Педагогические функции школьного курса информатики

Обновлено: 04.07.2024

«- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системноинформационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников;

В наиболее общем виде цели обучения информатике в общеобразовательной школе изложены в программной статье [52; с. 15]:

«1. Формирование основ научного мировоззрения.

В данном случае речь идет прежде всего о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

Общая методика преподавания информатики 21

2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

В утвержденном федеральном компоненте ГОС фактически содержится три стандарта по информатике и ИКТ: для основного общего образования, среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне; соответственно цели изучения учебной дисциплины сформулированы для каждого из уровней [28, 68].

1.6. Педагогические функции курса информатики

Педагогические функции курса информатики, как и любой образовательной области, а также отражающего ее школьного учебного предмета, определяются вкладом образовательной области в решение основных задач общего образования:

• формирование основ современного научного мировоззрения;

• подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования.

В соответствии с этим содержание базового курса информатики, предусмотренное государственными стандартами образования, сочетает в себе три основных направления, отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательный значимости: мировозренческий, алгоритмический и пользовательский.

Очевидно, что педагогические функции курса информатики реализуются не сами по себе, а в специально организованных условиях обучения информатике. Обучение информатике, реализующее перечисленные выше цели, должно выполнять ряд функций (по аналогии с функциями обучения физике – В.А. Извозчиков, [116] и функциями обучения математике – Г.А. Саранцев [109]).

1. Образовательная функция заключается в организации процесса обучения, способствующем становлению человека как субъекта активности, овладению школьниками системой знаний, дающей представление о предмете информатики, ее методах и приложениях. Рассматриваемая функция обучения фиксирует необходимость выделения понятий, осуществляющих взаимосвязь с другими науками, важность формирования определенной системы взглядов на окружающий мир, умение решать задачи прикладной направленности. Образовательная функция во многом обусловливает развитие мировоззрения, которое представляет сплав знаний, Предмет методики преподавания информатики умений и убеждений. При этом необходима ориентация процесса обучения на приобщение школьников к творческой деятельности, развитие способностей учащихся, что предполагает участие школьников в учебно-исследовательской деятельности, знакомство с методологией научного поиска.

Современная информатика – фундаментальная научная и учебная дисциплина, которая обеспечивает формирование универсальных интеллектуальных способностей учащихся. А одной из важнейших задач современной школы является интеллектуальное воспитание учащихся.

Целью образовательного процесса является не только получение знаний, т.е. изучение информатики, математики и других общеобразовательных предметов, но и полноценное использование их на практике, развитие и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов учащихся.

2. Развивающая функция заключается в формировании у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной активности и самостоятельности, способностей. К развивающей функции обучения относится формирование логических приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.п.), общеучебных приемов. Развивающая функция предполагает ориентацию на выявление и реализацию в процессе обучения потенциальных возможностей информатики как науки, в частности связанных со спецификой творческой информационной деятельности.

Реализация образовательной и развивающей функций обучения информатике позволяет дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества. Изучение школьного курса информатики позволяет вооружить учащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе. Усвоение знаний из области информатики, как и приобретение соответствующих умений и навыков призвано влиять на формирование таких черт личности, как общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей.

3. Воспитательная функция. Суть этой функции заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания (В.А. Петровский). Последнее соотносится с формированием мировоззрения, мышления, представлением об информатике как части общечеловеческой культуры, пониманием характера отражения информатикой окружающего мира. Реализация воспитательной функции обучения предполагает его ориентацию на формирование интеллектуальных и морально-этических компонентов личности, качеств мышления, характерных для информационной деятельности. К воспитательной функции относится формирование интереса к изучению информатики, развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности. Воспитание предполагает не столько процесс приближения к установленным стандартам (хотя и это должно иметь место), сколько умение выявить способности человека к творчеству и вывести его на путь созидания.

Воспитательная функция обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом.

Вклад школьного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяется форОбщая методика преподавания информатики 23 мированием представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, лежащих в основе строения современной научной картины мира. Кроме того, при изучении информатики на качественно новом уровне формируется культура умственного труда и такие важные общечеловеческие характеристики, как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

Значение информатики при ее проникновении в большинство профессий выходит за рамки роли классических дисциплин, так как для многих профессий возникает необходимость использования информационно-технических средств. Математика, физика, химия и биология, общественные науки являются традиционными предметами, благодаря изучению которых каждому учащемуся сообщаются определенные фундаментальные знания в рамках общего образования. Информатика не помещается в рамки традиционного предмета, она должна пронизывать все школьные курсы как естественного, так и гуманитарного циклов. Взаимные связи между различными предметами возможны за счет объединяющего характера информатики.

Происходящие в настоящее время значительные изменения методической системы обучения информатике вызваны сменой ведущей педагогической парадигмы: гуманизация и дифференциация школьного образования, ориентированные на развитие личности и, в частности, на формирование ее способностей к информационно-творческой деятельности. Поэтому актуальны вопросы по совершенствованию содержания обучения в области информатики в рамках дифференциации образования в старшем звене школы.

Ведущими педагогическими задачами в условиях профильного обучения становятся формирование творческих способностей в ходе исследовательской деятельности и формирование системно-информационной картины мира.

5. Эвристическая функция предполагает создание в процессе обучения условий, обеспечивающих развитие способностей ребенка. Необходимо создание учителем на уроке и вне его среды, благоприятной для развития личности, обеспечение самореализации личностного потенциала и побуждения к поиску собственных, лично значимых результатов в обучении. К этой же функции отнесем усвоение эвристических приемов и методов познания, их реализацию на практике.

6. Прогностическая функция обучения информатике обусловлена во многом усилением эвристической и развивающей функций, которые предусматривают включение школьника в Предмет методики преподавания информатики процесс открытия фактов, их обоснования, анализа различных способов аргументации. Умение обнаруживать нерешенные проблемы, выдвигать гипотезы, широта и гибкость мышления, умение видеть альтернативное решение проблем и многие другие характеристики образованного человека не могут быть сформированы в обучении, которому не свойственна прогностическая функция. Другой аспект этой функции – умение прогнозировать перспективы развития курса информатики в целом и отдельных его направлений, содержательных линий, технологий, программных средств и т.п.

7. Эстетическая функция. Информатика обладает значительным эстетическим потенциалом, который должен использоваться для приобщения школьников к красоте, воспитания у них эстетических вкусов и переживаний, в том числе за счет курсов интегративного характера, связанных с Web-дизайном, компьютерной графикой и анимацией, обработкой звука и видео, разработкой мультимедийных средств и т.д.

8. Контрольно-оценочная функция заключается в необходимости осуществления контроля, коррекции и оценки знаний и умений учащихся. Методика обучения информатике ищет новые формы контроля усвоения учебного материала. Наряду с традиционным опросом учащихся, уроками-зачетами, уроками коррекции знаний и т.д., все большее значение приобретает тестирование, особенно в связи с введением ЕГЭ.

9. Информационная функция состоит в том, что в процессе обучения ученик знакомится с историей возникновения идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции, борьбой ученых за утверждение научных взглядов, а также с различными приложениями информатики и открытиями в области информатики.

10. Корректирующая функция заключается в корректировании информации, получаемой учащимися. Ученик получает информацию из многих источников внешней информационной среды (см. п. 3.4.4). Значение и сущность информации, полученной из различных источников, может быть весьма неоднозначно как с научной, так и этической, моральной и т.д. точек зрения. Зная конкретные ситуации, учитель должен откорректировать информацию, помочь ученику разобраться в ней и правильно ее оценить.

11. Интегрирующая функция. Ее сущность заключается в формировании системности знаний, в понимании взаимосвязи между изучаемыми понятиями, теоремами, способами деятельности, методами, в иерархии между отдельными видами знаний, в умении применять различные методы в решении задач, в выделении межпредметных связей, в понимании роли информатики в науке, технике и жизнедеятельности общества.

12. В недавнем прошлом одной из ведущих функций обучения любому предмету была нормативная функция, централизованно и директивно предписывающая соблюдение практически всех составляющих преподавания: содержание и последовательность материала, учебные пособия, планирование, формы и методы обучения и т.д.


1. Образовательная функция - овладение системой знаний, дающей представление о предмете информатики, ее методах; обусловливает развитие мировоззрения.

2. Развивающая функция – развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, познавательной самостоятельности. В частности, формирование логических приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.п.), общеучебных приемов.

3. Воспитательная функция - развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности. При изучении информатики на качественно новом уровне формируются умения планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

4. Профориентационная функция. Дает сведения о профессиях, связанных с ЭВМ и информатикой.

5. Эвристическая функция - создание в процессе обучения условий, обеспечивающих развитие способностей ребенка.

6. Прогностическая функция - умение видеть альтернативное решение проблем.

7. Эстетическая функция. Информатика обладает значительным эстетическим потенциалом, который должен использоваться для приобщения школьников к красоте (Web-дизайн, компьютерная графика и анимация, обработка звука и видео, разработка мультимедийных средств и т.д.)

8. Информационная функция - в процессе обучения ученик знакомится с историей возникновения идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции и т.д.

9. Контрольно-оценочная функция заключается в необходимости осуществления контроля, коррекции и оценки знаний и умений учащихся. Методика обучения информатике ищет новые формы контроля усвоения учебного материала. Наряду с традиционным опросом, уроками-зачетами, уроками коррекции знаний и т.д., все большее значение приобретает тестирование, особенно в связи с введением ЕГЭ.

10. Корректирующая функция - корректирование информации, получаемой учащимися. Зная конкретные ситуации, учитель должен откорректировать информацию, помочь ученику разобраться в ней и правильно ее оценить.

11. Интегрирующая функция. Формирование системности знаний, т.е. понимание взаимосвязи между изучаемыми понятиями, методами; понимание связи между отдельными видами знаний; умение применять различные методы в решении задач; понимать роль информатики в науке, технике и жизнедеятельности общества. �сновы информационной безопасности.

Педагогические функции курса информатики, как и любой образовательной области, а также отражающего ее школьного учебного предмета, определяются вкладом образовательной области в решение основных задач общего образования:

формирование основ современного научного мировоззрения;

подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образо­вания.

В соответствии с этим содержание базового курса информатики, предусмотренное госу­дарственными стандартами образования, сочетает в себе три основных направления, отражаю­щих важнейшие аспекты ее общеобразовательный значимости: мировозренческий, алгоритми­ческий и пользовательский.

Очевидно, что педагогические функции курса информатики реализуются не сами по себе, а в специально организованных условиях обучения информатике. Обучение информатике, реа­лизующее перечисленные выше цели, должно выполнять ряд функций.

1. Образовательная функция заключается в организации процесса обучения, способст­вующем становлению человека как субъекта активности, овладению школьниками системой знаний, дающей представление о предмете информатики, ее методах и приложениях. Образовательная функ­ция во многом обусловливает развитие мировоззрения, которое представляет сплав знаний, умений и убеждений. При этом необходима ориентация процесса обучения на приобщение школьников к творческой деятельности, развитие способностей учащихся, что предполагает участие школьников в учебно-исследовательской деятельности, знакомство с методологией научного поиска.

2.Развивающая функция заключается в формировании у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной актив­ности и самостоятельности, способностей. К развивающей функции обучения относится формирование логических приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абст­рагирование и т.п.), общеучебных приемов. Развивающая функция предполагает ориентацию на выявление и реализацию в процессе обучения потенциальных возможностей информатики как науки, в частности связанных со спецификой творческой информационной деятельности.

3.Воспитательная функция. Суть этой функции заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания (В.А. Петровский). Последнее соотносится с формированием мировоззрения, мышления, представлением об информатике как части общечеловеческой культуры, пониманием характера отражения информатикой окружающего мира. Реализация воспитательной функции обучения предполагает его ориентацию на форми­рование интеллектуальных и морально-этических компонентов личности, качеств мышления, характерных для информационной деятельности. К воспитательной функции относится форми­рование интереса к изучению информатики, развитие устойчивой мотивации к учебной дея­тельности.

4.Профориентационная функция. В условиях реализации концепции профильного обу­чения эта функция становится одной из ведущих. Уже на базовом этапе в рамках предпрофильной подготовки курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, связанных с ЭВМ и информатикой, с различными приложениями изучаемых в школе дисциплин, опи­рающимися на использование ЭВМ.

Эвристическая функция предполагает создание в процессе обучения условий, обеспе­чивающих развитие способностей ребенка. Необходимо создание учителем на уроке и вне его среды, благоприятной для развития личности, обеспечение самореализации личностного по­тенциала и побуждения к поиску собственных, лично значимых результатов в обучении. К этой же функции отнесем усвоение эвристических приемов и методов познания, их реализацию на практике.

Прогностическая функция обучения информатике обусловлена во многом усилением эвристической и развивающей функций, которые предусматривают включение школьника в процесс открытия фактов, их обоснования, анализа различных способов аргументации. Умение обнаруживать нерешенные проблемы, выдвигать гипотезы, широта и гибкость мышления, уме­ние видеть альтернативное решение проблем и многие другие характеристики образованного человека не могут быть сформированы в обучении, которому не свойственна прогностическая функция. Другой аспект этой функции – умение прогнозировать перспективы развития курса информатики в целом и отдельных его направлений, содержательных линий, технологий, про­граммных средств и т.п.

Эстетическая функция. Информатика обладает значительным эстетическим потенциа­лом, который должен использоваться для приобщения школьников к красоте, воспитания у них эстетических вкусов и переживаний, в том числе за счет курсов интегративного характера, свя­занных с Web-дизайном, компьютерной графикой и анимацией, обработкой звука и видео, раз­работкой мультимедийных средств и т.д.

Контрольно-оценочная функция заключается в необходимости осуществления контро­ля, коррекции и оценки знаний и умений учащихся. Методика обучения информатике ищет но­вые формы контроля усвоения учебного материала. Наряду с традиционным опросом учащих­ся, уроками-зачетами, уроками коррекции знаний и т.д., все большее значение приобретает тес­тирование, особенно в связи с введением ЕГЭ.

Информационная функция состоит в том, что в процессе обучения ученик знакомится с историей возникновения идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции, борьбой ученых за утверждение научных взглядов, а также с различ­ными приложениями информатики и открытиями в области информатики.

Корректирующая функция заключается в корректировании информации, получаемой учащимися. Ученик получает информацию из многих источников внешней информационной среды (см. п. 3.4.4). Значение и сущность информации, полученной из различных источников, может быть весьма неоднозначно как с научной, так и этической, моральной и т.д. точек зре­ния. Зная конкретные ситуации, учитель должен откорректировать информацию, помочь уче­нику разобраться в ней и правильно ее оценить.

Интегрирующая функция. Ее сущность заключается в формировании системности знаний, в понимании взаимосвязи между изучаемыми понятиями, теоремами, способами дея­тельности, методами, в иерархии между отдельными видами знаний, в умении применять раз­личные методы в решении задач, в выделении межпредметных связей, в понимании роли ин­форматики в науке, технике и жизнедеятельности общества.

В недавнем прошлом одной из ведущих функций обучения любому предмету была нормативная функция, централизованно и директивно предписывающая соблюдение практиче­ски всех составляющих преподавания: содержание и последовательность материала, учебные пособия, планирование, формы и методы обучения и т.д.

Педагогические функции курса информатики – это назначение, роль и влияние этого учебного предмета на осуществление процессов образования и воспитания.

В теоретическом плане эта функция подчеркивается А.А. Кузнецовым 1 и К.К. Колиным 2 исходя из основных стратегических целей системы образования. Отметим здесь такую цель, как формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, которые должны быть основаны на признании единства основных информационных законов в природе и обществе, а также на понимании ведущей роли информации в эволюционных процессах и обеспечении жизнедеятельности природных и социальных систем.

Функция по развитию мышления и способностей учащихся отражена в целях ОМСИ по развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уровне основного общего образования и в развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов и средств информатики в других учебных предметах (математике, физике, биологии, истории, литературе и пр.) на уровне полного общего образования. Эти цели были отмечены еще в первой концепции информатизации образования в 1989 году 3 . В частности в ней отмечалось, что: новые информационные технологии в образовании способствуют:

раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств;

формированию у учащихся познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию.

Педагогически целесообразное использование НИТ позволяет усиливать интеллектуальные возможности учащегося, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры его познавательной и производительной деятельности.

Функция подготовки школьников к продолжению образования основывается на мобильном и постоянном обновлении и изменении информатики и ее средств информатизации. Так в концепции информатизации сферы образования РФ 1998 года отмечается, что учащийся, получивший полное среднее образование, должен быть готов к расширению своих знаний об ИТ и средствах их реализации.

«Начальный этап компьютеризации практически повсеместно во всех странах связывается достижениями того или иного уровня компьютерной грамотности. Этот термин находится в постоянном употреблении уже почти десять лет, и я не буду анализировать его варианты, но дам его расширенное определение, которое позволило комиссии по программе перспективного учебника по информатике дать формулу развития компьютеризации школы как перехода от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.

навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

знания основных алгоритмических структур и умения применять их для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

навыки использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач и понимания основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, опираясь на пять основных видов обобщенной деятельности, определили основные компетенции , которые должны быть сформированы в процессе изучения курса информатики.

Выделим дополнительно еще важные на наш взгляд педагогические функции школьной информатики. Именно отметим еще важную ее роль по стимулированию и обучению инновационной деятельности . Так, согласно Программе информатизации образования 1991-1995 гг. главная задача информатизации общего образования (ИОО) – создание инновационных моделей работы школы, доступных для использования в школе и последующего распространения на уровне республиканских, региональных и местных программ обновления работы школы.

А.П. Ершов и А.А. Кузнецов отмечают подход С. Пейперта 6 , который еще в 1989 году указывает, что реализация инновационных стратегий компьютеризированного образования предполагает соблюдение ряда условий: компьютерные программы должны стать средством моделирования многообразных видов и форм мышления, инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, к открытому будущему, к личностным ценностям.

Ввиду важности для реализации нашего подхода от нормативно-правовых определений и прослеживания связи с процессом информатизации приведем далее выдержку из концепции информатизации образования 1989 года о влиянии информатизации на образование полностью.

«Изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизации образования. Технологическое переоснащение учебного процесса, появление новых (а чаще всего выход в широкую практику давно найденных, но не нашедших распространения по экономическим, технологическим и другим соображениям) методов и организационных форм обучения является производным, обеспечивающим достижение выдвигаемых целей.

Обновление содержания обучения связано прежде всего с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у учащихся последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.

Изменение содержания обучения идет по нескольким направлениям, значимость которых меняется по мере развития процесса информатизации общества.

Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики.

Второе — с расширяющимся использованием средств информатизации, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования.

Цель . Определение связей курса информатики и основных черт информационного общества

Метод . Использование морфологического анализа нормативно-правовых предписаний.

К характерным чертам и признакам информационного общества 7 следует отнести:

формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Анализ опыта. Ознакомиться и проанализировать рассмотренные связи в программах других авторов.

Сопровождение и корректировка предыдущих этапов ИП. Сопоставить выбранный вариант с содержанием предыдущих этапов.

Результат. Вариант реализации использования авторского курса для решения задач информатизации и подготовки к жизни в информационном обществе в форме таблицы отношений черт ИО и разделов информатики.

Вопросы для обсуждения.

Перечислите педагогические функции школьной информатики согласно нормативо-правового подхода.

Опишите содержание основных, на Ваш взгляд, педагогических функций школьной информатики.

Свяжите педагогические функции информатики с процессом информатизации региональных систем образования.

Какова формула развития компьютеризации школы?

Опишите вариант перехода от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.

Какова роль информатики по стимулированию и обучению инновационной деятельности?

Опишите изменение содержания обучения по мере развития процесса информатизации общества.

Как можно использовать авторский курс для решения задач информатизации и подготовки к жизни в информационном обществе ?

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе согласно концепции преподавания информатики в школе 8 представляет собой следующие этапы.

Первый этап (I - VI классы) – пропедевтический.

Второй этап (VII - IX классы) – базовый.

Третий этап (X - XI классы) – профильный.

Пропедевтика обучения информатике в начальной школе обосновывается еще и следующими процессами. Начало XXI века входит в историю человечества как переход к построению информационного общества. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. Информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной.

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности. Информационная компетентность позволит эффективно использовать в обучении информационные технологии и интегрированный подход, добиваясь экономии времени в обучении и реальной разгрузки учащихся. В связи с этим, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании. Изучение информатики и использование компьютеров в обучении влияет на формирование у учащихся нового типа операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Информационная деятельность учителя современного уровня является основополагающей в построении информационного общества. Умение учителя использовать информационные и коммуникационные технологии в своей деятельности становится важнейшей частью профессиональной деятельности и определяет информационную культуру педагога. Поэтому в настоящее время повышению квалификации и учителей начальных классов и информатики вопросам методики пропедевтики обучения информатике в начальной школе, практической направленности в ее преподавании, возможности интеграции ИКТ в другие предметы, отводится особое внимание.

Основная цель использования ИТ в начальной школе – это пропедевтика информатики, то есть усвоение учащимися основных понятий информатики, приобретение основных навыков работы с компьютером. Это позволяет говорить о том, что в организационных рамках компьютер – объект изучения. Но анализ имеющегося программного обеспечения для начальной школы позволяет сделать вывод о том, что оно ориентировано на развитие таких способностей, как восприятие, внимание, мышление, память и воображение. Таким образом, содержание предмета информатики на начальном этапе школьного обучения направлено на развитие познавательных способностей учащихся.

Базовый курс информатики обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по информатике, определяемым образовательным стандартом. Он предназначен для изучения в 7-9 классах общеобразовательных учебных заведений, оснащенных кабинетами вычислительной техники, в которых на каждом уроке информатики будет организовываться практическая работа учащихся на ЭВМ. Содержание практических занятий ориентировано на подготовку учащихся к активному использованию компьютеров на занятиях по другим предметам. На освоение курса предполагается 68 учебных часов.

Основная задача предмета "Информатика" – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Профильное обучение 9 – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Профильное изучение информатики в старших классах основывается на том, что старшая ступень школы создает условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций: трудовых, познавательных, общественных, семейных, досуговых. Обучение строится на основе профильной дифференциации.

Определение приоритетных образовательных направлений и профилей обучения (социально-гуманитарный, естественнонаучный, технологический) происходит с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы и особенностей социокультурной среды, ее традиций, а также прогнозируемой потребности в специалистах того или иного уровня квалификации. Профильный характер старшей ступени предполагает сохранение инвариантного ядра содержания образования, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности, подготовку к жизни.

В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах сложно реализуется дифференциация обучения, возможна организация профильных групп со своими специфическими формами организации учебного процесса. В сельских школах могут создаваться направления профильного обучения, связанные с характерными для региона видами деятельности.

Профильная дифференциация старшей ступени дает такие же возможности выпускнику основной школы для профессионального выбора, как и система начального и среднего профессионального образования. В системе начального и среднего профессионального образования необходимо обновление содержания инвариантного общеобразовательного компонента среднего (полного) общего образования.

Таким образом, педагогические функции основной и средней (полной) ступени школы отличаются относительной завершенностью, цикличностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Дополнительное образование по информатике определяется множеством форм, например, внеклассное, творческое и др. (см., например, на сайтах министерства:

Цель : Концепция структуры постановки курса информатики в конкретной школе с целью поддержки процесса информатизации в регионе.

Метод . Перебор вариантов структура обучения информатике в выбранной школе под поставленные цели обучения: изучение базового курса в 1-12, 1-9, 5-12, 5-9 классах и т.д. с определением специальных циклов курса пропедевтики и профильного обучения. Этапы выбора структуры обучения:

изучить нормативное обеспечение возможностей выбора;

перечислить найденные варианты и местные ограничения на выбор;

выбрать показатели оптимизации;

предложить и обосновать свой вариант.

Анализ опыта. Ознакомиться и проанализировать структуру обучения информатики в школе, где будет проходить практика.

Сопровождение и корректировка предыдущих этапов ИП. Сопоставить выбранную структуру с содержанием предыдущих этапов ИП.

Результат. Вариант концепции структуры постановки курса информатики в конкретной школе с целью поддержки процесса информатизации в регионе.

Похожие документы:

Повышения квалификации педагогических кадров ПРОГРАММА курсов дистанционного обучения повышения квалификации социальных педагогов по теме

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Кафедра педагогики и психологии УТВЕРЖДАЮ: Ректор .

Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников

. , переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В связи с этим естественно-географическим факультетом Воронежского государственного педагогического университета разработана программа повышения квалификации .

Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных (9)

. включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих . переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В связи с этим Воронежским государственным педагогическим университетом разработана программа повышения квалификации .

. педагогических кадров; качество реализации программ повышения квалификации с применением дистанционных технологий; инновационные проекты в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров; реализация .

Повышения квалификации работников образования на 2009-2010 учебный год

. целенаправленную работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, определённую Законом РФ . уровнях и совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров. Основными направлениями деятельности .

Читайте также: