Что необходимо изменить в современной школе

Обновлено: 06.07.2024

Требования к образованию и его содержанию постоянно меняются. Лет 30-40 назад перед учителем не стояла проблема как передать ребенку управленческие навыки или способность анализировать свои действия. Теперь же все чаще возникают разговоры, что школа не готовит к реальной жизни, заставляя тратить огромное количество времени на бесполезные предметы . И если список того, что мешает школьному образованию все могут составить достаточно легко, то с определением "Что должен знать каждый образованный человек" возникают проблемы.

Действительно, что должно входить в базовую программу идеальной современной школы? "Любимые" всеми синусы и косинусы, химические свойства оксидов или проблема нравственности в литературе 19 века?

Школа "учит учиться", но почему учить нужно именно то, что представлено в современной программе? Что действительно должен знать образованный человек? Что можно убрать из современной школы?


1.Сократить научное содержание некоторых предметов и добавить практические знания

Например, зачем ребенку подробное изучение жизнедеятельности червей? Гораздо полезнее знать об опасности и профилактике заражения гельминтами.

2. Основы психологии

Вне зависимости от того, изучает ли подросток математику или биологию, он должен уметь различать свои эмоции, управлять ими, определять эмоции окружающих. Нужно распознавать манипуляции и противостоять им.

3. Экономические знания

Выпускник должен понимать как рассчитывается зарплата и что такое налоги. Уметь рассчитывать проценты и определять финансовые пирамиды.

4. Трудовое воспитание

должно быть более широким и разнообразным - важно рассказать об основных принципах здорового питания, научить собирать мебель и чинить сантехнику, пришивать пуговицы и пр.

5. Работа с информацией

Образованные люди должны уметь отличать надежные источники от инфомусора, уметь читать научные публикации и различать понятия диссертация, аннотация и пр.

6. Иностранный язык

нужно преподавать так, чтобы у школьника не возникало проблем с чтением и анализом зарубежных источников. Образованный человек должен знать как вести деловую переписку или мог уехать для дальнейшей учебы заграницу.

Большая часть современных школьных знаний - балласт, который никак не используется в жизни. И, если лет 30 лет назад перед учителем не стоял вопрос о том, что помимо знаний ребенок должен получить необходимые компетенции, то сегодня учитель с такой позицией обманывает ученика. В жизни нет отдельно математики, физики или химии. Сегодня мировое образование уходит от простого изучения предмета и старается сконцентрироваться вокруг конкретных явлений и проблем, изучать их во взаимосвязи с внешним миром.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок ходил в школу с удовольствием: просыпался самостоятельно по утрам, выполнял уроки быстро и сразу. Кажется, что это утопия. Но на самом деле, это может стать реальностью, если в школе созданы необходимые условия, чтобы мотивировать школьника.

Директор школы Wunderpark International School Виктория Руденко

Билингвальная (двуязычная) система обучения

Свободное владение английским языком — это возможность получить высшее образование за рубежом, построить успешную карьеру, беспрепятственно путешествовать в любую страну мира.

Помимо практического значения, билингвальная система обладает и важным социокультурным значением. Школьники-билингвы имеют более высокий интеллектуальный уровень. Уже через несколько лет они владеют иностранным языком как родным, одинаково хорошо общаются и думают и на русском, и английском. Это позволяет легко интегрироваться как в русскоязычную, так и в англоязычную культурную среду, воспринимать и глубоко понимать их ценности.

Система сообщества

Сообщества не просто дают учащимся старших и младших классов возможность совместного общения. Они объединяют их общей целью и успехами.

Эти сообщества могут иметь свои цвета и отличительные знаки, легенды, традиции. Согласитесь, звучит интересно?

А еще дети могут зарабатывать поинты и мериты (система поощрений) за активное участие в школьной жизни, соблюдение правил и традиций учебного заведения, образовательные успехи и многое другое.

Зарабатывая знаки отличия, каждый вносит свой вклад в копилку своего сообщества. И по итогам года группа, набравшая наибольшее число очков, награждается интересным совместным мероприятием.

Такой подход стимулирует детей активно участвовать в культурной и общественной жизни школы, выполнять творческие задания и, конечно же, хорошо учиться.

Дети получают на дом только часть заданий. Большую часть они выполняют в школе

Домашние задания — настоящая проблема не только для учеников, но и для их родителей. Особенно тяжело приходится учащимся старших классов, когда у мам и пап недостаточно знаний, чтобы помочь ребенку, и нет возможности обратиться к репетитору. В среднем школьники тратят на домашнюю работу от 2 до 4 часов в день, из-за чего у них нет времени на хобби и полноценный отдых.

Удобно, когда дети делают задания в школе самостоятельно. Если кто-то что-то не понял, он может обратиться к однокласснику, который разбирается в материале, или к учителю. Педагог в таком случае быстро получает обратную связь, как ребенок усвоил материал.

А еще это способ формирования самостоятельности, организованности, ответственности.

Для самоподготовки важно выделить четко ограниченное время после уроков. Однако ряд заданий целесообразно оставлять для домашней работы, например просмотр учебных видео, чтение, творческие работы и т.д.

Эффективная система воспитания

Все без исключения дети нарушают дисциплину. И очень важно не просто пресечь неправильное поведение, а выработать в ребенке желание вести себя хорошо. Для этого дать ему время обдумать свой поступок, понять его причины.

Это даст школьнику понять, что плохое поведение опускает его на ступень ниже — к нему относятся как к ребенку, разговаривают как с маленьким. Чтобы вернуть достойное отношение преподавателя, учащийся должен снова вести себя согласно правилам и договоренностям..

Хороших результатов можно достичь, если ученик осмысляет свое поведение письменно, например, отвечает на ряд вопросов:

Что я при этом чувствовал?

Что я могу сделать, чтобы этого больше не повторялось?

Так ребенок научится сдерживать свои порывы, контролировать себя и вовремя останавливаться.

Развитая школьная инфраструктура

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому она должна решать вопросы не только обучения, но и здоровья, социальной адаптации, культурного развития и профессионального ориентирования. С этой точки зрения идеальное учебное заведение — это мини-город, в котором присутствуют не только учебные классы, но и спортивные и игровые комплексы, а также возможность для занятий наукой, творчеством, конструированием и т.д.

В современных реалиях реализовать это в каждой школе невозможно, но каждый классный руководитель в силах устраивать регулярные экскурсии, походы в парки развлечений и игровые зоны и т.д.

Очень важно уделять внимание двигательной активности и сенсорной интеграции, ведь от них зависят моторные навыки и познавательная активность детей.

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Ранним подъемам – бой

В старших классах детям нужно дать возможность выбирать предметы по интересам. Так они смогут углубиться в знания, которые им в будущем пригодятся при поступлении в вуз. Если школьник мечтает стать биологом, то надо дать ему право изучать профильные предметы больше остальных.

Учёба должна быть дозированной

Ученики считают, что нужно полностью переходить на пятидневную форму обучения. Одного дня школьникам не хватает для того, чтобы отдохнуть и восстановится от нагрузки. Кстати, многие школы уже идут по этому пути. Возможно это нововведение станет общим для всех школ страны.

Больше русского языка и литературы

Есть специалисты, которые уверены в том, что нужно увеличить количество часов гуманитарных предметов. Дети должны углубляться в изучение русского языка и литературы. Только так можно привить подрастающему поколению любовь к родному языку и наследию.

Отказаться от ЕГЭ

Отмена ЕГЭ – это притча в языцех. Уже много лет ведутся споры вокруг этого государственного экзамена. Кто-то говорит, что это отличная проверка знаний выпускника. Другие же уверены, что ЕГЭ не учит школьника думать.

Некоторые ученики просят увеличить количество совместных активностей. Школьники могли бы чаще выезжать на спектакли, концерты, походы, музеи и т.д. Это бы не только скрепляло коллектив, но и привело бы к духовному обогащению учеников.

Моральное устаревание: 14 вещей, которые пора изменить в школьном образовании - слайд

Минусы старой школы таковы.


Радикально меняется само общество, а старая школа продолжает выпускать посредственностей. Мы находимся в разгаре Четвертой промышленной революции, которая изменит мир сильнее, чем все три предыдущие, вместе взятые. Перемены становятся нормой, а унифицированным выпускникам старой школы будет крайне сложно конкурировать в новом мире.


Основная задача сегодня — это не набить ребенка знаниями, а научить его получать их самостоятельно. В течение своей жизни он, скорее всего, будет учиться и переучиваться постоянно.


Контроль и дисциплина — это идея фикс старой школы. Школа постоянно унижает чувство собственного достоинства ребенка, образование становится мучением.


Существующая система поощрений и наказаний работает очень плохо. Уровень школы определяется по оценкам ее учеников. Это приводит к инфляции оценок и снижению требований, предъявляемых к учащимся. Детей оценивают, сравнивая их друг с другом. В школе принято наказывать за ошибки, хотя ошибки — это один из основных способов познания мира, доступный человеку


Учителя перегружены ненужной работой и отчетностью. Количество учителей в классе слишком мало для успешного обучения.


Так называемое патриотическое воспитание в школе соответствует скорее феодальному строю, а не современному государству.


Школа практически не использует самый эффективный способ обучения — игру. Старая школа панически боится мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров.


Школьные знания оторваны от жизни, и 90% из них забывается очень быстро — за ненадобностью. Школа натаскивает ребенка на сдачу экзаменов, а не готовит его к жизни.


Школьные учебники очень сильно устарели. Многое из того, что в них сказано, давно не соответствует действительности


Школа учит решению задач, у которых существует один или два правильных ответа. В жизни такие задачи будут встречаться крайне редко.


Старая школа — это нечто среднее между казармой, тюрьмой и фабрикой. Находиться в такой школе после уроков не хочется никому.


У школы практически нет конкурентов, а монополизм смертельно опасен для любого вида деятельности.

Многие люди считают, что ребенок идет в школу и там умнеет. Это не совсем так — ребенок умнеет потому, что он растет и развивается. И часто школа ему в этом мешает. Яркие и талантливые выпускники появляются не благодаря, а скорее вопреки сегодняшней школе. Проблема с реформой образования состоит в том, что ее результат будет виден только через десятки лет. Но Россия сильно отстала от развитых стран, и у нас есть возможность учиться на чужих ошибках, а не совершать собственные. Тому, кто идет вторым, всегда легче. А другая проблема покажется вам довольно странной. Дело в том, что дети настолько пластичны, что с ними работает практически все. Именно поэтому подзатыльник и окрик так сильно распространены в нашей стране.

Читайте также: