В чем различие индивидуального и нормативного договора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нормативный договор — это соглашение, содержащее общеобязательные правовые нормы и заключенное с участием уполномоченных государственных органов.

Нормативный договор является одним из видов источников права, он санкционирован несколькими субъектами правотворчества, обязателен для выполнения формально неопределенной или многочисленной группой лиц. Нормативный договор может заключаться между государствами (международные договора) или в пределах одного государства (между субъектами Федерации и самой Федерацией).

Нормативные договоры, в отличие от договоров-сделок, не носят разово-индивидуального характера. Стороны, заключающие договор, создают новую правовую норму, выступают правотворческими субъектами. Нормативные договоры, в отличие от нормативных актов, являются результатом соглашения равноправных субъектов и касаются деятельности, которая представляет общие интересы.

В нормативных договорах содержится волеизъявление сторон относительно прав и обязанностей, устанавливается их объём, последовательность реализации, закрепляется согласие выполнять принятые обязательства на добровольной основе. Нормативные договора широко распространены в конституционном, трудовом и гражданском праве, являются проявлением нормативной саморегуляции.

Нормативный договор как источник права должен содержать правовые нормы. Например, договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между государственными органами власти РФ и исполнительными органами субъектов Федерации; в сфере трудового права — индивидуальные и коллективные договоры.

Нормативный договор — это соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Как источник права нормативный договор имеет наибольшее значение для конституционного и международного права и все больше применяется в сфере трудового и гражданского права.

Признаки и особенности нормативного договора

Нормативные договора обладают общими и собственными признаками и особенностями.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие признаки нормативных договоров:

  • носит согласительный и взаимно обязательный характер;
  • стороны свободно изъявляют свою волю;
  • носит эквивалентный, чаще возмездный характер;
  • обеспечивается в законодательном порядке.

Собственные признаки и особенности нормативного договора:

  • является актом правотворчества;
  • содержит нормы права общего и обязательного характера;
  • содержит принципы права;
  • имеет преимущественно публичный характер.

Достоинства и недостатки нормативного договора как источника права

Как источник права нормативный договор имеет свои достоинства и недостатки, что важно учитывать при его использовании.

Достоинства нормативного договора:

  • помогает упорядочить управленческие взаимосвязи, разграничивает и фиксирует предметы ведения, права и обязанности сторон, полномочия;
  • способствует достижению компромисса между разными интересами сторон путем согласования всех важных условий договора;
  • способствует демократизации управления;
  • взаимовыгоден для его сторон;
  • способствует росту правосознания субъектов процесса и др.

Основной недостаток договорного регулирования — возникновение определенных сложностей при определении статуса договорных актов в иерархии источников права, когда сторонами договора являются разноуровневые субъекты правотворчества. Вопрос о юридической силе договора появляется при сопоставлении конституционно-правовых (внутригосударственных) договоров и федеральных законов.

Согласно Конституции, с помощью нормативного договора могут регулироваться взаимоотношения внутри субъектов РФ. Нормативным договором могут регулироваться взаимоотношения автономных округов, входящих в состав субъектов РФ (области или края). Такие договора заключаются, с одной стороны, между органами государственной власти автономного округа, и органами государственной власти области или края, с другой стороны.

Договорных отношений такого высокого статуса нет ни в одном федеративном государстве. В тех странах, где практикуются соглашения между центральным правительством и субъектами федерации (Австрия, Германия), они носят подзаконный вспомогательный характер. В РФ договоры воспринимаются заключившими их регионами как особая индульгенция на невыполнение федеральных законов, а некоторыми республиками (Башкортостан, Татарстан) рассматривается в качестве учредительных актов, принимающих конфедеративный характер отношений с Россией.

Договорное разграничение полномочий и предметов ведения привело к дальней суверенизации субъектов РФ, к неконституционному перераспределению предметов ведения (ст. 71, 72 Конституции), другим нарушениям федерального законодательства. Регионы, вопреки конституционным нормам о равноправии субъектов во взаимоотношениях с центральными органами власти, приобрели разный объем прав и обязанностей. Это в определенной степени дискредитировало договорное регулирование. Принятие поправок к федеральному законодательству несколько изменило ситуацию. Заключать нормативные договора стало возможным только в случаях, если это обусловлено географическими, экономическими и иными особенностями субъекта Федерации.

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).




Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствие с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора является работодатель и работник.

Договор выполняет функцию формирования правовых связей между определенными лицами. Правомерность и направленность договора обуславливает его организационную функцию, в процессе реализации которой формируются конкретные правовые связи субъектов гражданского права.

Он не только создает взаимодействие между субъектами, но также определяет требования к порядку и последовательности всех действий, совершаемых участниками договорных отношений. Таким образом, договор выполняет регулирующую функцию — предусмат­ривает правовой режим поведения лиц в рамках возникшей связи.

Каждый договор является самостоятельным волеизъявлением субъектов и конкретным юридическим фактом и правовым актом между сторонами. Поэтому имущественные отношения, на создание и регулирование которых направлен договор, носят самостоятельный характер и обладают своим собственным конкретным содержанием. Договор является правомерной сделкой, поскольку правомерные действия и соглашения сторон находятся в правовом поле и должны соответствовать или не противоречить закону. В связи с этим на договоры распространяются нормы о недействительности сделок. Наряду с этим, договор является основным способом оформления отношений участников гражданского оборота и определения их объема прав и обязанностей. Согласуясь с общими началами гражданского права договор не должен также противоречить и добрым нравам и обычаям делового оборота.

ст. 58 ТК классифицирует их лишь по сроку договора: 1) на неопределенный срок (т. е. для постоянной работы) и 2) на определенный срок (т. е. срочный) не более пяти лет, если иной срок не установлен Кодексом или иным федеральным законом. Часть вторая этой статьи ограничивает сроки заключения срочного договора. Срочный договор заключается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, т.с. должны быть учтены два указанных обстоятельства, если иное не предусмотрено Законом. Но классификация ст. 58 ТК не отражает всех видов трудовых договоров, а следовательно, и их особенностей; каждый из двух указанных в ней видов имеет свои разновидности, отличающиеся по содержанию трудового договора и часто по порядку его заключения. Поэтому мы каждый из указанных по сроку двух видов договоров классифицируем так же – по содержанию и порядку его заключения.

Трудовой договор на неопределенный срок может быть:1) обычным, заключаемым в большинстве случаев;2) заключаемым по специальному законодательству;3) заключаемым при приеме на должность государственной службы;4) с работником, принимаемым по конкурсу;5) с молодым квалифицированным рабочим или молодым специалистом, принимаемым по направлению соответствующего образовательного заведения (профтехучилища, вуза, техникума и др.);6) по совмещению профессий;7) по совместительству;8) для надомной работы;9) с нештатным работником;10) с работающим у граждан по договорам (контрактам) – домашние работницы;11) с основными работниками транспорта;12) с работниками с вахтовым методом работы и др.

Срочный договор может быть заключен на любой другой срок не свыше 5 лет.

Следовательно, из 32 видов трудовых договоров более 12 – с неопределенным сроком и 20 срочных. Одним из оговариваемых сторонами трудовых договоров необходимых условий должно быть условие о виде соответствующего договора, иначе это будет обычный трудовой договор для постоянной работы.

В ТК указаны особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В нем указаны следующие категории:

1) женщины и другие лица с семейными обязанностями (гл. 40);2) работники моложе 18 лет (гл. 41);3) руководители организаций и члены коллегиального исполнительного органа организации (гл. 42);4) совместители (гл. 43); 5) временные работники, принятые на срок до двух месяцев (гл. 44);6) сезонные работники (гл. 45); 7) работники с вахтовым методом работы (гл. 46);8) работающие у работодателей – физических лиц (гл. 47);9) надомники (гл. 48);10) работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 48);11) работники транспорта (гл. 50); 12) педагогические работники (гл. 51);13) работники, направленные на работу за границей в дипломатические, консульские и представительские учреждения федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ (гл. 52) и др.

Соглашение– это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим .ам:1) оплата труда; .2) условия и охрана труда;3) режимы труда и отдыха;4) развитие социального партнерства;5) иные .ы, определенные сторонами соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения:

1)генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне);2) региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ);3) отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей); 4) территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);5) иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ.

Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть: при заключении генерального соглашения – общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ; при заключении регионального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ; при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Министерства здравоохранения и социального развития, если соглашение заключается на федеральном уровне); при заключении территориального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели иногда стоят перед выбором: заключить с гражданином трудовой или гражданско-правовой договор. О том, каковы существенные различия между этими видами договоров, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павленко Викторию и Кикинскую Анну.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Под гражданско-правовым договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). При оформлении гражданско-правовых отношений с гражданином, производящим какие-либо действия в интересах организации или индивидуального предпринимателя, широкое распространение получили договоры подряда, поручения и возмездного оказания услуг. Предметом таких договоров может являться выполнение определенного задания (заказа, поручения), то есть конкретного, конечного объема работ или услуг. Подрядные отношения регулируются гл. 37 ГК РФ, правоотношения, возникающие по договору поручения, - гл. 49 ГК РФ, а по договору возмездного оказания услуг - гл. 39, а также параграфом 1 гл. 37 ГК РФ в части, не противоречащей гл. 39 ГК РФ.

Гражданско-правовой договор имеет принципиальные отличия от трудового договора. Перечислим главные из них:

  • По договорам оказания услуг или выполнения работ исполнитель (подрядчик) обязан выполнить конкретное задание (задания) заказчика, которое известно еще в момент заключения договора (ст. 779, ст. 702 ГК РФ). По трудовому же договору работник должен работать по конкретной должности в соответствии со штатным расписанием, по определенной профессии, специальности и выполнять все поручения руководства по мере их поступления (ст. 57 ТК РФ). В трудовых отношениях работодателя интересует прежде всего сам процесс трудовой деятельности работника, а в гражданско-правовых - конкретный результат.
  • Исполнители и подрядчики сами определяют порядок выполнения возложенных на них договором обязанностей и делают это за свой счет, если иное не установлено договором (ст. 704, ст. 783 ГК РФ). Работник же должен следовать установленным правилам внутреннего трудового распорядка, в том числе соблюдать режим рабочего времени. Кроме того, работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым для выполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ), выплачивать компенсацию за использование сотрудником в работе своего имущества (ст. 188 ТК РФ) и возмещать иные расходы персонала, понесенные в интересах работодателя (ст. 164 ТК РФ).
  • Трудовая функция всегда выполняется работником лично. Участвуя в гражданских правоотношениях, если запрет не установлен, исполнитель (подрядчик) может привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц (ст. 313 ГК РФ).
  • Исполнители и подрядчики получают не заработную плату, а предусмотренное договором вознаграждение, которое выплачивается не каждые полмесяца, как зарплата, а в порядке, установленном договором.
  • Исполнители и подрядчики обязаны в полном объеме возместить причиненные ими убытки (ст. 723, ст. 783 ГК РФ). По трудовому договору работник несет полную материальную ответственность лишь в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.
  • Если с физическим лицом заключен гражданско-правовой договор, то на него не распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (отпуска, больничные и т.п.).

Суды при рассмотрении вопроса об отграничении трудового договора от гражданско-правового руководствуются аналогичными критериями. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 N А33-4217/2006-Ф02-5620/06-С1 разъяснено, что основными признаками, позволяющими отграничить трудовой договор от гражданско-правового, являются:

  • личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия);
  • организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку; его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);
  • выполнение работ определенного рода, а не разового задания;
  • гарантия социальной защищенности.

Согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. При этом в статье оговорено, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Например, можно ознакомиться с такими судебными решениями по признанию договоров гражданско-правового характера фактически регулирующими трудовые отношения, как постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.07.2006 N А33-19664/2005-Ф02-2961/06-С1 и от 24.04.2008 N А33-8071/2007-Ф02-1640/2008, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.03.2008 N 25-В07-27.

Обращаем внимание, что, когда речь идет о гражданско-правовом договоре, в его тексте должны быть оговорены условия, характерные именно для гражданско-правовых отношений. Использование в его тексте таких присущих трудовым отношениям терминов, как "должность", "заработная плата", "прием на работу", "увольнение", "режим работы", может свидетельствовать о заключении трудового, а не гражданско-правового договора.

Однако соблюдения одних только формальных признаков недостаточно. Необходимо, чтобы существующие отношения соответствовали характеру заключенного договора. Как отмечено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.01.2008 N А56-45362/2006, само по себе наименование договора не может служить достаточным основанием для причисления его к трудовым или гражданско-правовым договорам, основное значение имеет смысл договора, его содержание.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павленко Виктория и Кикинская Анна

Читайте также: