Как в детском саду научить ребенка говорить

Обновлено: 05.07.2024

Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. - 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т. е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста, собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Консультационный материал для родителей об основных направлениях в развитии правильной речи. Раскрываются причины речевых нарушений, а также пути успешного формирования речи дошкольников.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_rech.docx 24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего надо красиво и правильно говорить?

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Основные проблемы в развитии речи у детей

Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу- ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи. Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь логопеда.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Общие рекомендации для родителей

Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что. ”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Первый совет . Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет . Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

Третий совет . Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами . Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.

Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.

Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.

В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно - больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно (кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок, и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не получается заниматься каждый день - хотя бы каждые выходные. И то прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья о том,как научить ребёнка красиво говорить.Призывает заниматься с ребенком дома, читать ему книги, рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание сказки (рассказа).


Как научить ребенка красиво говорить.

Как научить ребенка красиво говорить.Я думаю, что хорошо владеть речью надо не только в повседневной жизни, но и в своей профессиональной жизни. Очень приятное впечатление на меня ,да и н.


Как научить ребенка красиво говорить.

Как научить ребенка красиво говорить.Я думаю, что хорошо владеть речью надо не только в повседневной жизни, но и в своей профессиональной жизни. Очень приятное впечатление на меня ,да и н.


Как научить ребенка красиво говорить.

Как научить ребенка красиво говорить.Я думаю, что хорошо владеть речью надо не только в повседневной жизни, но и в своей профессиональной жизни. Очень приятное впечатление на меня ,да и н.


Как научить ребенка красиво говорить.

Как научить ребенка красиво говорить.Я думаю, что хорошо владеть речью надо не только в повседневной жизни, но и в своей профессиональной жизни. Очень приятное впечатление на меня ,да и н.

Если ребенок плохо говорит. (Советы логопеда)

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезн.

Как утвер­ждают экс­перты по ран­нему раз­ви­тию, уме­ние гово­рить в ран­нем воз­расте явля­ется важ­ней­шим фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим всё даль­ней­шее раз­ви­тие ребёнка. И то, насколько оно будет гар­мо­нич­ным, напря­мую зави­сит от самих роди­те­лей. Именно поэтому мно­гие сего­дня так стре­мятся научить сво­его ребёнка гово­рить как можно раньше. К тому же это один из луч­ших спо­со­бов сде­лать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в ран­нем воз­расте учить детей гра­мотно выра­жать свои ощу­ще­ния и эмо­ции, пра­вильно стро­ить пред­ло­же­ния. Конечно, мы не пом­ним, как и когда учимся гово­рить сами, и поэтому кажется, что про­цесс обу­че­ния все­гда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Дей­стви­тельно ли про­сто научить ребенка говорить?

Только в том слу­чае, если вы выбрали пра­виль­ную методику!

При­во­дим несколько спо­со­бов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рож­де­ния уде­ляйте вни­ма­ние уста­нов­ле­нию эмо­ци­о­наль­ного кон­такта с кро­хой. Ловите его взгляд, улы­бай­тесь, раз­го­ва­ри­вайте. Пойте, гово­рите с пере­ме­нами инто­на­ции. Ваша речь должна быть чёт­кой, пра­виль­ной, разнообразной.

Целе­на­прав­ленно ходите по дому или по улице и рас­ска­зы­вайте малышу про раз­лич­ные пред­меты. Когда кроха сам научится ука­зы­вать паль­чи­ком на инте­ре­су­ю­щую его вещь, ваши беседы ста­нут дольше и содержательней.

Рас­ска­зы­вайте малышу стихи и пойте песенки, бла­го­даря рит­мич­но­сти они пре­красно запо­ми­на­ются ребен­ком. Когда сти­хо­тво­ре­ние будет про­чи­тано много раз, давайте крохе воз­мож­ность самому закон­чить строчку, или же закан­чи­вайте ее наме­ренно непра­вильно, чтобы малыш ее исправил.

Вот такие полез­ные и весё­лые заня­тия по раз­ви­тию речи — точ­ный ответ на вопрос, как научить ребенка гово­рить. В про­цессе обу­че­ния малышу нико­гда не будет скучно, ведь его самое люби­мое заня­тие сей­час — это учиться и позна­вать мир. Общай­тесь с кро­хой с удо­воль­ствием, и вы не только научите его раз­го­ва­ри­вать, но и уста­но­вите тес­ный эмо­ци­о­наль­ный кон­такт с вашим самым близ­ким малень­ким человечком.

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заго­во­рил, исполь­зуйте раз­лич­ные сти­му­ля­торы. Это могут быть ваши эмо­ции, или же слова из лек­си­кона детей и взрос­лых. Давайте деталь­ней рас­смот­рим вари­анты сти­му­ля­ции речи малыша.

  1. Поло­жи­тельно реа­ги­руйте на любые попытки ребенка про­из­не­сти что-то новое, даже если слово про­зву­чало не идеально.
  2. Исполь­зуйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выде­лите 5 основ­ных слов и исполь­зуйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть сле­ду­ю­щие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Исполь­зуйте слова-под­ра­жа­ния:- спать – ааа,- ску­шать – ням-ням,

Помните о том, что обу­че­ние чему-то новому должно вызы­вать у ребенка поло­жи­тель­ные эмо­ции. Играйте с малы­шом, часто гово­рите ему “да” вме­сто “нет” и скоро ваш ребе­нок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Счи­талки

Воро­бьи, вороны, совы,
Волки, львы, волы, коровы.
Кто сумеет повторить?
Не сумел – тебе водить!

В небе паро­воз летает,
В море пла­вает вагон,
Волк по воз­духу шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Стихи

Гром гре­мит, гро­зит, грохочет –
Напу­гать гроза нас хочет!

Небо было голубое –
Стало гроз­ное, стальное…

Град горо­ши­нами бьет,
Град гулять нам не даёт!
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром, и небо чище…

Заго­ре­лась полукругом
Радуга – дуга над лугом!

Друг за дру­гом выбегаем –
В дого­нялки мы играем!

Гомо­ним, гал­дим, гогочем,
Пры­гаем, гре­мим, грохочем!

Татке надели
Тапки на лапки.
Тапки – на Татке.
На тап­ках – заплатки.

Ски­нула Татка
Тапки в заплатках.
— Дайте носочки!
— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки
На Тат­кины ножки!
Наденьте перчатки
На рученьки Татки!

Накиньте пла­то­чек
В синий цветочек!
Теперь всё в порядке
У мод­ницы Татки.

Без­дель­ники

Ходили, бро­дили,
Судили, рядили,
Гал­дели, гудели
Без дела, без цели.

Недели про­хо­дят,
Года пролетели…
Без­дель­ники бродят
Без дела, без цели…

Драз­нилка

Жадина, жадина,
Съела шоколадину,
Съела виноградину,
Смо­ро­дину – громадину,
Съела девять видиков,
Девят­на­дцать ходиков,
Девя­но­сто гвоздиков,
Десять пароходиков!

Робин – Бобин – Барабек
Съел барана на обед,
Съел быка, балык, бобы,
Борщ, бульон, блины, грибы
Яблоко, арбуз, бананы,
Кабачки и баклажаны,
Съел клуб­нику и бруснику,
Бар­ба­рис и голубику,
Съел батон, биск­вит, буханку,
Булку, бутер­брод, баранку!

… Бед­ный Робин говорит:
— Неве­лик мой аппетит.
Я обе­дом недоволен…
Может быть, я очень болен?

Музы­канты

Бара­бан, баян и трубы,
Бала­лайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Бара­ба­ним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вер­то­лет

Вот гото­вится в полет
Вин­то­кры­лый вертолет.
Ни раз­гона, ни разбега:
Рас­кру­тили винт – и в небо.

Трам­вай

Трам­вай гремит,
Трам­вай звонит,
По рель­сам быстро мчится.
В любую сто­рону домчит.
Кто хочет прокатиться?

Нам про­ехать не хитро
Через город на метро:
Нет машин и пешеходов,
Пере­крёст­ков, переходов –
Путь про­ло­жен под землей
Самый быст­рый и прямой.

Корабль

Посмотри:
Корабль старинный
С парусами,
С мач­той длинной,
У штур­вала – рулевой,
Ветер дует за кормой.
Ветер парус надувал,
По морям кораб­лик гнал.

Трол­лей­бус

Затор­мо­зил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круг­лые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.

По небу летит ракета.
По дороге едет карета.

На лугу пасется корова
У царя золо­тая корона.

На березе сидит ворона.
Во дворе открыты ворота.
*****

Задали Мише урок
Со сло­вами: дорога, порог,
Ворона, сорока, бараны,
Воро­бей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели
Рас­сказ сочи­нить за неделю.
Мама ска­зала сыну:
— Пред­ставь такую картину:

Воро­бей на дороге пирует,
Горох и корки ворует.
Стоит конура у забора,
Двор­няга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах,
Ждет деток своих, зовет их
(Сорока кашу варила,
А деток еще не кормила).

А розо­вые поросятки
(Совсем рас­ша­ли­лись ребятки)
Корыто с водой опрокинули
И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает
И кар­кает – их ругает!
Миша учил старательно,
Но не очень внимательно,

И вот какая картина
Полу­чи­лась в рас­сказе сына:
«По озеру, как пароход,
Корыто с бара­ном плывёт.

От радо­сти этот баран
Рогами сту­чит в барабан!
По дороге идут караси
(Самый важ­ный едет в такси!).

Из конуры корова
Мычит воро­бью: — Здорово!
Пируй, доро­гой, на здоровье
И пей молоко коровье!

Над поро­гом двор­няга летает
И очень ста­ра­тельно лает.
Поро­сята сидят на воротах
И песню поют о сороках:

Спо­рили, ссорились
Андрей с Григорием:
— Я – гово­рит Андрей, -
Пере­го­ворю тебя быстрей!

- А я – гово­рит Григорий, -
Быст­рей тебя переспорю!
А рядом стоял Кирилл,
Смот­рел на них, говорил:
— Поми­ри­лись, Андрей, с Григорием!
Гри­го­рий, с Андреем не ссорься!
Андрею Гри­го­рия не переговорить,
Не пере­спо­рить Гри­го­рию Андрея.
Я один сумею вас уговорить,
Поми­рить, пере­дру­жить сумею!

Ско­ро­го­ворки

Постой-ка, постройка
Про­стую постройку.
Постой на про­стой постройке,
Постой на пустой постройке,
Постой на пустой,
Постой на простой,
На пустой, на про­стой постройке!

Ман­да­ринки у Иринки,
У Иринки мандаринки.

Фонари на двери.
На двери фонари.

Тете­рев на дереве,
На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

К

Котя-котя, кыс-кыс-кыс,
Ты ловил сего­дня крыс?
Крыски вышли погулять.
Котик, нужно их поймать!

Кашу варим каж­дый день.
Кушать кашу нам не лень.
Каша нам дает все силы,
С кашей будем мы красивы.

Г

Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад ска­зала Лена.

Р

Радуга крас­ками небо
Вдруг разу­кра­сила смело.
Радостно вновь по дорожке
Пры­гают Ромка с Антошкой.

В

Восемь веж­ли­вых медведей
Вме­сте кашу всю доели.
Всех пере­пу­гав соседей,
Бла­го­дарно заревели.

Вася, Вова и Виталик
Взяли с крас­кой синей валик.
Вали­ком ворота красить
Им дове­рил папа Васи.

Восемь вафель и ватрушек
Вова будет с Васей кушать.
Вася быстро съел все вафли.
Вова будет рад навряд ли.

М

Маша мыла руки с мылом,
Заодно помыла сливу.
Маша Милу угостила,
Мила улыб­ну­лась мило.

Мама, можно мне гулять?
Меня Маша может ждать.
Мы хотели вме­сте с Машей
Мелом рисо­вать с Наташей.

Н

Ночью нужно нам всем спать,
Чтобы сны все повидать.
Ночью Нину-Антонину
Наве­щает фея Нила.

Логопедические стихи на согласные звуки: З‑С, Д‑Т, В‑Ф, Б‑П, Ж‑Ш

З‑С

За сос­кой Зося вниз пошла,
Но соски Зося не нашла.
Заснуть у Зоси не выходит,
И Зося соску ищет, ходит.

Взрыв салюта – силь­ный звук.
Сразу исче­зает слух.
Ушки ты свои закрой.
Тише звук – слух чище твой.

Д‑Т

Дятел дол­бит для детей
Дом-дупло уж девять дней.
Дети дятла будут там
Дол­бить дырки по утрам.

Сидит дятел дол­бит дуб.
В этом деле дятел крут!
Дятел деток дол­бить учит.
Детки дятла не конючат.

В‑Ф

Вафли с кофе во дворе –
Фро­син зав­трак по весне.
Вот бы Фросю попросить
Ваф­лями всех угостить.

В руки я фла­жок возьму,
Всем флаж­ком я помашу.
Вот какой фла­жок в руке!
Всем флаг виден вдалеке.

Финики возьму в дорогу.
Заверну в фольгу немного.
По два финика нам всем.
Финики все­гда я ем.

Б‑П

Бык по полю быстро ходит,
Бык пых­тит, бык к нам подходит.
Быстро с Петей побежали.
Бык, похоже, бежит с нами.

Боря и Петя пошли на борьбу.
Боря хотел раз устро­ить пальбу.
Но Петя у Бори забрал пистолет:
Умел он бороться, Борис – пока нет.

Бобов чуть больше половины
Отсы­пал нам по-брат­ски Дима.
Бобов побольше нам бы кушать,
Побольше бы нам папу слушать.

Ж‑Ш

Шажок один, шажок другой.
Пры­жок и снова шаг ногой.
Шагаю живо, широко.
Шагать с жела­ньем так легко.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Ы

Есть у Димы две машины,
Есть и мячик из резины.
Если б был батут у Димы,
Был бы он совсем счастливый.

О

Очень скучно во дворе –
Оли с Толей нет нигде.
Олю увезли на море.
С бабуш­кой уехал Толя.

Ехал паро-паро­воз.
Он дрова в деревню вёз.
Очень часто паровозик
В ту деревню что-то возит.

А

Астры Ася очень любит
И выра­щи­вать их будет.
А потом все астры Ася
Девоч­кам пода­рит в классе.

Арбузы бабушка купила,
Сна­чала их так много было.
Но Аля быстро все их съела,
Заме­тить даже не успела.

Зайка соби­рал мозайку,
А енот читал Незнайку.
Ёж в аль­боме рисовал,
Бра­тец лис ворон считал.

И

Синий иней всё покрыл –
Им моро­зец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла.

Сливы синие висели,
При­гла­шали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.

Лилия и про­сто Лиля –
Лишь одно и то же имя.
Так же Рита-Маргарита,
Вита­лина – это Вита.

У

У меня уро­ков много.
Позову сестру в подмогу.
Выучить уроки дружно
Много вре­мени не нужно.

У Ульяны есть юла.
Кукла есть, и не одна.
Дональд Дак, уте­нок, есть –
Всех игру­шек нам не счесть.

Е

Еле-еле душа в теле,
Чере­пашка поползла.
Шаг ее все­гда размерен,
Не спеша живет она.

Елена любит полениться,
Лениться Лене не годится.
Лен­тяй­кой Лене стыдно быть,
О лени нужно ей забыть.

Еже­дневно у енота
Есть одна только забота:
Нахо­дить себе еду,
Полос­кать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Т

Трём-потрём, трём-потрём,
Чистой тряп­кой всё протрём.
Уби­раем всё, метём.
А потом гулять пойдём.

Тётя Таня, посмотри,
Я кот­лет съел целых три.
А теперь я тор­тик буду –
При­го­товь боль­шое блюдо!

Д

Дайте яблочка две дольки:
Долька – мне и долька – Тольке.
С дру­гом поде­люсь всегда.
Не был жад­ным никогда!

Даша, Дина и Дарина
Дру­жат с Даней, дру­жат с Димой.
В садик вме­сте они ходят,
Дружно время все проводят.

С

Сорока при­ле­тела в сад.
Садов­ник этому не рад.
Ста­щить сорока может сливы,
А сливы слад­кие на диво.

Б

Бабушка блины пекла,
Внука Борю позвала.
Боря ел блины с грибами,
А с брус­ни­кой блины — маме.

У барашка – барабан.
Бара­ба­нит по утрам.
У бычка есть балалайка,
Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

П

Паро­хо­дик по реке,
Плыл так плавно, налегке.
В порт зашел наш пароход -
Пас­са­жи­ров он везёт.

Полю пока­тать на пони
Папа в парк при­вел с утра.
Пони милую в попоне
В парке ждет вся детвора.

Пау­чок сплел паутинку.
Пау­тинка как картинка.
Он в нее пой­мает мушек.
Будет пау­чок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зон­тик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапож­ках еще.

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Полу­чи­лось хорошо.

Как научить ребёнка разговаривать: эффективные методы

Во сколько и как учить ребёнка говорить, что поможет избежать задержек речи и как их вовремя заметить, какие занятия позволят пополнить словарный запас, почему не стоит использовать логопедические стихи и артикуляционную гимнастику без специалиста — всё рассказали в этой статье.

Когда лучше начинать учить ребёнка разговаривать

Какую речь можно назвать эмоциональной и направленной:

Мама эмоционально общается с дочерью

По позе и мимике мамы мы видим, что сейчас её речь эмоциональная и направлена на дочь

Если говорить про благоприятный период, то мы учим говорить с момента, когда у плода появляется слух. Ребёнок слышит то, что говорит мама и звуки вблизи её живота. Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. На этом этапе от мамы мало что зависит, кроме как быть собой.

Таким образом, с одной стороны — не нужно ничего особо начинать, с другой — важно понимать, что речь начинает развиваться ещё до рождения.

Как развивается детская речь

Ребёнок своевременно учится говорить при соблюдении нескольких условий:

  • способности слышать;
  • функционирующего речевого аппарата;
  • насыщенной языковой среды;
  • желания общаться.

Убедитесь с помощью специалистов, что первые физиологические факторы в норме, и создайте насыщенную языковую среду. Вот как это можно сделать на каждом этапе развития.

До года

После рождения освоение речи активно продолжается: младенец учится пользоваться речевым аппаратом, впитывает слова и звуки родного языка.

мама разговаривает с младенцем лицом к лицу

В первый год жизни позволяйте подольше разглядывать ваше лицо при общении

Природа требует, чтобы младенец издавал все возможные звуки и стремился повторять те из них, что больше всего похожи на звуки речи взрослых вокруг. Поэтому по возможности уберите соску — так у младенца будет больше возможностей для тренировок.

Как учить ребёнка говорить до года? Грудничку поначалу непонятно, о чём вы говорите, но ваш голос и интонации уже доступны подражанию. Улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему поощряют усилия малыша. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он внимательно замирает или, наоборот, радуется — начинает активно махать ручками-ножками. Улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор.

Первые полгода повторяйте все звуки, издаваемые грудничком. Так кроха с вашей помощью будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у него будет чувство, что его усилия важны, замечены и рождают ответ.

Если родители внимательно слушают ребёнка и повторяют за ним, тот начинает лепетать ещё активнее. Отсутствие интереса взрослого ведёт к сокращению лепета.

Главный фактор в решении вопроса как научить ребёнка говорить — насыщенная языковая среда. От взрослых понадобятся простые, но очень важные действия:

От 1 до 2 лет

Около года малыш осваивает первые слова, и быстро начинается лавинообразный рост лексикона.

Если освоенное количество слов не поспевает за остальным развитием, то это сложный период для родителей и детей. Малыши очень хотят выразить свои усложнившиеся мысли, чувства и желания, но пока не в полной мере владеют речью, чтобы высказаться и быть понятыми. Это злит и огорчает ребёнка и обескураживает родителя, который не понимает, чем он и аккуратно расставленные по местам вещи провинились.

Попытки кусаться, толкаться или бросать вещи выглядят как плохое поведение, но на самом деле — проявление бессилия выразить себя и быть понятым.

Как научить ребёнка говорить в возрасте от 1 до 2 лет:

От 2 до 3 лет

  • Я радуюсь (печалюсь, сержусь), потому что…
  • Я вижу, ты расстроился, так?
  • Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение?
  • Кажется, ты злишься.

К 3 годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Если развитие идёт своевременно, то речь ребёнка в основном понятна не только близким, привыкшим к манере ребёнка говорить, но и посторонним людям.

Подробные статьи обо всех этапах развития речи:

Почему ребёнок не начинает говорить

Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы в виде нехватки общения со значимыми взрослыми;
  • препятствия, организованные взрослыми: соска, использование гаджетов, кормление не твёрдой пищей.

Прежде всего важно понять, относятся проблемы к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

В каких случаях стоит беспокоиться

С самого начала общения с ребёнком важно следить, как развивается коммуникация, инструментом которой и является речь. Обращается ли ребёнок к вам за помощью? Задаёт ли вопросы? Просит ли вас что-то дать? Один из первых способов для этого — указательный жест, которым ребёнок и спрашивает, как что называется, и просит дать заинтересовавший его предмет.

Если вы не чувствуете диалога в год-два, хотя сами регулярно пытаетесь его поддержать, то это повод обратиться к специалисту.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым пассивным словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие разговаривать самому. Совсем другая ситуация, когда двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.

Не стоит ждать трёх лет. Если ребёнок отстаёт от ориентировочных норм на втором и третьем годах развития жизни, то полезно проконсультироваться со специалистом, чтобы оценить ситуацию и получить рекомендации. Чем раньше вы устраните препятствие развитию речи, тем меньше будет его влияние на дальнейшее развитие, и наоборот.

Да, большинство детей к 3-4 годам как-нибудь справляются сами. И трудно сказать, насколько много они теряют из-за того, что позже получают доступ к возможностям общения. Но если к трём годам окажется, что ребёнок всё-таки нуждался в помощи, то вы не уже вернёте прошедших двух лет молчания, а то и непонимания речи.

Так что полезно посоветоваться до трёх лет, если ожидаемые речевые достижения запаздывают. Тем более, если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Ниже перечень тревожных признаков для каждого возраста, которые помогут сориентироваться.

Признаки задержки речи

Способы научить ребёнка говорить

Дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге. Кроме того, они не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.

  • чаще общаться с ребёнком;
  • сократить время пассивного изучения языка;
  • не считать, сколько слов ребёнок выучил или зубрить с ним названия, а сосредоточиться на совместных интересных занятиях.

Ниже эффективные методы, которые помогут снять вопросы о том, как научить ребёнка разговаривать.

Выводите на разговор

Если уже разговаривает:

Вспомните про песню акына: что вижу, то пою. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг.

Помните о паузах. После того как вы что-то скажете или зададите вопрос, помолчите. Всего 5-10 секунд, поначалу непривычные вам, дадут ребёнку достаточно времени понять, что сказать или сделать.

Пауза даёт важную подсказку, что теперь его очередь что-то говорить.

Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему. Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.

Пополняйте словарный запас в беседах

Лучше всего словарный запас и умение поддерживать диалог развиваются в бытовых беседах:

Проводите уроки в игровом формате

Чтобы помочь учить новые слова, мы можем собрать словарные коробки. В одной коробочке должны находиться только те предметы, которые относятся к одной теме: кухонная утварь, животные, музыкальные инструменты, фрукты и ягоды.

словарная коробочка с птицами


Как проводить урок:

На этом видео рассказываем, какие материалы для развития речи используются в саду Монтессори. Некоторые из них можно сделать своими руками и применять дома.

Используйте одни и те же слова

Ребёнок мыслит максимально конкретно. Мы понимаем, что книга и книжка — это разные слова, но обозначают один предмет, а он — нет. Поэтому важно называть одни и те же предметы каждый раз одинаково. И тем более не употреблять синонимы — до 1,5 лет дети особенно к этому чувствительны.

Ботинки — это всегда ботинки, а не ботики или обувка.

Используйте одни и те же слова, когда разговариваете с ребёнком об одних и тех же вещах и делах. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.

Не упрощайте и не сюсюкайте

Ребёнку мешает научиться говорить сюсюканье или использование в родительской речи упрощённых и изменённых слов. Не следует ругать малыша, если он выразился, как смог. Но стоит следить за тем, как говорим мы.

Сюсюкать — это учить тому языку, который не используем сами.

Вы продолжаете использовать общепринятые словоформы, не перенимая детские варианты выговорить те же слова. Вы его, может быть, понимаете, но сами — остаётесь образцом правильной речи.

Уберите лишнее из речи

Другая крайность — излишне усложнять взрослую речь витиеватыми оборотами или засорять словами-паразитами. Обращённая на ребёнка речь должна состоять из простых слов — тех, что понадобятся ему в первую очередь. И чем он младше, тем короче предложения.

Чувствуешь, чудесно пахнет в этом лесу хвойными иголками? → Смотри, хвойные иголки. Хочешь понюхать?

Какое необычное вкусовое сочетание у нас получилось в этом салате! → Как вкусно! Мы положили в салат апельсин, клубнику и …

Зарядка для языка и развитие мелкой моторики речевого аппарата

Есть речевые проблемы, когда артикуляционная гимнастика творит чудеса. И если запоздать, то на исправление дефектов понадобится больше времени. Но назначать упражнения должен специалист. А вот позаниматься мелкой моторикой речевого аппарата и зарядкой для языка — точно не помешает.

Спонтанно показывайте ребёнку на своём примере, а он повторит:

Логопедические стихи для детей

До 2-3 лет будет полезнее больше внимания обращать не на чистоту выговаривания звуков, а на то, как ребёнок осваивает речь — какой по объёму, а не составу у него репертуар звуков и как проявляется коммуникация со взрослым.

Постоянное чтение и пение

Читайте с детьми как можно раньше, но начинайте с того, что доступно ребёнку. Позволяйте самому рассматривать картинки в хаотичном порядке.

Ребёнок рассматривает книгу

Устройте удобный уголок для чтения с подходящими для возраста книгами

Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия. От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

Не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто. Но при выборе поэзии для малышей, оценивайте, как звучит текст с точки зрения человека, ещё очень мало знающего в языке.

Не забывайте, что потешка сопровождает действия, а не действия — потешку. Если уже надевшему варежку малышу придётся ждать, пока вы закончите произносить чудесный пассаж о варежке, он потеряет интерес к одеванию.

Пение меньше похоже на говорение, чем может показаться. Вроде поём ту же речь, но за процесс отвечают совсем другие отделы мозга. Тем не менее для общего развития это полезно — музыка и пение предоставляют замечательную возможность для эмоциональных проявлений, которые дети не могут воплотить в слова.

Пойте по-настоящему. Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете. Пойте в мажоре и миноре, сопровождайте пение жестами и движениями.

Раздайте детям большие разноцветные куски яркой нейлоновой ткани, чтобы дети могли размахивать ими и создавать собственные танцы под медленную, романтическую музыку.

Выводы о том, как научить ребёнка разговаривать

  1. Ребёнок учится говорить сам, но без родителя у него это не получится.
  2. Если вы много общаетесь со своим малышом, то этого уже достаточно.
  3. Но вы можете разнообразить репертуар чтением и интересными занятиями.
  4. Если вы понимаете, что у ребёнка не появляется ожидаемых достижений в освоении речи, не паникуйте, но проконсультируйтесь со специалистом.
  5. Не стоит применять артикуляционную гимнастику или логопедические стихи без назначения специалиста.
  6. Спонтанно и радостно используйте речь и мимику, сопровождайте ими совместные дела.
  7. Постарайтесь убрать препятствия для развития речи:
    • соски;
    • сюсюканье и подражание детским словам;
    • слишком сложные слова и длинные предложения;
    • предугадывание того, что пытается сказать ребёнок и монологи вместо диалогов с ним;
    • приём только жидкой пищи теми, кто обзавёлся зубами, может жевать и этим тренировать мышцы речевого аппарата;
    • экраны в поле зрения ребёнка.

Благодарим за помощь в подготовке статьи психологов и Монтессори-педагогов Анастасию Кузнецову и Анну Федосову

Фото Ирины Антоновой, Юлии Воробьёвой, Анны Ефремовой, Анастасии Зотовой, Марии Лучаниновой

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Читайте также: