Какими типами анализа учебно воспитательного процесса больше всего пользуются руководители школ

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Павлов Александр Константинович, -

г. Петрозаводск - г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Педагогический анализ, его виды, уровни и этапы осуществления. Методологические принципы научного анализа в педагогике

(Научная статья)

Педагогический анализ. Виды педагогического анализа. Этапы осуществления педагогического анализа. Методология научного анализа. Методологические принципы научного анализа.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

12. Шамова Т.И., Третьяков П.Н., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с.

Одной из функций управления социально-педагогическим процессом является анализ.

Анализ - мысленная операция, связанная с расчленением целого на части и установлением взаимосвязи между частями.

Анализ - постоянная управленческая функция, цель которой выявление в существующей управленческой системе тенденций проблем, их причин для дальнейшего совершенствования системы.

Педагогический анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.

Аналитическая функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов.

Проведение качественного анализа требует:

· сформированного аналитического мышления,

· проявляющегося в умении обобщать,

· систематизировать факты и явления.

Эффективность управленческой и педагогической деятельно­сти во многом определяется тем, как руководитель школы, учи­тель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой , по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического про­цесса, в объективной оценке его результатов с последующей вы­работкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управ­ляемой системы. Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает:

· выделение в изучаемом объекте частей,

· оценку роли и места каждой части,

· сведение частей в единое целое,

· установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например, планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует:

· максимума интеллектуального напряжения личности,

· сформированного аналитического мышления,

· проявляющегося в умении обобщать,

· синтезировать педагогические факты и явления.

В ходе анализа результатов необходимо иметь в виду:

§ начальный уровень состояния проблемы,

§ ранее достигнутые результаты,

§ особенности организации воспитательного, социально-педагогического процесса в учреждении и микросоциуме,

§ новизну социально-педагогической деятельности,

§ специфику объектов деятельности.

Результаты работы социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.) и т. д.

Источником для анализа результативности и эффективности социально-педагогической деятельности выступает и документация, отчетность.

подходы к анализу эффективности социально-педагогической деятельности :

1) это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с их обеспечением.

- затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами;

- затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли;

- затраты в какой-то степени возросли, но и результаты стали еще большими.

2) рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты.

Поскольку результаты и затраты могут планироваться в виде конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).

Виды анализа:

· параметрический - изучение ежедневной информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в учреждении, выявление причин, нарушающих его. (Например, посещение уроков учащимися, стоящими на внутришкольном контроле.)

· тематический - изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах социально-педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению особенностей деятельности детского и педагогического коллективов. (Например, содержание тематического анализа могут составлять такие комплексные проблемы, как система работы учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по формированию правовой культуры школьников)

· итоговый - охватывает более значительные временные, пространственные (взаимодействие социального педагога с различными социальными институтами) и содержательные рамки. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций, последовательных и взаимосвязанных этапов нового управленческого цикла.

Основные объекты педагогического анализа

· рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учеб­ного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

· выявления совокупности факторов, определяющих эффектив­ность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культу­ры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учеб­но-материальное обеспечение педагогического процесса, состоя­ние морально-психологического климата в школе и др.);

· определения целесообразности и обоснованности целей дея­тельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

· анализа результатов проведения уроков, воспитательных меро­приятий, работы в течение учебного года;

· установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

· формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприя­тия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Развёрнутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развёрнутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например на использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.

Педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.

В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения.

Последовательность этапов может иметь следующий вид:

· совместная выработка целей, задач воспитательного мероприятия,

· выбор форм проведения;

· участие учащихся в подготовке и особенности педагогического руководства учителей;

· непосредственное проведение воспитательного дела;

· совместное подведение итогов и анализ.

Виды анализа:

1. По месту в учебном процессе:

· морфологический (элементный). Цель: выявить, из каких элементов состоит система

· структурный. Цель: выявить внутреннюю структуру, характер связи элементов.

· функциональный анализ. Цель: изучение механизма функционирования целого организма, системы и ее основных подсистем.

· генетический. Цель: изучение системы с момента ее зарождения (развитие, преобразование)

Уровни анализа

1. Стихийно-эмперический - подобен внешней фотографии, отчёту.

2. Параметрический - отчет похож на мозаику, состоит из фрагментов разного качества. Вскрываются тенденции, но не самые значимые. Результаты контроля составляют основу анализа. Выводы делаются на основе случайных факторов.

3. Системный научный анализ. Цель анализа определена, она разделена на подцели и составлен план накопления информации в течение года. Информация копится структурно. В анализе принимает участие весь коллектив, анализ выявляет значимые тенденции, их причины.

Первичный анализ данных, выявление значимых факторов за счёт перегруппировки данных в блоки.

Уточнение цели анализа. Сбор дополнительной информации, использование математических методов обработки данных. Вскрытие тенденций закономерностей, выяснение механизмов действия.

Формулировка выводов и рекомендаций на будущее.

Первый этап

определение предмета, состава и содержа­ния анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифициру­ется по основным блокам, определяются цели ее анализа. За­тем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицатель­но влияющие на развитие школы.

Второй этап

структурно-функциональное описание пред­мета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

Третий этап

анализ причинно-следственных связей в сле­дующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.

Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.

Заключительный этап.

Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.

Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтверждённые объективными данными.

Принципы научного анализа (Ю.А. Конаржевский)

1. Принцип объективности (анализ по объективным факторам)

2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия (первое вл. на второе или второе на первое)

3. Принцип главного звена (выбирается самое главное и производится анализ)

4. Принцип комплексности (анализ может лежать в разном, человека видеть с разных сторон)

5. Принцип целостности (анализируя подсистему необходимо брать её целостно во взаимосвязи с другими явлениями)

6. Принцип развития (изучение любого явления в динамике, сравнительный анализ состояния явлений).

Педагогический анализ- изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы.

Параметрический анализ - изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Предметом этого анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др.

Тематический анализ - изучение устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

Итоговый анализ - проводится по завершении семестра или учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап — определение предмета, состава и содержа­ния анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифициру­ется по основным блокам, определяются цели ее анализа. За­тем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицатель­но влияющие на развитие школы.

Второй этап — структурно-функциональное описание пред­мета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

Третий этап — анализ причинно-следственных связей в сле­дующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.

Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимо­действии одной системы с другой или элементов данной сис­темы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит дей­ственность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализи­рующий выясняет, почему произошло то или иное явление.

Заключительный этап. Здесь определяется степень дости­жения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные зада­чи на новый период.

Педагогический анализ завершается синтезом, позволяю­щим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учеб­ного года.

Характеристика планирования как функция управления, его связь с другими

Функциями управления.

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений.Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.

Цель планирования - в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроки их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.

Особенности планирования.

1. Планирование призвано придать чёткую направленность, устремлённость деятельности образовательного учреждения;

2. Планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и её результатов;

3. Целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели – процессы целеобразования;

4. Планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и её промежуточные результаты

5. Планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки;

6. Планирование призвано создать условия для образовательной и управленческой деятельности.

Для успешной работы план должен обладать

следующими характеристиками:

1. Целенаправленностью (пригодным для достижения той цели, ради которой он создан);

2. Единством (цели каждой подструктуры составляющей план должны быть прочно спаяны вместе и отвечать целям всего образовательного учреждения);

3. Непрерывностью (опора как на краткосрочное, так и долгосрочное предвидение);

4. гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий);

5. Точностью (достаточная детализация);

6. Прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты);

7. Экономичностью (его составление, использование должно облегчать, а не затруднять достижение целей, задач).

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

1. Учёт конкретных педагогических условий, возрастного состава детей, воспитанников, обучающихся и уровня их развития;

2. Взаимосвязь процесса воспитания и обучения;

3. Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.

5. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.

6. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

8. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

9. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

10.Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.

11.Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.

12.Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

В процессе планирования необходимо решить следующие задачи:

1. Определить, какие результаты вы хотели бы получить в будущем;

2. Необходимо проанализировать, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов;

3. Необходимо определить состав и структуру будущих действий;

4. Необходимо уметь предвидеть и оценить последствия запланированных совместных действий.

Планирование любого вида плана, как правило, осуществляется

в несколько этапов:

1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы учреждения, уровня сформированности ЗУН, особенности развития детей, обучающихся).

2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности.

3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)

6. Принятие и утверждение плана.

7. Реализация и контроль его выполнения.

Начинать планирование целесообразно с педагогического анализа. Он поможет выявить сильные и слабые стороны в работе воспитателя, оптимальные из используемых методов и приемов по решению поставленных задач.

Педагогический анализ направлен на целенаправленное изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших его уровень, результат и выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи годового плана учреждения.

Эффективность планирования достигается при соблюдении

следующих условий:

1. Знание уровня, на котором находится работа на момент планирования.

2. Четкое представление об уровне, на который работа должна быть поднята к концу

3. Выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу ОУ

на новый уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический анализ - это функция управления, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку образовательного процесса, его результатов и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Педагогический анализ - это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением

Выделяют следующие виды педагогического анализа:

Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;

Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп

Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:

рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

анализа результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года;

установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа педагогического работника. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе педагогического работника. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке педагогический работник имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Оценку деятельности учителя, классного руководителя, уровня его педагогического мастерства: компетентности и профессионализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества; недостатки в проведении воспитательного дела, их причины; рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления:

• качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;

• выполнение образовательных программ и государственных стандартов;

• использование активных форм и методов обучения;

• реализация воспитательного потенциала урока;

• развитие индивидуальных задатков и способностей личности;

• соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

• качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность;

• качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования (начального, основного, полного среднего);

• типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины;

• компьютерная грамотность учащихся, степень развития познавательных интересов и др.;

Педагогический анализ направлен на то, чтобы изучить продуктивность преподавательской деятельности в разных аспектах. Он помогает выявить положительные и отрицательные моменты, которые возникают в процессе обучения. Во время исследования работы учителя можно выявить отдельные компоненты или их части, чтобы изучать их по очереди. В этой статье мы рассмотрим все аспекты педагогического анализа.

Структура

педагогический анализ

Вам будет интересно: Возможно ли в России восстановление монархии - история, особенности и интересные факты

Таким образом, выделяются основные структурные элементы:

  • характер поведения педагогов и учеников;
  • формы обучения;
  • методы воспитания;
  • условия и цели педагогического процесса.

Объединив эти и другие компоненты в единую систему, можно определить, в каком стиле учитель проводил свое занятие.

Педагогический анализ урока

педагогический анализ урока

Существует пять основных типов анализа. Среди них важное место занимают:

Способы педагогического анализа

Вам будет интересно: Возможно ли в России восстановление монархии - история, особенности и интересные факты

способы педагогического анализа

Главной целью для учителя является изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса. Он должен дать объективную оценку результатов своей работы. Кажется, что педагогический процесс носит латентный характер, и внешне он незаметен. Но в то же время он требует максимума интеллектуальных усилий. Он помогает:

  • синтезировать педагогические факты и явления;
  • систематизировать;
  • сравнивать;
  • обобщать;
  • формировать аналитическое мышление.

В результате особо важную роль играют такие виды анализа:

Анализ основных методик, который использует учитель

Все, что окружает учителя на уроке, подлежит педагогическому анализу. К этим аспектам относятся:

  • результаты обучения;
  • особенности отдельного ученика;
  • особенности коллектива;
  • педагогическая проблема;
  • педагогическая ситуация;
  • эффективность системы обучения.

В каждом конкретном случае результат будет разным. Но для того чтобы работа была эффективной, был создан единый алгоритм, включающий перечень правил и приемов. Некоторые из них описаны ниже.

Суть теоретико-методического подхода

педагог и ученицы

Если ссылаться на методологию и теорию преподавательской деятельности, то можно определить, насколько эффективным будет педагогический анализ. Вначале разрабатывается гипотетическая проблема, а также способы ее решения. Тот, кто пытается решить предполагаемую проблему, сначала пытается предположить, какими именно причинами она спровоцирована. Ее возникновению могут способствовать:

  • неэффективность педагогических технологий;
  • ошибки в использовании педагогических методов и приемов;
  • слабой подготовкой педагога;
  • плохим воспитанием самих учащихся (либо другими факторами).

Чтобы выяснить истинную причину проблем при проведении анализа педагогического опыта, нужно лишь опираться на знание методологии. После выдвинутых предположений данная гипотеза проверяется на практике, и если предположения не подтверждаются, то поиски причин сбоя в работе продолжаются.

В конце составляется план педагогического анализа, в котором детально описано:

  • последовательность машинальных действий;
  • какой нужно собрать фактический материал;
  • поставить четкие вопросы: что, где и когда изучать.

Системно-структурный анализ

системно-структурный анализ

Первым делом определяется микро- и макроструктура анализа. В первом случае раскрываются отдельные элементы педагогической проблемы. Во втором — анализируется проблема комплексно, вместе со всеми условиями и факторами. Как пример, к этой проблеме может относиться повышение эффективности самостоятельной работы ученика с помощью педагогических приемов.

В ходе системно-структурного анализа все прорабатывается подробно, чтобы проанализировать мастерство самого специалиста либо проверить знания и навыки, которые усвоили от него ученики.

Педагогическое решение

педагогическое решение

Такой прием используется для того, чтобы успешно провести психолого-педагогический анализ. Благодаря различным методикам достигается необходимый результат преподавательской деятельности. Он формируется из нескольких приемов.

Первым делом выделяется определенная педагогическая проблема, где подробно изучаются ее компоненты, а также то, каким образом она может решиться. Например, учитель замечает, что его деятельность на определенном этапе неэффективна. После этого он начинает анализировать свои ситуации, таким образом выявляя причины низких результатов своей деятельности. В подавляющем большинстве случаев такой анализ педагогической работы носит научный характер и требует серьезного подхода.

Критерии оценки воспитательного процесса

Чтобы успешно провести анализ педагогической деятельности, необходимо изучить три критерия, которые тесно взаимосвязаны.

Первый подразумевает определение конкретных признаков, которые помогут определить соответствие работы в школе общепринятым меркам. К ним относятся:

  • цивилизованность школы;
  • нравственность;
  • феномен духовности.

Последний признак является самым главным. Если в педагогическом анализе есть духовность, то можно смело утверждать, что школа превращается в храм жизни. Если же ее нет, то ученик может ощущать дискомфорт, а учитель будет хуже справляться со своими обязанностями.

Второй критерий — воспитанность детей. Для выполнения этого параметра педагог-профессионал должен строить свои уроки на том, чтобы нести детям идею добра, истины и красоты. Но не стоит забывать, что в школе учатся дети разных слоев населения, и они могут видеть дома разные неприятные моменты, жизненные сложности во всех ее проявлениях. В первую очередь они связаны с плохим социальным статусом или финансовым положением. Поэтому не все дети станут идеальными, даже если учитель будет относиться к каждому с любовью.

Третий критерий — динамика результата. Здесь отображается процесс и результат, который был получен ранее.

Читайте также: