Кто согласно мифу учредил олимпийские игры кратко

Обновлено: 03.07.2024

Существует ни одна легенда, предание или миф о возникновении олимпийских игр, Вашему вниманию предоставляются некоторые из них.

Легенда о Зевсе

Согласно одной из легенд олимпийские игры возникли еще во времена Кроноса и происходили на Пелопоннесе в Олимпии. Полагается, что Рея, дочь Урана и Геи, мать олимпийских богов, передала новорожденного Зевса Куретам. Они пришли в Олимпию, где была могила и построен храм в честь Кроноса. Там состоялись соревнования по бегу, организованные самим Зевсом, праздновавшим победу над своим отцом, которая сделала его повелителем мира.

Легенда о Пелопсе

Эта легенда повествует о Пелопсе, сыне Тантала. Согласно ей, после того, как царь Трои Ил захватил родные места Пелопса, тот отправился на полуостров у берегов Греции, который после приобрел название Пелопоннес. Здесь он увидел Геподамию, дочь Эномая. Это была очень красивая девушка, он без памяти в нее влюбился и хотел просить руки ее у царя. Но не тут-то было. Эномаю было предсказано, что он погибнет от руки мужа своей дочери, а так как он совсем не хотел умирать, решил никогда не выдавать свою дочь замуж.

Но как спрячешь такую красоту, ведь множество поклонников приходили свататься. Поэтому он придумал условие, что отдаст свою дочь в жены только тому, кто сможет победить его в состязании на колеснице, а проигравший платился жизнью. А чтобы всем неповадно было, головы побежденных он вешал на врата своего замка, чтобы запугать горячие сердца поклонников царевны.

Эномаю не было равных во всей Греции и кони у него были быстрее ветра. Но ничто не смогло удержать любовь Пелопса, и он решился на хитрость, тайком подкупив возничего царя Миртила, чтобы тот не вставлял чеку, задача которой удерживать колесо на оси.

И вот перед началом состязаний, Эномай, как всегда, уверенный в своей победе позволил Пелопсу самостоятельно начать испытание. Сам же царь неспешно в это время молился, после чего тронулся с места и мигом нагнал колесницу соперника. И вот уже довольная улыбка расплылась по его лицу и он занес копье для уничтожающего удара, как тут соскочило колесо с осей и царь замертво упал наземь.

Пелопс с победой возвратился и взял в жены свою возлюбленную Гипподамию, а в честь победы решил устраивать в Олимпии праздник – Олимпийские игры.

Легенда о Геракле

Эта легенда гласит о том, что летние олимпийские игры учредил Геракл после своего шестого подвига – очищения скотного двора Авгия. Известно, что царь Элиды владел бескрайним богатством и неисчислимыми стадами. Геракл предложил ему очистить скотный двор в один день, взамен на десятую часть стад. И Авгий согласился, считая это невыполнимой задачей.

Геракл сломал две противоположные стены скотного двора и отвел в него потоки реки Алфей, которая и смыла весь навоз. Затем он просто поставил стены, как было. Когда он пришел требовать у царя обещанного, тот ничего не отдал и выгнал Геракла. Такого непобедимый сын зевса не мог простить и решил отомстить. Он пришел с огромным войском и разгромил Элиду, убив Авгия смертоносной стрелой и забрав все богатства.

После этого Геракл основал олимпийские игры в знак своей победы, на священной равнине, которую он обсадил оливами, в честь богини Афины Паллады.

Легенда об Ифите

В ней рассказывается о царе Элиды, маленького греческого государства, — Ифите. Во времена его правления тяжелые войны разрушали греческие государства, а такому небольшому – совсем спуска не было. И вот, чтобы как- то спасти свой народ Ифит отправился к Оракулу, просить совета. Тот и предсказал ему, что все возможно, если Ифит устроит игры, угодные Богам.

После этого царь незамедлительно устроил переговоры со своим могущественным соседом – царем Спарты Ликургом, который соглашается признать Элиду – нейтральным государством. Чтобы отблагодарить за этот дар Богов – Ифит организовывает игры атлетов в Олимпии, то есть олимпийские игры.

После чего, каждые четыре года в самый разгар войн, все оружие откладывалось и все отправлялись в Олимпию, наслаждаться грандиозными шоу и восхвалять Богов.

И вот сейчас, в наше время, каждые 4 года спортсмены нашей страны и других, собираются в определенном городе, чтобы проявить свое мастерство и показать способности. Правда, чтобы попасть на олимпийские игры – необходим не один год тренировок и работы над собой! Но если же вы желаете уже сейчас хоть немного прочувствовать эту атмосферу, предлагаем Вашему вниманию корпоратив, день рождения или детский праздник в стиле олимпийских игр!

МОК

МОК

Токио-2020

Токио-2020

Олимпийские игры – крупнейший спортивный праздник, зародившийся в Древней Греции и вновь возрождённый в конце 19 века. До 1970-х годов Игры были официально открыты только для любителей, но в 1980-х годах соревнования стали доступны для профессиональных спортсменов. Древние турниры включали в себя несколько видов спорта, которые сейчас являются основной частью программы Летних игр. В среднем атлеты соревнуются по 32 различным видам спорта. В 1924 году появились Зимние игры.

  • Олимпийские игры, проводившиеся в Олимпии;
  • Пифийские игры в Дельфах;
  • Немейские Игры на Немее;
  • Истмийские игры, проходившие недалеко от Коринфа.

Позже подобные соревнования проводились почти в 150 городах, включая Рим, Неаполь, Одессу, Антиохию и Александрию.

Из всех игр, проводимых по всей Греции, Олимпийские игры были самыми известными. Проводимые каждые четыре года с 6 августа по 19 сентября, они занимали такое важное место в греческой истории, что в поздней античности историки измеряли время промежутком между ними олимпиадами.

Олимпийские игры, как и почти все греческие турниры, были неотъемлемой частью крупных религиозных праздников. Они были созданы в честь Зевса в Олимпии (город-государство в северо-западной части Пелопоннеса. Первым олимпийским чемпионом, внесённым в списки рекордсменов, был повар Коробус из Элиды, выигравший спринтерскую гонку в 776 г. до н.э. Представления о том, что Олимпийские игры начались намного раньше указанной даты основаны на мифах, а не на исторических свидетельствах. Согласно одной из легенд турниры были придуманы Гераклом, сыном Зевса и Алкмены.


Виды соревнований и статус ОИ в древние времена

  • На турнире 776 г. до н.э. было только одно соревнование – бег. Проводилось стандартное состязание на скорость и выносливость на одном из отрезков трассы в Олимпии.
  • В последующие десятилетия были добавлены другие состязания. Например, спринт протяжённостью около 192 метров (210 ярдов) в длину.
  • В 724 г. до н.э. состоялась гонка на две дистанции (диаулос).
  • Современная дисциплина – бег на 400 метров – была включена четыре года спустя.
  • Долихос – гонка на длинные дистанции, сопоставимая с современными гонками на 1500 или 5000 метров, была добавлена на последующем турнире. и пятиборье были введены в 708 году до нашей эры.
  • Далее было создано соревнование по многоборью, состоящее из пяти видов: прыжок в длину, метание копья, метание диска, бег и борьба.
  • Бокс появился в 688 г. до н.э., а гонки на колесницах – восемь лет спустя.
  • В 648 году до нашей эры ввели панкратион – вид современного единоборства. Это соревнование сочетало борьбу, бокс и уличные бои.

Несмотря на постоянные нововведения программа была не такой разнообразной, как у современных Олимпийских игр. Не было ни командных игр, ни игр с мячом, а лёгкая атлетика была ограничена четырьмя видами бега и пятиборьем, упомянутыми выше. Гонки на колесницах и скачки, ставшие частью древних Игр, проводились на ипподроме к югу от стадиона.

В первые века олимпийских соревнований все соревнования проводились в один день. Позже Игры были распределены на четыре дня, пятый же был посвящён вручению призов на церемонии закрытия и банкету для чемпионов. В большинстве дисциплин атлеты участвовали в обнажённом виде. На протяжении веков учёные пытались объяснить эту практику. Теории варьировались от эксцентричных до антропологических, религиозных и социальных, включая:

  • нагота означает обряд перехода от мальчиков к мужчинам;
  • нагота была пережитком времён охоты и собирательства;
  • нагота для греков обладала магической силой отражать воздействие злых духов;
  • публичная нагота была своего рода выражением высшего сословия.

Олимпийские игры технически ограничивались свободнорождёнными греками. Большинство участников были профессионалами, которые готовились к мероприятиям на постоянной основе. Эти спортсмены получали значительные призы за победы на многих предварительных фестивалях, хотя единственным призом на Олимпии был венок или гирлянда.

Женщины и Олимпийские игры

Хотя на древних Олимпийских играх не было женских мероприятий, некоторые женщины фигурируют в официальных списках олимпийских победителей как обладательницы конюшен ряда победоносных колесниц. В Спарте девушки и девушки тренировались и соревновались на местном уровне. Но, за исключением Спарты, соревнования для молодых гречанок были очень редкими и, вероятно, ограничивались ежегодными местными забегами.

В Олимпии турнир, проводимый каждые четыре года в честь богини Геры, включал в себя соревнования молодых женщин, которые были разделены на три возрастные группы. Тем не менее, эта эстафета не была официальной частью Олимпийских игр (они проводились в другое время года) и, вероятно, не была учреждена до прихода Римской империи.

Древнегреческий путешественник Павсаний писал, что женщинам было запрещено посещать Олимпию во время настоящих Игр под страхом смертной казни. Однако он также отметил, что ни закон, ни наказание никогда не применялись. Позднее в его рассказе нелепо утверждалось, что незамужним женщинам разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Многие историки считают, что более поздний переписчик просто допустил ошибку, скопировав здесь этот отрывок из текста автора. Идея о том, что все или только замужние женщины были отстранены от Игр, сохранилась в популярных публикациях по этой теме, хотя свидетельства о женщинах, как зрителях, остаются неясными.

В современном мире международные федерации наоборот добавляют в официальную программу Игр новые виды спорта и дисциплины, чтобы сохранить гендерное равенство и добавить в число участников-атлетов максимальное количество женщин.

Закат Олимпийских Игр в древнее время

Греция потеряла независимость из-за нападения Рима в середине 2 века до нашей эры. Ввиду этого поддержка соревнований в Олимпии и других частях страны значительно упала. В течение следующего столетия сокращалось количество ОИ, их качество и число участников. Римляне относились к лёгкой атлетике с презрением – раздеваться догола и соревноваться на публике было в их глазах унизительным.

Однако также римляне осознавали политическое значение греческих праздников для порабощённого населения. Поэтому император Август организовал соревнования для греческих спортсменов на временном деревянном стадионе, построенном рядом с Большим цирком в Риме. Он же учредил учредил новые крупные атлетические мероприятия в Италии и Греции. Император Нерон, в отличие от предыдущих правителей, был горячим покровителем фестивалей в Греции. Он известен в истории тем, что опозорил себя и Олимпийские игры, когда пьяный вступил в гонки на колесницах, упал с повозки во время заезда, а потом все равно объявил себя победителем.

Римляне не тренировались и не участвовали в греческой лёгкой атлетике. Шоу римских гладиаторов и командные гонки на колесницах не имели отношения к Олимпийским играм или греческим спортивным дисциплинам. Основное различие между греческими и римскими взглядами отражено в словах, которые каждая из древних культур использовала для описания своих праздников: для греков они были состязаниями (agōnes), а для римлян – играми (ludi). Первоначально греки организовывали свои соревнования для участников, римляне делали это исключительно для публики. Одно было в первую очередь соревнованием, другое развлечением. Олимпийские игры были окончательно отменены около 400 года нашей эры римским императором Феодосием I. Причиной отмены национальных соревнований были названы языческие мотивы фестиваля, ведь он организовывался в честь богов Олимпа.

Возрождение Олимпийских Игр в современный период

Идеи возвращения к прошлым традициям и совместная работа нескольких человек привели к созданию современных Олимпийских игр. Самым известным агитатором возрождения нынешних ОИ был барон Пьер де Кубертен. Он родился в Париже в первый день нового года 1863 года. Его семейные традиции указывали на военную карьеру и, возможно, последующий переход в политику. Но в 24 года Кубертен решил, что его будущее в образовании, особенно в физическом.

  • В 1890 году он отправился в Англию, чтобы встретиться с доктором Дж. Уильямом Пенни Брукс, написавшим несколько статей об образовании, которые привлекли внимание француза.
  • Брукс также десятилетиями пытался возродить древние Олимпийские игры, черпая иди и мотивы из серии греческих олимпиад, которые начали возвращаться в Афины с 1859 года.
  • Современные греческие Олимпийские игры были основаны Евангелисом Заппасом, который, в свою очередь, позаимствовал идею Панайотиса Соутсоса (греческий поэт, который первым призвал к современному возрождению ОИ и начал продвигать эту идею в 1833 году).
  • Первая британская олимпиада Брукса, проведённая в Лондоне в 1866 году, была успешной, на ней присутствовало много зрителей и хороших спортсменов.
  • Однако его последующие попытки не увенчались успехом и были встречены безразличием общественности, а также противодействием со стороны конкурирующих спортивных групп.
  • Вместо того, чтобы сдаться, в 1880-х годах Брукс начал выступать за учреждение международных Олимпийских игр в Афинах.

Когда Кубертен хотел поговорить с Бруксом о физическом воспитании, Брукс больше говорил об олимпийском возрождении и показал ему документы, относящиеся как к греческой, так и к британской олимпиадам. Он также показал газетные статьи, в которых сообщалось о его собственном предложении относительно международных Олимпийских игр. 25 ноября 1892 года на собрании Союза атлетов спорта в Париже, не упоминая ни Брукса, ни этих предыдущих современных Олимпиад, Кубертен сам выступал за идею возрождения Олимпийских игр и высказывал своё стремление к новой эре в мире международного спорта.

Именно он предложил проводить соревнования не в рамках одной провинции или страны, а расширить влияние Олимпийских Игр на международную спортивную арену. Идея встречи атлетов из разных стран для проведения соревнований была направлена не только на возрождение Олимпиады как таковой, но и послужила бы мотивом для сплочения спортсменов и укрепления гражданских союзов между разными государствами.

  • Димитриос Викелас из Греции, который должен был стать первым президентом Международного олимпийского комитета;
  • Профессор Уильям М. Слоан из Соединённых Штатов из Колледжа Нью-Джерси (позже Принстонский университет);
  • Сам Кубертен и значительное число его сотрудников;
  • Большая часть участников международного Конгресса.

Сначала было решено, что Игры должны быть проведены в Париже в 1900 году. Шесть лет казались долгим временем ожидания, ввиду чего было утверждено (как и кем остаётся неясным) изменить место проведения на Афины, а дату – на апрель 1896 года. Для проведения первой церемонии открытия необходимо было преодолеть большое безразличие, если не противодействие, греческого премьер-министра вообще проводить Игры. Но когда к власти пришёл новый премьер-министр, Кубертен и Викелас смогли отстоять свою точку зрения, и соревнования были открыты королём Греции в первую неделю апреля 1896 года, в День независимости государства. Дата была рассчитана согласно Юлианскому календарю, который тогда использовался в Греции.

Организация и контроль современных Олимпийских Игр

На Парижском конгрессе в 1894 году контроль и развитие современных Олимпийских игр были переданы Международному олимпийскому комитету (МОК; Comité International Olympique). Во время Первой мировой войны Кубертен перенёс свою штаб-квартиру в Лозанну (Швейцария), где они и остались. МОК несёт ответственность за поддержание регулярного проведения Олимпийских игр. Также комиссия выступает за то, чтобы Игры проводились в духе их возрождения, и за содействие в развитии спорта во всем мире. Первоначальный комитет в 1894 году состоял из 14 участников совета и самого Кубертена.

Члены МОК считаются послами комитета в своих национальных спортивных организациях. Они ни в коем случае не являются делегатами комитета и не могут принимать от правительства своей страны, какой-либо организации или отдельного лица любые инструкции, которые каким-либо образом влияют на их независимость.

МОК – это постоянно действующая организация, которая переизбирает своих членов. Реформы 1999 года установили максимальное количество членов в 115 человек, из которых:

  • 70 – физические лица;
  • 15 действующих олимпийских спортсменов;
  • 15 президентов национальных олимпийских комитетов;
  • 15 президентов международных спортивных федераций.

Члены избираются на возобновляемый восьмилетний срок, но они должны выйти на пенсию в возрасте 70 лет. Ограничения по срокам также применимы к будущим президентам МОК.

МОК избирает своего президента сроком на восемь лет, по истечении которого глава имеет право на переизбрание ещё на четыре года. Исполнительный совет, состоящий из 15 членов, периодически проводит встречи с международными федерациями и национальными олимпийскими комитетами. МОК собирается ежегодно, и собрание может быть созвано в любое время по просьбе одной трети членов.

Награждение участников и чемпионов Олимпийских игр

Честь проведения Олимпийских игр возложена на город, а не на страну. Выбор города остаётся за МОК.

  • Заявка на проведение Игр подаётся главным органом власти автономии при поддержке правительства страны.
  • В заявках должно быть указано, что никакие политические митинги или демонстрации не будут проводиться на стадионе, других спортивных площадках или в Олимпийской деревне.
  • Кандидаты также обещают, что каждому участнику будет предоставлен бесплатный вход без какой-либо дискриминации по признаку религии, цвета кожи или политической принадлежности. Это включает в себя гарантии того, что национальное правительство не откажет в выдаче визы ни одному из атлетов-иностранцев.

На Монреальской Олимпиаде в 1976 году правительство Канады отказало в визе представителям Тайваня, потому что они не желали отказываться от выступления под флагом Республики Китай, в соответствии с которым их национальный олимпийский комитет был принят в МОК. Это решение Канады, по мнению МОК, нанесло большой ущерб Олимпийским играм, и позже было решено, что любая страна, в которой проводятся Игры, должна обязаться строго соблюдать правила.

Коммерциализация: финансовая выгода от организации ОИ

Коммерциализм никогда полностью не отсутствовал на Играх, но две крупные отрасли затмили все остальные, а именно: телевидение и производство спортивной одежды, особенно обуви.

Заключение

История Олимпийских Игр многогранна, однако, какие бы сложности и скандалы не пришлось пройти для их возвращения, миллиарды людей ждут начала новых ОИ в Токио-2020. Всемирной пандемии удалось нарушить вековые традиции и сдвинуть на год начало соревнований, поэтому теперь фанатский азарт накалён ещё больше. В Токио поклонников спортивных состязаний ждут новые виды спорта, новые дисциплины и знакомство с новыми участниками, кому-то из которых повезёт стать звёздами международного масштаба и Олимпийскими Чемпионами.


Год первой Олимпиады — 776 до рождества Христова, он же год отсчета эллинского летоисчисления. Однако сами греки уверены, что Олимпиады появились гораздо раньше, а учреждение их, естественно, связано с богами. На худой конец — с героями.

Олимпийский подвиг Геракла

По эллинской традиции, 776 год до н.э. — это время не начала, а возрождения Олимпиад. А начало их уходит в легендарное прошлое, ко временам Геракла. Именно сын Зевса учредил первые игры после того, как коварный царь Элиды Авгий (кстати, аргонавт и сын бога морей Посейдона) не захотел расплачиваться с ним за очистку всем известных конюшен. Великий герой, как положено, покарал нечестивца, а в честь победы учредил игры. Точнее, игры вроде как и раньше проводились по инициативе самого Авгия, но Геракл их освятил своим присутствием и наказал традицию продолжать.

Это лишь одна из легенд, есть и другие. Объединяет их место действия — Элида — и личность Геракла, героя, покровительствующего играм. Хотя на самом деле все даже интереснее: ученые считают, что игры корнями уходят в микенскую эпоху. Подробностей мы не знаем, но, похоже, проводились они первоначально в области Писатида, а когда она была завоевана элидцами, переехали в их столицу — Олимпию. Обе эти области расположены на Пелопоннесе — самом южном полуострове Греции.

А что же случилось в 776 году до н.э.? Здесь уже все более реально, хотя без богов и легенд тоже не обошлось. К этому времени традиция игр была заброшена из-за постоянных взаимных обид и бесконечных набегов одного племени на другое. А тут еще эпидемия чумы приключилась, что воспринималось как прямое свидетельство недовольства богов. И тогда совершенно удрученный царь Элиды Ифит отправился в знаменитые Дельфы, где обратился к Пифии с вопросом, как прекратить междоусобицы. И получил совет: возобновить традицию игр. Считалось, что посредством Пифии вещал сам бог Аполлон, так что ослушаться было никак нельзя.

Но один скромный Ифит был не в состоянии организовать общегреческие игры, посему он обратился за помощью к знаменитому Ликургу — человеку, который создал спартанские законы в том виде, в котором они вошли в историю. Мудрый старец поддержал идею, и вскоре она обрела общеэллинский статус. Тогда же были учреждены и записаны правила проведения соревнований, и появилась принятая всеми традиция экехерии — обязательного перемирия на время игр.

По сути же спортивные игры стали выражением присущего эллинской цивилизации агонизма, то есть духа соревновательности. Это качество было основой мироощущения каждого гражданина полиса и всего греческого мира в целом. Можно сказать, именно это принципиально отличало эллинскую культуру от всех остальных.

776 год до н.э., храм Аполлона в Дельфах: Пифия велит грекам возобновить Олимпиады

776 год до н.э., храм Аполлона в Дельфах: Пифия велит грекам возобновить Олимпиады

Каждый атлет клялся Зевсу, что он чист

Итак, 776 год до н.э. — это время возрождения античных Олимпиад в новом, уже не легендарном, а вполне конкретном общегреческом формате. И мы вправе называть эту дату началом традиции — во всяком случае, в том, что касается формы проведения соревнований. Итак, игры проводились раз в четыре года, по високосным годам. Соответственно, летоисчисление шло по указанию года от последней Олимпиады: например, третий год 12-й Олимпиады. Порядок летоисчисления не менялся, даже когда соревнования не проводились, хотя такое было лишь один раз, при императоре Нероне. Всего в античную эпоху состоялось 293 Олимпиады, так что нам с нашими 22 зимними и 31 летними играми до греков еще очень далеко. Эпоха древних Олимпиад от первой до последней продолжалась 1168 лет.

Время соревнований было постоянным: первое полнолуние после летнего солнцестояния. Обычно это был месяц Гекатомбеон, наш август. Выбор был легко объясним и вполне логичен: это период между жатвой и сбором винограда. Длительность соревнований менялась в зависимости от количества видов программы, об этом речь впереди. Изначально все мероприятия занимали сутки, потом пять дней, потом разрослись до нескольких недель.

К соревнованиям допускались только полноправные граждане полисов, естественно, исключительно эллины. Только мужчины — женщинам даже вход на спортивные арены был запрещен под страхом смерти. Перед соревнованиями проходил суровый отбор, который вели элланодики — члены специального судейского комитета. Из уважения к хозяевам все они представляли Элиду, обычно их было десять-двенадцать. Отбор начинался за месяц до игр. Каждый желающий участвовать в соревнованиях атлет сначала давал клятву перед статуей Зевса, что он чист перед законом и людьми, то есть точно не совершал никаких предосудительных деяний. Учитывая религиозность людей той эпохи, понятно, что такая клятва перед верховным богом дорогого стоила и вряд ли могла считаться условностью.

Древние греки были большими эстетами

Древние греки были большими эстетами

Главными арбитрами были боги

Чтобы понять деяния эллинов, нужно обратиться к их представлениям о гармонии. Древние греки считали, что в мире все взаимосвязано и достижение совершенства в чем-то одном не создает идеального человека. Истинно красивым может считаться лишь тот, кто хорош во всех аспектах бытия: патриотичный гражданин, сильный воин, хороший семьянин, почитающий богов. Физически красивый и сильный муж, не соответствующий идеалу гражданина, скорее дискредитирует совершенство, нежели подтверждают его, — такой человек не достоин подражания, а значит, и участие его в общественной жизни не приветствуется. Олимпионик же, то есть победитель олимпийских соревнований, сразу становился кумиром молодежи — значит, должен был соответствовать статусу по всем параметрам.

Кстати, этим же объясняется тесное переплетение античного спорта с культурой. Олимпиады ведь не ограничивались только состязаниями атлетов, здесь проходили музыкальные и поэтические представления, в которых спортсмены принимали непосредственное участие. Это не значит, что они обязательно должны были выступать и побеждать, но непременно участвовали в процессиях, показывали свое понимание и заинтересованность. Культура физическая без культуры музыкальной или поэтической не воспринималась как что-то полноценное. К тому же подобные церемонии должны были услаждать слух богов и воспринимались как часть сложного обряда жертвоприношений.

Собственно, все игры воспринимались как подношение богам, они же были главными арбитрами, элланодики лишь следили за соблюдением правил, как бы установленных богами. Для утверждения правил и поддержания порядка им в помощь давался отряд вооруженных воинов-алитаев. Они были единственными, кому разрешалось в Олимпии носить оружие, остальные должны были его сдать на хранение при входе в олимпийский комплекс. Нужно оговориться, что был (и есть) город Олимпия, а есть и расположенный неподалеку и одноименный комплекс зданий, стадионов и храмов, считавшийся общегреческим святилищем. Соревнования проходили именно там, а не в городе.

Победа должна быть красивой

Действо начиналось загодя, с рассылки послов-глашатаев, которые назывались феоры. Они объезжали все области греческого мира и возвещали о перемирии и начале игр. Их принято было встречать с почетом и отмечать событие праздником и жертвоприношениями богам. За месяц начинался отбор съезжавшихся в Олимпию участников. Они должны были продемонстрировать свое умение и силу, и если их уровень устраивал высокую комиссию, они приступали к тренировкам уже непосредственно в Олимпии. Для этого были созданы все условия: оборудованы роскошные палестры и гимнасии, построена грандиозная гостиница для атлетов. Даже ее сохранившиеся руины весьма впечатляют, легко представить, как это выглядело в древности. Здание построено как перистиль, то есть с большим внутренним двором, со всех сторон окруженным комнатами. Внутренний двор обрамляют 44 колонны, внешний контур — 138 великолепных колонн. Эти шикарные сооружения строились на пожертвования, как и храмы, коих в Олимпии предостаточно.

Встреча олимпийского чемпиона в его родном городе

Встреча олимпийского чемпиона в его родном городе

При отборе судьи руководствовались не только спортивными характеристиками, но и эстетическим впечатлением. Это еще одна особенность древних Олимпиад: важна не только сама победа — она должна быть красивой. Сильного атлета могли не допустить, если стиль его выступлений был некрасив или сам он выглядел неэстетично. У эллинов были определенные стилистические традиции в каждом виде соревнований, и спортсмен должен был им соответствовать. Не просто метнуть диск, а сделать это именно так, как было принято. Бежать обязательно с высоко поднятой головой, широким красивым шагом. Точных данных о конкретных ограничениях мы не имеем, но дошедшие до нас свидетельства и изображения весьма красноречивы. Кстати, при равенстве результатов именно эстетическое впечатление становилось главным критерием, а в некоторых случаях вообще могло быть определяющим.

Соревнования, естественно, начинались с жертвоприношений. Когда всходила полная луна, процессия направлялась к храму Зевса, где в дар громовержцу приносились два могучих быка. После этого атлеты и судьи давали клятву соблюдать правила и традиции. На следующий день начинались состязания.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004

Читайте также: