Кто должен убирать медицинский кабинет в школе

Обновлено: 04.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Медицинский кабинет в образовательном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Медицинский кабинет в образовательном учреждении

Судебная практика: Медицинский кабинет в образовательном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в признании незаконным бездействия директора школы, выразившегося в непринятии мер по организации медицинского кабинета в образовательном учреждении, суд в порядке пункта 15 части 3 статьи 28, частей 1, 3 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что школа является малокомплектной общеобразовательной организацией, поскольку расположена в сельской местности, оборудование медицинского кабинета не предусмотрено, а все имеющиеся в школе помещения задействованы в образовательном процессе, при этом согласно договору на оказание медицинских услуг работники больницы закреплены за школой и осуществляют оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, что соответствует действующему законодательству, является правильным, целесообразным и в полной мере обеспечивает охрану их здоровья.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 10.04.2019 по делу N 33-3269/2019
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства об образовании, здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что руководством общеобразовательного учреждения обязанность по оборудованию медицинского кабинета в здании школы не исполнена.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Удовлетворяя исковые требования прокурора Баевского района Алтайского края, суд первой инстанции исходил из того, что положения СанПиН 2.3.2.2821-10, допускающие осуществление медицинского обслуживания обучающихся в малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, на ФАП и амбулаториях, не исключают обязанность общеобразовательного учреждения предоставить помещение для оборудования медицинского кабинета, предназначенного для оказания экстренной медицинской помощи обучающимся. При этом суд пришел к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с бюджетным законодательством и Уставом МКОУ "Верх-Пайвинская СОШ" возложена на администрацию Баевского района.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Медицинский кабинет в образовательном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) В то же время Верховным Судом РФ сформулирована и другая позиция относительно необходимости образовательной организации иметь в штате медицинского работника. При рассмотрении административного дела Верховный Суд пришел к выводу, что ч. 1 ст. 52 комментируемого Закона предусматривает возможность включения в штат образовательного учреждения медицинских работников. Однако законодательство не устанавливает обязанность образовательного учреждения, даже в случае получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности, включать в штатное расписание должность медицинского работника. Для организации работы медицинского кабинета школа может воспользоваться услугами организаций и учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. В этом случае медицинские работники с фактическим местом работы в образовательном учреждении являются штатными сотрудниками учреждения здравоохранения (см. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 56-КГ16-43).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Передача столовой в безвозмездное пользование (аренду)
(Михайлова Е.Н.)
("Советник в сфере образования", 2019, N 3) Данную точку зрения подтверждает Письмо Минфина России от 31.08.2018 N 02-07-10/62448 в части организации медико-санитарной помощи обучающимся (медицинские кабинеты в образовательном учреждении).

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

В уже существующих образовательных организациях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. Для вновь строящихся зданий, не зависимо от их вместимости, следует сразу предусматривать медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов с отдельным входом в блок из коридора. Рекомендуемая площадь помещений следующая:

  • кабинет врача - не менее 14 кв.м.;
  • процедурный кабинет - не менее 14 кв.м.;
  • кабинет стоматолога - не менее 12 кв.м.;
  • кабинет психолога - не менее 10 кв.м.;

При медпункте также необходимо оборудовать отдельный санузел.

Согласно пункту 4.27: во всех помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальные раковины. Согласно нормативам, в местах установки следует предусматривать отделку стен глазурованной плиткой или иными влагостойкими материалами (на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны).
Согласно пункту 4.30: поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими и допускающими их уборку влажным способом, а также устойчивыми к действию дезинфицирующих и моющих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.
Согласно пункту 6.11: для медицинского пункта следует предусмотреть отдельную систему вытяжной вентиляции.
Согласно пункту 8.1: помещения медицинского назначения должны обеспечиваться холодным и горячим централизованным водоснабжением.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах необходимо использовать ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, разрешенные к применению в установленном порядке.

Все виды оборудования, медицинский и другой инвентарь, и непосредственно сами помещения должны содержаться в чистоте. Влажную уборку (обработку подоконников, дверей, оборудования, мебели и полов) нужно проводить не менее 2 раз в сутки и обязательно с использованием дезинфицирующих и моющих средств, которые разрешены к применению в установленном порядке. Генеральная уборка кабинета врача осуществляется по графику не реже 1 раза в месяц. В то время как генеральная уборка процедурного кабинета проводится 1 раз в неделю.

Ведра, ветошь, швабры и другой уборочный инвентарь должны иметь маркировку, где указывается помещение и вид уборочных работ. Данный инвентарь необходимо использовать строго по назначению, обрабатывать дезинфицирующими растворами и хранить в выделенном помещении.

Оснащение медкабинета в общеобразовательном учреждении определяется видом работ, которые будут проводиться в данном помещении, типом и мощностью учреждения и регламентируется санитарными нормами Российского законодательства.

Кабинет приема врача в образовательном учреждении оснащается аналогично педиатрическому кабинету в поликлинике. Стандарт оснащения включает в себя: медицинское оборудование (ростомер, весы, динамометр ручной, спирометр, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, секундомер, сантиметровую ленту, таблицу для определения остроты зрения и т.д.) и медицинскую мебель (стол и стул врача, стол и стул медсестры, кушетку, ширму, аптечный шкаф, шкаф для документации и т.д.).

Процедурный кабинет оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к помещениям, в которых хранятся инъекции и вакцины. Стандарт оснащения для процедурного кабинета включает в себя медицинские столы (с маркировкой по видам прививок), специальный стол для туберкулинодиагностики и холодильник (с двумя термометрами).

Стандарт оснащения для кабинета стоматолога включает в себя: универсальную стоматологическую установку, стол, кресло врача-стоматолога, стерилизатор и другое специальное оборудование.

В заключении отметим, что мы рассмотрели основные требования, правила и нормы, которые регламентируют организацию, оснащение и функционирование медицинского кабинета в общеобразовательном учреждении.

Заведование кабинетом — что это значит?

Заведуя кабинетом, преподаватель должен справляться с организацией пространства в кабинете согласно требованиям закона. Учитель ответственен в оформлении комнаты, то есть расставляет мебель по своему усмотрению, подбирает и размещает необходимые для обучения стенды и плакаты и т.п. Покупка оборудования, покраска стен, прибивание плинтусов и любого рода ремонт кабинета не входит в обязанности преподавателя. Требования усовершенствовать кабинет (в любом смысле) за счёт учителей не законны.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Дополнительная работа — дополнительный договор

Необходимо упомянуть, что заведование кабинетом — это отдельная работа, и работа эта не входит по умолчанию в должностные обязанности педагога. Следовательно, если учитель собирается принимать на себя ответственность по заведованию классной комнатой, ему нужно написать заявление на согласие выполнять работу по заведованию кабинетом и подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Материальная ответственность: кто кому должен?

Разобравшись с сутью заведования кабинетом и правилами оформления устройства на дополнительную работу, наконец определим понятие материальной ответственности. Ведь если администрация требует от учителя выполнить ремонт/купить мебель и т.д. в кабинет — это прямое указание на то, что педагог является материально-ответственным лицом. Но так ли это?

Читайте также: