Методическая работа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов доу

Обновлено: 04.07.2024

Особенностью современного этапа развития образования России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее начальному звену. Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли свое выражение в переходе к личностно-ориентированной модели работы с детьми.

Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

Методическая работа с педагогическими кадрами в ДОУ выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной культуры педагогов и развития их творческой активности. Организатором, координатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель.

Современная практика управления дошкольным образованием предъявляет высокие требования к старшему воспитателю. Он должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов: осуществлять дифференцированный, системный подход к организации работы с педагогами; учитывать их индивидуальные способности, возможности, профессиональные запросы; развивать творчество инициативу

каждого члена педагогического коллектива; создавать условия для

вариативности образования; стимулировать образовательные инициативы.

Управление методической работой в ДОУ на основе диагностирования позволяет оптимизировать педагогический процесс посредством изучения потребностей педагогов; осуществления личностно-ориентированного подхода к развитию каждого педагога: совместно выявить и осознать его затруднения, выбрать оптимальные пути их преодоления, а так же определить сильные стороны педагога, наметить конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле деятельности.

Следовательно, особую актуальность приобретает проблема управления методической работой в ДОУ на диагностической основе.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить управление образовательным учреждениям, придать ему строгий, научно обоснованный характер.

Управление методической работой в ДОУ, ее содержание и формы рассматривались в исследованиях В.Г. Алямовской, Л.А. Бахтуриной, К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, А.И. Васильевой, Е.Ю. Демуровой, В.П. Дубровой, Т.С. Комаровой, И.И. Кобитиной, Е.П. Милошевич, Л.Ф. Островской, Л.В. Поздняк, О.И. Соловьевой, Л.П. Тарасовой, Н.А.Виноградовой, Н.В. Микляевой и др.

В настоящее время существует реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной культуры педагогов. Такие значимые и актуальные проблемы как, например, неактивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, пассивность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являются существенными проблемами сегодня. Вследствие этого многие руководители дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске новых подходов к организации непосредственно методической работы, новых форм и наиболее эффективных методов активизации творческой активности педагогов. дается понятие и содержание профессиональной педагогической культуры педагога.

Под профессиональной культурой педагога дошкольного образовательного учреждения мы понимаем интегральное качество личности, представленное единством ценностно-смыслового, гносеологического, деятельностного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию педагогов дошкольного образовательного учреждения [1, с. 115].

В связи с этим целью нашего исследования стало определение эффективных форм и методов методической работы, способствующих повышению профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

изучить научно-методическую литературу и теоретически обобщить изучаемую проблему;

выявить уровень профессиональной культуры педагогов и определить потребности в теоретических и технологических аспектах организации образовательного процесса.

спроектировать и апробировать систему методической работы, способствующую повышению профессиональной культуры педагогов ДОУ.

Исследовательская работа осуществлялась на базе Государственного образовательного учреждения детского сада № 1051 ЮЗОУО ДО г. Москвы.

На констатирующем этапе эксперимента стало определение уровня профессиональной культуры педагогов ДОУ, который определялся по адаптированной методике И.Ф. Исаева путем самодиагностики.

Для анализа и обобщения информации была использована диагностическая карта сформированности профессиональной культуры педагогов, где были определены 3 критерия, и каждый конкретизировался показателями.

Ценностно-смысловой (личностный) критерий - ценностное отношение к профессии; ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе; готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Гносеологический критерий - знания теоретических и методологических основ предметной области образования; знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); знание требований, предъявляемых к современному учителю; широта и глубина дополнительных знаний.

Деятельностный критерий (умения) – гностические, аналитические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные,

оценочные, информационные умения.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента общие показатели сформированности профессиональной культуры педагогов можно представить следующем образом:

высокий уровень – 32% (6чел.), средний уровень - 58% (11чел.), низкий уровень – 10% (2чел.);

Каждый проект предусматривал разнообразные формы методической работы: теоретический семинар, консультация, педагогический совет – конференция, практикум, тематическая неделя, работа творческих микрогрупп, коллективный просмотр, смотр – конкурс.

Таким образом, спланированная и реализованная на практике методическая работа, где педагоги активно участвовали, используя свой творческий потенциал, способствовала развитию их профессиональной культуры, а именно: целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемных задач); презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления методического продукта.

Контрольный эксперимент позволил проследить динамику развития профессиональной культуры педагогов и убедиться в правильности выдвинутой гипотезы. Методика контрольного этапа эксперимента была идентична методике констатирующего этапа.

Общий уровень профессиональной культуры педагогов составил:

высокий уровень – 68 % (13чел.);

средний уровень – 32% (6 чел.);

низкий уровень – 0 %

Таким образом, методическая работа, ее разнообразные формы и методы активизации педагогов способствовала повышению их профессиональной культуры. В связи с этим можно сказать, что результаты исследования соответствуют поставленным целям, имеют положительную динамику, а, следовательно, могут быть использованы практическими работниками дошкольных образовательных учреждений.

Исаев, И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность [Текст] : учеб. пособие / И.Ф. Исаев , Л.Н. Макарова – Белгород : Изд-во БелГУ, 2002. – 194 с.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Для решения данной проблемы актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.

Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

(СЛАЙД 3) Кроме того, главный принцип образования взрослых, сформулированный ЮНЕСКО – ADULT LEARNING MUST BE FUN! (Образование взрослых должно приносить удовольствие!)

А активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения!

В нашем детском саду используются разные активные формы методической работы с педагогами: консультации, семинары, психологические тренинги, открытые занятия и др.

Все семинары в ДОУ проходят в 3 этапа.

(СЛАЙД 4) На 1– теоретическом – обсуждается актуальность проблемы, разбираются понятия и взаимосвязь наглядных, словесных и практических методов и приёмов по теме семинара

(СЛАЙД 5) 2 этап – практический – взаимопосещение (открытые показы) занятий, режимных моментов, которое позволяет увидеть новые подходы к работе с детьми, перенять передовой опыт коллег, применить его в своей деятельности. Кроме того, использование опыта коллегпробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию собственного профессионального мастерства.

  • соответствие уровню возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  • формы организации детей;
  • наличие связи с жизнедеятельностью детей;
  • новизна, привлекательность;
  • теоретическое обоснование практической деятельности и др.

И в заключение семинара, каждому педагогу вручаем памятную символическую медаль.

Такой прием повышает самооценку педагогов, вызывает желание работать творчески, искать необычные формы проведения занятий.

Несомненно, семинары-практикумы – это эффективная форма работы с педагогами, которая способствует обогащению знаний и умений педагогов. Ведь это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений, и источник получения информации: это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

(СЛАЙД 7) Очень интересная активная форма работы – выпуск тематических стенгазет. Педагоги пишут сочинения на определённую тему. Сначала у многих это вызывало трудности. Ведь гораздо проще рассказать что-то устно, чем изложить письменно на бумаге. С каждым выпуском авторов газеты становилось больше – ведь такая форма работы, помимо развития памяти, мышления, связной речи, помогает коллегам лучше узнать друг друга, способствует сплочению коллектива.

В газетах мы помещали свои детские фотографии, что, конечно, добавляло интереса.

Выпуск стенгазет – интересная форма работы, которая не только объединяет сотрудников, но и помогает развить творческие способности взрослых. Воспитатели при написании статей, стихов, рассказов для газеты развивают и профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, – сочинительство, владение речевыми навыками – образность высказываний и т.д.

Основная задача клуба состояла не в том, чтобы научить педагогов мастерить какие-то конкретные поделки, а в том, чтобы познакомить с различными техниками их изготовления, подсказать идеи для творчества и фантазии на занятиях по продуктивным видам деятельности, а так же оказать помощь в оформлении группы, веранды, музыкального зала.

  • увлеченность разными видами рукоделия (коллеги с удовольствием демонстрируют свои изделия на праздниках) (СЛАЙД 9)
  • повысилось качество проведения занятий по продуктивным видам деятельности (СЛАЙД 10)
  • обогатилась предметно-развивающая среда групп

Задачу старшего воспитателя дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы вовлекать педагогов в воспитательно-образовательную работу с использованием активных приёмов и методов обучения, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности педагогов на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Да и сами методические мероприятия стараемся проводить по-разному (деловая игра, дискуссия, педагогический ринг и т.д.)

Почему мы решили сделать аукцион именно ПРОЕКТОВ?

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

  • заинтересованности педагогов проектной деятельностью;
  • повышению творческой активности педагогов, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации;
  • выявлению и распространению передового педагогического опыта;
  • повышению престижа педагогического труда и поиска, публичного признания вклада педагогов в развитие ДОУ.

Любопытно, что ожидания дались педагогам значительно легче. А вот сформулировать свои опасения педагогам было сложно, т.к. ранее подобного опыта не было.

Тем не менее, отмечены такие положительные эффекты использования данных АМО, как позитивный настрой на работу, заинтересованность педагогов в результате.

Затем проанализировали результаты мероприятия и свои впечатления, сравнили результаты рефлексии со своими опасениями и ожиданиями в начале мероприятия: ожидания оправдались полностью, опасения – частично.

(СЛАЙД 18) А дискуссия в настоящее время является одной из важнейших активных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность педагогов, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия – это равноправное обсуждение коллегами проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее педагоги формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Так, например, педагоги обсуждали вопросы:

  • Могут ли в целом быть партнёрские отношения между детским садом и родителями? При каких условиях это возможно?
  • Насколько родитель может объективно оценить работу ДОУ?

В результате пришли к выводу, что однозначного ответа на эти вопросы нет. Всё зависит от многих факторов: и от заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка и желания участвовать в жизни детского сада ( а так же от уровня их образования, социального статуса, личностных качеств и т.д), и от мастерства педагога, его умения наладить контакт с родителями воспитанников…

Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких активных форм методической работы является консультация.

(СЛАЙД 19) Наиболее эффективными считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека), так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам. В настоящее время самым востребованным в ДОУ является консультирование по ведению личных сайтов.

(СЛАЙД 20) Портфолио педагога – инновационная форма работы – один из методов оценки профессионализма педагогов. Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

  • 12 человек (46 %) – Портфолио достижений
  • 7 человек (27%) – On-line-портфолио (личные сайты) (СЛАЙД 21)

(СЛАЙД 22) Участие в сетевых семинарах – новая, современная активная форма самообразования.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

(СЛАЙД 23) Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

  • на уровне образовательного учреждения;
  • на муниципальном уровне;
  • на федеральном уровне.

Пройдя через разные формы методической работы, организованной с использованием активных методов обучения, педагоги повышают профессиональный уровень.

Использование активных форм работы побуждает воспитателей к потребности узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, помогает не только по-новому организовать работу с детьми, но и при организации взаимодействия с родителями.

(СЛАЙД 25) Педагоги стали активно использовать мультимедийное оборудование и на занятиях, и на родительских собраниях; используют электронную почту во взаимодействии друг с другом и с родителями воспитанников.

(СЛАЙД 26) Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском), участию в конкурсах различных уровней.

Одна из проблем, затрудняющих работу ДОО по реализации ФГОС ДО, является недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности воспитателей.

Современные условия функционирования системы образования, проводимые реформы увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим в реализации актуальных задач и современных аспектов профессиональной деятельности многие столкнулись с проблемой в недостаточном владении актуальными профессиональными и ключевыми компетенциями. Современный педагог должен уметь строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно развиваться и повышать профессиональную компетентность.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога в трудах (В. А. Сластенина, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Г. Молчанова, Г. В. Яковлевой и др). В теории педагогического образования понятие “профессиональная компетентность” обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как “квалификационная характеристика”, “профессиограмма личности”, “профессиональная готовность” (Е. И. Рогов, О. М. Шиян, Н. В. Кузьмин и др.).

В психологии принята точка зрения, согласно которой понятие “компетентность” включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А. П. Журавлёв, Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров).

Я считаю, что систематическая взаимодействие с педагогами ДОО в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. А особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.

Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира. Проблема развития речи у дошкольников является одной из актуальных. Мы выявили существующую проблему: необходимость повышения качества речевого развития детей, с одной стороны, и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, с другой. Данная проблема определила цель и задачи нашей деятельности.

Цель работы : создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов через различные формы повышения компетенций.

2. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, через

участие в мероприятиях различного уровня.

4. Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию воспитанников : уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.

Общей задачей по работе со всеми педагогами явилось – подобрать наиболее эффективные формы методической работы с педагогами с учетом их уровня профессиональной компетентности.

Всю систему методической работы с педагогами мы разделили на 3 этапа

1 этап - аналитический, информационный.

В его задачи входило: изучить научно-методическую литературу по вопросу работы с педагогами по речевому развитию детей, подобрать диагностический инструментарий оценки уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития детей, подобрать эффективные и доступные формы работы с педагогами по совершенствованию их уровня профессиональной компетентности.

На первом этапе была проведена диагностика профессиональной компетентности педагогов в контексте компетентности модели педагога, разработанной кафедрой теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагога, авторы Чеменева А. А., Попова В. Р., Вербовская Е. В., которая включала в себя самодиагностику педагога, оценивание профессиональных компетенций педагога администраций МБДОУ.

Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим : сформирована компетентность- у 33%педагогов,частично сформирована -у 42 % педагогов, несформирована- у 25 % педагогов.

Полученные данные привели к необходимости поиска соответствующих условий, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Исходя из данных результатов и поставленных задач, наиболее эффективным представилось создание и реализация в ДОО системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров. Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов МБДОУ включала: мониторинг качества профессионально – личностных способностей, дифференциации педагогов по степени мастерства; подбор форм методической работы.

Чтобы методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогла оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и узнать потенциальные возможности каждого. Это позволило адресно планировать и повышение квалификации, и обобщение опыта, и индивидуальную работу. Были созданы условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов, а самоанализ деятельности педагогов позволил найти пути совершенствования личностных и профессиональных умений.

Был продиагностирован уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу речевого развития дошкольников. По результатам диагностики педагогов разделили на 3 группы и были определены дальнейшие задачи работы с каждой группой педагогов.

2 этап – практический, в его задачу входило – реализовать систему методической работы с педагогами по повышению уровня профессиональной компетентности по вопросу речевого развития дошкольников в практику, скорректировать методическую работу и образовательный процесс с детьми.

Исходя из современных требований, мною были определены основные пути развития профессиональной компетентности педагога-это : работа в методических объединениях, творческих группах; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах; обобщение собственного педагогического опыта. Была создана система методической работы, в которую включили в основном активные формы работы с педагогами, так как посчитали их наиболее эффективными.

В течение реализации методической системы по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия:

Были организованы выставки для педагогов в методическом кабинете по темам :

Презентация лепбуков по речевому развитию.

В задачи 3 этап – контрольного входило- исследовать эффективность системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития дошкольников. Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов.

По результатам повторного исследования профессиональной компетентности педагогов все педагоги улучшили свой профессионализм (профкомпетентность сформирована у 67 %, частично сформирована у 27 %, не сформирована у 6 %)

По итогам мониторинга по речевому развитию у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы.

Таким образом, отмечаем, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности по вопросам речевого развития детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.

1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития

детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития

дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

Мастер-класс как средство развития профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей Сегодня, как показала практика, современные педагоги стремятся к повышению своих профессиональных компетенций. Работая с современными детьми,.

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности 1. Информационная справка об авторе ИОМ Ф. И. О. Софронова Ольга Николаевна Занимаемая должность воспитатель Образование высшее Педагогический.

Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.

Подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. В официальных документах,.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Экспресс-тест для педагогических работников на определение уровня профессиональной компетентности Цель: определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации работы по использованию.

Методическая работа в дошкольной образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Основные задачи методической работы:

- обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов детского сада;

- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

- координация деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;

- координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;

- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы основаны на:

- системно – деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольной организации, ее статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

- личностно – ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на развитие;

- профессиональных и личностных качеств педагогов;

- дифференцированном подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в детском саду;

- подходе свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных методик и путей самореализации;

- мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

- коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Направления методической работы в ДОУ.

Центром всей методической работы в детском саду является руководитель методической службы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Главная задача руководителя методической службы сделать накопленный педагогический опыт живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

В методическом кабинете сформирован информационный банк данных, где определены источники, содержание, направленность информации.

Информационный банк данных содержит:

- нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

- документы и материалы:

- по планированию деятельности ДОУ;

- по организации методической работы в дошкольном учреждении;

- по организации и руководству образовательной деятельностью ДОУ;

- по контролю и регулированию образовательной деятельности ДОУ;

- по развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

- по организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;

- методическая, дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека; наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические издания дошкольного образования.

Формами организации методической работы в нашем детском саду являются:

Педагогические советы (4 плановых педсовета в течение каждого учебного года);

семинары-практикумы, мастер-классы;

районные методические объединения педагогов дошкольного образования;

консультации;

работа творческих групп.

Для повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях методических объединений и др.

Внутреннее повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.

Таблица 1

Используемые формы методической работы

Групповые формы работы:

Индивидуальные формы работы:

- педагогический совет,

- семинар - практикум,

- творческая группа,

- рабочая группа,

- мастер – класс,

- психологический тренинг,

- консультация,

- деловая игра,

- аукцион педагогических идей, проектов

- взаимопосещение занятий (мероприятий).

- индивидуальная консультация,

- индивидуальная беседа,

- наставничество,

- самообразование.


Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты, мастер-классы.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

Читайте также: