Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы на дне ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Какие вопросы мы будем рассматривать?

(Предполагаемые ответы: Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается над этим вопросом?

Обобщение учителя: У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

- На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

-Любить живых надо, живых (Лука)

- Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

- Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

- Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

- Все люби на земле лишние (Бубнов)

- Христос всех жалел и нам велел (Лука)

- Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Актуализация знаний. Вызов.

- Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы думаете, почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что правота (разговорное). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина. – Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды?

II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

Философия правды в пьесе Горького.

1) Восходит от имени апостола Луки.

- Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

- Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

- Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

- Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

- Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

- Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

- В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

- Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов показался вам наиболее мрачным персонажем?

-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

- Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

- Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

- Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от краски, имел своё заведение, но потерял всё)

- Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

-Как эти слова характеризуют его?

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет

Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин. Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Чтение монолога Сатина.

- Как этот персонаж появляется в пьесе?

- Что мы понимаем из его первых слов?

( Появляется с рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

-Что мы узнали об этом человеке? (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

- Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

-Как он относится к труду? ( «Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь - рабство!

- В чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать. Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

- По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

-Сатин считает, что человека надо уважать.

-Лука считает, что человека надо жалеть.

Обратимся к словарю

Чувствовать жалость, сострадание;

Неохотно расходовать, тратить;

Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Относиться с уважением;

Считаться с кем-либо, чем-либо

Что общего в их понимании? В чём разница?

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.

В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.

О таланте и вере в себя первым сказал Актер. Сатин все обобщил. В чем же роль Луки ? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека.

Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.

3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?

Это началось еще со сцены смерти Анны.

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

Самоубийство Актера прервало песню.

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

Афористичность языка пьесы Горького.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

Итог. Чья правда ближе вам?

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

3 глаг. – описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

Сегодня мы убедились в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

IV. Домашнее задание. Напишите рассуждения , выразив свое отношение к прочитанному произведению

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

– Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

Б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Философия правды в пьесе Горького.

– Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

Б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Образовательная:

выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин);

Развивающая:

формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

воспитывать чувство сопереживания.

Проверка домашнего задания.

1группа

(герои, смирившиеся со своим существованием)-Бубнов( убежден, что все люди на земле лишние), Квашня, Барон(живет своим прошлым), Сатин, Алешка, Кривой Зоб , Татарин.

2 группа

Лука

герой, который держится особняком.

2. В пьесе одновременно происходят два конфликта. Назовите их.

-это любовный конфликт между
Костылевым, Василисой, Васькой Пеплом и Наташей)
2

— это конфликт героев, спорящих о предназначении человека ( Бубнов, Сатин, Лука)

Действия какого конфликта происходят за пределами сцены?

( Любовного. Драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Второй же конфликт наоборот постоянно разворачивается на сцене.

Что является основным лейтмотивом пьесы?

( найти и зачитать диалог Квашни и Клеща).

Первые слова о правде принадлежат Квашне, но все же основными персонажами, спорящими о значении правды, будут являться Бубнов, Сатин и Лука.

Давайте еще раз вспомним значения их имен и запишем это в тетрадь. ( слайдовая презентация)

Сатина и Бубнова мы видим сразу с начала пьесы, а как появляется Лука?

( его приводит Наташа, фрагмент фильма на 21:30 мин.)

Рассказывает ли что- нибудь о себе Лука?

(Ничего, кроме того, что он странник, фрагмент фильма на 21мин.)

Как относятся к нему жители ночлежки?

( Наташа ведет себя с ним ласково, уважительно, указывает ему место, где он может расположиться, Барон называет его кикиморой, Васька Пепел ругает его за то, что он плохо поет).

Обижается ли на кого- нибудь из них Лука?

( Нет, потому что он мудрый и к каждому старается найти подход).

После своего появления Лука старается утешить обитателей ночлежки и дать им совет. Кого он утешает и что при этом советует?

утешает Актера, рассказывая о лечебнице для пьяниц( фрагмент фильма на 6 мин.)

утешает умирающую Анну( фрагмент фильма на 03:50 мин.)

утешает Настю, когда никто из ночлежников не верит в ее историю любви.

Вспомните историю из жизни, которую рассказывает старик, когда он служил сторожем под Томском. Какую мораль он вынес из этой истории?

( Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!)

Давайте вспомним историю о праведной земле, которую рассказал старик. Какой смысл в этой истории?

( Мораль такова, что человеку нужно во что- то верить, пусть даже это будет неправдой, иначе жизнь потеряет смысл).

( Скорняком, красил меха, работал в мастерской)

Что отвечает Бубнов, когда у него спрашивают есть ли у тебя совесть?

(На что совесть? Я – не богатый…)

Во время разговора Васьки Пепла и Наташи, Бубнов несколько раз повторяет протяжно фразу: а ниточки то гнилые, что выражают эти слова?

( недоверие, сомнение в серьезных намерениях Васьки Пепла).

Какой поговоркой характеризует жизнь в ночлежке Бубнов?

(Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье)

( Все люди обречены на страдания, поэтому незачем врать людям о лучшей жизни, пусть все останется как есть)

Как относится Бубнов к Луке?
(
Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие – зачем? Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?)

Теперь давайте поговорим о правде жизни Сатина.

Кем он был в молодости?

( работал телеграфистом, читал книги и был образованным человеком по его словам)

Как он попал в ночлежку?

( убил человека за свою сестру, после тюрьмы оказался в ночлежке).

Найдите в тексте монолог Сатина, прочитайте его. Какова жизненная позиция Сатина?

(Вся сила заключена в человеке, что на земле только одна правда- это сам человек, все на Земле- это творение его рук)

Сатин мыслил абсолютно противоположно Луке, но почем уже, когда Барон назвал старика шарлатаном, Сатин заступился за него?

(Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! 02:13 мин )

Чем заканчивается пьеса?

Почему Сатин говорит такую реплику:

Эх… испортил песню… дур-рак!( Потому, что в тот момент, когда все ночлежники пели песню, они почувствовали себя единым целым, почувствовали надежду на что- то лучшее, а самоубийство Актера снова вернуло их в то же самое дно, фрагмент фильма на 12:30 мин.).





Характеристика героев пьесы

В первую очередь стоит познакомиться с персонажами пьесы, так как именно их мысли и диалоги служат для развития сюжета.

Главные герои

Это интересно: что такое синекдоха, примеры в литературе.

Второстепенные персонажи

  1. Настя — девушка лёгкого поведения, сожительница Барона. Живёт мечтами о настоящей и чистой любви.
  2. Анна — жена Клеща, спокойная и добрая женщина тридцати лет. Очень устала от безрадостной и бедной жизни. Умерла в ночлежке от чахотки.
  3. Абрам Медведем — пятидесятилетний мужчина, служит полицейским, приходится дядей Наташе и Василисе. Считает, что человек должен жить тихо и смирно.
  1. Алешка — молодой вечно пьяный сапожник. На дно его привела легкомысленность, но он всегда весел и всем доволен. Сложно сказать о чём он мечтает, Алешку полностью устраивает его жизнь.
  2. Кривой Зоб и Татарин — крючники, наёмные рабочие.
  3. Квашня — сорокалетняя женщина, зарабатывает на жизнь торговлей пельменей. Создаёт впечатление чёрствого человека, но на самом деле довольно добрая и умеет сочувствовать. Она сильная женщина и не даёт себе опуститься на самое дно, в конце пьесы поддаётся ухаживанием и переезжает к Абраму Медведеву.

Акт первый

Утро ранней весны, подвал ночлежки, похожий на пещеру.

Анна просит всех перестать ругаться и дать ей спокойно отойти в мир иной.

Сатин, Актёр, Клещ и Бубнов беседуют. Появляется хозяин ночлежки, он ищет свою жену. Стучится в комнату Пепла, чтобы поговорить, но тот прогоняет его. Костылев уходит.

Обитатели подвала обсуждают роман Василисы и Пепла. Сатин просит у Пепла денег, тот не отказывает в просьбе. Сатин начинает рассуждать о работе и жизни.

Сатин и Актёр выходят.

Появляется Наташа, она привела нового постояльца — Луку. Пепел начинает приставать к Наташе, но та не воспринимает его заигрывания.

Приходит пьяный Алешке, он не может понять, почему его отовсюду гонят. Появившаяся Василиса, выгоняет его и ругается из-за грязи. Она спрашивает у постояльцев была ли у них Наташа и говорила ли с Васькой Пеплом. Получив ответ, выходит.

В сенях слышны крики, Василиса пытается побить Наташу. Квашня, Бубнов и Медведев спешат разнять девушек.

Акт второй

Бубнов играет с Медведевым в шашки. Лука расположился возле кровати Анны. Несколько человек играют в карты, Актёр и Клещ за ними наблюдают. Анна жалуется Луке на свою жизнь. Тот успокаивает её, говоря о том, что после смерти она получит отдых.
Актёр хочет рассказать старику стихи, но забывает их, из-за чего сильно расстраивается. Лука говорит, что не все потеряно, и уговаривает Актёра перестать пить. Он утверждает, что существуют бесплатные больницы для пьяниц.

Приходит Пепел и интересуется у Медведева сильно ли избита Наташа. Тот отказывается отвечать, на что Василий угрожает рассказать следователю о воровстве, на которое его подбили Костылев с женой.

Приходит Василиса, Пепел говорит, что в ней нет души и она ему надоела. На что Василиса предлагает ему свою сестру в жены, в обмен на убийство мужа.

Акт третий

Действие происходит во дворе ночлежке. Настя рассказывает о своей любви, а Бубнов и Барон смеются над её рассказом. Настя плачет, Лука успокаивает её.
Постояльцы ночлежки рассуждают о правде и лжи.

Пепел зовёт Наташу уйти с ним, та теряется в раздумьях, но всё-таки соглашается. Василиса, слышавшая разговор, пытается столкнуть Михаила и Василия, но Лука вовремя их успокаивает.

Хозяева ночлежки просят старика уйти.

Сатин и актёр заходят в подвал, они спорят о словах странника. Лука спрашивает у Сатина, как он очутился в таком месте и тот рассказывает о сестре, убийстве и тюрьме.

Приходит Клещ, он очень расстроен, так как чтобы похоронить жену ему пришлось продать все инструменты.

Из квартиры Костылевых слышны крики Наташи. Актёр и Сатин выходят, чтобы разнять сестёр.

Квашня и Настя помогают Наташе идти, та сильно избита, а ноги обварены кипятком. За ними идут все обитатели ночлежки. Пепел видит Наташу и сильно бьёт Костылева, тот падает. Василиса начинает кричать, что её мужа убили. Василий говорит, что она сама пыталась подговорить его на убийство мужа.

Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре, затем теряя сознание, просит забрать себя в тюрьму.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Автор изображает узников костылевской ночлежки с глубокой симпатией, подчеркивая в них проявления истинной человечности, но в то же время обличает бессилие босяков, их неспособность что-либо изменить, идти дальше простого негодования. Правда, несмотря на безысходность своего существования, в душе каждого из героев живет, едва теплится призрачная надежда. Клещ мечтает о честном труде. Пепел — о вольной и праведной жизни. Актер — о былой славе на сцене, Настя — о настоящей, чистой любви. Человеческое в этих людях еще не погибло, они не лишены нравственных качеств, крупиц добра. Квашня оставил умирающей Анне пельмешек, а та отдала их своему мужу; Пепел по доброте дал полтинник на выпивку; Актер вывел умирающую Анну подышать свежим воздухом, миром собрали последние гроши на похороны Анны.

Читайте также: