Какие отметки в школе бывают

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Оценка и отметка в современных образовательных систем.

Знания даются всем одинаково , но получают их и применяют все по-разному . Кому-то достаточно объяснения учителя, кому-то нужна помощь родителей, а кому-то помощь репетитора .

Немного истории

В разные периоды истории российского образования уровень знаний учеников оценивался по-разному: словесно, цифрами, словами и цифрами.

С 1918 года по решению новых властей учителя вместо баллов стали писать на каждого ученика развернутую характеристику. Но все же вместе с этим продолжали выставлять оценки. Их, в конце концов, снова узаконили, сначала в словесном виде, а в 1944 году и по сей день – в цифровом.

Что такое оценка и отметка?

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций :

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:

возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;

сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)

Образовательная функция :

сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;

устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция:

выражается в формировании положительных мотивов учения

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

4. Информационная функция . Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Оценки и отметки в начальной школе: за и против

Дети сами хотят отметок . Да, но только после того, как мы (родители, учителя) пристрастили их к ним, доказали детям, что наше мнение о них зависит от получаемых ими отметок.

Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок? А надо ли акцентировать внимание на отметках и оценках? Не лучше ли заинтересовать ребенка мотивацией, для чего ему эти высокие отметки? Например, для успешного перехода в следующий класс; для поступления в институт; для успешного освоения выбранной профессии.

Каждый школьник за время учебы в школе в среднем получает 2 тысячи отметок. Психологи считают, что за каждой отметкой у ребенка стоит эмоциональный стресс!

Только учитель знает, за что какая отметка полагается, а дети и родители угадывают, пытаются интуитивно понять ее содержание.

Словесная оценка (оценочное суждение) присутствует постоянно. Это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности.

Особенность словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ученика. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность

Оценки и отметки в учебном процессе. Безотметочное обучение в начальной школе

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-баль-ные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.

Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе.

Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводиться безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:

1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;

2) не должны оцениваться личные качества ребенка;

На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:

- необходимо согласование оценочной политики школы с родителями учащихся и их требованиями в отношении проведения процедуры контроля внутри школы;

- необходимо согласие всех работников учебного заведения.

А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.

Основные требования

системы оценивания знаний учащихся:

1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным

минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.

3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,

4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).

5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.

Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:

1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.

Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.

Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.

Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате все таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.

Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.

С СОБОЙ И С ДРУГИМИ

Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика.

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Социально – психологическая служба проводила недавно опрос среди обучающихся 6-х и 9-х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой.

Результаты анкетирования: большинство обучающихся 6-х классов (72,4%) и 86,6% 9-ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.

Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Отправляясь в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности.

Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.

Оценивание – очень тонкий психологический момент. То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.

Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.

Часто педагоги забывают правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.

Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.

Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.

Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).

Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Споры по поводу возвращения к пятибалльной системе оценки знаний в нашей стране не утихают. Кто-то говорит, что пяти баллов достаточно, чтобы оценить уровень знаний школьников, а кому-то хочется иметь выбор и вместо 4+ или 5- поставить 8 или 9 баллов соответственно. Но если взглянуть на мир широко открытыми глазами, мы поймем, что выбор шкалы оценки – это вопрос общемировой…

Пятибалльная система

  • 1 – отлично;
  • 2 – очень хорошо;
  • 3 – хорошо;
  • 4 – удовлетворительно;
  • 5 – неудовлетворительно, плохо.

Пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов – это эквивалент нашей единицы:В таком виде пятибалльную систему используют также в Чехии, Австрии, Словакии.

А вот в привычном нам варианте, где пятерка – высший балл, система используется в Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане, Монголии, Парагвае. В качестве минимального проходного в этих странах достаточно набрать 2 балла.

Десятибалльная система

Является самой близкой и понятной для нас. Думаю, не стоит объяснять, что 10 – это круто, а 1 – это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.

А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 – неудовлетворительные оценки.

Двеннадцатибалльная система

Не где-нибудь, а в Украине отличником себя может считать ученик, в дневнике которого превалируют баллы 10, 11 и 12.

Двадцатибалльная система

На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел:

  • 18,5-20,0 – отлично;
  • 15,5-18,4 – очень хорошо;
  • 12,5-15,4 – хорошо;
  • 10,0-12,4 – удовлетворительно;
  • 0,0-9,9 – неудовлетворительно.

Франция тоже считает, что 20 баллов – это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 – один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.

Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана, Туниса, Мали, Перу, Республики Конго, Чада.

Так что не везде 10 баллов – это оценка успеха.

Стобалльная система

Максимальные 100 баллов (или %, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции. Хотя негласно есть и пятибалльная.

  • Оценка отлично – 85-100 – 5 баллов;
  • Хорошо – 70-84 – 4 балла;
  • Приемлемо – 55-69 – 3 балла;
  • Удовлетворительно – 45-54 – 2 балла;
  • Посредственно – менее 44 – 1 балл.

Такая же система характерна для Иордании, Ирака, Сирии, Йемена, Индии, Кубы, Египта. Но в этих странах кардинально отличаются минимальные проходные баллы. Если для Турции и Иордании, например, это 50%, то для Индии – 35%, а Кубы – 70%. В Сирии для всех предметов, кроме родного языка, этот балл составляет 40% (для арабского языка – 50%).

Буквенная система

  • А – отлично;
  • В – хорошо;
  • C, D – удовлетворительно;
  • F – неудовлетворительно.

Смешанная система оценок

Некоторые страны решили не ограничивать себя и используют и буквы, и цифры.

В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.

Экзамен на получение GCSE (General Certificate of Secondary Education) оценивается буквенно – A*-A-B-C-D-E-F-G. Соответственно, A* – самая высокая оценка, G – самая низкая. А если кто-то увидел букву U (Unclassified), пиши пропало – экзамен не сдан.

A-level оценивается не только буквенно, но и согласно таким понятиям, как:

  • raw mark (балльная оценка каждой конкретной работы, максимум которой зависит от важности предмета);
  • uniform mark (фиксированная оценка, получаемая путем суммирования и конвертации raw mark по отдельным предметам).

Таким образом, конечная оценка зависит от того, сколько предметов было включено в A-level. Например, ученик выбирает 2 предмета – при сдаче которых максимум можно заработать 200 баллов. Если 4 предмета, то, соответственно, 400 баллов. Выбрал 6 предметов – 600 баллов. Все просто, казалось бы. Если бы все предметы оценивались одинаково. Но нет, идет еще перераспределение по важности.

Например: ученик проходит обучение по 4 предметам, из которых основной – изучение основ бизнеса. Доля этого предмета в общей оценке составляет 30%, значит за нее максимум можно получить 120 баллов (30% от 400).

В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.

Китай использует смесь букв (от А до F) и процентов (0-100%), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60%.

В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 – Vyborny (отлично); 2 – Chvalitebny (похвально); 3 – Dobry (хорошо); 4 – Dostatecny (достаточно); 5 – Nedostatecny (недостаточно).

Такая же система оценок в Испании: 9 - 10 – Sobresaliente (SB) (превосходно); 7 - 8 – Notable (NT) (очень хорошо); 6 – Bien (B) (хорошо); 5 – Aprobado/Suficiente (AP) (удовлетворительно); 0 - 4 – Suspenso/Insuficiente (S/I) (неудовлетворительно).

В Польше до 1991 года использовали для оценки знаний школьников отметки от 2 до 5. После 1991 года диапазон увеличился, и ученикам может быть выставлена одна из шести отметок:

  • 5- Celujacy – отлично;
  • 4 - Bardzo Dobry – очень хорошо;
  • 4 - Dobry – хорошо;
  • 3 - Dostateczny – удовлетворительно;
  • 2 - Miemy – слабо - неудовлетворительно;
  • 1 - Niedostateczny – плохо.

Новая система оценок

Существует довольно странная система оценок. По-другому и не скажешь, когда речь заходит о Дании. До 2007 года они пользовались 13-балльной системой. Но в результате проведенной реформы датчане, посредством урезания, определили для себя 7 оценок, которые посчитали достаточными для своих школьников. Итак, в Дании ставятся такие оценки: -3, 00, 02, 4, 7, 10, 12.

Если смотреть еще шире, то окажется, что в некоторых странах могут по-разному оцениваться знания учеников младшей и старшей школы, различные административные округа могут самостоятельно выбирать свои оценки (как в Канаде).

Как измерить знания учащегося? Если бы на этот вопрос существовал единственно верный ответ, педагогика была бы гораздо более скромной дисциплиной. Однако сегодня мы не можем определиться даже с тем, в чём именно измерять знания. Артём Асташенков рассказывает о самых типичных и самых странных системах оценок в школах и университетах разных стран мира.

Традиционная для России высшая оценка

Хорошая новость — мы в своих странностях не одиноки. На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую систему с оценками от A до F по всему миру, а если где-то она и не используется, то её место занимает 10-балльная или 5-балльная шкала. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем.

Чтобы сориентировать учителей и найти хоть какое-то взаимопонимание с зарубежными коллегами, чиновники от образования, как правило, обозначают границы оценок в процентах. Уже тут начинаются разночтения: малазийская «A"отсчитывается от 85%, сингапурская — от 70%, а, скажем, бразильская — от 90%. Разбираться в этих деталях — неблагодарная работа, но, например, в Канаде педагогам приходится это делать постоянно: у каждой провинции значение оценок, а иногда и набор букв — свои.

Отдельный вопрос, как в каждой системе вычисляется средний балл по всем предметам (упомянутый выше GPA, GrandPointAverage), по какой шкале измеряется он сам, и на что он влияет в плане образования и карьеры в данной стране и за её пределами. Впрочем, эти вопросы выходят за рамки темы: сегодня мы поговорим о форме, а не содержании.

Алфавитный суп

Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно


5 причин, почему от оценок в школе давно пора отказаться

Десятки и сотни

Пяти-, десяти-, двадцати- и стобалльные системы очень распространены и обычно идут рука об руку. К тому же, алфавитная система практически не отделима от стобалльной. Все они могут использоваться в одной стране для разных уровней образования и экзаменов. Скажем, в Панаме университеты оценивают студентов от 0 до 100, а школы — от 0 до 5. Понятно, что минимальный балл везде свой.

Стобалльную систему более-менее эксклюзивно используют Ирак, Палестина, Коста-Рика, Никарагуа. Двадцатибалльная система в ходу в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Перу и старших классах Португалии. При этом неуды начинаются обычно ниже 10 или 11, но в Ливане учителя ещё и могут ограничивать максимальный возможный балл за свои задания.


Албания, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Греция, Исландия, Испания, Италия, Колумбия, Латвия, Литва, Мексика, Молдавия, Нидерланды, Румыния и Эквадор в первую очередь используют десятибалльную систему.


Некруглые числа

Искать экзотику в системах оценки успеваемости — сомнительная задача. Как оценки не назови, они так или иначе выстраиваются в некий порядок и, если покопаться, обнаруживают некое процентное выражение. Такова уж их функция. Поэтому самое странное, что могут предложить нам школы мира — это системы, которые привести к стобалльным лишь слегка сложнее.

Старшеклассники в Южной Корее получают оценки от одного балла до девяти (чем меньше, тем лучше). В Чили используется семибалльная система с одним знаком после запятой, проходные баллы — 4.0-7.0. 12-балльные системы приняты в Уругвае и Украине


Дина Батий

История русских оценок

В царскосельском лицее, где учился Пушкин, была принята пятибалльная шкала, только лучшей отметкой считалась единица, а пятерка — напротив, худшей. Кстати, сам поэт не мог похвастаться хорошими оценками — в рейтинге учеников он занимал 26-е место (из 29). Так уж совпало, что именно в год смерти Пушкина была узаконена привычная нам пятибалльная система, где успехи оцениваются по взрастающей.

Фактически же наша пятибалльная система является трехбалльной. Единиц педагоги обычно не ставят, а двойки не попадают в четверть. В итоге тетради пестрят тройками с двумя минусами или четверками с плюсами, хотя эти дополнительные знаки не попадают в журнал. Не первый год ведутся дискуссии о переходе на десятибалльную систему, которая будет понятна, так как кратна пяти. По крайней мере, на такую шкалу уже перешли бывшие советские республики Беларусь, Молдавия, Грузия и Армения. У нас же дискуссии об оценках пока ни к чему не привели, разве что результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале.


Оценка возникла как альтернатива телесным наказаниям, но в африканском Конго детей наказывают и сейчас.

Оценки вместо порки

Сейчас во многих странах принята 100-балльная шкала или шкала в пределах 100%. Ее придерживаются, например, в Австрии, Турции, Ираке, Южной Корее, Японии и на Коста-Рике. Чуть более распространена 10-балльная шкала, которая выражается как цифрами, так и буквами (с плюсами и минусами, как, например, в США). Пожалуй, самая необычная система оценок сегодня существует в Дании: всего в датских школах есть семь отметок в диапазоне от 12 до −3.


Что такое хорошо и что такое плохо

Какими бы разными ни были системы оценок в разных странах, везде они вызывают нарекания и специалистов. Во-первых, непонятно, как оценивать творческие и физические успехи ребенка, потому что они напрямую зависят от его индивидуальных особенностей. Если прочитать и запомнить главу о пирамидах может любой, то быстро пробежать километр под силу далеко не каждому. Ходят слухи, что именно из этих соображений в России хотят отменить оценки по физкультуре, труду, ИЗО и музыке. Пока же дети почему-то продолжают получать тройки за свои рисунки.


В вальдорфских школах нет оценок и общегосударственных программ, но такая система подходит не всем родителям.

Какие альтернативы?

Многие мыслители и педагоги уже не раз пытались отменить систему оценок. Так, Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу, в которой учителя никак не проверяли знания школьников и даже не следили за посещаемостью. Их задачей было заинтересовать детей так сильно, чтобы те сами бежали на уроки и жадно впитывали новые знания. Писатель предлагал преподавателям с каждым занятием усложнять материал, чтобы ученики ощущали собственный прогресс. Однако за пределами Ясной Поляны такая система образования не прижилась, да и там она просуществовала лишь 10 лет.

Вторая попытка избавиться от оценок была предпринята А. В. Луначарским в 1918 году. Всеобщее равенство не предполагало каких-либо делений на лучших и худших. Поэтому советский государственный деятель принял постановление, отменявшее любые экзамены, наказания и даже баллы. Тем не менее, авторы указа не предложили преподавателям никаких инструментов взамен. Успеваемость резко упала, и чиновники не придумали ничего лучше, чем вернуться к единицам и пятеркам.

Школьники, нацеленные на оценки, не понимают, что им действительно интересно, а значит не знают, кем они станут в будущем. Тот же Пушкин, хоть и плохо учился, отличался успехами по русской словесности. Вряд ли он заботился об отметках: скорее, просто упорно занимался тем, что действительно любил.

Читайте также: