проверки (два и более направлений деятельности)
Оперативный контроль (текущий)
Смотры, смотры-конкурсы
- Вторичный контроль (выполнение предписаний, предложений проверок, рекомендаций аттестации педагогов, решений педсоветов, рабочих совещаний, смотров, предложений текущего контроля и др.)
Система мониторинга (оздоровительной, образовательной , коррекционной работы с воспитанниками, работы с родителями воспитанников и др.)
Система мониторинга планируемых результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО
Отчеты педагогов и специалистов
Творческие отчеты
Публичный отчет дошкольного образовательного учреждения
Другие формы контроля

Формы государственно-общественного контроля в ДОУ:
Общественное наблюдение (организация питания, медицинского обеспечения, создание условий, др.)
Общественная экспертиза (программа развития ДОУ, основная общеобразовательная программа дошкольного образования, проведение конкурсов, материалы публичного доклада, разработка положений об органах государственно-общественного управления и др.)
Публичный доклад о деятельности ДОУ

Документы и материалы по результатам контроля:
Внешний контроль за деятельностью ДОУ(акты, справки, предписания проверяющих организаций)
Внутренний контроль (административный, медицинский, методический, общественный):
– справки проверок; справки смотров (конкурсов);
- фиксирование текущего оперативного контроля (тетради, персональные карточки, протоколы педсоветов, протоколы рабочих совещаний);
- материалы отчетов; материалы самоанализа;
материалы итогового и промежуточного мониторинга развития детей (воспитатели, специалисты);
материалы анкетирования педагогов, специалистов, родителей воспитанников и др.;
- материалы публичного отчета ДОУ

Организация контроля в форме проверок:

1 этап – подготовительный – отражение в плане-графике контроля в годовом плане и плане работы учреждения на месяц, ознакомление сотрудников с планом-графиком контроля в начале учебного года, составление плана-задания проверки(памятки, схемы, анкеты и др. материалы для проверки), определение состава комиссии проверяющих (председатель и члены комиссии), привлечение (при необходимости) компетентных специалистов др. организаций, родителей воспитанников, определение объема проверки и методов проверки (документальный контроль, наблюдение, экспертиза, анкетирование и др.); распределение объема проверки среди членов комиссии в соответствии с компетенцией проверяющих; определение сроков проверки; издание приказа о проведении проверки; инструктаж, консультирование сотрудников по вопросам проверки

2 этап – основной – непосредственное проведение проверки в соответствии с планом-заданием (продолжительность – 5-10 рабочих дней)
3 этап – заключительный –
- оформление результатов проверки (справка) и ознакомление работников ДОУ с материалами проверки под роспись в течение 7 дней с момента завершения проверки;
издание приказа по результатам проверки (поощрение, наказание, проведение вторичного контроля и др.)
обсуждение результатов проверки на педсовете, общем собрании сотрудников, рабочем совещании, заседании родительского комитета и др.

Компетенция руководителя ДОУ при организации контроля:
Планирование, нормирование, тематика контроля, определение состава комиссии проверяющих находятся в исключительной компетенции руководителя дошкольного образовательного учреждения

Основания для осуществления контроля в ДОУ:
Плановый контроль – годовой план ДОУ (план-график контроля на год), плановые проверки органа управления образованием, надзорных органов
Внеплановый контроль –
Поручения и задания учредителя
Задания надзорных органов
Жалобы и обращения родителей воспитанников
Чрезвычайная ситуация в ДОУ

Публичный доклад ДОУ
Публичный доклад –аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование о состоянии и перспективах развития ДОУ (адресован широкому кругу читателей).
Основные цели публичного доклада – согласование интересов всех участников образовательного процесса; обеспечение прозрачности функционирования ДОУ; информирование потребителей услуг о приоритетах развития ДОУ, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.
Особенности публичного доклада – аналитический характер текста (факты, данные, оценка, анализ), ориентация на широкий круг читателей, доступный стиль изложения, презентационный тип оформления, регулярность предоставления публичного доклада (раз в год).

Подготовка Публичного доклада:

Информация для включения в Публичный доклад :

1.Общая характеристика учреждения.
2. Организация образовательного процесса.
3. Условия осуществления образовательного процесса.
4. Результаты деятельности ДОУ.
5. Кадровый потенциал.
6. Финансовые ресурсы ДОУ и их использование.
7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения.
8. Заключение. Перспективы и планы развития.

Цель мониторинга — сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.

Задачи:

— совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;

— повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого — педагогические условия);

— совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);

— обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.

Качество образовательных программ дошкольного образования

Качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)

Взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)

Обеспечение здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу

Методы сбора и обработки информации

В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:

Используются социологические методы сбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение; беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Они позволяют быстро получить интересующую информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др.

Методы обработки информации

  • традиционный (классический) анализ документов — метод анализа сути материала с конкретной точки зрения,
  • информативно-целевой анализ — метод анализа информативности материалов,
  • контент-анализ документов — метод анализа определенных смысловых категорий в содержании материалов.

Меры, мероприятия

Управленческие решения

Принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности проведенных мероприятий, принятых мер и управленческих решений

Читайте также: